Новый номер

№ 11 (418), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

12.01.2018 В Китае запущены очередные навигационные спутники

11 января 2018 г. в 23:18:04.434 UTC (12 января в 02:18:04 ДМВ) со 2-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск (пусковая операция 07-82) РН “Чанчжэн-3В/YZ-1”, которая вывела на околоземную орбиту два навигационных спутника “Бейдоу-26” и “Бейдоу-27”.

12.01.2018 Virgin Galactic провела успешное испытание туристического космического корабля

Компания Virgin Galactic провела в четверг очередное испытание туристического суборбитального космического корабля SpaceShipTwo модели Unity, передает ТАСС. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте компании.

Как следует из документа, полет состоялся в небе над пустыней Мохаве (штат Калифорния). Была произведена проверка систем управления, а также внесенных в течение последних нескольких месяцев модификаций, призванных лучше подготовить корабль к высоким нагрузкам. В кабине находились двое пилотов. По оценкам Virgin Galactic, тесты прошли успешно.

В Twitter компании уточняется, что это уже 11-й испытательный полет Unity. Корабль в седьмой раз отделился от самолета-носителя WhiteKnightTwo ("Уайт найт 2") и мягко спланировал на землю. Двигатели Unity при этом не включались.

В Virgin Galactic отметили, что продолжают готовиться к проведению испытаний корабля с включенным двигателем. Для этого на корпус Unity, в частности, нанесли специальное покрытие для защиты от высоких температур.

12.01.2018 СМИ: испытания двигателей ракеты Falcon Heavy в США перенесены вторично

Испытания двигателей тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy компании SpaceX на мысе Канаверал (штат Флорида) вновь перенесены. Об этом сообщил в четверг информационный портал Spaceflight Now, отслеживающий подготовку к испытаниям.

12.01.2018 В США отложили запуск ракеты-носителя Delta IV с военным спутником

Компания United Launch Alliance (ULA) отложила на сутки запуск ракеты-носителя Delta IV со спутником NROL-47 Национального управления военно-космической разведки (НУВКР) со стартового комплекса базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Об этом заявил в четверг представитель ULA, трансляция выступления которого велась на сайте компании, передает ТАСС.

Как указал сотрудник компании, новое стартовое окно откроется в пятницу около 13:00 по времени Западного побережья США (в 00:00 мск субботы). Точное время возможного запуска, который должен стать первым для ULA в этом году, пока не названо.

12.01.2018 Памятные даты космонавтики. 12 января 2018 г.

12 января исполняется 75 лет (1943) со дня рождения генерального директора – генерального конструктора КБОМ (1993-2009 гг.), президента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Игоря Владимировича Бармина.

12 января исполняется 35 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1428” (“Парус”).

12 января исполняется 25 лет (1993) со дня запуска в России (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-2230” (“Цикада”).

11.01.2018 SpaceX попросила Украину о срочной помощи

Американская компания SpaceX обратилась к украинскому государственному предприятию «Антонов» с просьбой предоставить грузовой самолет AН-124-100 «Руслан» для транспортировки головной части ракеты Falcon 9 из Лос-Анджелеса во Флориду, пишет Lenta.ru. Заявка опубликована на американском информационном сайте авиаперевозок Daily Airlines Filings.

Украинская компания будет транспортировать крупногабаритные ракетные комплектующие (1788 на 564 на 417 сантиметров общим весом примерно 28,1 тонны) до Титусвилля или непосредственно на мыс Канаверал. Перелет планируется провести в период с 10 по 13 января 2018 года.

В заявке отмечается важность своевременной доставки груза для SpaceX: «Невозможность доставить этот груз до даты примерно 11 января 2018 года приведет к дополнительным последствиям, которые негативно повлияют на запланированные стартовые миссии SpaceX. Такой результат был бы слишком дорогим для SpaceX и клиентов».

