26 октября в 09:00:15 JST (00:00:15 UTC) специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA пустили с площадки LA-Y2 комплекса для старта ракет тяжёлого класса (大型ロケット発射場, или «Йосинобу», 吉信射点) КЦ Танэгасима (преф. Кагосима, регион Кюсю) двухступенчатый тяжелый носитель H3 (H3ロケット7号機/H3・F7) в варианте 24W.
Полезная нагрузка была крайне необычна – первый модифицированный японский корабль снабжения HTV (H—II Transfer Vehicle) или «Конотори» (鸛, こうのとり, «Дальневосточный аист»), названный HTV—X (新型宇宙ステーション補給機, H3 Transfer Vehicle—X). На 14 мин 04 сек HTV-X1 отделился от ракеты.
До этого замечательного события последний раз H3 (в компоновке 22S) мы видели уходящей в синеву неба 2 февраля 2025 г. – с QZS-6, то есть шестым аппаратом навигационной квазизенитной системы QZSS или «Митибики» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206829/).
Все без исключения прежде стартовавшие H3, включая два испытательных изделия (TF1 и TF2), были в конфигурации 22S. Но сейчас в успешном пятом сряду полете дебютировала самая мощная из возможных сборка 24W – с двумя двигателями LE-9 (Type 1A) первой ступени, четырьмя твердотопливными боковыми ускорителями SRB-3 и «широкоплечим» обтекателем (Wide).
Что касается дальнейших планов на носитель, то 7 декабря сего года следующая H3 (F8, и опять 22S) должна сопроводить до околоземной орбиты «Митибики-5» (みちびき5号機), а дата старта H3・F6 в конфигурации 30S еще не назначена.
После отделения, через американские геостационарные спутники TDRS, была установлена связь с ЦУПом Цукубы, затем развернуты панели солнечных батарей и проверена система трехосной ориентации HTV-X1 в пространстве. За время полета к МКС специалисты выполнили несколько высотных маневров и фазовых корректировок. После входа в область действия станционной связи была протестирована система сближения с международной станцией PROX (近傍域通信システム, Proximity Communication System).
С расстояния 500 м корабль начал приближаться к МКС, двигаясь снизу от нее. В 10 м под станцией космическое судно совершило относительную остановку…
Впомним, что десяток лет назад астронавт JAXA Юи Кимия (油井 亀美也) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/208588/) первым из японцев захватил «рукой» SSRMS грузовик серии HTV (24 августа 2015 г., HTV-5).
30 октября в 00:58 JST (29 октября в 15:58 UTC), и теперь первым из станционных смертных, бортинженер 73-й длительной экспедиции МКС Кимия цепко поймал канадским манипулятором первый обновленный японский грузовик. Ассистировала ему американка Зина Мария Кардман (Zena Maria Cardman), тоже бортинженер МКС-73.
Вот бы Юи еще захватить первую окололунную версию HTV-XG, подлетающую к станции Gateway. Несомненно, то был бы высший пилотаж.
После поимки корабля через дистанционный манипулятор на него начала поступать энергия. Той же «конечностью» HTV-X1 переместили к надирному порту стыковочного узла модуля Harmony (Node 2), а окончание стыковки по командам с Земли со станцией задокументировали в 20:10 JST.
Кимия оставалось только зайти проверить корабль на наличие утечек и завести вовнутрь HTV-X1 кабели связи и питания, равно как и воздуховоды. После переключения систем электропитания и связи японский грузовик начал функционировать в составе МКС в качестве одного из ее модулей.
Грузовая экспериментальная платформа
1 сентября 2021 г. JAXA представило логотип HTV-X1, на котором выделяется отличительная черта новой серии – служебный модуль. Снабженец отправляется с Земли на МКС, а в перспективе – и к Луне. Вокруг корабля – девять звезд цвета всех японских прошлых грузовых миссий, а сам HTV-X1 получил золотистый окрас «Последнего из могикан» – HTV-9 (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/75431/).
