3 апреля 2024 г. в 06:56 по пекинскому времени (2 апреля в 22:56 UTC) со стартового комплекса №3 Центра космических запусков Сичан произведен пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y102) со спутником «Яогань-42» №01 (遥感四十二号01星, Yaogan 42 01, YG-42 01). Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 34.99°;
  • минимальная высота – 490.9 км;
  • максимальная высота – 502.0 км;
  • период обращения – 94.54 мин.

Пуск РН CZ-2D ранним утром 3 апреля 2024 г.

В американском каталоге космических объектов спутник получил номер 59395 и международное обозначение 2024-063A. Вторым объектом на более высокой орбите стала вторая ступень РН, больше американцы ничего не нашли.

Красный экран успешного старта

По официальному сообщению, «Яогань-42» №01 разработан Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST, а по неофициальной информации, является ее 130-м КА. Назначение спутника, даже в самых общих формулировках, не озвучено. Необычная эмблема старта, выполненная в виде фигуры зимородка, может быть намеком на наименование КА или на его назначение – зимородок питается рыбой, а рыба живет в воде…

Зимородок питается рыбой, а самая большая рыба – это подводная лодка противника…

О предстоящем старте стало известно 29 марта из уведомлений о закрытии двух районов падения отделяющихся частей по характерной трассе выведения на орбиту наклонением 35°. Сичан активно использует ее начиная с сентября 2017 г.: до июля 2021 г. стартовали 10 ракет CZ-2C со спутниками «Яогань-30» (по три КА на носитель, всего 30 аппаратов), а с ноября 2021 г. по декабрь 2023 г. – 15 носителей CZ-2D со спутниками семейства «Яогань-35» (тоже по три, всего 45 КА).

Изделия двух основных государственных ракетостроительных компаний CALT и SAST сходны по характеристикам, так что у нас не было уверенности, какой из РН соответствует район падения первой ступени. Лучше подходила CZ-2D; более того, заявленный временной интервал соответствовал пуску в 4-ю плоскость системы «Яогань-35». Проблема заключалась в том, что ее группировка выглядела полной: пять плоскостей по три группы КА в каждой с равномерным разнесением как по долготе восходящего узла (через 72°), так и по аргументу широты (через 120°). Необходимости в 16-м старте не просматривалось.

Система «Яогань-30», напротив, оставалась явно неполной: после десяти стартов ясно читались шесть плоскостей, при этом в пятую плоскость было запущено три тройки КА, в первую и третью – по две, а в остальные по одной. Спутники летали поодиночке на высоте около 600 км; судя по их расстановке по рабочим точкам, предполагалось иметь по 12 КА в каждой плоскости, однако развертывание системы было остановлено в июле 2021 г. с 30 спутниками вместо 72 ожидавшихся. Здесь дополнительные запуски представлялись логичными, но трудно было объяснить возобновление развертывания после почти трехлетней паузы.

По факту один КА «Яогань-42» был запущен на типовую для группировки «Яогань-35» орбиту наклонением 35° и высотой 496 км, в плоскость, близкую к 4-й плоскости названной системы. Очевидно, он значительно тяжелее обычных для нее спутников. Отсюда вопрос: имеет ли он вообще отношение к этой системе, а если да, то каким может быть его место в ней?

Как мы уже сообщали (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202769/), в пяти первых запусках аппараты получали наименования «Яогань-35», в пяти следующих – «Яогань-36», а в пяти последних – «Яогань-39», но все они занимали намеченные первой пятеркой плоскости и вели себя на орбите совершенно одинаково. Полезный груз CZ-2D в каждом из 15 пусков состоял из трех КА, причем два из них были разработаны Китайской исследовательской академией космической техники CAST в Пекине (исторически известной как «5-я академия») в лице дочерней компании «Дунфанхун», а один – Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST («8-я академия»). Всякий раз два из трех аппаратов (предположительно – пекинские) выстраивались вдоль орбиты с интервалом от 15° до 20°, поддерживая затем высоту и дистанцию периодическими коррекциями, а третий маневрировал намного чаще, используя двигатель малой тяги и стараясь держаться вблизи хвостового КА пары.

