15 октября 2024 г. в 19:06 пекинского времени (11:06 UTC) с пусковой установки №9A Центра космических запусков Тайюань был успешно выполнен коммерческий пуск носителя «Чанчжэн-6A» (CZ-6A №Y20) со второй группой из 18 спутников негосударственной орбитальной группировки спутникового Интернета «Цяньфань синцзо».

Сообщение Синьхуа о старте было выпущено с почти четырехчасовой задержкой. Официальное наименование запущенных аппаратов выглядит как 千帆极轨02组卫星 (цяньфань цзигуй 02 цзу вэйсин, qianfan jigui 02 zu weixing), что означает «Цяньфань, полярная орбита, 02-я группа спутников». Индивидуальные имена или обозначения аппаратов неизвестны. Имя «Цяньфань» буквально означает «тысяча парусов», но обычно переводится как «флотилия» или «армада». В англо- и русскоязычном вариантах Синьхуа спутники и система обозначены словом Spacesail («Космический парус»), что довольно далеко от китайского оригинала.

Пуск РН CZ-6A с Тайюаня 15 октября 2024 г.

Как и после первого пуска, состоявшегося 6 августа 2024 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/205111/), американское Космическое командование воздержалось от оперативной публикации орбитальных элементов на 18 спутников и последнюю ступень носителя. Вероятно, они опять появятся через неделю после старта, в соответствии со схемой, впервые примененной к запускам для американской системы Starlink аналогичного назначения.

Красный экран успешного старта

Не вызывает сомнений, однако, что параметры орбиты будут сходными с реализованными в пуске 6 августа: наклонение 89°, средняя высота 803 км. Это практически гарантирует конфигурация запретных зон по трассе выведения, которые были объявлены 3 октября и повторены 14 октября со сдвигом заявленного временного интервала примерно на 15 минут «влево». Мало того, что они точно повторяют зоны от 6 августа – если лететь с Тайюаня строго на юг, трудно не попасть на полярную орбиту.

Эмблема второго старта

Аппараты системы «Цяньфань» призваны предоставить глобальным пользователям высокоскоростные и сверхнадежные спутниковые широкополосные интернет-услуги с низкой временной задержкой. Главным конструктором «Цяньфань» является Цао Цайся (曹彩霞). У системы есть также проектное обозначение G60 Starlink (G60星链, G60 Синлянь), которое было дано по имени автомагистрали Шанхай – Куньмин и одноименного «коридора научно-технических инноваций».

Группировка «Цяньфань» описывается как многослойная и многоорбитальная, подобно американской Starlink. Ее предполагается развернуть в три этапа:

• До конца 2025 года – 648 спутников первого поколения (GEN1) для регионального покрытия на высоте более 1000 км, в том числе 108 КА в течение 2024 г.;
  • В 2026 и 2027 г. – еще 648 спутников второго поколения (GEN2) на аналогичных высотах для глобального покрытия;
  • До 2030 г. всего будет развернуто более 15000 КА, причем большая их часть – на орбитах высотой 300–500 км.

Проектный облик КА

Запущенные аппараты были заказаны Шанхайской спутниковой научно-технической компанией «Юаньсинь» (кит. 上海垣信卫星科技有限公司, шанхай юаньсинь вэйсин кэцзи юсянь гунсы, англ. Shanghai Yuanxin Satellite Technology Co. Ltd., торговая марка GMS Space), которая выступает в роли инвестора и оператора будущей системы.

Как мы уже сообщали, 648 спутников первого поколения были разделены поровну между двумя производителями – хорошо известной Инновационной исследовательской академией микроспутников из системы Китайской АН и стартапом по имени Шанхайская космическая научно-техническая компания «Гэсы» (кит. 上海格思航天科技有限公司, шанхай гэсы хантянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Shanghai Gesi Aerospace Technology Co. Ltd., торговая марка Genesat). Первые 18 спутников изготовила ИИАМ, а вторую партию – «Гэсы». Судя по использованию одной модели носителя, аппараты двух производителей близки по массо-габаритным характеристикам. Их плоская форма позволяет монтировать спутники на носитель «штабелями» в количестве, определяемом грузоподъемностью ракеты, а масса должна быть близка к 300 кг.

Доставка космической ГЧ

Выбранные дата и время второго пуска обеспечили формирование новой орбитальной плоскости системы «Цяньфань». По предварительным данным, ее восходящий узел отстоит на 144° от узла первой орбитальной плоскости. Это может означать, что намечена структура системы из 10 плоскостей с разнесением их на 36° по долготе узла. Впрочем, не будет проблемой сделать вместо этого 5 плоскостей через 72°, или 15 плоскостей через 24°, или 20 плоскостей через 18°, или 30 плоскостей через 12°. Делителей у числа 144 много…

На полярной орбите наклонением 89° прецессия узлов практически отсутствует, так что китайские аппараты не могут дрейфовать из одной плоскости в другую за счет продолжительной выдержки на орбите ниже рабочей, как «Старлинки». 18 спутников в первой плоскости (точнее говоря, 17 из них) сейчас поднимаются, поочередно и довольно медленно, и самые быстрые вплотную подошли к отметке 900 км. Судя по тому, что два экспериментальных аппарата KL-β (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80877/) за время своего полета опробовали высоты 903, 906 и 914 км, на одном из этих эшелонов подъем первой группы и остановится. Скорее всего, спутники будут расставлены вдоль орбиты с равными интервалами, обеспечивая непрерывную видимость для пользователя в средних широтах в течение почти двух часов.

Носитель CZ-6A в готовности

Для ракеты CZ-6A этот старт стал восьмым в общем зачете и вторым с коммерческим грузом, а потому запуск был заказан через официального госпосредника, Китайскую промышленную компанию «Великая стена».

Разработчиком ракеты является Шанхайская исследовательская академия космической техники SAST, и это единственный китайский носитель с твердотопливными стартовыми ускорителями. Двухступенчатый центральный блок имеет стандартный диаметр 3.35 м, ускорители имеют диаметр 2 м, стартовая масса составляет 530 т при стартовой тяге 734 тс.

Интересно, что SAST последовательно именует эту ракету CZ-6A, а Китайская корпорация космической науки и техники, частью которой SAST является, вместе с агентством Синьхуа использует фантасмагорический оборот «модернизированная CZ-6». Учитывая, что CZ-6A в несколько раз превосходит CZ-6 по стартовой массе, стартовой тяге и грузоподъемности, выглядит это как странная попытка ввести читателей в заблуждение.

Официально CZ-6A выводит свыше 4500 кг полезного груза на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км. Однако в пуске 6 августа и, вероятно, в нынешнем использовалась версия ракеты CZ-6A с двукратным включением двигателя YF-115 второй ступени. По имеющимся оценкам, это увеличило грузоподъемность носителя с 4500–5000 до 5500–6000 кг на ту же орбиту.

Это был 622-й китайский космический пуск (48-й в 2024 г.), в том числе 539-й для ракет семейства «Великий поход» («Чанчжэн») и 220-й для их шанхайской подгруппы.