Продолжим погружение в исторические записи по японскому ракетостроению (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/207699/). Из Кокубундзи отправимся в Тибу, оттуда забежим в Огикубо, завершив наш исследовательский поход в Митикава, где 6 августа 1955 г. японцы впервые пустили свои Pencil Rocket (ペンシルロケット) в вертикальном направлении.

«Карандаши» в Тибе

После успеха, явленного 12 апреля 1955 г. в приямке бывшего военного завода в г. Кокубундзи, когда японские «карандаши» полетели горизонтально, пионер японской космонавтики и ракетостроения Итокава Хидэо (糸川 英夫) и его компания переместились в преф. Тиба (регион Канто).

Опытовый бассейн Тибы

Там они переоборудовали гидроканал в одноименной столице префектуры, прежде использовавшийся Институтом промышленных технологий IIS (生産技術研究所, Institute of Industrial Science) или «Сэйкэн» (生研) Токийского университета (東京大学) для испытаний морских судов.

Варианты двухступенчатые, 300 и стандартные

Канал длиной 50 м стал новым приямком, где разные версии «карандашей» могли порезвиться всласть. К испытаниям приступили в июне 1955 г. Горизонтально летали изделия длиной 300 мм (модель 300), двухступенчатые, бесхвостки (без хвостового оперения) и другие варианты.

Пусковая подготовка двухступенчатой версии

Итокава в ожидании испытаний

В те времена при сборке изделия из нескольких ступеней на электронику не опирались – ей было доверия мало из-за наличия ударных ускорений (shocking acceleration), поэтому собирать приходилось механическим способом. Так случилось кое-что неприятное.

Двухступенчатость означает наличие основной ступени и блока ускорения. Инженеры во чтобы то ни стало хотели смастерить двухступенчатый вариант этих предтечей японских ракет. Это они сделали.

Модели были спроектированы так: сначала включается ускоритель, а через несколько десятых долей секунды в игру вступает основная ступень. Чтобы схема работала, изготовили специальную батарею для питания. Однако, с проводкой ответственному лицу повезло напортачить.

Когда один из инженеров собирал «карандаш», то поместил в цилиндрическую трубку, как и положено, сначала основную ступень, потом, держа в руке ступень-ускоритель, хотел было вставить и ее, но тут произошло неожиданное.

Из-за неправильно проложенной электрики первым включился основной блок. Если бы тот инженер придерживал тогда основную ступень, то ее «хвост» обрубил бы ему все пальцы на руке.

Но совсем без ущерба для здоровья, конечно же, не обошлось. В кожу рук врезались частицы отработавшего топлива, которые на следующий день удалили скальпелем в больнице. На полное восстановление кожного покрова ушел месяц.

Благодаря производственному инциденту решили отказаться от опасной схемы поэтапного зажигания, и некоторое время использовался удлиненный фитиль, позволявший выиграть время для зажигания второй ступени.

Таким образом, группа AVSA (アビオニクス及び超音速空気力学, Avionics and Supersonic Aerodynamics) училась на своих ошибках и помаленьку прощупывала разные технические решения, создавая собственную оригинальную систему разработки ракет.

ОСИ в Огикубо

На заводе в г. Огикубо (Токио, район Сугинами) компании «Фуджи Сэймицу» (富士精密, Fuji Precision Industries), которая ранее называлась «Накаджима Хикоки» (中島飛行機, Nakajima Aircraft), «карандаши» подвергали огневым испытаниям. Поначалу инженерам-исследователям приходилось несладко.

Чтобы исследовать процессы горения и определить на практике характеристики (измерить давление и тягу), внутри завода построили специальные стенды. Опасаясь взрыва, в бетонном полу сформировали яму, в которую мог зайти человек. Получилась «камера сгорания» в бетоне для проведения экспериментов.

Как раз в это время прилетела добрая весть. В преф. Айти (регион Тюбу) на складе завода в п. Такэтоё (武豊工場) корпорации «Нихон Юси» (日本油脂, Nippon Oil & Fats) были «раскопаны» некие завалявшиеся выталкивающие элементы диаметром 65 и 110 мм…

Вернемся в 1942 год. В разгар проходивших в Тихом океане военных действий американская армия использовала укрепления острова Коррехидор (Corregidor), прежде служившие испанцам для сдерживания наступления внешних врагов и сохранившиеся со времен нахождения Филиппин в статусе колонии (Страна семи тысяч островов обрела независимость от Испании в 1898 г., а от США – только в 1946 г.).

Под землей американцы вырыли основательное сооружение с электростанцией ​​и движущимся по подземным ходам тележкам. Его создавали немного по старым методикам, но в гарнизоне, оснащенном 23 береговыми батареями, могло разместиться до 13 тысяч человек.

