9 августа 2025 г. в 00:31 по пекинскому времени (8 августа в 16:31 UTC) с самоходной морской платформы «Дунфан хантяньган» (东方航天港) в акватории Желтого моря был произведен коммерческий пуск морской РН «Цзелун-3» (SD-3 №Y6) с 04-й группой созвездия «Цзили синцзо» компании Geely. Все 11 КА были успешно выведены на околокруговые орбиты наклонением 50° и высотой около 595 км.

Пуск РН SD-3 с морской платформы в ночь на 9 августа 2025 г.

По итогам пуска в американский каталог было внесено 13 объектов, из которых один представляет собой уведенную четвертую ступень РН, 11 должны быть спутниками, а еще один предположительно является оперативным фрагментом. Их номера, международные обозначения и начальные параметры орбит приведены в таблице 1. Китайские индивидуальные наименования спутников неизвестны; в таблице приведены условные обозначения, включающие номер группы и порядковый номер КА в группе.

Красный экран успешного старта

 

Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 09.08.2025

КА Номер Обозн. Параметры орбиты
i Hp, км Ha, км P, мин
Geely G04 01 65119 2025-170A 49.99° 585.3 604.2 96.58
Geely G04 02 62120 2025-170B 49.99° 585.2 603.8 96.57
Geely G04 03 62121 2025-170C 49.99° 584.9 604.1 96.57
Geely G04 04 62122 2025-170D 49.98° 584.8 603.7 96.57
Geely G04 05 62123 2025-170E 49.99° 584.4 603.9 96.57
Geely G04 06 62124 2025-170F 49.98° 584.1 603.8 96.56
Geely G04 07 62125 2025-170G 49.99° 583.6 604.0 96.56
Geely G04 08 62126 2025-170H 49.98° 583.6 603.6 96.55
Geely G04 09 62127 2025-170J 49.99° 582.8 604.1 96.55
Geely G04 10 62128 2025-170K 49.99° 582.8 603.7 96.55
Geely G04 11 62129 2025-170L 49.99° 582.9 604.6 96.56
4-я ступень РН SD-3 62131 2025-170N 50.18° 133.8 477.9 90.64
Фрагмент 62130 2025-170M 50.16° 127.1 395.5 89.73

Это был четвертый успешный пуск с целью создания орбитальной группировки «Цзили синьцзо» (吉利星座, jili xingzuo); прежнее, более вычурное название, уступило место более лаконичному и удобному. Два первых иероглифа в названии являются именем фактического заказчика старта – китайского автогиганта Geely, так что в англоязычных источниках группировка проходит под названием Geely Constellation, то есть «созвездие Geely». Полное обозначение запущенных КА на китайском языке выглядит как 吉利星座04组卫星 (jili xingzuo 04 zu weixing) и означает «Цзили синцзо, 04-я группа спутников».

В центре управления в Циндао

Спутниковая группировка Geely изначально была заявлена как основа комплексной системы для оказания услуг связи, высокоточной навигации и дистанционного зондирования Земли. Два первых направления напрямую завязаны на потребности автотранспорта. Через спутники Geely с установленного на автомобиле терминала предполагается передавать информацию о состоянии машины и автоматически подавать аварийные сигналы в случае столкновения, серьезной неисправности, такой как тепловой разгон аккумуляторной батареи, или угона, а прием навигационной информации повысит точность местоопределения до единиц сантиметров и в перспективе обеспечит беспилотное движение. Они же дадут пользователю доступ в Интернет в районах, не покрытых мобильной связью.

Дополнительной функцией спутников является съемка Земли в интересах мониторинга прибрежной зоны и экологического контроля. Это направление в материалах по 4-му запуску детализировано следующим образом: «Группировка… фокусируется на рыбоводстве, строительной технике, маловысотном движении, экстренной связи, энергии и транспорте, проводит эксперименты в области Интернета вещей, межспутниковой связи, а также съемки Земли, в том числе в интересах экологии и для мониторинга окружающей среды».

Работа с головной частью

Владельцем, разработчиком и оператором спутников является холдинг Geely Technology Group в лице дочернего предприятия, учрежденного 20 ноября 2018 г. Это Чжэцзянская научно-техническая компания «Шикун даоюй» (кит. 浙江时空道宇科技有限公司, чжэцзян шикун даоюй кэцзи юсянь гунсы, англ. Zhejiang Shikong Daoyu Technology Co. Ltd., торговая марка GeeSpace). С 2019 г. она работает над созданием, запуском и эксплуатацией низкоорбитальных спутников для высокоточной навигации и информационного обслуживания трафика. Спутники типа GSP100 массой около 130 кг изготавливаются в автоматизированном производственно-испытательном центре «Шикун даоюй» в Тайчжоу, провинция Чжэцзян, который рассчитан на выпуск до 500 КА в год по заявкам различных разработчиков.

