13 декабря 2025 г. в 09:08:45 пекинского времени (01:08:45 UTC) с площадки 95A космодрома Цзюцюань был произведен пуск твердотопливного носителя «Куайчжоу-11» (KZ-11 №Y8) с китайскими коммерческими космическими аппаратами «Диэр-5» и «Сиван-5» (2).
Спутники были успешно выведены на низкую околоземную орбиту наклонением 41.4° и высотой около 515 км, а верхняя ступень РН уведена на орбиту с аномально высоким апогеем. Параметры начальных орбит, а также номера и международные обозначения объектов в американском космическом каталоге приведены в таблице.

Пуск РН KZ-11 с Цзюцюаня 13 декабря 2025 г.
Данные на объекты, запущенные 13.12.2025
| КА | Номер | Обозн. | Параметры орбиты | |||
| i | Hp, км | Ha, км | P, мин | |||
| Сиван-5 (2) | 67069 | 2025-296A | 41.35° | 505.4 | 525.1 | 94.93 |
| Диэр-5 | 67070 | 2025-296B | 41.36° | 503.2 | 525.7 | 94.91 |
| Ступень РН | 67071 | 2025-296C | 41.34° | 139.7 | 1366.7 | 99.89 |

Красный экран успешного старта
Основной полезной нагрузкой в данном пуске является КА для космических экспериментов «Диэр-5» (迪迩五号, Dier 5), разработчиком и оператором которого является Пекинская научно-техническая компания «Цзывэй Юйтун» (кит. 北京紫微宇通科技有限公司, бэйцзин цзывэй юйтун кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Ziwei Yutong Technology Co. Ltd., торговая марка AZSPACE). Он стал третьим в истории фирмы, которая основана в 2019 г. и которую возглавляет председатель Совета директоров, генеральный директор Чжан Сяомин (张晓敏).
«Цзывэй Юйтун» строит свой бизнес вокруг создания линейки орбитальных и возвращаемых аппаратов различного размера, предназначенных для размещения на коммерческой основе различных грузов, а в перспективе и перевозки пассажиров. Числа в наименовании типов означают массу полезной нагрузки, а для пилотируемых аппаратов – номинальное количество членов экипажа. В перечень разработок фирмы входят:
- Экспериментальный малый аппарат A10 для отработки технических решений и средств управления полетом и размещения полезных нагрузок малой массы и объема;
- Коммерческий аппарат B300 в двух вариантах – невозвращаемом B300-L и возвращаемом B300-F;
- Грузовой корабль C2000 для снабжения Китайской космической станции;
- Орбитальный пилотируемый корабль D5 с экипажем до пяти человек;
- Суборбитальный пилотируемый корабль D6 с экипажем от шести до девяти человек.
Помимо обозначения типа, КА компании получают имена в серии «Диэр». Изначально это было англоязычное обозначение DEAR (Discovery, Exploration, Advance, Recovery – открытие, исследование, продвижение, возвращение). Затем аббревиатуру транскрибировали «для своих» иероглифами 迪迩, которые уже в обратной транскрипции перешли в Dier латиницей и «Диэр» кириллицей.
Экспериментальный малый аппарат A10 по имени «Диэр-1» был запущен 17 декабря 2023 г. на ракете SQX-1 (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202892/) и выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой 490 км. Спутник отметился несколькими микроскопическими маневрами, наиболее заметный из которых, 7 февраля 2024 г., привел к увеличению средней высоты орбиты на 0.2 км, но в целом снижался естественным образом и сгорел в атмосфере 30 сентября 2025 г.
Вторым пускали объект с техническим обозначением B300-L01, официальным наименованием «Диэр-3» и личным именем «Вансинцзи», несущий коммерческую аппаратуру от более чем 30 заказчиков. Аппарат предполагалось вывести на солнечно-синхронную орбиту, однако пуск носителя «Лицзянь-1» 27 декабря 2024 г. оказался аварийным (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206536/).

