15 августа 2025 г. в 09:17 пекинского времени (01:17 UTC) со стартового комплекса на площадке 96A в коммерческой космической инновационной экспериментальной зоне Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен очередной испытательный пуск ракеты «Чжуцюэ-2E» (ZQ-2E №Y3), который завершился аварией с потерей носителя и полезного груза.

Пуск РН ZQ-2E с Цзюцюаня 15 августа 2025 г.

Агентство Синьхуа и разработчик носителя, Пекинская космическая научно-техническая компания «Ланьцзянь» («Синяя стрела»; кит. 北京蓝箭空间科技有限公司, бэйцзин ланьцзянь кунцзянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Blue Arrow Space Technology Co. Ltd., торговая марка Landspace), сообщили без подробностей об аварии и о начале расследования ее причин.

Ракета в полете, вид сбоку

Фирма принесла извинения заказчику (или заказчикам) пуска – несмотря на то, что ракета находится на этапе летных испытаний, она несла коммерческий полезный груз. Компания обещала сотрудничать со всеми участниками в ходе расследования с использованием всех полетных данных, открыто информировать о его результатах и внести необходимые усовершенствования в конструкцию следующей ракеты, которая, к слову, была доставлена на полигон 8 августа.

По неофициальной информации, авария произошла на этапе работы второй ступени из-за взрыва аккумуляторной батареи и выхода из строя системы электропитания носителя, что привело к его аварийной самоликвидации.

Носитель на старте

Это был шестой пуск коммерческого носителя семейства «Чжуцюэ-2» (朱雀二号, чжуцюэ эр хао, Zhuque 2, ZQ-2) и третий для ее модернизированных вариантов, известных под общим обозначением ZQ-2E, а если начинать отсчет неудач и достижений Landspace с первого аварийного пуска ракеты «Чжуцюэ-1» в октябре 2018 г., то седьмой.

«Чжуцюэ-2» является одним из первых в Китае жидкостных носителей коммерческой разработки. Компания Landspace вскоре после аварии 2018 года отказалась от дальнейших работ по твердотопливным носителям и взялась за создание первой в мире ракеты на кислородно-метановых ЖРД. Первый старт «Чжуцюэ-2» состоялся 14 декабря 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85350/) и закончился аварией, вследствие которой она уступила первенство среди новых жидкостных ракет Китая носителю «Тяньлун-2», однако 12 июля 2023 г. второй экземпляр ZQ-2 достиг орбиты, обойдя потенциальных американских «метановых» конкурентов.

После третьего старта ZQ-2 начались летные испытания модернизированных изделий ZQ-2E. История их создания и основные отличия от оригинала приведены в материале, посвященном предыдущему пуску 17 мая 2025 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/207994/).

В ноябре 2024 г., сразу после первого старта ZQ-2E  (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206165/), «Синяя стрела» объявила, что следующей в пусковой программе будет ракета с номером Y3, причем она может быть запущена уже в декабре. Тогда же была опубликована эмблема пуска с такими интересными особенностями, как надкалиберный головной обтекатель, боковые элементы фиксации полезного груза и рельсовые направляющие для последовательного схода штабелированных «плоских» КА, традиционно представленных четырьмя звездочками на изображении.

Эмблема пуска

В итоге, однако, в мае 2025 г. полетело изделие с пропущенным номером Y2, а ракета Y3 – действительно с надкалиберным обтекателем – стартовала через восемь месяцев после первоначально заявленного срока. Можно предполагать, что причиной задержки послужил именно полезный груз. Достоверно неизвестно, ушла ли ZQ-2E №Y3 с теми самыми КА, что должна была вывести на орбиту в декабре 2024 г., но некоторые косвенные доказательства имеются.

Два КА «Гуанчуань» со стартовым креплением с правого борта и снизу

Как мы помним, 27 ноября 2024 г. первая ZQ-2E доставила на орбиту наклонением 50° и высотой 300×500 км два «плоских» низкоорбитальных связных КА «Гуанчуань», разработанные Пекинской интеллектуальной научно-технической компанией «Ланьта Гуанчуань» (кит. 北京蓝塔光传智能科技有限公司, бэйцзин ланьта гуанчуань чжинэн кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Lanta Guangchuan Intelligent Technology Co. Ltd.). Эти штабелированные аппараты с рулонными солнечными батареями использовали три боковых элемента фиксации, которые видны на снимках головной части и которые были представлены дополнительно на отдельном снимке. Три таких элемента в раскрытом состоянии изображены условно и на эмблеме ракеты Y3.

Элементы стартового крепления КА, использованные в пуске 17 ноября 2024 г.

Для экспериментальных спутников «Гуанчуань» Шанхайская космическая научно-техническая компания «Ланьсин гуанъюй» (кит. 蓝星光域(上海)航天科技有限公司, ланьсин гуанъюй (шанхай) хантянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Bluestar Optical (Shanghai) Aerospace Technology Co., Ltd., торговая марка Laser Link) поставила терминалы лазерной связи 4-го поколения типа LX-Z4.

7 августа 2025 г. «Ланьсин гуанъюй» отчиталась о завершении испытаний на полигоне Цзюцюань еще четырех экземпляров терминала LX-Z4, которые должны быть «запущены в подходящее время в близком будущем».

Пекинская научно-техническая компания спутниковой связи «Цзигуан» (кит. 北京极光星通科技有限公司, бэйцзин цзигуан синтун кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Aurora Starlink Technology Co. Ltd., торговая марка Laser Starcom) поставила для спутников «Гуанчуань» четыре терминала лазерной связи типа LT-I 100G и LT-II 10G и в марте 2025 г. сообщила об успешной работе на скорости вплоть до 400 Гбит/с при расстоянии между спутниками 640 км.

4 августа 2025 г. эта компания также отчиталась о подготовке к пуску на Цзюцюане – для двух спутников неназванного «большого созвездия» она поставила терминалы лазерной связи JG-SPC-ZXJ-10G с пропускной способностью до 10 Гбит/с и сослалась при этом на проверку, которую такие терминалы успешно прошли в ходе полета КА «Гуанчуань» №01и №02.

На этом основании представляется вероятным, что аварийная ракета несла четыре связных КА типа «Гуанчуань». По неофициальной информации, они предназначены для широкополосной связи с клиентами через терминалы класса «сотовый телефон».

Состоявшийся старт был анонсирован 11 августа посредством публикации уведомлений об опасных для полетов районах по трассе полета, соответствующей наклонению 50°. Аварийный пуск стал 687-м в истории китайской космической программы.

Автор: Liss