3 апреля 2025 г. в 10:12 по пекинскому времени (02:12 UTC) с пусковой установки №16 Центра космических запусков Тайюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-6» (CZ-6 №Y14) с китайским военно-экспериментальным КА «Тяньпин-3A» №02 (天平三号A星02星, Tianping 3A 02). Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 43.00°;
  • минимальная высота – 452.1 км;
  • максимальная высота – 795.4 км;
  • период обращения – 97.18 мин.

Пуск РН CZ-6 с Тайюаня 3 апреля 2025 г.

В каталоге Космического командования США спутник получил номер 63432 и международное обозначение 2025-068A. Более никаких объектов на орбите не зафиксировано, и можно заключить, что верхнюю ступень РН преднамеренно свели, а спутник действительно один.

Красный экран успешного старта

Агентство Синьхуа дословно повторило формулировку назначения КА, приведенную по случаю запуска 22 октября 2024 г. трех спутников семейства «Тяньпин» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/205762/). Итак, новый спутник «будет в основном использоваться для калибровки наземного радиолокационного оборудования и измерений радиолокационного сечения RCS. Он будет оказывать поддержку проведению экспериментов по съемке наземным оптическим оборудованием и по мониторингу космической обстановки на низких орбитах, а также предоставлять услуги по измерению атмосферно-космической среды и корректировке моделей прогноза орбитального движения».

Инновационная исследовательская академия микроспутников в Шанхае заявила, что «Тяньпин-3A» №02 является ее разработкой и был создан в течение 18 месяцев. Академическая фирма сообщила также, что это был ее 66-й запуск и 168-й успешно запущенный космический аппарат. Есть основания считать, что в действительности не все 168 КА были выведены на орбиту, но само по себе заявление логично – про октябрьский «Тяньпинь-3A» №01 она сообщила ровно то же самое.

Эмблема пуска со знаком Весов

Официальная формулировка назначения КА характеризует его как эталонный объект для наблюдений наземными и радиолокационными средствами. Последовательные наблюдения на протяжении значительного времени позволяют оценить состояние среды на высоте полета (в частности, плотность остаточной атмосферы) и проверить соответствие реального движения прогнозу по имеющимся моделям. Тут все корректно.

Проблема в том, что три спутника семейства «Тяньпин» с дополнительными индексами 3A-01, 3B-01 и 3B-02, выведенные на орбиту 22 октября 2024 г., ведут себя отнюдь не как пассивные эталонные объекты. Напротив, все три активно маневрируют, расходятся и сближаются вновь.

Взаимное положение трех КА запуска 22.10.2024 в период до 25.12.2024 по данным Космического командования США

Мы не знаем, кем изготовлены спутники 3B-01 и 3B-02, и не знаем, каково соответствие между китайскими обозначениями и объектами запуска 2024-189. Однако орбитальные данные на три этих объекта, выдаваемые Космическим командованием США, показывают, что объекты A и B после начального расхождения вновь сблизились 5 декабря. На следующий день объект B покинул партнера, но уже 13 декабря произошла встреча A и C. Их совместный полет продолжался до 8 января, когда объект C ушел на более высокую орбиту, чтобы 16 февраля встретиться с B. С тех пор B и C совершали совместный полет, однако 4 апреля к ним, обойдя пару по более низкой орбите на полный виток, присоединился A. Правда, за время отсутствия плоскость его орбиты сдвинулась на 0.3° к западу, так что постоянной тесной группы уже не получится, но намерение A остаться вблизи двух остальных читается вполне четко.

Взаимное положение трех КА запуска 22.10.2024 в период после 25.12.2024 по данным Космического командования США

Разумеется, наблюдения группы маневрирующих аппаратов наземными средствами также имеют ценность в плане уточнения возможностей и характеристик как самих средств, так и системы обработки получаемой информации. Однако закрадывается подозрение, что цели запуска 22 октября 2024 г. не сводятся только к калибровке радаров и оптики и уточнению моделей движения космических объектов.

Команда разработчиков и испытателей КА

А теперь вернемся к только что запущенному спутнику 3A-02. От предшественника он отличается тем, что выведен не на круговую солнечно-синхронную орбиту, а на эллиптическую с низким наклонением 43°, а также тем, что вместе с ним не запущены партнеры, с которыми можно поиграть в орбитальные кошки-мышки. По крайней мере, за сутки после старта таковые не обнаружены.

Орбиту наклонением 43.0° Китай использовал ровно два раза – 15 июня 2017 г. при запуске научного аппарата HXMT и 4 декабря 2024 г. с радиолокационным аппаратом «Хайшао-1». Один из операционных фрагментов от запуска HXMT (с обозначением 2017-034G) находится на орбите, близкой к орбите «Тяньпина» по всем параметрам, включая и долготу восходящего узла. Не исключено, что в задачи нового КА входит встреча с ним.

Другое дело, что на орбитах наклонением 43.0°, в основном на высоте 560 км, находятся более 2700 американских спутников системы Starlink. Учитывая сложные и длительные схемы перевода их с орбиты выведения на рабочую, в любой момент времени и для любого положения узла орбиты найдется пара-тройка американцев, с которыми можно устроить танго на орбите под пристальным наблюдением китайских наземных средств. Так что если одинокий китайский «Тяньпин» начнет вдруг маневрировать без явно видимой цели, такая версия перестанет быть чисто умозрительной.

Команда испытателей РН

О предстоящем старте стало известно 28 марта с публикацией уведомления о закрытии района падения верхней ступени в Желтом море. Границы зоны соответствовали заявленным под пуск CZ-6, состоявшийся 5/6 сентября 2024 г. с группой спутников «Цзили синцзо» на орбиту наклонением 50°, однако в реальности и задача пуска, и наклонение орбиты оказались другими.

Доставка носителя на старт

По данным нашего учета, это был 660-й китайский космический пуск и 568-й старт РН семейства «Великий поход», в том числе 232-й для шанхайских ракет этого семейства и 14-й для CZ-6.

Автор: Liss