Эмблема КА
Менее чем через месяц после аварии, 17 января 2025 г., «Цзывэй Юйтун» анонсировала четыре пуска спутников этой серии на начавшийся год. На июль планировался пуск орбитального аппарата B300-L02, на сентябрь – парный старт орбитального B300-L03 и возвращаемого B300-F01, на ноябрь – начало полета B300-L04. Интересно отметить, что первоначально за первым в этой серии пусков было закреплено наименование «Диэр-4», однако к маю его окончательно заменили на «Диэр-5» без объяснения причины. Возможно, оно было связано с переходом на другой носитель и изменение наклонения орбиты, но не исключена и обычная для китайцев нелюбовь к числу 4.

Проектный облик КА «Диэр-5»
Аппарат B300-L создан как экспериментальная платформа для продолжительных (до 1 года) экспериментов на орбите. Масса изделия B300-L02 близка к 600 кг. КА имеет диаметр 1.40 м при высоте 2.20 м, он выполнен в виде цилиндра с коническим навершием и подразделяется на служебный отсек, отсек полезной нагрузки и отсек сближения и стыковки.
Служебный отсек включает подсистемы электропитания, управления, ориентации, связи и двигательную установку. В нем расположены два бака с гидразином, а на внешней поверхности аппарата размещены ЖРД для поддержания орбиты. Система ориентации трехосная орбитальная, заявленная точность 0.01°, стабильность 0.005°/сек. Обеспечиваемые уровни микрогравитации – от 10-3 до 10-5. Система электропитания основана на двух трехсекционных тонкопленочных солнечных батареях размахом 6.00 м и может выдавать 600 Вт в постоянном режиме и до 1000 Вт краткосрочно (для полезной нагрузки – 200 и 400 Вт соответственно). Для пользователей доступно питание напряжением 5, 12 и 28 В и необходимые интерфейсы передачи информации. Аппарат обеспечивает сброс данных со скоростью до 300 Мбит/с.
Отсек полезной нагрузки предоставляет объем 1800 л для размещения исследовательской аппаратуры, общая масса которой достигает 300 кг. От «Диэр-3» новый КА отличается интеллектуальной системой управления полезной нагрузкой, которая позволит реализовать более сложные запросы пользователей и предоставить более «интерактивный» режим работы с аппаратурой на борту, причем количество одновременно работающих инструментов может достигать 100 единиц. Фактически на борту B300-L02 установлено 34 полезных нагрузки.

На сборке КА
Главным конструктором КА «Диэр-5» является Цзян Яньхуа (蒋炎华).

Погрузка для отправки в Пекин
9 апреля на новой производственной базе фирмы на улице Янмин округа Лянси города Уси провинции Цзянсу была начата сборка второго летного изделия под пуск в конце августа на ракете семейства «Куайчжоу». К 22 мая был собран служебный отсек, а к 12 июня – отсек полезной нагрузки. 22 июня аппарат был выпущен с предприятия в Уси и отправлен в Пекин для проведения вибрационных и термовакуумных испытаний. Первая часть этой программы была закончена к 5 августа, о ходе второй не сообщалось, но 16 октября 2025 г. B300-L02 был окончательно принят и признан годным к годовому автономному полету.

КА на испытаниях. Июль 2025 г.
Четыре дня спустя, 18 октября, Космическая ракетная техническая компания «Кэгун» провела мобилизационное совещание перед стартами своих твердотопливных носителей KZ-1A и KZ-11. Первый из них состоялся 5 декабря (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/210024/), а второй – 13 декабря. Стоит отметить, что уведомление о закрытии опасного района по трассе полета в Желтом море было выпущено 10 декабря, однако никто из космических экспертов не смог предсказать, какой именно носитель будет стартовать и откуда.