В сравнении с «Конотори», новая версия почти в полтора раза вместительнее – может вбирать в себя до 5.85 т грузов (было 4 т, то есть на 45% больше), а пространство для их размещения разбухло до 78 м3 (было 49 м3, увеличение на 60%). Заложена также возможность доложить свежую еду за 24 часа до запуска.
Характеристики грузовых кораблей серии HTV-X
|
Габариты, м — полная ширина — полная длина (включая теплозащитную стенку) — диаметр |
18,2 8 4.4 |
|
Стартовая масса, т |
16 |
|
Масса служебного модуля (с конструкцией для грузов), т |
3.8 |
|
Масса топлива и сжатого газа, т |
2.4 |
|
Масса герметичного модуля (с конструкцией для грузов), т |
3.8 |
|
Герметичные грузы, т |
4 |
|
Негерметичные (экспонируемые) грузы и оборудование для технологических демонстраций, т |
2 |
|
Параметры орбиты |
Наклонением 51.6° и высотой 300-500 км |
|
Период нахождения в составе МКС, месяцев |
6 |
|
Период эксплуатации после отстыковки, лет |
1.5 |
Среди герметичных грузов HTV-X1 часть принадлежала JAXA:
— первая японская станционная система очистки воздуха DRCS (CO2除去システム軌道上実証, Demonstration of Removing Carbon-dioxide System). Результаты тестирования лягут в основу разрабатываемой системы контроля окружающей среды и поддержания жизнедеятельности ECLSS (Environmental Control and Life Support System) для жилого модуля I-HAB (International Habitation module) станции Gateway;
— жизнеутверждающие свежие овощи и фрукты, как-то: яблоки, помидоры, два сорта японских груш и мандарины уншиу – источник дополнительных положительных эмоций, чтобы скрасить быт на станции;
— оборудование и материалы для платного пользования «Кибо» частными организациями.
Другая часть была для NASA:
— система заправки азотом/кислородом NORS (Nitrogen Oxygen Recharge System);
— дозаправочный резервуар RST (Resupply Tank);
— питание для астронавтов.
Также новый снабженческий корабль вместил:
— среднегабаритный модуль для экспериментов в открытом космосе i—SEEP (IVA—replaceable Small Exposed Experiment Platform);
— оборудование для эксперимента TUSK PM (Test facility for lab-aUtomation System in Kibo Precision measurement Mission) по оценке влияния микрогравитации на появление ошибок в точных приборах;
— H—SSOD – устройство, похожее на механизм для выпуска кубсатов из «Кибо» (J—SSOD (小型衛星放出機構, JEM Small Satellite Orbital Deployer) https://novosti—kosmonavtiki.ru/articles/209311/), но с отличиями – в «аистовую» версию помещается четыре кубсата размерностью 6U, которые можно выпустить на орбиту с высоты более 400 км;
— по мелочи некоторые другие грузы, нужные в том числе для проведения на орбите образовательных программ.
Помимо этого внутрь HTV-X1 затолкали «железо» для проведения технологических демонстраций: Mt.Fuji, DELIGHT и SDX.
Спутниковый лазерный локатор SLR (Satellite Laser Ranging) и вместе с тем рефлектор Mt.Fuji диаметром 112 мм, высотой 32 мм и весом 260 г предназначен для количественной точной оценки ориентации аппаратов в космосе (что будет сделано впервые в мире), DELIGHT – это плоская разворачиваемая легковесная антенна для орбитального эксперимента по выработке энергии, а SDX – фотоэлементы для космической солнечной энергетики будущего.
Были и кубсаты…
«Атмосферные условия 2.0» и прочие пасссажиры рейса
В свой толстенный «карман» HTV—X1 положил несколько малых спутников, которые впоследствии отправят в свободный полет с борта станции (японские кубсаты будут описаны после соответствующего выброса из J—SSOD):
— CORAL разработки Университета «Сапиенца» (Sapienza University of Rome), Италия;
— Gxiba-1, Университет UPAEP (Universidad Popular Autónoma del Estado de Puebla), Мексика;
— HMU—SAT2, Научный университет Хоккайдо (北海道科学大学), Япония;
— KNACKSAT-2, Университет KMUTNB (King Mongkut’s University of Technology North Bangkok), Таиланд;
— LEOPARD, Технологический университет Кюсю (九州工業大学), Япония;
— UiTMSAT-2, UiTM (Universiti Teknologi MARA), Малайзия.
