17 августа 2024 г. в 03:56 JST SpaceX пустила со стартового комплекса SLC-4Е базы Космических сил Ванденберг, Калифорния, ракету Falcon 9 Block 5, поручив ей миссию Transporter-11 по развертыванию 116 малых аппаратов, включая QPS-SAR-8 или «Аматэру-Ⅳ» (アマテル-Ⅳ).

Falcon 9, Transporter-11

В 06:32 QPS-SAR-8 доставили на солнечно-синхронную орбиту. Примерно через два часа с ним в первый раз вышли на связь. Антенны раскрылись уже следующей ночью.

«Аматэру-Ⅳ»

Это шестой небольшой радиолокатор «Института пионеров космоса Кюсю» iQPS (Institute for Q-shu Pioneers of Space; QPS研究所) из г. Фукуока (одноименная префектура региона Кюсю), оказавшийся в космосе без приключений, целым и невредимым (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/204068/).

Инженеры радуются «контакту» с шестым радиолокатором

Глава компании Ониси Сюнсукэ (大西 俊輔), объяснил, что «Пионеры космоса» присваивают имена аппаратам по их орбитам. Первопроходцев QPS-SAR-1 и QPS-SAR-2, или «Идзанаги» (イザナギ) и «Идзанами» (イザナミ), разместили на орбиту со средним наклонением и на квазивозвратную солнечно-синхронную.

Антенны в деле

Следом пошли коммерческие аппараты, и первыми из них стали QPS-SAR-3/QPS-SAR-4 (утрачены) и QPS-SAR-6, созданные для работы на ССО. Их назвали «Аматэру-I»/«Аматэру-II» и «Аматэру-III».

Потом на орбиты со средним наклонением направили QPS-SAR-5 («Цукуёми-I», ツクヨミ-I) и QPS-SAR-7 («Цукуёми-II»). QPS-SAR-8 предназначен для работы опять на ССО, поэтому и именуется он «Аматэру-Ⅳ»…

Ониси Сюнсукэ (слева)

Спутники iQPS

Аппараты Название, расшифровка Дата запуска Место запуска/ракета-носитель Орбита
QPS-SAR-1

Технологический демонстратор

«Идзанаги» (イザナギ). Бог творения в синтоизме 11.12.2019 КЦ им. Сатиша Дхавана/PSLV Со средним наклонением
QPS-SAR-2

Демонстратор

«Идзанами» (イザナミ). Богиня творения в синтоизме 25.01.2021 База Космических сил США на мысе Канаверал/Falcon 9 Квазивозвратная ССО
QPS-SAR-3

(утерян при запуске)

«Аматэру-I» (アマテル-I). Богиня Солнца в синтоизме 12.10.2022 КЦ Утиноура ССО
QPS-SAR-4

(утерян при запуске)

«Аматэру-II» 12.10.2022 КЦ Утиноура ССО
QPS-SAR-6 «Аматэру-III» 13.06.2023 База Космических сил Ванденберг/Falcon 9 ССО
QPS-SAR-5 «Цукуёми-I» (ツクヨミ-I). Лунное божество 15.12.2023 Пусковая площадка LC-1 (Новая Зеландия)/Electron Со средним наклонением
QPS-SAR-7 «Цукуёми-II» 08.04.2024 КЦ Кеннеди/Falcon 9 Со средним наклонением
QPS-SAR-8 «Аматэру-Ⅳ» 17.08.2024 База Космических сил Ванденберг/Falcon 9 ССО

Разъяснения Сюнсукэ-сан помогли обнаружить неточность перевода. Amateru были признаны за «Любительские» (англ., amateur), но на самом деле эта линейка спутников названа в честь богини Аматэрасу оомиками (天照大御神) или Аматэрасу ооками (天照大神), являющейся чуть ли не прапрапрабабушкой основателя и первого императора Японии Джинму (神武天皇). «Аматэру» – другое имя солнечной богини. Исправленная и доработанная таблица SAR-спутников компании представлена выше.

«Идзанами» свое отработал

Кстати, 12 апреля 2024 г. Институт сообщил о выводе «Идзанами» из эксплуатации ввиду продолжающегося снижения высоты его орбиты. Остальные все радиолокаторы, в том числе и первенец «Идзанаги», продолжают исполнять свои «должностные» обязанности.

Благодаря Amateru-Ⅳ у iQPS теперь пять рабочих радиолокаторов в космосе. Но этого недостаточно, ведь «Пионеры» должны разместить по девять КА на четырех орбитах, чтобы полностью «окружить» планету и иметь возможность снимать почти любое место Земли в среднем за 10 минут.