10 мая 2023 г. в 21:22:51.405 пекинского времени (13:22:51 UTC) с пусковой установки №201 космодрома Вэньчан был выполнен пуск РН «Чанчжэн-7» (CZ-7 №Y7) с грузовым космическим кораблем «Тяньчжоу-6» (天舟六号, Tianzhou 6, TZ-6). Старт и выведение прошли штатно, и через 10 минут корабль был выведен на близкую к расчетной орбиту. Параметры ее опубликованы не были, но мы располагаем данными о начальной орбите второй ступени РН:
* наклонение – 41.48°;
* минимальная высота – 198.8 км;
* максимальная высота – 316.6 км;
* период обращения – 89.66 мин.
В американском каталоге космических объектов корабль получил номер 56446 и международное обозначение 2023-063A.
Внутреннее обозначение старта было «операция TGHY5/TZ-6», что расшифровывается как «Тяньгун», 5-я основная экспедиция, корабль TZ-6. Кнопка «Пуск» была нажата в 21:22:44, автоматическая последовательность пуска была отработана за семь секунд. Циклограмма полета носителя приведена в таблице.
Событие | Полетное время, сек | |
расчетное | фактическое | |
Старт | 0.0 | 0.0 |
Выключение ЖРД ускорителей | 172.1 | 172.8 |
Отделение ускорителей | 174.1 | 175.1 |
Выключение ЖРД 1-й ступени | 185.8 | 184.8 |
Отделение 1-й ступени | 189.3 | 188.4 |
Сброс головного обтекателя | 216.9 | … |
Выключение первой пары ЖРД 2-й ступени | 574.6 | 578.1 |
Выключение второй пары ЖРД 2-й ступени | 594.6 | 598.1 |
Отделение КА | 598.8 | 602.6 |
Официальное сообщение об успешном запуске вышло лишь через час после старта, так как руководители полета ждали выхода корабля из тени, чтобы подтвердить положительный баланс по электропитанию.
Выполнив в автономном режиме маневрирование и сближение с Китайской космической станцией «Тяньгун», «Тяньчжоу-6» произвел причаливание к кормовому стыковочному узлу Базового блока «Тяньхэ» и 11 мая в 05:16 пекинского времени, через 7 час 54 мин после старта, завершил процесс стыковки. В отличие от «Тяньчжоу-5» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85115.html), сближение по сверхбыстрой схеме не планировалось, а потому и начальная орбита была выбрана похожей на использованную четырьмя предшествовавшими кораблями.
Общей тенденцией движения китайской станции за полгода после запуска и стыковки предыдущего «грузовика» было медленное снижение с редкими небольшими коррекциями. Если 12 ноября 2022 г. «Тяньгун» находился на орбите высотой 388.8×394.9 км, то к 22 апреля 2023 г. она снизилась до 372.1×373.9 км. Лишь после этого начались коррекции с целью подготовки к стыковке «Тяньчжоу-6», и по состоянию на 10 мая «Тяньгун» находился на орбите наклонением 41.48° и высотой 374.6×383.9 км.
Место для стыковки «Тяньчжоу-6» освободил предыдущий «грузовик» – «Тяньчжоу-5» отстыковался 5 мая в 15:26 по пекинскому времени и находится с тех пор в автономном полете. После прихода в июне пилотируемого корабля «Шэньчжоу-16» на надирный стыковочный узел «Тяньхэ» и отстыковки «Шэньчжоу-15» от носового узла «Тяньчжоу-5» пристыкуется вновь на его место.
«Тяньчжоу-6» представляет собой первый модернизированный «грузовик» из состава третьей серии китайских грузовых кораблей (см. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83702/). Главным конструктором этих кораблей является Бай Миншэн (白明生), а административным руководителем – Фэн Юн (冯永).
В первоначальной версии «Тяньчжоу» был предусмотрен большой запас топлива для бортовой двигательной установки и для дозаправки баков станции. В приборно-агрегатном отсеке располагалось восемь баков компонентов топлива емкостью по 400 л каждый с общей вместимостью 3500 кг, из которых до 2500 кг могло использоваться для дозаправки.
В связи с тем, что в проект станции «Тяньгун» были заложены электроракетные двигатели для поддержания орбиты с малым расходом рабочего тела, фактические потребности оказались не столь велики. На кораблях второй серии, от «Тяньчжоу-3» до «Тяньчжоу-5», двигательная установка была модернизирована. Вместо восьми баков было установлено четыре большего размера, а количество передаваемого топлива ограничили величиной 1400 кг.
На кораблях третьей серии двигательная установка была модернизирована еще раз, теперь с уменьшением размера баков компонентов. В результате корабль может нести только 1750 кг топлива, из которых 700 кг предназначается для передачи на станцию.
