9 сентября 2025 г. в 03:48 по пекинскому времени (8 сентября в 19:48 UTC) с самоходной морской платформы «Дунфан хантяньган» (东方航天港) в акватории Желтого моря вблизи города Жичжао был произведен коммерческий пуск морской РН «Цзелун-3» (SD-3 №Y7) с 05-й группой созвездия «Цзили синцзо» компании Geely. Все 11 КА были успешно выведены на околокруговые орбиты наклонением 50° и высотой около 595 км.

Пуск РН SD-3 в Желтлом море в ночь на 9 августа 2025 г.
По итогам пуска в американский каталог было внесено 13 объектов, из которых один представляет собой уведенную четвертую ступень РН, 11 должны быть спутниками, а еще один предположительно является оперативным фрагментом. Их номера, международные обозначения и начальные параметры орбит приведены в таблице 1. В таблице приведены условные наименования КА, включающие номер группы и порядковый номер КА в группе.

Красный экран успешного старта
Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 09.09.2025
| КА | Номер | Обозн. | Параметры орбиты | |||
| i | Hp, км | Ha, км | P, мин | |||
| Geely G05 01 | 65550 | 2025-201A | 49.99° | 585.8 | 603.8 | 96.58 |
| Geely G05 02 | 62551 | 2025-201B | 49.99° | 585.2 | 603.6 | 96.57 |
| Geely G05 03 | 62552 | 2025-201C | 49.99° | 585.1 | 603.6 | 96.57 |
| Geely G05 04 | 62553 | 2025-201D | 49.98° | 584.8 | 603.6 | 96.57 |
| Geely G05 05 | 62554 | 2025-201E | 49.99° | 584.6 | 603.8 | 96.57 |
| Geely G05 06 | 62555 | 2025-201F | 49.98° | 584.2 | 603.7 | 96.56 |
| Geely G05 07 | 62556 | 2025-201G | 49.99° | 584.0 | 603.8 | 96.56 |
| Geely G05 08 | 62557 | 2025-201H | 49.98° | 583.5 | 603.9 | 96.56 |
| Geely G05 09 | 62558 | 2025-201J | 49.99° | 583.4 | 603.9 | 96.55 |
| Geely G05 10 | 62559 | 2025-201K | 49.99° | 583.1 | 604.0 | 96.55 |
| Geely G05 11 | 62560 | 2025-201L | 49.99° | 583.0 | 604.0 | 96.55 |
| 4-я ступень РН SD-3 | 62561 | 2025-201N | 50.16° | 160.6 | 575.6 | 91.91 |
| Фрагмент | 62562 | 2025-201M | 50.07° | 346.3 | 601.2 | 94.07 |
Это был пятый успешный пуск с целью создания орбитальной группировки «Цзили синьцзо» (吉利星座, jili xingzuo). Два первых иероглифа в названии являются именем фактического заказчика старта – китайского автогиганта Geely, так что в англоязычных источниках группировка проходит под названием Geely Constellation, то есть «созвездие Geely». Полное обозначение запущенных КА на китайском языке выглядит как 吉利星座05组卫星 (jili xingzuo 05 zu weixing) и означает «Цзили синцзо, 05-я группа спутников».

Эмблема РН
Старт 9 сентября стал 695-м в китайской космической программе и седьмым в летной истории носителя SD-3. Как и предыдущие морские пуски, он был выполнен под управлением Центра космических запусков Тайюань; на месте работы обеспечивала Шаньдунская морская коммерческая компания космических пусковых услуг (кит. 山东海上商业航天发射服务有限公司, шаньдун хайшан шанъе хантянь фашэ фуу юсянь гунсы, англ. Shandong Maritime Commercial Space Launch Services Co. Ltd.).

