15.09.2020

Морской старт по заказу

15 сентября 2020 г. в 09:23:33 пекинского времени (01:23:33 UTC) с морской платформы «Дебо-3» в акватории Желтого моря был осуществлен коммерческий пуск китайского носителя «Чанчжэн-11H» (CZ-11H №Y2) с девятью микроспутниками дистанционного зондирования Земли «Цзилинь-1», которые были успешно выведены на солнечно-синхронную орбиту со сходными параметрами:

* наклонение – 97.53°;

* минимальная высота – 530.6 км;

* максимальная высота – 546.1 км;

* период обращения – 95.41 мин.

Это был второй в истории Китая морской космический старт – первый состоялся 5 июня 2019 г. В роли командного судна выступал морской спасатель «Бэйхайцзю-101» (北海救101号). Пусковая установка была смонтирована на большой самоходной барже «Дэбо-3» (德渤3号), построенной в 2017 г. и приписанной к порту Яньтай. Ее длина 159.6 м, ширина 38.8 м, дедвейт 20244 т.

Корабли китайского морского старта в порту Хайян.

Спутники прошли выходной контроль на предприятии-изготовителе 19 августа и на следующее утро были отправлены для подготовки к запуску в г. Хайян провинции Шаньдун. Там они были состыкованы с носителем и погружены на «Дэбо-3». 13 сентября в 10:20 утра командное судно и морской стартовый комплекс вышли в море из Восточного космического порта г. Хайян.

Ракета CZ-11H на стартовом судне.

Ракета CZ-11H на стартовом судне.

Точка старта имела координаты 34°19’с.ш., 123°46’в.д. и находилась в 373 км юго-восточнее Циндао. Морской старт пришлось вывести значительно восточнее, чем в июне 2019 г. (34°54’с.ш., 121°11’в.д.), чтобы осуществить пуск в южном направлении. Тем не менее заявленная зона падения первой ступени находилась в море прямо напротив Шанхая, а трасса полета задевала побережье провинции Чжэцзян и пересекала остров Тайвань.

Состоявшийся старт стал 346-м для ракет семейства «Чанчжэн» («Великий поход»). Техническое руководство пуском, как и в первый раз, осуществлял Центр космических запусков Тайюань.

Пуск РН CZ-11H 15 сентября 2020 г.

Четырехступенчатая ракета CZ-11H (буква H соответствует иероглифу 海 («хай»), море) запускается из транспортно-пускового контейнера, установленного вертикально. Носитель наибольшим диаметром 2.0 м и длиной 20.8 м имеет три твердотопливные ступени и доводочную жидкостную ступень для скругления орбиты в апогее и последующего увода. Стартовая тяга РДТТ первой ступени – 120 тс при массе ракеты 57.6 т. Заявленная грузоподъемность – 350 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км или 700 кг на орбиту высотой 200 км. Начиная с сентября 2015 г. состоялись успешные пуски 10 ракет этого типа – восемь с сухопутных космодромов и два с морской платформы.

Подготовка РН CZ-11H.

Суммарная масса полезного груза составила 360 кг, не считая адаптера. Он состоял из девяти спутников семейства «Цзилинь-1» двух разных типов: трех аппаратов видеосъемки «Цзилинь-1 гаофэнь 03C» (吉林一号高分03C卫星) и шести спутников с линейным формированием изображения «Цзилинь-1 гаофэнь 03B» (吉林一号高分03B卫星). Слово «гаофэнь» в данном случае используется как термин – «высокое разрешение», совпадение с названием семейства КА государственной гражданской и военной программы Китая случайно. Вместе они образуют 1-ю группу спутников типа «гаофэнь 03».

Девять спутников группы "Цзилинь-1 гаофэнь 03" в готовности к отправке.

Аппараты разработаны и изготовлены компанией «Чангуан» в Чанчуне, административном центре провинции Цзилинь. Полностью она называется Спутниковая техническая компания «Чангуан» (长光卫星技术有限公司, чангуан вэйсин цзишу юсянь гунсы). Фирма была создана 1 декабря 2014 г. на базе Чанчуньского института оптики, точной механики и физики CIOMP с целью коммерциализации его разработок в области космических оптико-электронных систем. Харбинский политехнический университет, основанный в 1920 г. как русский Техникум Китайской Восточной железной дороги и ставший впоследствии одним из ведущих технических вузов КНР, вошел в проект со своим опытом разработки малых КА.

