06.09.2020

Экспериментальный корабль стартует и возвращается

4 сентября в Центре космических запусков Цзюцюань состоялся пуск ракеты «Чанчжэн-2F» (CZ-2F) с экспериментальным космическим аппаратом многократного использования (可重复使用试验航天器, кэ чунфу шиюн шиянь хантяньци).

Как сообщило официальное агентство Синьхуа, экспериментальный аппарат будет находиться на орбите в течение определенного периода времени, прежде чем вернется в запланированное место посадки в Китае. В течение этого периода он будет «осуществлять в соответствии с планом верификацию многоразовых технологий и оказывать техническую поддержку мирному использованию космоса».

Запуск прошел в обстановке небывалой секретности. Однако его ждали, и ждали именно в этот день около 13:30 пекинского времени (05:30 UTC), так как накануне, 3 сентября, Китай выпустил предупреждения для авиации о закрытии двух районов во Внутренней Монголии и в провинции Шэньси с 05:22 до 06:00 и с 05:23 до 06:05 соответственно.

Напомним, что ракета CZ-2F была создана специально для запуска пилотируемых кораблей «Шэньчжоу» и впоследствии адаптирована для выведения на орбиту малых космических лабораторий «Тяньгун». На протяжении 20 лет она использовалась лишь 13 раз: 11 в версии Y с кораблями «Шэньчжоу» (пять беспилотных, шесть пилотируемых) и дважды в варианте T, без башенки системы аварийного спасения, с «Тяньгунами». Последняя версия имеет грузоподъемность около 8500 кг на низкую околоземную орбиту.

Есть основания полагать, что 4 сентября состоялся пуск аналогичного носителя №T3. Хотя официально не опубликованы ни фотографии носителя или пуска, ни видеозаписи, в китайском сегменте Интернета появилось две неофициальные видеосъемки старта с большой дистанции. На них видно, что носитель имеет вполне обычный обтекатель для ракет варианта T, а полезный груз полностью укрыт им.

Кадр из видеозаписи старта 4 сентября 2020 г.

Первая информация о предстоящем пуске CZ-2F вне рамок пилотируемой программы появилась 1 марта 2020 г., источником ее был главный конструктор двигателей на высококипящих компонентах топлива в 11-м институте Фэн Яохуэй (冯耀辉). 4 апреля появились дополнительные детали: спецпоезд с блоками ракеты CZ-2F был отправлен из Пекина 29 февраля и прибыл на полигон 2 марта.

Подготовка к пуску CZ-2F в апреле 2020 г.

Кроме того, 27 февраля  корабль «Юаньван-7» китайского морского командно-измерительного комплекса вышел в море для работы в Атлантическом океане, что бывает исключительно редко. Наблюдатели ожидали, что пуск состоится в апреле или мае, однако появившаяся 30 марта фотография вывоза ракеты на старт оказалась фейком, а «Юаньван-7» вернулся 6 июня в Шанхай без видимого результата.

Впрочем, 13 июля уже «Юаньван-6» вышел из порта с целью обеспечения космических пусков в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, и во второй половине августа занял позицию в южной части Атлантики.

Положение объявленных запретных районов на карте отличалось от использованных ракетами CZ-2F ранее и соответствовало наклонению орбиты около 45° вместо 42.4-42.8°, характерных для пусков по пилотируемой программе. В связи с этим известный нидерландский наблюдатель спутников Марко Лангбрук заметил, что и ожидаемое наклонение орбиты, и ее положение в пространстве подозрительно близки к известным для американского крылатого многоразового аппарата X-37B, который по состоянию на 20 августа сопровождается наблюдателями на орбите наклонением 45° и высотой 383x391 км.

Закрываемые районы под обычный пуск CZ-2F (показаны желтым) и под состоявшийся 4 сентября 2020 г. (голубым).

В сообщении о старте, выпущенном 4 сентября в 16:06 пекинского времени, не было указано даже его время, не то что параметры орбиты. Впрочем, американское Космическое командование довольно быстро обнаружило на орбите два новых китайских объекта с номерами 46389 и 46390 и международными обозначениями 2020-063A и -063B. Моделирование их движения назад во времени показало, что, во-первых, старт состоялся около 07:30 UTC, то есть 15:30 пекинского времени, а во-вторых, реальное  наклонение еще выше:

* наклонение орбиты – 50.20°;

* минимальная высота – 331.6 км;

* максимальная высота – 348.1 км;

* период обращения – 91.33 мин.

