24 сентября 2025 г. в 15:56 по пекинскому времени (07:56 UTC) с самоходной морской платформы «Дунфан хантяньган» (东方航天港) в акватории Желтого моря вблизи города Жичжао был произведен коммерческий пуск морской РН «Цзелун-3» (SD-3 №Y8) с 06-й группой спутников компании Geely. На околокруговые орбиты наклонением 50° и высотой около 595 км были успешно выведены 11 КА группировки «Цзили синцзо» и экспериментальный аппарат «Бэйда шикун син-01».

Пуск РН SD-3 с морской платформы 24 сентября 2025 г.
По итогам пуска в американский каталог было внесено 12 объектов и еще один номер зарезервирован под уведенную четвертую ступень РН. Присвоенные номера, международные обозначения и начальные параметры орбит приведены в таблице 1. В таблице приведены также условные наименования КА, включающие номер группы и порядковый номер КА в группе.

Красный экран успешного старта
Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 24.09.2025
| КА | Номер | Обозн. | Параметры орбиты | |||
| i | Hp, км | Ha, км | P, мин | |||
| Geely G06 01 | 65712 | 2025-214A | 49.99° | 585.5 | 604.3 | 96.58 |
| Geely G06 02 | 65713 | 2025-214B | 49.99° | 585.0 | 604.6 | 96.58 |
| Geely G06 03 | 65714 | 2025-214C | 49.98° | 584.5 | 604.1 | 96.57 |
| Geely G06 04 | 65715 | 2025-214D | 49.98° | 584.3 | 604.2 | 96.57 |
| Geely G06 05 | 65716 | 2025-214E | 49.99° | 584.2 | 604.2 | 96.57 |
| Geely G06 06 | 65717 | 2025-214F | 49.98° | 586.0 | 602.5 | 96.57 |
| Geely G06 07 | 65718 | 2025-214G | 49.99° | 583.7 | 604.3 | 96.56 |
| Geely G06 08 | 65719 | 2025-214H | 49.98° | 583.3 | 604.4 | 96.56 |
| Geely G06 09 | 65720 | 2025-214J | 49.98° | 584.1 | 604.4 | 96.57 |
| Geely G06 10 | 65721 | 2025-214K | 49.98° | 584.7 | 602.9 | 96.56 |
| Geely G06 11 | 65722 | 2025-214L | 49.99° | 583.4 | 604.5 | 96.56 |
| Бэйда шикун син-01 | 65723 | 2025-214M | 49.98° | 582.8 | 604.2 | 96.55 |
| 4-я ступень РН SD-3 | 65724 | 2025-214N | ||||
Старт 24 сентября стал 698-м в китайской космической программе и восьмым в летной истории ракеты SD-3. Коммерческий носитель «Цзелун-3» (捷龙三号, Jielong 3, официально сокращается до SD-3 от английского Smart Dragon) был создан Китайской исследовательской академией ракет-носителей CALT («Первая академия») и эксплуатируется Китайской ракетной корпорацией, имея номинальную грузоподъемность 1500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км при стартовой массе 140 т.

Эмблема пуска
Восьмой старт ракеты «Цзелун-3» был анонсирован еще в августе вслед за шестым, а 9 сентября появились уведомления о закрытии опасной зоны в Тихом океане за цепью японских островов Рюкю на период с 22 по 30 сентября. 18 сентября вышло уведомление на пристартовый опасный район в Желтом море с конкретной датой 23 сентября, однако накануне пуск был отсрочен на сутки из-за неблагоприятных метеоусловий.

На якорной стоянке перед стартом
Очередной морской старт был выполнен под управлением Центра космических запусков Тайюань; на месте работы обеспечивала Шаньдунская морская коммерческая компания космических пусковых услуг (кит. 山东海上商业航天发射服务有限公司, шаньдун хайшан шанъе хантянь фашэ фуу юсянь гунсы, англ. Shandong Maritime Commercial Space Launch Services Co. Ltd.). Морская платформа «Дунфан хантяньган» базируется в порту Хайян в провинции Шаньдун, где и производится загрузка на нее готового к пуску носителя с пристыкованной космической головной частью. Добавим, что на счету хайянской площадки уже 19 пусков твердотопливных носителей разных типов и 127 спутников, доставленных на орбиту, а также три опытные заправки жидкостных ракет и два испытательных пуска с целью отработки возвращения первых ступеней.

Носитель на палубе морской платформы
Целью пуска было продолжение развертывания орбитальной группировки «Цзили синьцзо» (吉利星座, jili xingzuo). Два первых иероглифа в этом названии являются именем фактического заказчика старта – китайского автогиганта Geely, так что в англоязычных источниках группировка проходит под названием Geely Constellation, то есть «созвездие Geely». Полное обозначение 11 запущенных КА на китайском языке выглядит как 吉利星座06B组卫星 (jili xingzuo 06B zu weixing) и означает «Цзили синцзо, группа спутников 06B».