14 апреля 1942 г. армия Японии начала артиллерийский обстрел южной части укреплений вышеупомянутого филиппинского острова. На ранних этапах столкновений на Тихоокеанском театре военных действий при нападении на Коррехидор использовалось «ракетное» артиллерийское оружие, так называемый активно-реактивный снаряд RAP (Rocket-assisted projectile). Выталкивающие части этих RAP и были найдены на заводе Такэтоё…

Так вот, в 1954 г. на заводе Огикубо на испытательных стендах, находившихся под основанием пола, проводили огневые испытания двигателей, основанных на камерах диаметром 65 мм. Так зарождалась следующая серия японских ракет Baby rocket (ベビーロケット)…

Была получена большая тяга, вызвавшая вибрацию и падение оборудования в соседних цехах. Режущие и шлифовальные станки пришли в негодность, поэтому ракетчиков вежливо попросили покинуть помещения завода.

Память о заводе Огикубо

Тем не менее, этот завод послужит японцам еще многие десятилетия – до мая 1998 г. в нем производились детали основных японских ракет-носителей. В настоящее время на месте ныне несуществующего завода имеются только монументы в память о былых заслугах.

«Открытие» Митикава

Следующим затруднением на пути к заветной цели запуска «пишущих инструментов» не в горизонт, а в облака, стал выбор подходящего места. Падающие с неба ракеты не должны причинять вред как людям, так и инфраструктуре. В отличие от других стран, в Японии нет огромных пустынь, поэтому, раз нужно подходящее место, им может быть только берег, на котором есть песок, а ракеты смогут падать в ненаселенные человеком воды.

Раз так, то в первую очередь надо избежать мест судоходства и основных авиамаршрутов. А еще понадобится место, где мало рыбаков. Помимо прочего, это научные изыскания, поэтому хочется дистанцироваться от политических распрей.

Значит, надо действовать через Министерство образования, науки, спорта и культуры Японии «Монбусё» (文部省) – поставить его главным и проводить встречи на уровне заместителей министров соответствующих ведомств, и позволить им решать все вопросы.

Однако, надо вспомнить, что в 1955 г. почти все японское побережье было занято Штатами. Свободных мест было немного – остров Садо в преф. Ниигата (Тюбу) да полуостров Ога в преф. Акита (Тохоку).

Первым делом Итокава на испрошенном у Береговой охраны катере направился в Ниигату. В день мореплавания море буйствовало, и Хидэо изрядно укачало. Так глава исследовательской группы AVSA самолично удостоверился, что перевозить на о. Садо материалы и оборудование – дело невыигрышное.

Оставался п/о Ога. Однако представшее взору исследователей «свободное место» разочаровало – оказалось очень узким и непригодным для полноценного развертывания полигона. Итокава побрел по береговой линии, дойдя до одного места на побережье Японского моря…

Прибыли в Митикава

Это и впрямь была находка! Там было просторно, рядом располагалась небольшая деревня Митикава (道川), которая потом стала городом Иваки (ныне г. Юрихонджё), где можно было даже заночевать в гостинице. Да и до Ога было рукой подать.

Так был «откопан» будущий Испытательный полигон Акита ARR (秋田ロケット実験場, Akita Rocket Range) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79938/). Первый полноценный японский полигон «Митикава» функционировал до 24 мая 1962 г. – после аварии 10-й ракеты серии K-8 (カッパロケット) полетов больше не было. Нужда ракетчиков заиметь более надежное место вылилось в сооружение Космического центра Утиноура USC (内之浦宇宙空間観測所, Uchinoura Space Center), первое название которого – КЦ Кагосима KSC (鹿児島宇宙空間観測所, Kagoshima Space Center).

Есть вертикальный запуск!

Итак, в качестве пусковой «сцены» для выхода Pencil Rockets на новый уровень была выбрана «Митикава».

6 августа 1955 г. состоялся первый запуск с «Митикавы». Историческим он стал по другой причине – впервые изделие, работы мастера Итокава Хидэо, направилось вверх, в направлении космоса!

Подготовка к пуску

Пуск под наклоном!

«Карандаш» модели 300 запустили с пусковой установки длиной 2 м. Сама ракета, имевшая длину 30 см и угол закрутки хвостовых стабилизаторов 2.5°, полетела в вертикальном направлении под углом 70° и достигла 600 м.

На самом деле, первая ракета сползла и поползла по песку, так как была ненадежно закреплена. Строго говоря, она и не предприняла попытку полететь, поэтому за аварию это можно и не считать. Так что, преуспели японцы со второго раза.

Глава ASA Энрико Палермо и австралийский астронавт (не летавший) Кэтрин Беннелл-Пегг осматривают Pencil Rockets. ISAS, май 2025 г.

После триумфа «карандашей» в августе 1955 г. настал черед лететь «малышам» Baby rocket – наступление новой эры было не за горами…

Евгений Рыжков

Источники

https://www.isas.jaxa.jp/gallery/feature/isas/isas_20250611.html

https://www.isas.jaxa.jp/j/japan_s_history/chapter01/02/index.shtml

https://articles.mapple.net/bk/18007/?pg=2

https://ja.wikipedia.org/wiki/%E7%A7%8B%E7%94%B0%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88%E5%AE%9F%E9%A8%93%E5%A0%B4