Кроме того, «Спутник мониторинга среды низкой околоземной орбиты» (地球低軌道環境観測衛星, Low Earth Orbit Environment Observation Satellite) или Ten-Koh 2 (天候, てんこう, «Атмосферные условия») разработки Okuyama Lab (奥山研究室), Университет Нихон (日本大学), запустят непосредственно с самого корабля после «разлучения» со станцией. На его невысокой орбите будет изучаться окружающая среда, и заодно протестируется аппаратура связи нового поколения.
До этого Лаборатория создала «Экспериментальный аппарат связи в дальнем космосе» (深宇宙通信実験機) или Shin-en2 (深遠, しんえん, «Глубокий»), улетевший вместе с «Хаябусой-2» в декабре 2014 г., и первого «Тэнко» (запущен с GOSAT-2, октябрь 2018 г.), а сейчас вплотную занимается третьими «Погодными условиями».
В ближайшие месяцы
На носу – зима, когда будут происходить не менее интересные вещи. HTV—X спроектирован так, что может около полугода находиться в составе МКС, а после отстыковки – до полутора лет делать обороты вокруг планеты, проводя различные орбитальные эксперименты. В случае с первым HTV—X сроки станционной и орбитальной эксплуатации были значительно сокращены.
После пары месяцев «службы» станционным модулем, HTV—X1 отстыкуют (ориентировочно в декабре), и на первой неделе независимого орбитального плавания с японского грузовика будет отправлен в свободный полет кубсат Ten-Koh 2 (через H-SSOD). Для этого корабль будет вынужден подняться на высоту 500 км.
Затем в течение трех недель на борту будет проверяться зеркало «Горы Фуджи», потом до двух месяцев займут бортовые испытания DELIGHT и SDX, и в начале весны первый модернизированный японский грузовик после многомесячных работ на орбите сгорит в атмосфере.
Следующий корабль HTV-X2 запустят в 2026 ф.г. (до 1 апреля 2027 г.). На нем уже отработают систему автоматической стыковки с МКС, которой оснастят окололунную версию HTV—XG, чтобы японский снабженец был в состоянии сам, «без помощи рук», причаливать к окололунному форпосту Gateway.
Интересно получается, но уменьшительно-ласкательное прозвище «Дальневосточный аист», собственно говоря, относилось только к HTV. Как ни странно, но доселе серию Х схожим образом не «одушевили». Тем не менее, для японцев HTV—X – труднопрозносимое слово, поэтому модернизированный «Аист» несомненно получит свое название, и скорее всего всенародное голосование состоится, когда полетит HTV-X2.
Евгений Рыжков
Источники
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv-x/news/project/210901.html
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%97%E3%82%93%E3%81%88%E3%82%932
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%A6%E3%82%93%E3%81%93%E3%81%86
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/news/detail/005088.html
https://www.jaxa.jp/press/2025/10/20251008-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2025/10/20251026-1_j.html
https://fanfun.jaxa.jp/countdown/htv-x1_h3f7/mission-about.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/news/detail/004376.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/news/detail/005003.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/column/
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/news/detail/005078.html
https://www.jaxa.jp/press/2025/10/20251030-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2025/10/20251031-1_j.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/news/detail/004376.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/news/detail/004742.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/payload/
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/news/detail/005003.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/presskit/JAXA_htv-x1_presskit.pdf
https://scienceportal.jst.go.jp/gateway/clip/20251016_g01/
https://humans-in-space.jaxa.jp/htv/mission/htv-x1/news/detail/003875.html
https://www.kenkai.jaxa.jp/research/ssps/ssps-kouzoubutsu.html
https://aero.cst.nihon-u.ac.jp/okuyama/en/research/%e3%81%a6%e3%82%93%e3%81%93%e3%81%86%ef%bc%92/
