Ван Ян и необычный КА Geely

После старта главный исполнительный директор GeeSpace Ван Ян (王洋, он же Tony Wang) объявил, что численность группировки достигла 41 КА, из которых 30 было запущено раньше, а 11 добавилось только что. Все спутники запускались на орбиты наклонением 50° и высотой около 600 км, но, как мы увидим далее, не все они одинаковы и не все работают по целевому назначению. Пока же заметим, что Geely впервые использовала коммерческий носитель (хотя и созданный государственной корпорацией), хотя ранее приобретала ракеты, произведенные по госзаказу (см. таблицу 2).

 

Таблица. 2. Запуски КА группировки Geely

Группа Кол-во
КА
Дата
запуска
Полигон Носитель
Geely G01 9 2022.06.02 Сичан CZ-2C
Geely G02 11 2024.02.03 Сичан CZ-2C
Geely G03 10 2024.09.06 Тайюань CZ-6
Geely G04 11 2025.08.09 CSL SD-3

 

В первом пуске 2 июня 2022 г. было выведено 9 экспериментальных КА, которые были разведены вдоль орбиты за счет естественного разброса по начальному периоду обращения, а к концу сентября 2022 г. один за другим поднялись до высоты 619 км, распределившись с шагом 40° по аргументу широты. С той поры их орбиты «проседают» под действием торможения в верхней атмосфере и к настоящему времени опустились до 577 км, но скорость снижения всех КА одинакова, а потому они сохраняют четкий порядок следования.

Во втором пуске 3 февраля 2024 г. было заявлено девять рабочих и два резервных КА. Уже к 10 марта восемь из них поднялись до 604 км и выстроились через 40° с одной «дыркой», потому что три спутника из 11 не стали маневрировать и неуправляемо снижаются – один в темпе с восемью рабочими, а два значительно медленнее. Восемь рабочих КА после временного снижения орбиты в июле 2024 г. поднялись к концу декабря до 594 км, а в конце июля 2025 г. провели второй согласованный подъем до 600 км, причем порядок их следования сохранился. Таким образом, вторая группа проявила способность к регулярным коррекциям для компенсации торможения в атмосфере.

В третьем пуске 6 сентября 2024 г. использовалась ракета CZ-6 значительно меньшей грузоподъемности, и 10 аппаратов удалось установить на ней лишь ценой снижения орбиты выведения примерно на 30 км. Восемь КА в течение месяца поднялись согласованным образом до отметки 592 км и встали через 40°, а девятый догнал их к 30 октября и встроился в оставленное ему место. Как и спутники второй группы, эти КА проявили способность к регулярным коррекциям, а в первых числах августа 2025 г. синхронно поднялись до отметки 602.5 км.

Десятый аппарат за счет временного снижения до 400 км увеличил скорость прецессии, сместил орбиту более чем на 90° к западу и за несколько месяцев мигрировал в плоскость 02-й группы, где поднялся к началу июня до рабочей высоты и в настоящее время осваивает не занятую ранее позицию неисправного спутника. Таким образом, фактически перед четвертым стартом было заполнено три плоскости по 9 КА в каждой, а еще три спутника можно считать утраченными.

Вероятно, вновь запущенные КА, как и предыдущие, выполнены на платформе GSP-100, которая может использоваться для изготовления спутников массой до 500 кг с энергопотреблением до 1500 Вт и ресурсом 5-7 лет. Космические аппараты Geely имеют массу около 130 кг (что подтверждается оценкой грузоподъемности CZ-6 на требуемую орбиту в 1380 кг) и в большинстве своем выполнены в форме призмы с трапецеидальным основанием, несущей две ориентируемые двухсекционные солнечные батареи. На надирной поверхности установлены антенны для связи с пользователями и базовыми станциями. На одной из торцевых поверхностей начиная со второй группы устанавливается малогабаритная мультиспектральная камера camera JTVM4-4MB Сучжоуской космической технической компании «Цзитянь Синчжоу» с пространственным разрешением 4 м. В перспективе планируется заменить ее аппаратурой с разрешением 1 м.

Как и в третьей группе, запущенные КА не идентичны, но если у десяти аппаратов, смонтированных перед запуском в два яруса на цилиндрическом адаптере, различия сводятся к количеству и размещению антенн, то еще один спутник, установленный сверху, имеет явно большие габариты и дополнительную 24-элементную связную АФАР. Каких-либо разъяснений по этому поводу Geely не дала.

Один из 11 спутников имеет личное имя «Цяньли хаохань» (千里浩瀚号, Qianli haohan).

Дополнение: 28 августа компания Китайская объединенная корпорация сетевой связи (кит.  中国联合网络通信集团有限公司, чжунго ляньхэ ванло тунсин цзитуань юсянь гунсы, англ. China United Network Communications Group Co. Ltd., торговая марка China Unicom) объявила, что «недавно… из вод близ Жичжао» ею совместно с «Шикун даоюй» было запущено четыре КА, получивших обозначения от «Ляньтун синси-01» до «Ляньтун синси-04» (联通星系, Liantong Xingxi).