11.01.2018 Эскизный проект спутников-ретрансляторов "Луч-5М" разработают в 2018 году

Эскизный проект модернизации российской системы спутников-ретрансляторов "Луч" за счет ввода в эксплуатацию новых аппаратов "Луч-5М" планируется разработать в 2018 году, сообщает предприятие-производитель спутников "ИСС имени Решетнева".

"Компания "ИСС" приступила к выполнению опытно-конструкторской работы "Луч-5М" в соответствии с Федеральной космической программой России на 2016-2025 годы и госконтрактом, подписанным с госкорпорацией "Роскосмос". В течение 2018 года компании предстоит разработать эскизный проект на модернизацию многофункциональной космической системы ретрансляции "Луч", — говорится на сайте компании.

Новые спутники "Луч-5М" придут на смену действующим сегодня в орбитальной группировке аппаратам "Луч-5А", "Луч-5Б" и "Луч-5В", передает РИА Новости.

11.01.2018 На Восточном началась подготовка КА "Канопус-В" № 3 и № 4 к запуску

В монтажно-испытательном корпусе космодрома ВОСТОЧНЫЙ приступили к подготовке космических аппаратов (КА) «Канопус-В» №3 и №4 к запуску. Сейчас специалисты предприятий ракетно-космической отрасли ведут подготовку источников питания и проводят электрические испытания спутников. Разгонный блок «Фрегат» уже заправлен компонентами ракетного топлива и находится на хранении в зале заправочно-нейтрализационной станции.  После проведения необходимых операций с космическими аппаратами специалисты приступят к сборке космической головной части.

Ранее «пакет» (первая и вторая ступень в сборе) ракеты-носителя «Союз-2.1а» прошел все необходимые пневмовакуумные и электрические испытания и в настоящее время находится на хранении в монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя. На стартовом комплексе сотрудники филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» начали подготовку компонентов ракетного топлива. Идёт формирование совместного расчета.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с российскими спутниками дистанционного зондирования Земли и мониторинга чрезвычайных ситуаций «Канопус-В» № 3 и № 4 намечен на 1 февраля 2018 года. Это будет третий пуск с нового российского космодрома ВОСТОЧНЫЙ, сообщается на сайте ГК "Роскосмос".

11.01.2018 В NASA переименовали космическую обсерваторию Swift

Американское аэрокосмическое агентство NASA решило переименовать действующую космическую обсерваторию Swift в честь бывшего руководителя миссии Нила Герельса, который умер в прошлом году. Как сообщает SpaceNews, решение об этом было объявлено на 231 встрече американского астрономического общества.

Обсерватория Swift была запущена в 2004 году и способна быстро наводиться на вспыхивающие источники во вселенной и наблюдать их в различных диапазонах – от гамма-лучей до видимого света. Изначально планировалось, что обсерватория прослужит на орбите два года, однако ее служба неоднократно продлевалась, пишет "Газета.ру".

11.01.2018 Памятные даты космонавтики. 11 января 2018 г.

11 января исполняется 50 лет (1968) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) астрономического спутника Explorer-36.

11 января исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-543” (“Зенит-4М”).

11.01.2018 Экипажи МКС-55/56 и МКС-56/57 готовятся к эксперименту ICARUS

Экипажи МКС-55/56 и МКС-56/57 готовятся к эксперименту ICARUS, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов. В среду члены основных экипажей Олег Артемьев и Сергей Прокопьев прошли тренировку по внекорабельной деятельности (ВКД-45) в гидротренажёрном комплексе (плавательном бассейне) Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Именно им предстоит при выходе в открытый космос установить на внешней поверхности служебного модуля «Звезда» российского сегмента МКС комплекс оборудования для изучения миграции фауны в рамках российско-германского эксперимента ICARUS (International Cooperation for Animal Research Using Space – «Международное сотрудничество в области научных исследований животных с использованием космических технологий»).

В рамках тренировки космонавты прокладывали кабели для подключения научной аппаратуры, работали с самим антенным блоком, а также решали нештатные ситуации, заключающиеся, например, в невозможности блокировки различных шарниров после раскрытия блока приёмных антенн.

