29 июля в 12:01 по пекинскому времени (04:01 UTC) со стартового комплекса №94 на площадке 43 Центра космических запусков Цзюцюань произведен пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y62), которая вывела на расчетную солнечно-синхронную орбиту специализированный стереокартографический спутник «Тяньхуэй-1» №04 (TH-1 04).

Пуск РН CZ-2D 29 июля 2021 г.

Сразу после старта агентство Синьхуа и участвовавшие в подготовке и осуществлении старта фирмы сообщили минимум информации о запущенном КА. Сообщалось лишь, что он разработан Космической спутниковой компанией «Дунфанхун» в составе Китайской исследовательской академии космической техники CAST и предназначен «для научно-экспериментальных исследований, изучения земель и ресурсов, картографии и других целей».

Эмблема запуска. Три орла на фоне гор напоминают о трех предыдущих аппаратах

Название аппарата подразумевает преемственность по отношению к трем предыдущим спутникам «Тяньхуэй-1», запущенным 24 августа 2010 г., 6 мая 2012 г. и 26 октября 2015 г. с этого же космодрома таким же носителем.

Эти спутники были подробно описаны в «Новостях космонавтики» (№12, 2015). Напомним, что аппарат массой около 1000 кг на платформе CAST-2000 оснащен целевой аппаратурой Чанчуньского институтом оптики, точной механики и физики CIOMP следующего состава:

* трехканальная картографическая линейно-матричная ПЗС-камера с разрешением 5 м в полосе шириной 60 км, телескопы которой смотрят в надир и под углом 25° вперед и назад по направлению полета;

* мультиспектральная камера с разрешением 10 м, работающая в четырех спектральных полосах видимого и ближнего ИК-диапазона;

* камера высокого разрешения, ведущая панхроматическую съемку с разрешением 2 м в полосе шириной 64 км.

Почти шестилетний промежуток после третьего старта дает основания думать, что 04-й аппарат существенно модернизирован по сравнению с предшественниками. Пока, однако, никакой информации о характере и объеме модернизации нет, и даже законопослушные участники китайского форума 9ifly задаются вопросом, а зачем в план 14-й пятилетки включили запуск TH-1 04, если есть аналогичные по назначению аппараты «Цзыюань-3» и даже более совершенный «Гаофэнь-7».

Запуск четвертого аппарата в серии «Тяньхуэй» был анонсирован 1 июля в длинной серии поздравлений к 100-летию КПК, в которой среди прочих отметилась и его команда испытателей. Предполагалось, что старт состоится 27 июля, но когда 24 июля были объявлены запретные районы падения отделяющихся частей, стало ясно, что он назначен на 29 июля.

Головную часть везут на стартовый комплекс

Подготовка старта пришлась на жаркое время года – температура в Цзюцюане достигала +42°C. Пришлось изменить схему заправки носителя, перенести время начала работы с девяти на семь утра и принять другие меры, чтобы свести к минимуму воздействие жары на системы носителя и полезного груза.

Во время подготовки и пуска носитель взаимодействовал с новой интегрированной наземной системой измерений, которая введена в строй на полигоне Цзюцюань для работы с носителями шанхайской разработки CZ-2D, CZ-4B и CZ-4C.

Ракета на старте

Это был 54-й пуск ракеты CZ-2D, способной вывести полезный груз массой 1200 кг на стандартную солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км.

Создатели ракеты посвятили пуск 60-летию Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST, история которой ведет отсчет с 1 августа 1961 г., с учреждения Шанхайского 2-го управления электромеханической промышленности (上海市第二机电工业局). В настоящее время SAST имеет в своем составе 17 исследовательских институтов, 10 компаний и 10 производственных единиц и осуществляет разработки во всем спектре ракетно-космической техники, от боевых ракет и космических носителей до КА различного назначения.

Протокол о пуске подписал секретарь парткома полигона Цзян Ханьминь.

Добавим, что впервые в истории Китай выполнил шесть космических стартов за календарный месяц.