Проектный облик КА подгруппы Unicom

Три первых КА из этой подгруппы характеризуются как низкоорбитальные связные спутники Интернета вещей, а четвертый представляет собой первый китайский низкоорбитальный КА с функционалом Интернета вещей узкополосного стандарта 3GPP. Вероятно, именно он располагался при запуске впереди остальных. Сообщается, что спутник 04 обеспечивает прямое соединение с пользовательским терминалом малой мощности и использует ряд ключевых технологий, таких как реконфигурация полезной нагрузки, гибкое конфигурирование лучей, спектральный поиск и уход от помех.

Ранее сообщалось, что GeeSpace находится на этапе развертывания орбитальной группировки первой фазы, состоящей из 72 КА – по девять в восьми орбитальных плоскостях. Три первых старта укладывались в эту схему, так как три плоскости были разнесены на 133°–135° по долготе восходящего узла. Четвертый запуск выполнен в плоскость, близкую к плоскости экспериментальных аппаратов 2022 года и, вероятно, имеет целью их плановую замену.

Взаимодействующие наземные станции иностранных операторов

Со ссылкой на GeeSpace агентство Синьхуа заявило, что в ближайшие два месяца число спутников системы достигнет 64, что обеспечит бесшовную передачу данных в реальном времени из любой точки Земли, за исключением полярных районов. Для обеспечения глобальной работы Geely наладила партнерство с телекоммуникационными операторами более чем 20 стран, включая Оман, Саудовскую Аравию, Малайзию и Марокко.

Итак, в течение августа и сентября должны состояться еще два запуска. Один из них, судя по уведомлениям о закрытии районов падения, планируется на 20 августа на следующей SD-3, а для второго предназначена ракета с номером Y8. Всего же ракетчики Первой академии и компания «Шикун даоюй» подписали рамочное соглашение на десять стартов.

Может ли этот носитель вывести не 11, а 12 спутников Geely? С одной стороны, уже на изделии Y5 грузоподъемность была увеличена с 1560 до 1600 кг, причем эти числа относились к более сложной орбите наклонением 55° и высотой 635 км. С другой стороны, сообщалось, что при подготовке пуска Y6 грузоподъемность РН была использована полностью «в соответствии с требованиями заказчика». Поживем – увидим.

Перегрузка носителя на транспортер

Напомним, что ракета «Цзелун-3» (捷龙三号, Jielong 3, официально сокращается до SD-3 от английского Smart Dragon) создана Китайской исследовательской академией ракет-носителей CALT («Первая академия») в интересах ее коммерческого подразделения – Китайской ракетной корпорации (кит. 中国火箭公司, чжунго хоцзянь гунсы, англ. China Rocket Corporation). Твердотопливный четырехступенчатый носитель диаметром 2.65 м, высотой 31.8 м и стартовой массой 140 т имеет номинальную грузоподъемность 1500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Доставка РН на морскую платформу

Запущенная ракета Y6 является первым изделием первой серийной партии. «Цзелун-3» использует двигатели, поставленные Сианьской космической коммерческой научно-технической компанией с ограниченной ответственностью «Хоцзянь дунли» (кит. 西安航天商业火箭动力技术有限责任公司, сиань хантянь шанъе хоцзянь дунли цзишу юсянь цзэжэнь гунсы, англ. Xian Aerospace Commercial Rocket Propulsion Technology Co. Ltd.) – подразделением Космической исследовательской академии твердотопливных двигательных технологий («4-я академия», AASPT).

Эмблема пуска

Первоначально пуск планировался на 21 июня из окрестностей порта Хайян – свидетельством тому осталась эмблема старта с контуром близлежащих островов Ляньли. В начале июня он был перенесен на начало июля, затем на конец месяца и на август, причем точку старта переместили к городу Жичжао в западной части Желтого моря. 23 июля появились уведомления о закрытии опасного района к югу от японского острова Кюсю на 3-6 августа, однако 31 июля их заменили новым комплектом на 8-е число по Гринвичу, что соответствовало первому часу ночи 9 августа по Пекинскому времени. Несмотря на ночной час, набережная Жичжоу была полна народу, который снимал пуск на все, что способно фотографировать.

Старт 9 августа стал 685-м в китайской космической программе и шестым в летной истории носителя SD-3. Как и предыдущие морские пуски, он был выполнен под управлением Центра космических запусков Тайюань; на месте работы обеспечивала Шаньдунская морская коммерческая компания космических пусковых услуг (кит. 山东海上商业航天发射服务有限公司, шаньдун хайшан шанъе хантянь фашэ фуу юсянь гунсы, англ. Shandong Maritime Commercial Space Launch Services Co. Ltd.).

После старта космопорт Дунфан сообщил, что до конца 2025 г. помимо двух SD-3 запланированы пуски ракет «Иньли-1» и CZ-11, а также – и это настоящая сенсация – шанхайской жидкостной ракеты CZ-12. До сих пор с платформ китайского морского старта уходили лишь твердотопливные носители.

Автор: Liss