Самоходная ПУ движется к месту старта
Седьмой старт ракеты «Цзелун-3» был анонсирован одновременно с шестым – 23 июля 2025 г. появились идентичные уведомления о закрытии опасной зоны в Тихом океане за цепью японских островов Рюкю на 3 и 20 августа. Первый старт из двух заявленных, с 04-й группой КА Geely, в итоге состоялся в ночь с 8 на 9 августа (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/208670/), а второй был перенесен на 8 сентября по Гринвичу и 9 сентября по местному времени.
Носитель с номером Y7 является вторым изделием первой серийной партии. Напомним, что ракета «Цзелун-3» (捷龙三号, Jielong 3, официально сокращается до SD-3 от английского Smart Dragon) создана Китайской исследовательской академией ракет-носителей CALT («Первая академия») в интересах ее коммерческого подразделения – Китайской ракетной корпорации (кит. 中国火箭公司, чжунго хоцзянь гунсы, англ. China Rocket Corporation). Твердотопливный четырехступенчатый носитель диаметром 2.65 м, высотой 31.8 м и стартовой массой 140 т имеет номинальную грузоподъемность 1500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Носитель собран
Обращает на себя внимание идеальное выдерживание параметров орбиты выведения. Если сравнить таблицу 1 настоящего отчета с аналогичной таблицей предыдущего, видно, что совпадают с точностью лучше 1 км высоты в перигее и апогее для каждого КА, благо американцы каталогизируют их одинаковым образом, в порядке уменьшения периода обращения, то есть от хвостового аппарата в группе к головному.
Владельцем, разработчиком и оператором спутников является холдинг Geely Technology Group в лице дочернего предприятия, учрежденного 20 ноября 2018 г. Это Чжэцзянская научно-техническая компания «Шикун даоюй» (кит. 浙江时空道宇科技有限公司, чжэцзян шикун даоюй кэцзи юсянь гунсы, англ. Zhejiang Shikong Daoyu Technology Co. Ltd., торговая марка GeeSpace). С 2019 г. она работает над созданием, запуском и эксплуатацией низкоорбитальных спутников для высокоточной навигации и информационного обслуживания трафика. Спутники типа GSP100 массой около 130 кг изготавливаются в автоматизированном производственно-испытательном центре «Шикун даоюй» в Тайчжоу, провинция Чжэцзян, который рассчитан на выпуск до 500 КА в год по заявкам различных разработчиков.
Изначально спутниковая группировка была заявлена как основа комплексной системы для оказания услуг связи, высокоточной навигации и дистанционного зондирования Земли. По сценарию т.н. Интернета вещей через спутники Geely с установленного на автомобиле терминала предполагается ретранслировать информацию о состоянии машины и автоматически подавать аварийные сигналы в случае столкновения, серьезной неисправности, такой как тепловой разгон аккумуляторной батареи, или угона. Прием навигационной информации тем же терминалом должен повысить точность местоопределения машины до единиц сантиметров и в перспективе обеспечить беспилотное движение.
Спутниковые терминалы системы Geely уже находятся в стадии массового производства и устанавливаются в автомобили Geely Auto, Zeekr, Lynk & Co и Farizon New Energy. Помимо передачи технической информации и навигационных услуг, они должны обеспечивать пользователя доступом в Интернет в районах, не покрытых мобильной связью. Аналогичная аппаратура предлагается для владельцев рыболовных судов, строительной техники, легких летательных аппаратов и т.п.
Дополнительной функцией спутников Geely является съемка Земли в интересах мониторинга прибрежной зоны и экологического контроля. Для этого начиная со второй группы на одной из торцевых поверхностей устанавливается малогабаритная мультиспектральная камера camera JTVM4-4MB Сучжоуской космической технической компании «Цзитянь Синчжоу» с пространственным разрешением 4 м. В перспективе планируется заменить ее аппаратурой с разрешением 1 м.
Достижение глобального покрытия обеспечат партнеры Geely в более чем 20 странах, в том числе Azyan Telecom (Оман), ATSS (Саудовская Аравия), Soremar (Марокко), ALTEL (Малайзия), Orbith (Аргентина) и др. По данным GeeSpace, испытания системы в Омане дали 99.97% доступности сети и 99.15% успешной связи.
В настоящее время ведется отработка аппаратуры межспутниковой связи.
Один из 11 спутников 05-й группы имеет личное имя «Линкэ-900» (领克900号卫星, Lingke 900 hao weixing) в честь упомянутой выше марки автомобилей Lynk & Co. совместной разработки Volvo Cars и Geely Holding Group. Соответствующий логотип был нанесен на внешней поверхности носителя.
Еще одному КА присвоено наименование Freetech Navigator, посвященное партнеру Geely на ниве объединения спутников и технологии интеллектуального вождения. Основанная в 2017 г., Компания интеллектуальных систем Freetech (кит. 福瑞泰克智能系统有限公司, фужуйтайкэ чжинэн ситун юсянь гунсы, англ. Freetech Intelligent Systems Co. Ltd.) специализируется в сфере систем автономного вождения и помощи водителю (ADS и ADAS). В частности, она создала для этого программно-аппаратную платформу ODIN 3.0 и интегрировала алгоритмы высокоточной навигации от GeeSpace в свой контроллер ADC25-J.