Проверка вертикализации изделия
Следует заметить, что буква B в номере группы присутствует только на победном «красном экране» Центра космических запусков Тайюань – в сообщении Синьхуа и других китайских СМИ ее нет. Мы полагаем, что такое обозначение более правильно, так как отражает наличие в составе группы дополнительного экспериментального аппарата.
Один из 11 спутников 06-й группы имеет личное имя «Чжэба» (浙BA号, ZheBA hao) в честь Ассоциации баскетбола провинции Чжэцзян.

Анимация отделения КА
Как и при пуске 8/9 сентября, в видеосюжете о запуске отделение верхнего аппарата сопровождалось титрами «Отделение спутника GeeSAT5-S69». Вероятно, это его индивидуальное (системное) обозначение, но перечень известных номеров пока невелик, а принцип их присвоения остается неясным.

Компоновка головной части. Верхним ярусом на доработанном адаптере установлены два экспериментальных КА
Владельцем, разработчиком и оператором спутников является холдинг Geely Technology Group в лице учрежденного 20 ноября 2018 г. дочернего предприятия – Чжэцзянской научно-технической компании «Шикун даоюй» (кит. 浙江时空道宇科技有限公司, чжэцзян шикун даоюй кэцзи юсянь гунсы, англ. Zhejiang Shikong Daoyu Technology Co. Ltd., торговая марка GeeSpace). Фирма имеет в своем составе исследовательский институт в Шанхае, четыре научно-исследовательских центра в Пекине, Нанкине, Сиане и Ухане, центр управления спутниками в Циндао и автоматизированную производственно-испытательную базу в Тайчжоу в провинции Чжэцзян. Рядом, в Ханчжоу, планируется построить глобальную штаб-квартиру компании.
Идея спутниковой группировки Geely приписывается Ли Шуфу (长李书) – основателю одной из самых крупных автомобильных компаний Китая и председателю правления Geely Holding Group. Изначально она была заявлена как основа комплексной системы для оказания услуг связи, высокоточной навигации и дистанционного зондирования Земли. По сценарию т.н. Интернета вещей через спутники Geely с установленного на автомобиле терминала предполагается ретранслировать информацию о состоянии машины и автоматически подавать аварийные сигналы в случае столкновения, угона или серьезной неисправности, такой как тепловой разгон аккумуляторной батареи. Прием навигационной информации тем же терминалом должен повысить точность местоопределения машины до единиц сантиметров и в перспективе обеспечить беспилотное движение.
С 2019 г. «Шикун даоюй» работает над созданием, запуском и эксплуатацией низкоорбитальных спутников для высокоточной навигации и информационного обслуживания трафика. Спутники типа GSP100 массой около 130 кг разработаны исследовательским институтом в Шанхае и изготавливаются в производственно-испытательном центре в Тайчжоу – на «суперафабрике», рассчитанной на выпуск до 500 КА в год по заявкам различных разработчиков.
Дополнительной функцией спутников Geely является съемка Земли в интересах мониторинга прибрежной зоны и экологического контроля. Для этого начиная со второй группы на одной из торцевых поверхностей корпуса КА монтируется малогабаритная мультиспектральная камера camera JTVM4-4MB Сучжоуской космической технической компании «Цзитянь Синчжоу» с пространственным разрешением 4 м. В перспективе планируется заменить ее аппаратурой с разрешением 1 м.
Спутниковые терминалы системы Geely уже находятся в стадии массового производства и устанавливаются в автомобили Geely Auto, Zeekr, Lynk & Co и Farizon New Energy. Помимо передачи технической информации и навигационных услуг, они должны обеспечивать пользователя доступом в Интернет в районах, не покрытых мобильной связью. Аналогичная аппаратура предлагается для владельцев рыболовных судов, строительной техники, легких летательных аппаратов и т.п.
Достижение глобального покрытия обеспечат партнеры Geely в более чем 20 странах, в том числе Azyan Telecom (Оман), ATSS (Саудовская Аравия), Soremar (Марокко), ALTEL (Малайзия), Orbith (Аргентина) и др.