Мы полагали наиболее вероятным назначением системы многопозиционную радиотехническую разведку морских и наземных объектов и допускали, что их функции разделены: пекинская пара ведет пеленгацию радиоизлучающих средств, а шанхайский КА осуществляет оперативную съемку соответствующих районов – оптическую или радиолокационную.

Опыт показал, что часто маневрирующие шанхайские спутники оказались недостаточно стойкими. В группе YG-35 02 такой аппарат не выполнил ожидаемых маневров в конце ноября 2022 г. и с тех пор неуправляемо снижается. В группе YG-36 01 «отрыв» случился в конце февраля 2023 г. В группе YG-36 02 третий КА летал ниже основной пары с июня 2023 по январь 2024 г. и к моменту повторной встречи опередил ее на три витка. Очевидно, эти инциденты повлекли общее политическое решение, и 28-29 января 2024 г. прекратили маневры и пошли на снижение все шанхайские аппараты 2021 и 2022 годов запуска; шесть шанхайских спутников 2023 года запуска пока остаются на орбитах основных пар.

Разумеется, отказ от штатного использования шанхайских спутников ставит под сомнение их реальную необходимость в системе «Яогань-35». Однако если бы они запускались просто как попутные КА с использованием запаса грузоподъемности носителя, не было бы смысла держаться несколько лет в составе группы.

Использовалась CZ-2D с головным обтекателем диаметром 3.35 м

Версию о прямой замене исключенных из группировки шанхайских аппаратов новыми спутниками того же производителя вряд ли стоит рассматривать, так как YG-42 заведомо тяжелее первых. Однако мы можем указать на имеющийся в китайской программе прецедент дополнения существующей системы большими аппаратами с дополнительными функциями и предположить, что имеет место аналогичная ситуация.

Помимо «свежей» системы радиотехнической разведки с условным наименованием «Яогань-35» Китай использует развернутую в 2018–2021 гг. систему «Яогань-31» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79174/) с четырьмя группами из трех аппаратов на классических орбитах американской системы NOSS – наклонение 63.4° и высота 1100 км. (Она, в свою очередь, наследует системе «Цзяньбин-8» с аппаратами типа «Яогань-9», которые не являются сегодня предметами нашего рассмотрения.) КА этого типа летают плотной группой «треугольник» с межспутниковыми расстояниями порядка 100 км. И каждую такую группу дополняет, следуя за нею, отдельно запущенный шанхайский аппарат «Яогань-34» – четыре таких спутника были выведены на орбиту в период с апреля 2021 по март 2023 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85772/).

В каждом случае «Яогань-34» был выведен не точно в плоскость соответствующей тройки «Яоганей-31», а на 2.5–4.3° восточнее. И каждый из них следует за «своей» тройкой с таким отставанием по времени, от 10 до 17 минут, чтобы Земля успела провернуться на нужный угол, так что трасса полета «34-го» идет в точности по трассе полета группы «31-х». Как следствие, система может вести комплексную разведку: тройка пеленгует радиоисточники, а дополнительный КА оперативно получает целеуказания и производит их съемку с минимальным временным лагом.

Объединенная группа испытателей РН и КА

С учетом этого прецедента мы полагаем, что спутники «Яогань-42» также являются дополнениями к группам спутников типа «Яогань-35». Неясно только, будет ли их запущено 5 (по числу плоскостей) или 15 (по числу групп спутников). Что называется, будем посмотреть.

Изделие в воздухе!

Впервые в истории китайской программы запущен носитель с бортовым номером больше 100, а именно – Y102. Фактически это был 87-й старт шанхайского носителя CZ-2D – ракеты с заявленной грузоподъемностью 1300 кг на ССО высотой 500 км и с безупречной репутацией – все они вывели полезный груз на орбиту, которая лишь в двух случаях значительно отличалась от расчетной. Добавим, что это был 589-й китайский космический пуск, он же 515-й для носителей семейства «Великий поход».

Автор: Liss