Занятие проводилось инструкторским составом ЦПК с участием специалистов по ВКД РКК «Энергия» имени С.П. Королёва. Невесомость в бассейне моделируется тем, что оборудование в воде обезвешивается, космонавты работают в лёгком водолазном снаряжении и находятся в нейтральной плавучести. Однако, как отметил заместитель начальника управления ЦПК Алексей Алтунин, проводимая подготовка позволяет отработать операции выхода не в полном объёме и без скафандра, поэтому все очень ждут открытия гидролаборатории после реконструкции.

«Сначала у нас проходила тренировка в ангаре, так сказать, посуху, – пояснил космонавт Олег Артемьев. – Это даёт возможность понять, с какой стороны подойти к оборудованию, как его фиксировать, открывать и т.д. Потом, уже ознакомившись с аппаратурой, поняв последовательность действий, погружаешься под воду. Комплекс тренировок в условиях гидроневесомости очень нужен и полезен. Это необходимое условие для дальнейшего успешного выхода в открытый космос».

11.01.2018 СМИ: испытания двигателей ракеты Falcon Heavy в США отложены

Испытания двигателей американской тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy компании SpaceX на мысе Канаверал (штат Флорида) состоятся не ранее четверга, передает ТАСС. Соответствующее сообщение опубликовало в среду на своей странице в Twitter специализированное американское сетевое издание Spaceflight Now, отслеживающая подготовку к испытаниям.

"Первые огневые испытания ракеты-носителя Falcon Heavy на площадке 39A во Флориде отложены по крайней мере до четверга, - указывается в сообщение. - Окно для проведения испытаний откроется в 13:00 по времени Восточного побережья США (21:00 мск - прим. ТАСС)".

Первоначально испытания планировались на среду. О причинах переноса информации нет.

Интернет-портал Popular Mechanics в среду сообщил, что сначала будет проведена пробная заправка ракеты-носителя топливом, а затем, после проверки всех систем, состоится статическое испытание, которое продлится около 15 секунд.

11.01.2018 Завершено формирование портфеля заказов на пуски Ariane-5

Завершено формирование портфеля заказов на пуски единственной действующей европейской тяжелой ракеты Ariane 5. После производства последней партии из 10 таких носителей он выйдет из эксплуатации, сообщает BBC News.

Издание ссылается на слова генерального директора консорциума ArianeGroup Алена Шармо, который заявил, что получение портфеля заказов на пусковые услуги, предполагающие старт 10 ракет Ariane 5, достаточно для быстрого внедрения на рынок носителя Ariane 6.

Производство 10 Ariane 5 предполагает поступление европейским предприятиям более миллиарда евро. Новый носитель должен быть запущен не позднее середины 2020 года, полный отказ от старого запланирован на 2023-й.

Разработка Ariane 6, который окажется дешевле предшественника, вызвана необходимостью конкурировать со SpaceX на рынке коммерческих пусков. До завершения эксплуатации Ariane 5 должна стартовать еще 23 раза (с учетом портфеля на запуск 10 последних ракет), пишет Lenta.ru.

11.01.2018 Более 2000 эмиратцев изъявили желание стать космонавтами

Более двух тысяч эмиратцев подали заявки на вступление в первый отряд космонавтов. Отберут только четверых, сообщает РИА «Новости».

Ожидается, что первые космонавты из ОАЭ отправятся на орбиту в 2021 году, когда государство будет отмечать полвека со дня своего основания.

Заявки принимаются от всех желающих юношей и девушек, но в процессе строгого отбора получить «билет в космос» смогут лишь наиболее достойные. Первый этап – медицинское обследование.

10.01.2018 Спутники "Канопус" и Dove запустят с космодрома Восточный в конце 2018 года

Спутники дистанционного зондирования Земли "Канопус" №5 и №6, а также 12 аппаратов Dove в качестве попутной нагрузки запустят с космодрома Восточный в конце 2018 года, сообщает в среду компания-оператор коммерческих пусков "Главкосмос Пусковые Услуги".