Профессор Цзяо Бинли
Попутный аппарат «Бэйда шикун син-01» (北大时空星01试验星, Beida Shikong xing 01 shiyan xing), как следует из его названия, является совместной разработкой Пекинского университета (сокращенно «Бэйда») и компании «Шикун даоюй» на новой платформе, отличной от использованной ранее при создании спутников Geely. Основанием для совместной работы является соглашение о создании совместной Лаборатории перспективных средств связи, заключенное в 2023 г. между чжэцзянской фирмой и университетом. Соисполнителем работ была исследовательская команда профессора Цзяо Бинли (焦秉立) в составе Школы электроники Пекинского университета. Сообщается, что КА предназначен для верификации технологий спутниковой связи, проведения перспективных работ в области спутниковой связи и интеллектуальных вычислений, а в частности – тестирования технологии полнодуплексной связи на одной частоте с использованием низкоорбитальных спутников.
Как и было обещано, шестой запуск КА Geely (см. таблицу 2) довел до 64 число спутников на орбитах наклонением 50° и высотой около 600 км. Совместный КА Пекинского университета и компании Geely считается частью «созвездия» и включен в подсчет. На этом основании владелец объявил о завершении первой фазы развертывания группировки, хотя всего полтора месяца назад относил этот рубеж к моменту развертывания 72 спутников в конце 2025 года. Второй вариант трактовки выглядит более адекватным, и вот почему.
Таблица. 2. Запуски КА группировки Geely
| Группа | Дата запуска |
Полигон | Носитель | Кол-во КА |
Плоскость |
| Geely G01 | 2022.06.02 | Сичан | CZ-2C | 9 | 1 |
| Geely G02 | 2024.02.03 | Сичан | CZ-2C | 11 | 4 |
| Geely G03 | 2024.09.06 | Тайюань | CZ-6 | 10 | 6 |
| Geely G04 | 2025.08.09 | CSL | SD-3 | 11 | 8 |
| Geely G05 | 2025.09.09 | CSL | SD-3 | 11 | 5 |
| Geely G06 | 2025.09.24 | CSL | SD-3 | 11 | 3 |
Таблица 2 показывает, что состоявшиеся пуски делятся на три этапа. В июне 2022 г. на орбиту отправляется первая, по сути экспериментальная группа из девяти спутников, которые в течение сентября последовательно поднимаются до рабочей высоты 618 км и встают вдоль орбиты с равными интервалами по 40°. Второй и третий старты в 2024 году идут уже с рабочими КА и заполняют еще две орбитальные плоскости – у одной восходящий узел лежит на 135° восточнее, а у другой – на 135° западнее, чем у первой. Мы присвоили им условные номера 1, 4 и 6 в порядке возрастания долготы узла, когда стала очевидной первоочередная задача баллистического построения – ввести в строй 72 спутника в восьми плоскостях с шагом 45° по ДВУ, по девять КА в каждой.
Как мы помним, из 11 спутников второй группы три не выполнили ожидаемых маневров и неуправляемо снижаются, а потому пришлось выполнить сложную и дорогостоящую в смысле расхода бортового запаса топлива операцию по перегонке запасного КА из третьей группы из 6-й в 4-ю плоскость. В итоге 27 из 30 спутников 2022–2024 годов запуска работают в трех орбитальных плоскостях на отведенных им позициях, но на разных высотах – первая группа сейчас находится на отметке 575 км, а вторая и третья – на 599 и 601 км, если говорить об условной средней высоте, пересчитанной из периода обращения.
Третий этап включал три последовательных запуска на ракетах SD-3, выполненных в период с 8/9 августа по 24 сентября с очень короткими интервалами – 31 и 15 суток; тем самым были обозначены еще три орбитальные плоскости. В каждой из этих групп было по 10 серийных КА (девять рабочих и один резервный) и один экспериментальный спутник больших габаритов и массы с фазированной антенной решеткой для работы с абонентскими устройствами класса «мобильный телефон». Группа 04 уже к 5 сентября построилась через 40° на высоте 609 км, а аппараты группы 05 поднимаются и разводятся по точкам в настоящее время.
Таким образом, в число 64 фактически запущенных КА входят 54 рабочих спутника (по девять КА в шести плоскостях), четыре экспериментальных двух разных типов, три отказавших в 2024 г. и три резервных. Ранее же заявлявшиеся 72 КА – это только число рабочих аппаратов в восьми плоскостях, не включая экспериментальные, резервные и тем более аварийные.
Хотя в действительности заявленная начальная группировка еще не развернута, руководитель «суперфабрики» компании Geely Ли Юн (刘勇) заявил, что спутники уже обеспечивают надежную передачу данных с низкой временной задержкой из отдаленных горных и пустынных районов и из морских акваторий. В ее нынешнем виде система позволяет передавать до 340 млн сообщений в сутки и обслуживать до 20 млн потребителей (в т.ч. 5 млн высокоскоростных пользователей и 15 млн средне- и низкоскоростных) на всей территории Земли, кроме приполярных областей выше 60° широты. Стандартное сообщение имеет длину 1900 байт, однако система также позволяет передавать голосовые сообщения и изображения. Бортовая полезная нагрузка и терминалы пользователей оснащаются адаптивным алгоритмом подавления помех, который снижает их уровень на 50 дБ и гарантирует надежное ведение связи. Реализована также надежная защита от перехвата сообщений.
С заполнением еще двух орбитальных плоскостей и увеличением до 72 количества рабочих КА число одновременно видимых пользователем спутников увеличится с 1-2 до 3-4, что увеличит пропускную способность системы и позволит обслуживать до 200 млн потребителей.
Дальнейшие планы Geely включают:
- На втором этапе – развертывание группировки из 264 спутников для работы с терминалами класса «мобильный телефон»;
- На третьем этапе – запуск 5676 низкоорбитальных связных аппаратов для обеспечения глобальной широкополосной связи.
19 сентября «Шикун даоюй» объявила о получении инвестиций в размере 2 млрд юаней (около 280 млн $) от фонда Zhejiang New Energy Vehicle Industry Fund, которые пойдут на строительство в Ханчжоу новой штаб-квартиры и развитие глобального бизнеса фирмы. Кроме того, заключены соглашения о стратегическом партнерстве с рядом инвестиционных фирм провинции Чжэцзян и города Ханчжоу с целью совместного создания ведущей спутниковой коммуникационной платформы.
Автор: Liss


