31 октября 2023 г. в 08:11:33 по пекинскому времени (00:11:33 UTC) на посадочной площадке Дунфэн, примерно в 80 км к северу от стартового комплекса, совершил мягкую посадку спускаемый аппарат китайского космического корабля «Шэньчжоу-16». После 154-суточного полета на Землю вернулась пятая экспедиция на Китайской космической станции «Тяньгун», «экипаж докторов»: командир Цзин Хайпэн, бортинженер Чжу Янчжу и космонавт-исследователь Гуй Хайчао.

Есть касание!

Шестая основная экспедиция прибыла на станцию 26 октября (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202253/ . После короткой пересменки 29 октября Цзин Хайпэн передал права командира станции вновь прибывшему Тану Хунбо, а 30 октября в 20:37 пекинского времени «Шэньчжоу-16» отстыковался от надирного стыковочного узла Базового блока «Тяньхэ».

Встреча экипажей Цзин Хайпэна и Тана Хунбо

После отделения Цзин Хайпэн отвел свой корабль на 200 метров вниз, а затем примерно на 600 метров вперед по направлению полета. Из этой точки командир произвел облет станции в направлении вверх и назад, а Гуй Хайчао выполнил панорамную съемку станции с высоким разрешением.

Траектория посадки кораблей «Шэньчжоу» при возвращении со станции

Возвращение было спланировано утром 31 октября по стандартной схеме, применяемой для полетов на станцию «Тяньгун». Так как основной зоной приземления теперь является площадка Дунфэн к северо-востоку от стартового комплекса космодрома Цзюцюань, а не хошун Сыцзыван в районе Хоххота, как это было до 2016 года включительно, изменилась и схема захода на посадку. Если раньше траектория посадочного витка проходила через зоны видимости наземных станций Сантьяго (Чили), Свакопмунд (Намибия), Малинди (Кения) и Карачи (Пакистан), то теперь сход с орбиты выполняется на один виток позже, а трасса идет значительно севернее: она пересекает Африку по линии от устья реки Конго до восточного побережья Судана, проходит над Красным морем, над Меккой и Эр-Риядом, и далее через Персидский залив и территорию Ирана, Афганистана и Таджикистана (Памир) выходит в район наземной станции Кашгар в Китае.

Корабль «Шэньчжоу» оснащен средствами связи через спутники-ретрансляторы «Тяньлянь», и мониторинг всех посадочных операций с цепочки оборудованных для этого зарубежных наземных станций уже не требуется.

Из прямого телевизионного репортажа о посадке мы знаем, что 31 октября в 07:21:19 пекинского времени, выполнив разворот на 90° по рысканью, корабль отделил орбитальный (бытовой) отсек. Сразу после отделения была построена штатная ориентация на торможение, и в 07:22:44 был выдан тормозной импульс продолжительностью 148 сек. Комбинация из приборно-агрегатного отсека и спускаемого аппарата была сведена с орбиты и начала спуск к Земле. Вскоре после этого поступил первый баллистический прогноз точки посадки: 41°37’51’’с.ш., 100°05’07’’в.д., к востоку от заброшенной площадки 19 полигона Цзюцюань. По мере поступления измерений на спуске прогноз трижды уточнялся.

Слив остатков топлива из баков СА

Примерно в 07:46 на высоте 145 км разделились спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек. Начиная с 07:52 вошедший в атмосферу объект сопровождался наземными камерами полигона Цзюцюань и Сианьского центра управления. Этап гашения орбитальной скорости прошел благополучно, и в 07:58 на «Шэньчжоу» была введена парашютная система. В 08:01 был отстрелен лобовой экран теплозащиты, спустя 10 секунд состоялась перецепка, а в 08:04 прошел слив остатков топлива двигателей системы управляемого спуска.

На этапе парашютирования

31 октября в 08:11:33 пекинского времени спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в точке с координатами 41°39’28’’с.ш., 100°06’52’’в.д. Продолжительность полета «Шэньчжоу-16» и пятой экспедиции составила 153 сут 22 час 40 мин 19 сек; командир Цзин Хайпэн за четыре полета набрал 201 сут 17 час 01 мин.

После срабатывания двигателей мягкой посадки и подскока СА завалился набок на песок между редкими кустиками саксаула. Первый вертолет поисково-спасательной службы сел рядом с СА чем через минуту после приземления, а первый спасатель подбежал к кораблю еще через минуту.

Командир Цзин Хайпэн дает экспресс-интервью

Специалисты-медики сразу открыли люк, чтобы убедиться в «добром здравии» вернувшихся с орбиты космонавтов. Тем временем технический персонал установил металлическую заглушку на гамма-высотомер на донной части аппарата, обезопасив тем самым остальных участников работ. В 08:58 из СА извлекли и перенесли в эвакуационное кресло командира, к которому по традиции подпустили на пару минут корреспондента китайского телевидения. «Я очень взволнован в этот момент, потому что мы наконец вернулись домой, вернулись на Родину, – сказал Цзин Хайпэн. – Во время полет наш экипаж жил счастливо и работал эффективно. Все операции были выполнены без единой ошибки». Кресло с космонавтом тут же унесли и погрузили в медицинскую машину №1.

Чжу Янчжу уносят в медицинскую машину

В 09:05 по аналогичной схеме из СА эвакуировали Чжу Янчжу, а в 09:11 – Гуя Хайчао. 02-й сказал репортеру: «Китайская космическая станция стоит того, чтобы о ней мечтать».  03-й сразу сделал заявку на следующий полет: «Я буду верен своей мечте, своему призванию космонавта и учителя в практической области. С нетерпением жду нового путешествия на космическую станцию нашей страны, чтобы изучить еще больше научных тайн».

Гуй Хайчао устал, но доволен

В тот же день спецрейс с членами экипажа «Шэньчжоу-16» прибыл из Цзюцюаня в Пекин, где их встретили руководители пилотируемой космической программы. Троим космонавтам предстоит превентивный карантин, медицинский осмотр, оценка состояния здоровья и санитарно-курортное лечение.

Автор: Liss