12.11.2020

Второй «китайский Inmarsat»

12 ноября 2020 г. в 23:59.04.053 по пекинскому времени (15:59:04 UTC) со стартового комплекса №2 Центра космических запусков Сичан был произведен успешный пуск РН «Чанчжэн-3B» (CZ-3B/GIII №Y73). Примерно через 25 минут она доставила спутник «Тяньтун-1» №02 на расчетную геопереходную орбиту.

Пуск РН CZ-3B 11 ноября 2020 г.

«Тяньтун-1» №02 (天通一号02星) представляет собой геосинхронный спутник для одноименной системы мобильной связи, спроектированный и изготовленный Генеральным департаментом спутников связи и навигации Китайской исследовательской академии космической техники CAST. Первый КА этого типа был запущен 6 августа 2016 г. (см. «Новости космонавтики» №10, 2016). Оба спутника сделаны одной командой, во главе которой стояли главный конструктор КА Чэнь Минчжан (陈明章) и административный руководитель Бянь Бинсю (边炳秀) – он же руководитель группы испытателей спутника на полигоне.

Решение о создании собственной системы спутниковой мобильной связи в Китае было принято после разрушительного землетрясения в Вэньчуане 12 мая 2008 г., когда все наземные средства связи в районе бедствия вышли из строя, и спасателям приходилось полагаться на зарубежные космические средства (Iridium, Inmarsat, Thuraya). В июле 2008 г. академики Сунь Цзядун (孫家棟) и Шэнь Жунцзюнь (沈榮駿) обратились с соответствующим предложением в ЦК КПК, и после трех лет исследовательских работ и надлежащего обоснования проект был утвержден к реализации.

Аппараты типа «Тяньтун-1» рассматриваются как китайский аналог зарубежных спутников мобильной связи 3-го поколения (таких как Inmarsat 4) и одновременно как ключевая часть космической информационной инфраструктуры КНР. Спутники «Тяньтун-1» и наземная система мобильной связи формируют единую сеть, которая будет предоставлять надежные и стабильные услуги мобильной связи в любую погоду и при любых условиях на территории Китая и прилегающих к нему стран, на Ближнем Востоке и в Африке, а также на большей части Тихого и Индийского океанов, то есть в пределах «пояса и пути».

Система «Тяньтун-1» включает в себя космический сегмент, наземный сегмент, обеспечивающий ее функционирование и сопряжение с имеющейся телекоммуникационной инфраструктурой, и пользовательский сегмент – носимые и возимые терминалы, в том числе смонтированные на машинах, самолетах и кораблях Народно-освободительной армии Китая и гражданских ведомств.

Первый КА «Тяньтун-1» на платформе DFH-4 со стартовой массой 5400 кг и 12-летним сроком активного существования был оснащен большой антенной с рефлектором диаметром 12.5 м. Бортовая полезная нагрузка формировала 109 лучей для охвата материкового Китая и территориальных вод в пределах первой цепи прибрежных островов. Кроме того, имелись два луча морской зоны, один из которых был нацелен на западную часть Тихого океана в пределах второй цепи островов, а второй на северную часть Индийского океана – Бенгальский залив и Андаманское море. Канал связи от пользователя до спутника работал в S-диапазоне частот, а от спутника до наземной станции – в C-диапазоне. Один спутник был способен обслуживать до 300 тысяч пользователей одновременно.

«Тяньтун-1» №01 стартовал в ночь на 6 августа 2016 г. К 13 августа аппарат был довыведен на рабочую геосинхронную орбиту наклонением 5.0°, прошло развертывание основной антенны, а 18 августа запустили бортовой ретрансляционный комплекс. С августа 2016 г. и до настоящего времени спутник устойчиво работает в позиции 101.4°в.д. на геосинхронной орбите, наклонение которой постепенно снижается и уже достигло 2.8°.

Анимация раскрытия СБ КА "Тяньтун-1" №02.

Тестирование нового КА включало в себя проверку условий мобильной связи через спутник со всех границ Китая, на которую ушло более полугода. В марте 2018 г. началась опытная эксплуатация системы, по итогам которой 18 декабря 2019 г. Министерство промышленности и информатизации КНР одобрило ее для коммерческого использования. 10 января 2020 г. система была официально предложена всем гражданам Китая. Тогда она уже насчитывала почти 30000 пользователей, а к 2025 г. по прогнозам это число превысит три миллиона. Заинтересованные лица должны обратиться для подключения к официальному оператору – компании China Telecom. Стоимость пакета услуг составляет 1000 юаней (около 150 $) в год, сюда включены 750 минут разговоров.

Носимый терминал китайского производства массой около 250 г обеспечивает пользователю возможность телефонной связи через спутник, передачи коротких сообщений и данных со скоростью до 9600 бит/с и местоопределения. Кроме того, он может исполнять функции обычного сотового телефона для работы в сетях 4G. Пользователям предлагаются также специализированные терминалы для передачи данных и доступа в Интернет со скоростью до 384 кбит/с.

Терминалы для работы через КА "Тяньтун-1".

Сразу после запуска первого КА сообщалось, что второй и третий спутники, для которых отвели позиции 92.2° и 125.7°в.д., будут изготовлены на более тяжелой платформе DFH-5 с соответствующим увеличением мощности ретрансляционного комплекса и диаметра основной антенны. Однако – вероятно, из-за длительной задержки с вводом в эксплуатацию носителя «Чанчжэн-5», способного запустить такие аппараты, – разработчики пошли на копирование первого КА с некоторыми изменениями и оптимизацией для большего удобства в работе. Срок службы второго спутника остался прежним – 12 лет. Запуск третьего спутника, сделанного по тому же проекту, ожидается в течение ближайших двух месяцев.

Ракета CZ-3B на старте.

Первая достоверная информация о подготовке к запуску КА «Тяньтун-1» №02 была опубликована 5 октября. Реальная дата старта стала известна утром 12 ноября из сообщений о закрытии для полетов авиации районов падения ступеней носителя.

Во время подготовки произошла утечка из бака ускорителя №3.

Это был 352-й пуск носителя из семейства «Великий поход», 115-й для ракет типа CZ-3A и 71-й для версии CZ-3B. Ракету изготовили в Китайской исследовательской академией ракет-носителей CALT по третьему варианту модернизации (GIII). В числе технологических новшеств, примененных при ее производстве, было названо изготовление сферического днища бака топливного бака бокового ускорителя из цельной заготовки, а не путем сварки из семи сегментов, как раньше, с 50-процентным сокращением времени производства и удешевлением контроля качества. Кроме того, на третьей ступени носителя изменен порядок захолаживания двигателя, что позволило сократить на 10 кг необходимый для этого резерв топлива.

Измерения на этапе выведения обеспечивал корабль морского командно-измерительного комплекса «Юаньван-5».

Поделиться в соц. сетях
330