Красиво…
Для KZ-11 это был четвертый пуск, для ракет семейства «Куайчжоу» – 37-й, а для китайской космической программы в целом – 727-й. Носитель существенно отличался от использованного в третьем пуске 21 мая 2024 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/204439/) – некоторые наблюдатели полагают, что полетела модернизированная версия с внутренним обозначением KZ-11A, однако грузоподъемность была названа прежней – до 1000 кг на ССО высотой 700 км. Видимым внешним отличием ракеты Y8 было использование надкалиберного головного обтекателя диаметром 2.65 м при диаметре самой ракеты 2.2 м.

Команда испытателей на запуске «Шэньчжоу-21»
13 декабря B300-L02 был успешно выведен на орбиту, получив личное имя «Китайский город науки и техники» (中国科技城号, чжунго кэцзи чэн хао); имеется в виду город Мяньян на севере провинции Сычуань – место рождения китайской ядерной бомбы. Солнечные батареи КА раскрылись, обеспечив положительный баланс по электропитанию, была построена трехосная ориентация, а 15 декабря, судя по американским орбитальным данным, КА провел первую коррекцию орбиты с увеличением высоты примерно на 1 км. По состоянию на 17 декабря на борту все штатно.

Кадр бортовой камеры
Хотя спутник обращается сейчас на высоте около 515 км, официально заявлено, что в дальнейшем он будет работать на высоте 343 км. Не очень понятно, зачем устраивать такие сложности: даже если большая начальная высота требовалась аппарату-попутчику, логично было бы и оставаться на ней, так как затраты топлива на поддержание орбиты высотой 515 км многократно ниже, чем для 343 км. Стоит заметить, что изначально орбита наклонением 41.5° и высотой 343 км задавалась для спутников серии B300-F.
В публикации компании «Цзывэй Юйтун» от 17 декабря были подробно описаны шесть из 34 полезных нагрузок на борту КА.

Участники китайско-казахстанского эксперимента
Китайско-казахстанский эксперимент по технологиям «гибких» систем ДЗЗ имеет несколько ключевых задач: высокостабильное сопровождение целей с быстрыми маневрами, динамическое восприятие и компенсация ориентации платформы на основе гибких сенсоров, а также быстрое автономное распознавание изображений на базе операционной системы OpenHarmony с открытым исходным кодом. Участниками проекта являются Северо-Западный политехнический университет Китая и Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Консультантом проекта выступил академик Хуан Вэй, общим руководителем – профессор Юэ Сяокуй, заместителем руководителя – профессор КазНУ Зауре Баяновна Ракишева. В объединенной исследовательской группе участвовали более 20 специалистов и молодых исследователей из Китая и Казахстана. (В сообщении КазНУ говорится о запуске наноспутника «Казахстан – Китай», что неверно – в действительности это полезная нагрузка на КА «Диэр-5».)

Двигательная установка на нитрате гидроксиламмония
Даляньский институт химической физики испытывает на борту «Диэр-5» двигательную установку на нетоксичном экологически чистом топливе – нитрате гидроксиламмония (HAN). Установка включает один двигатель тягой 200 Н и четыре по 5 Н.

Радиационный детектор Шаньдунского университета
Шаньдунский университет разместил на КА анализатор нейтронов и заряженных частиц для мониторинга в реальном масштабе времени и количественного анализа радиационной обстановки в кабине. Этот прибор обеспечивает проведение экспериментов по космической селекции и исследование мутаций радиационного происхождения, а также позволяет определить ключевые параметры для радиационной защиты приборов и оборудования КА.

Биоблок с млекопитающими
Центром изучения мозга Северо-Западного политехнического университета совместно с «Цзывэй Юйтун» и рядом других исследовательских организаций создана бортовая биологическая установка AiTEM, что расшифровывается как AI-Assisted Twin Mouse Experimental Module. Фактически это экспериментальный блок, в котором живут две черные мыши-самца, а поскольку возвращение аппарата не предусмотрено, то судьба их печальна. Искусственный интеллект, обозначенный в названии, обеспечивает полностью автономное управление экспериментальным блоком, его мультифункциональной системой жизнеобеспечения и средствами мониторинга поведения животных в полете.