Эмблема пуска
Пятый запуск КА Geely (см. таблицу 2) довел до 52 число спутников на орбитах наклонением 50° и высотой около 600 км. Как мы установили в августе, 27 из 30 спутников 2022–2024 годов работают на отведенных им позициях в трех орбитальных плоскостях. Мы дали им условные номера 1, 4 и 6 в порядке возрастания долготы восходящего узла и с учетом заявленного намерения развернуть начальную группировку из 72 спутников в восьми плоскостях, то есть через 45° по ДВУ, по девять в каждой, то есть с шагом 40° вдоль орбиты. Четвертая группа КА была запущена в 8-ю плоскость (наше предположение о замене спутников первой плоскости стало следствием досадной небрежности в расчетах), а пятая – в 5-ю.
Таблица. 2. Запуски КА группировки Geely
| Группа | Дата запуска |
Полигон | Носитель | Кол-во КА |
Плоскость |
| Geely G01 | 2022.06.02 | Сичан | CZ-2C | 9 | 1 |
| Geely G02 | 2024.02.03 | Сичан | CZ-2C | 11 | 4 |
| Geely G03 | 2024.09.06 | Тайюань | CZ-6 | 10 | 6 |
| Geely G04 | 2025.08.09 | CSL | SD-3 | 11 | 8 |
| Geely G05 | 2025.09.09 | CSL | SD-3 | 11 | 5 |
Спутники 04-й группы к началу сентября поднялись до 610 км, причем 9 из 11 КА, как и ожидалось, выстроились с интервалами 40°. Один из аппаратов ушел еще выше, на 620 км; является ли он запасным или экспериментальным, пока неясно.
Экспериментальным мы именуем спутник, располагавшийся при запуске 9 августа на верхней торцевой позиции адаптера полезного груза. Этот КА имеет большую длину, чем остальные, запитан от двух трехсекционных солнечных батарей вместо двухсекционных и оснащен дополнительной связной АФАР для прямого соединения с пользовательским терминалом малой мощности. Такой же КА в той же позиции входил и в число запущенных 9 сентября.

Космическая головная часть
Стоит отметить, что в видеосюжете о запуске отделение верхнего аппарата сопровождалось титрами «Отделение спутника GeeSAT5-S57», а переход в самостоятельный полет остальных 10 спутников – аналогичными строками с индексами S51, S52 и S53. Вероятно, это индивидуальные обозначения каждого КА, но принцип их присвоения пока неясен.
Еще один запуск с 12 аппаратами Geely планируется в ближайшее время. В августе говорилось о намерении закончить в 2025 г. первую фазу группировки с 72 рабочими КА, но сроки сдвинулись, и теперь за первую фазу решено выдать 64 спутника в шести плоскостях, из которых 54 рабочих, два экспериментальных, а остальные – запасные и неисправные.
Автор: Liss