«Отцы-основатели» компании «Чангуан» поставили перед собой задачу создания отдельной спутниковой группировки численностью в 138 КА для обслуживания интересов провинции Цзилинь. Сегодня эти наполеоновские планы уже не кажутся нереальными – в десяти успешных пусках на орбиту выведено 25 спутников группировки «Цзилинь-1», еще два потеряно в двух авариях. Компания численностью 502 человека способна производить 16 спутников одновременно и до 50 единиц в год. 16 апреля 2020 г. председатель правления и главный управляющий фирмы Сюань Мин (宣明) заявил, что первоначальный план развертывания группировки будет выполнен в 2023 г., на семь лет раньше, чем намечалось.

Представляется, что главной проблемой является теперь не производство и запуск этих спутников, а организация наземной прикладной системы, то есть инфраструктуры приема, обработки и использования спутниковой информации. Известно, что в системе «Цзилинь-1» используются наземные станции в Чанчуне, Каши и Санья.

Уже при 16 спутниках, работавших к середине 2020 г., их производительности было достаточно для обновления карты провинции Цзилинь с субметровым разрешением 6 раз в год, а карты Китая – 2 раза в год. Кроме того, 4 раза в год обновляется мультиспектральная карта Китая с пятиметровым разрешением и раз в год – на всю территорию Земли. С увеличением количества КА до 25 становится возможной ежегодная двукратная съемка мира и семикратная – территории КНР. Информацию системы сейчас используют 200 предприятий и организаций 20 отраслей в Китае, а также 10 зарубежных стран.

Модель КА "Цзилинь-1 гаофэнь 03A".

Прототипом девяти КА, запущенных 15 сентября, является спутник «Цзилинь-1 гаофэнь 03A», запущенный среди прочих 5 июня 2019 г. в первом старте с китайской морской платформы. Этот аппарат массой 39 кг построен вокруг компактной оптической системы соосного типа с апертурой 260 мм и фокусным расстоянием 2450 мм, масса которой близка к 10 кг, а энергопотребление составляет 55 Вт. Питание служебных систем и полезной нагрузки поступает от двух панелей солнечных батарей – фиксированной и раскрываемой. Он обеспечивает съемку с высоты 572 км в полосе шириной 18.5 км с разрешением 1.06 м для панхроматического канала (450-700 км) и 4.24 м в четырех мультиспектральных каналах видимого и ближнего ИК-диапазона (450-510, 510-580, 630-690, 770-895 нм) с разрешением 4.24 м. Спутник может перенацеливаться на ±45° от надира с соответствующими потерями в разрешении. Точность геопривязки снимков – 100 м. Канал передачи данных X-диапазона имеет пропускную способность 450 Мбит/с. 

Спутник "Цзилинь-1 гаофэнь 03A".

Спутники типа 03C и 03B представляют собой варианты исходного 03A c той же самой оптической системой, но с разными регистрирующими устройствами. Для видеоспутника это матрица размером 60 Мпикс (12Kx5K) с элементами размером 5.5 мкм, заимствованная со спутников типа «Цзилинь-1 шипинь». С высоты 535 км ее кадр которой покрывает площадь 14.4×6.0 км с разрешением 1.2 м на пиксель, как и заявлено для типа 03C. Аппарат с линейным формированием изображения, скорее всего, имеет в фокальной плоскости три матрицы с временной задержкой накопления сигнала с пикселями 4.5 мкм, длиной по 6144 элемента с небольшим перекрытием, что и дает разрешение около 1.0 м в полосе шириной свыше 17 км для типа 03B. Аппараты характеризуются исключительно низкой стоимостью в производстве – примерно 8 млн юаней (80 млн руб).

Два из трех аппаратов видеосъемки имеют собственные «спонсорские» наименования. Один называется «Билибили шипин вэйсин» (哔哩哔哩视频卫星) в честь одноименного китайского видеохостинга. Он получил это имя по наследству от аппарата 02E, погибшего 10 июля 2020 г. в первом пуске ракеты KZ-11 (см. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/74905.html ). Аппарату 03C-2 присвоено наименование «Ян шипин» (央视频号) в честь Центрального телевидения Китая.

Спутник "Цзилинь-1 гаофэнь 03С", посвященный компании "Билибили".

Аппараты выведены на солнечно-синхронную орбиту с прохождением нисходящего узла в 09:21 местного времени и, как было заявлено еще в начале года, должны полностью сформировать одну плоскость системы «Цзилинь». Неясно, однако, будут ли они распределены в ней «стихийным» образом, за счет небольшой разницы в периодах обращения, или разведены по плану. Во втором случае необходимы двигатели малой тяги, хотя бы газовые сопла; некий баллон, который мог бы содержать запас рабочего тела, на фотографиях КА просматривается.

Автор: Liss

Поделиться в соц. сетях
829