Китай приступил к строительству на острове Хайнань технического и стартового комплекса для обеспечения пилотируемой лунной экспедиции. Такой вывод следует из видеозаписи вывоза на старт ракеты с грузовым кораблем «Тяньчжоу-7», состоявшейся 15 января, и спутниковых снимков космодрома.
Площадка в юго-восточной части острова Хайнань, известная в обиходе как космодром Вэньчан, юридически является частью Центра запусков спутников Сичан. Ее первая очередь, сооруженная в 2009–2016 гг., включала два высоких монтажно-испытательных корпуса 501 и 502 для вертикальной сборки ракет типа CZ-5 и CZ-7 соответственно, расположенный между ними низкий корпус 503 для приема и горизонтальных испытаний ракетных ступеней, МИК космических аппаратов (506) и Центр управления пуском (508), расположенные немного западнее, и два стартовых комплекса 101 и 201 к югу от технической зоны. От МИКов РН к стартовым комплексам ведут железнодорожные подъездные пути сверхширокой колеи (20 м) для вертикальной транспортировки носителя на мобильной стартовой платформе.
В 2023 г. была расчищен участок восточнее 502-го здания, где началось новое строительство монтажно-испытательного корпуса с двумя вертикальными отсеками ракет-носителей. Текущее состояние стройки хорошо видно на кадре из видеозаписи. От ворот нового МИКа до существующей трассы вывоза РН расчищена территория, на которой ведется бетонирование основания нового рельсового пути до соединения с существующим.
Конфигурация новых объектов говорит о том, что носители, собираемые в новом двухместном МИКе, будут запускаться с уже построенных стартовых комплексов. Наиболее вероятно, что это будут серийные ракеты семейства CZ-7. Как показывает опыт запуска «Тяньчжоу-7», непосредственная подготовка пуска на стартовом комплексе занимает всего двое суток плюс некоторое время на восстановление его после старта, а вот сборка и подготовка носителя в МИКе занимает более 20 суток. Таким образом, узким местом Вэньчана является именно технический комплекс, и расширить его с одного до трех мест сборки и испытаний РН – вполне логичный шаг для кратного увеличения частоты пусков.
Однако это еще не все! Как показывают оперативные спутниковые снимки низкого разрешения европейской системы Sentinel, западнее существующих МИКов ведется строительство новой технической зоны, площадь которой сопоставима с площадью существующей. Более того, между 8 декабря 2013 г. и 12 января 2014 г. – датами, на которые имеются удовлетворительные в смысле облачного покрытия европейские снимки, – оттуда на юг, параллельно существующей трассе, была пробита новая просека, заканчивающаяся юго-западнее существующего старта 101.
Наиболее вероятно полагать, что здесь заложат новый стартовый комплекс под ракету «полусверхтяжелого» класса, известную как CZ-10. Этот носитель грузоподъемностью 70 тонн на низкую околоземную орбиту и 27 тонн на отлетную траекторию к Луне (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85658/) заказан Канцелярией программы пилотируемой космонавтики Китая для проведения первых китайских лунных экспедиций по двухпусковой схеме. Так как в качестве целевой даты высадки на Луну уверенно называется 2030 год, а носитель и компоненты лунного экспедиционного комплекса еще предстоит сделать в железе и испытать в полете, причем не один раз, инфраструктуру действительно пора строить уже сейчас.
Существующее положение отражено на схеме, составленной китайским блогером @WLR2678. В верхней ее части мы видим зону МИКов, а правее и ниже центра – два существующих и один перспективный стартовый комплекс. Левую нижнюю часть карты занимает коммерческий космодром Хайнань (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85618/) с двумя стартовыми комплексами жидкостных носителей и двумя площадками для твердотопливных РН, которые на схеме не выделены. Юридически это отдельная организация Hainan International Commercial Space Launch Co. Ltd., но фактически государственный и коммерческий космодромы почти наверняка будут использовать общую полигонную инфраструктуру сопровождения пусков.
Коммерческая площадка №1 (крайняя левая на карте) для кислородно-керосиновых носителей типа CZ-7 и CZ-8 с вертикальной сборкой на старте была заложена 6 июля 2022 г. и строилась ударными темпами. На земляные работы, включая обустройство подземных сооружений, ушло всего полгода, и 20 января 2023 г. началось сооружение 83-метровой стационарной башни обслуживания ракеты-носителя с поворотными створками. 8 октября башню увенчал кран для вертикальной сборки ракеты, а 6 ноября была доставлена первая из трех секций рассекателя пламени, устанавливаемого под стационарную пусковую платформу.
29 декабря 2023 г. было объявлено о завершении строительных работ на площадке №1. На оснащение стартового сооружения специальными системами и комплексные испытания отведен первый квартал 2024 г., а уже в июне отсюда должна быть запущена первая ракета типа CZ-8G – модернизированный вариант носителя CZ-8, испытанного ранее на государственном космодроме Вэньчан. Интересно, что для нее приводится грузоподъемность 6800 кг на ССО высотой 900 км – по-видимому, это должно стать основным вариантом использования CZ-8G.
Коммерческая площадка №2 в 600 метрах восточнее первой – универсальная, она строится под кислородно-керосиновые и кислородно-метановые носители разных разработчиков, у которых проектом предусмотрен горизонтальный вывоз на старт. Перечень этих ракет весьма внушителен и включает 19 изделий 10 фирм, в том числе XLV (она же CZ-12), SQX-3B («Шуанцюйсянь-3B»), TL-3 («Тяньлун-3»), XY-1 («Синъюнь-1»), ZSX-1B («Чжушэнсин-1B»), XZY-1 («Юаньсинчжэ-1») и ZQ-3 («Чжуцюэ-3»).
На площадке №2 работы начались с выемки котлована глубиной 25 м и бетонирования газоотводного лотка, законченного в мае 2023 г. Отсутствие башни обслуживания существенно ускорило строительство, которое планируется закончить 10 февраля 2024 г. Оснащение площадки спецсистемами и их приемка должны быть завершены до конца мая с тем, чтобы выполнить пуск в том же июне 2024 г., что и с площадки №1. Предполагается, что первой отсюда стартует ракета XLV, создаваемая Шанхайской исследовательской академией космической техники.
Расчетная пропускная способность каждого из двух коммерческих стартов жидкостных ракет – по 16 пусков в год.
Автор: Liss