Основное отличие, однако, состоит в том, что 28 блоков служебной аппаратуры, стоявших в конической хвостовой части грузового отсека «Тяньчжоу», перенесены в приборно-агрегатный отсек, за счет чего высвобожден дополнительный объем для грузов. Используемый объем грузового отсека вырос на 20%, с 18.3 до 22.5 м3, а максимальная масса доставляемых в нем грузов увеличилась с 5500 до 6700 кг (вместе с топливом – с 6900 до 7400 кг). На грузы приходится теперь до 53% стартовой массы корабля, которая осталась близка к 13500 кг. Не изменились также его диаметр и общая длина – 3.35 и 10.4 м соответственно.
«Тяньчжоу» третьей серии лишились характерной для всех китайских кораблей ориентируемой остронаправленной антенны для связи через спутник-ретранслятор. Вместо нее установлена плоская антенна типа «фазированная решетка». В целом уровень локализации ключевых компонентов «Тяньчжоу» увеличился с 90 до 97%, а продолжительность изготовления сократилась до 6 месяцев.
Корабли третьей серии будут летать на станцию раз в восемь месяцев, а не в шесть, как ранее. Таким образом, шести уже заказанных грузовиков хватит на четыре года, и стоимость обслуживания станции существенно сократится.
Сборка первого летного корабля третьей серии началась в мае 2022 г., а уже 13 марта 2013 г. вышло сообщение о завершении заводских испытаний и отправке изделия на полигон. Месяцем позже, 13 апреля, корабль «Сюйян-16» доставил из Тяньцзиня контейнеры с блоками носителя, который был собран и испытан за 25 суток вместо 27 суток у предыдущего изделия. 24 апреля прошедший необходимые испытания «Тяньчжоу-6» был перевезен на заправку, а затем укрыт головным обтекателем. Утром 7 мая ракету с кораблем вывезли на стартовую позицию.
Дата пуска стала известна 24 апреля из уведомлений о закрытии районов падения между островом Хайнань и Филиппинами, однако в китайских СМИ официально сообщалось о старте «в начале или середине мая». Точная дата была названа лишь накануне, а время – в день старта.
«Тяньчжоу-6» несет на борту грузы 258 наименований общей массой около 5800 кг. Наиболее тяжелым из них является блок баллонов с ксеноном для электроракетных двигателей станции массой 160 кг. В число грузов входят припасы и расходуемые материалы на 280 суток полета экипажа из трех человек – вода, еда (включая 50 кг яблок и 21 кг других фруктов), одежда и т.д., а также 98 единиц научной аппаратуры, образцов и средств обеспечения суммарной массой 714 кг. Это позволит провести 29 научных и прикладных экспериментов в области космической биологии и биотехнологии, физики жидкости, физики горения, материаловедения и испытаний новых технологий для космического применения.
В частности, в модуле «Вэньтян» будут организованы эксперименты по влиянию условий микрогравитации на дифференциацию стволовых клеток человека, включая развитие гамет и кроветворных клеток, на трехмерное развитие клеточных структур и формирование тканей, а также на молекулярную эволюцию белков и нуклеиновых кислот. Постановщиками экспериментов являются ученые Университета Цинхуа и Шэньчжэньского института перспективных технологий.
На станцию доставляется аппаратура для первого на китайской станции международного исследования по изучению нестабильности пламени под воздействием вихревых токов и звуковых волн, поставленного специалистами Университета Цинхуа и Токийского университета. Его будет проводить в июле 2023 г. экипаж 5-й основной экспедиции на «Шэньчжоу-16».
Несколько экспериментов планируется провести на внешней поверхности модулей станции: ресурсные испытания компонентов – на модуле «Вэньтянь», а эксперименты по радиационной биологии – на модуле «Мэнтянь».
На внешней поверхности «Тяньчжоу-6» смонтирована пусковая установка попутного спутника Даляньского технологического университета под названием «Далянь-1 Ляньли» (大连1号—连理卫星, Dalian-1 hao Lianli weixing). Этот кубсат формата 12U и массой 17 кг работает под управлением китайской оперативной системы OpenHarmony и оснащен однокомпонентной ДУ на «зеленом» топливе типа HAN (нитрат гидроксиламина) и мультиспектральной камерой субметрового разрешения для съемки Земли в панхроматическом и четырех спектральных диапазонах.
Главным конструктором КА является профессор Ся Гуанцин (夏广庆), а административным руководителем – профессор Юй Сяочжоу (于晓洲). Аппарат был доставлен на орбиту в исправном состоянии, о чем свидетельствуют полученные 10 мая в 23:31 сигналы, но будет отделен позднее с помощью инновационной пусковой установки, работающей на принципе памяти формы.
В ноябре 2022 г. сообщалось также о планах запустить вместе с «Тяньчжоу-6» научно-образовательный микроспутник «Баи-08» (八一08卫星, Bayi-08 weixing) массой около 30 кг, однако эта информация не была подтверждена последующими сообщениями.
Это был 525-й китайский космический пуск, в том числе 472-й в истории ракет семейства «Великий поход», седьмой для CZ-7 и 28-й в рамках пилотируемой программы.
Автор: Liss