При этом оказалось, что китайский аппарат все-таки был выведен практически в одну плоскость с американским, только с другим, а именно – со спутником USA-276, запущенным 1 мая 2017 г. по заказу NRO на носителе Falcon 9 (полетное задание NRO L-76).

Движение КА USA-276 и китайского экспериментального корабля в течение часа после старта последнего.

6 сентября в 10:48 пекинского времени Синьхуа сообщило, что в этот день «китайский экспериментальный космический аппарат многоразового использования успешно приземлился… в заданном месте, завершив двухдневную орбитальную миссию».

Агентство добавило, что состоявшийся успешный полет «стал символом достижения Китаем важного прорыва в исследовании технологий многократно используемых космических аппаратов, а также предоставил полезный опыт для развития более удобных и недорогих методов космических поездок туда и обратно в целях мирного использования космоса».

Из орбитальных данных, выдававшихся Космическим командованием США, следует, что за неполные двое суток полета китайский аппарат не совершил заметных маневров. Первые два набора элементов соответствовали орбите высотой 339.8 км, последующие – от 338.8 до 339.0 км. Последний комплект был выдан с эпохой 5 сентября, 23:14 UTC.

Шестью часами позже появился первый набор элементов на объект 46395, который, как определил Марко Лангбрук, отделился от экспериментального корабля 5 сентября около 22:25 UTC.

Ни в одном из сообщений ничего не говорилось о том, является ли экспериментальный аппарат крылатым, или хотя бы способным к горизонтальной посадке на полосу аэродрома, подобно американскому шаттлу или X-37B. Однако уже 5 сентября международное сообщество экспертов «подобрало» для него вероятное место посадки – шестикилометровую полосу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, вблизи озера Лоб-Нор, в точке с координатами 40.78°с.ш., 89.27°в.д.

Посадочный комплекс в районе Лоб-Нор.

Исходя из того, что наземная трасса 29-го витка проходила всего в 20 км левее (севернее) этой посадочной полосы, известный американский эксперт Джонатан МакДауэлл предположил, что китайский аппарат совершил посадку именно там вскоре после 01:55 UTC, то есть 09:55 пекинского времени.

Кратковременность полета и отсутствие маневров заставляют отвергнуть какую-либо возможность сближения с другим орбитальным объектом. Объект 46395, оставленный на орбите перед посадкой, может быть, например, орбитальным отсеком корабля или блоком солнечных батарей.

Из неофициальных и полуофициальных источников известно, что на протяжении ряда лет Китай ведет разработку крылатого космоплана «Шэньлун», изображение которого представлено в заголовке статьи. Не исключено, что мы стали свидетелем его первого выхода на орбиту. Однако некоторые китайские авторы намекают, что «Шэньлун-1» является лишь изделием для атмосферных испытаний, а орбитальная версия носит название «Отянь-1» (遨天一号). Название состоит из иероглифов со значениями «гулять» и «небо», однако в действительности подобрано так, чтобы при транскрипции латиницей Aotian сокращалось до AT, подразумевая Aerospace Transport (аэрокосмический транспорт).

Во главе проекта аэрокосмического самолета стоят Пэн Сяобо (彭小波) как административный руководитель и Чжу Юнгуй (朱永贵) как главный конструктор. Сообщается, что с октября 2011 г. ведущую роль в нем играет Китайская исследовательская академия ракет-носителей CALT («1-я академия»). Ее представитель, директор 13-го отдела Центра НИОКР Яо Шидун (姚世东), является заместителем главного конструктора проекта.

Яо Шидун, заместитель главного конструктора.

В интервью, опубликованном 31 октября 2017 г., директор отдела общего проектирования Центра НИОКР Чэнь Хунбо (陈洪波) предсказал, что китайский многоразовый аэрокосмический аппарат совершит первый полет в 2020 г., и сопоставил его с американским XS-1 – экспериментальным космическим самолетом с вертикальным взлетом и горизонтальной посадкой.

Чэнь Хунбо заявил, что целью проекта является снижение стоимости выведения до 20% от существующей за счет многократного – свыше 20 раз – использования аппарата при коротком цикле подготовки.