Мыши в биоблоке
Объектом исследования обозначены «инстинктивные поведенческие паттерны выживания в экстремальных космических условиях», а его цель – изучение нейропластичности мозга млекопитающих. Постановщиков интересуют поведение мышей в свободном полете, перемещение, преимущественные места пребывания и социальное поведение. Данные снимаются с использованием имплантируемого интерфейса «мозг – компьютер». Научным руководителем эксперимента является профессор Чэнь Цзюнь (陈军), а главным конструктором – Сунь Чун (孙冲).

Перец чили в наземном эксперименте
Сюньхуа-Саларский автономный уезд городского округа Хайдун провинции Цинхай поставил эксперимент по развитию семян перца чили в условиях микрогравитации и космической радиации. Предполагается, что возникающие мутации позволят создать новые сорта перца, адаптированные к жестким климатическим условиям в верхнем течении Хуанхэ.

Грибы сушеные экспериментальные
Компания Pengxi Luofeng из городского округа Суйнин провинции Сычуань отправила на орбиту упаковки сушеных грибов двух видов – желтых зимних опят и дождевиков игольчатых. Заявленная цель эксперимента очень проста – изучить воздействие условий невесомости на срок хранения и стабильность качества съедобных грибов. Кто будет проверять грибы на вкус после экспонирования на орбите, не сообщается. Разве что бедным мышкам скормить… Впрочем, в качестве рекламы для повышения узнаваемости бренда прокатит.
Другие китайские компании подготовили эксперименты в области испытания микросхем, цифровой передачи данных, выращивания космических органоидов, фармацевтики и т.п. Кроме того, на борту находится множество символических грузов, таких как почтовые карточки, эмблемы и индикаторы невесомости, а также «космический пейджер», на который можно отправить изображение или текст со своими пожеланиями.
«Цзывэй Юйтун» утверждает, что ее экосистема включает уже более 200 партнеров в КНР, и намеревается в 2026 г. расширить свой бизнес на мировой рынок, поддерживая соотношение 2:1 по доходам в пользу отечественных заказчиков.

Экспериментальная беспилотная станция
На второй квартал 2026 года компания готовит совместный полет B300-L03 и B300-F01 со стыковкой на орбите и образованием экспериментальной беспилотной космической станции. Впервые облик такой станции был представлен на космической выставке в Шанхае в апреле 2025 г.
Аппарат типа B300-F также имеет в своем составе три отсека – служебный, возвращаемый и узловой, которым он стыкуется к передней конической части B300-L. Иначе по сравнению с орбитальной версией решена система электропитания – изделие оснащается четырьмя небольшими панелями по периметру служебного модуля. Возвращаемый модуль сможет доставить на Землю до 300 кг груза.

Грузовой корабль C2000
В 4-м квартале 2026 г. планируется демонстрационный полет грузового корабля C2000, над которым компания продолжает работать, невзирая на отсутствие госзаказа. Предполагается, что он будет обслуживать коммерческую беспилотную космическую станцию второго поколения. Параллельно в течение года будут готовиться и выполняться по мере необходимости запуски КА типа B300-L.
На 2027 или 2028 г. официально планируется первый испытательный полет частного пилотируемого корабля. Ему будет предшествовать серия беспилотных суборбитальных полетов.
Попутно с основным КА на орбиту выведен спутник, официально названный «Сиван-5» второго этапа (希望五号二期卫星, Xiwang 5 hao 2 qi weixing), что мы будем сокращать до «Сиван-5» (2). Единственное, что о нем известно точно, это имя разработчика – Космическая спутниковая компания «Дунфанхун» в составе CAST. Заявленное назначение аппарата – проверка ключевых технологий, связанных со съемкой земной поверхности в сложных условиях освещения, которые могут быть применены при создании дешевых и легких аппаратов ДЗЗ. Умеет маневрировать, причем вынужден делать коррекции чаще партнера. О том, как связан вновь запущенный аппарат с носившими аналогичные имена радиолюбительскими КА, как и о том, куда делся «Сиван-5» первого этапа, информации нет.
Автор: Liss