"Космотрас" (дочка "Главкосмоса") подписала соглашение с американской аэрокосмической компанией Planet о запуске 12 космических аппаратов серии Dove в качестве попутной полезной нагрузки на запуске ракеты-носителя "Союз-2" с космическими аппаратами "Канопус 5/6", который в настоящее время запланирован на конец 2018 года", — говорится в релизе.

Космические аппараты "Канопус-В" предназначены для мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных гидрометеорологических явлений, крупных выбросов загрязняющих веществ в природную среду, мониторинга сельскохозяйственной деятельности, природных (в том числе водных и прибрежных) ресурсов и землепользования.

Как заявляют в компании Planet, спутники Dove образуют самую большую группировку ДЗЗ. Они оборудованы камерами, получающими изображения с разрешением от трех до пяти метров. Спутники, делающие оборот вокруг планеты за 90 минут, передают информацию по несколько раз в день, сообщает РИА Новости.

10.01.2018 Аппараты из миссии "ЭкзоМарс" начнут исследовать атмосферу и климат Марса весной 2018 года

Орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) миссии ExoMars с двумя российскими приборами на борту приступит к научной работе, в том числе изучению атмосферы и климата Марса, весной 2018 года, передает ТАСС. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Роскосмоса.

"Сейчас TGO продолжает осуществлять маневр атмосферного торможения до достижения целевой орбиты. Наблюдения в рамках научной программы TGO должны начаться весной нового 2018 года, когда аппарат достигнет заданной высоты рабочей орбиты (400 км)", - говорится в сообщении.

Исследования атмосферы и климата Марса - основные научные задачи миссии "ЭкзоМарс". Решить их ученые надеются при помощи установленных на борту модуля TGO российских приборов: спектрометрического комплекса ACS (Atmospheric Chemistry Suite) и нейтронного детектора FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector).

Первый поможет исследовать атмосферу планеты, в том числе в поиске метана (вероятного показателя биологической активности) и изучении его распределения на планете. Предполагается, что ACS поможет понять, есть ли сейчас на Марсе активный вулканизм, что из себя представляет климат на планете, как он менялся.

Нейтронный спектрометр FREND в 2018 году начнет наблюдения потоков нейтронов от поверхности планеты, которые могут указывать на воду в поверхностном слое. Данные о наличии метана и наблюдения потоков нейтронов могут помочь ответить на вопрос, есть ли или была ли жизнь на Марсе. Также FREND поможет оценить радиационный фон на орбите, в том числе во время солнечных вспышек, что важно для будущих пилотируемых экспедиций.

10.01.2018 Памятные даты космонавтики. 10 января 2018 г.

10 января исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) космического корабля “Союз-27” с космонавтами Владимир Джанибеков и Олег Макаров на борту.

10 января исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-975” (“Целина-Д” № 14).

10 января исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) с помощью РН “Космос-3М” восьми спутников связи типа “Стрела-1М” (“Космос-976-983”).

10 января исполняется 20 лет (1998) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) британского телекоммуникационного спутника Skynet-4D.

09.01.2018 SpaceX: Falcon 9 во время запуска секретного спутника работала штатно

Компания SpaceX утверждает, что ракета-носитель Falcon 9, выводившая на орбиту спутник в рамках секретной миссии Zuma, работала в штатном режиме, расследование обстоятельств произошедшей в дальнейшем потери аппарата продолжается, заявила президент компании Гвинет Шоууэлл.

Ранее в понедельник СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщили, что секретный аппарат не смог отделиться от второй ступени ракеты-носителя в ходе запуска в воскресенье и был потерян.

"После изучения всех имеющихся сейчас данных, (мы утверждаем, что) Falcon 9 выполнила все в воскресенье вечером корректно. Если мы или кто-либо другой на основании дальнейших изысканий обнаружит, что было иначе, мы сообщим об этом незамедлительно", — говорится в заявлении главы компании, которое приводит отраслевое сетевое издание Spaceref.

По словам Шоууэлл, сообщения об обратном — "полная неправда", однако от дальнейших комментариев она отказалась, сославшись на секретность миссии.

Пентагон в свою очередь также заявил РИА Новости, что не может комментировать инцидент в связи с секретностью миссии.

Как сообщила в связи с инцидентом президент SpaceX, "поскольку пока нет данных, свидетельствующих, что необходимо внесение изменений в дизайн и работу (ракеты-носителя) или другие изменения, мы не предвидим изменений в график предстоящих запусков".

По ее словам, позднее на этой неделе состоятся огневые испытания новейшей Falcon Heavy, а через три недели должен состояться коммерческий старт Falcon 9 для компании SES и правительства Люксембурга.

09.01.2018 РКК "Энергия" предложила заряжать лунные станции лазером с орбиты

Ученые Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" предложили заряжать лунные станции для исследования полярных районов естественного спутника Земли с помощью орбитальной платформы, передающей энергию посредством лазерного луча, передает РИА Новости.

"Представляет интерес дистанционное энергоснабжение потребителей на поверхности Луны с окололунной орбиты по лазерному каналу. Предлагаемая система передачи энергии должна размещаться на борту искусственного спутника Луны с высотой полярной орбиты 100 – 200 километров", — говорится в тезисах доклада, который ученые представят на "Королевских чтениях" в Москве (текст размещен на сайте мероприятия).

При этом дальность передачи энергии составит 100 – 300 километров, в сутки удастся проводить до 12 сеансов по пять минут и передавать таким образом до 900 Вт*ч за земные сутки. Активное существование такой системы, по оценкам ученых, должно продлиться минимум 10 лет.

Полная масса системы для размещения на спутнике Луны составит от 170 до 270 килограммов – в зависимости от требуемой мощности. То есть, по словам разработчиков, её можно было бы разместить, в том числе, и на российской станции "Луна-26" (которая планируется к отправке в 2021 году).

Ученые отмечают, что полярные регионы целесообразно исследовать "с помощью множества небольших посадочных станций, включая роверы, массой 10 – 50 килограммов".

09.01.2018 НПО имени Лавочкина подготовило проект солнечной обсерватории "Арка"

НПО имени Лавочкина завершило работу над эскизным проектом солнечной обсерватории "Арка", следует из материалов, опубликованных в корпоративном журнале предприятия "Новатор", передает РИА Новости.

"В НПО Лавочкина завершена разработка двух крупных эскизных проектов по опытно-конструкторским работам: "Создание космического комплекса для получения в спектральных линиях вакуумного ультрафиолетового диапазона изображений короны и переходного слоя Солнца" (ОКР "АРКА") и "Создание космического комплекса для проведения контактных исследований поверхности Луны в околополярной области" (ОКР "Луна-Ресурс-1" ПА)", — говорится в сообщении.

Обсерватория "Арка" будет предназначена для определения механизмов нагрева короны и исследования накопления и высвобождения энергии вспышек на Солнце. Она представляет собой комплекс длиннофокусных рентгеновских телескопов высокого временного и пространственного разрешения. Обсерватория будет работать в интенсивных спектральных линиях крайнего ультрафиолетового и мягкого рентгеновского диапазонов, недоступных для регистрации с поверхности Земли.

По словам разработчиков, с помощью аппарата, который разместят на околоземной бестеневой орбите, планируется впервые обнаружить и исследовать микроэволюцию солнечных магнитных полей и плазмы, установить механизмы распространения колебаний Солнца и переноса их энергии в нижнюю и верхнюю корону, исследовать связь между микро- и макропроявлениями солнечной активности, определить энергетику микровспышек, а также их роль в формировании горячей короны Солнца.

Основными инструментами обсерватории являются два уникальных двухзеркальных телескопа системы Ричи-Кретьена с диаметром главных зеркал от 20 до 25 сантиметров и эффективным фокусным расстоянием более 20 метров. За счет этого удастся наблюдать Солнце с рекордным пространственным разрешением в 0,1 угловой секунды, что в шесть раз превышает рекордное на сегодняшний момент разрешение телескопов на борту американского космического аппарата SDO.