Новый номер

№ 04 (411), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

19.06.2017 Проверка двигателей для ракет "Союз" завершится в 2017 году

Проверка двигателей для ракет-носителей семейства "Союз" будет завершена до конца года, сообщил 19 июня ТАСС на международном авиасалоне "Ле-Бурже-2017" генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" Александр Кирилин.

19.06.2017 С Куру в течение двух лет запустят восемь ракет "Союз-ST"

Восемь пусков ракет-носителей "Союз-ST" будут произведены с космодрома Куру (Южная Америка) в 2018-2019 годах, сообщил 19 июня ТАСС на международном авиасалоне Le Bourget 2017 генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" Александр Кирилин.

"В этом году программа пусков из Гвианского космического центра выполнена: запущены две ракеты-носителя "Союз-ST". В 2018 и в 2019 годах запланированы по четыре запуска ежегодно", – сказал он.

19.06.2017 РКК "Энергия" и Boeing намерены подписать соглашения по исследованию дальнего космоса

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" и американская компания Boeing в ближайшее время намерены подписать детальное соглашение о сотрудничестве в области освоения дальнего космоса, сообщил 19 июня ТАСС генеральный директор корпорации Владимир Солнцев.

"Мы выходим на подписание детализированных соглашений, в рамках которых Boeing и мы должны достаточно интенсивно двигаться вперед как по тематике Международной космической станции, так и по окололунной станции", – рассказал он.

По словам В.Л.Солнцева, речь идет о сотрудничестве в области пилотируемых программ в дальнем космосе, совместном создании космических модулей.

Встреча с представителями американской корпорации пройдет в рамках авиасалона Le Bourget 2017. Также РКК "Энергия" проведет встречи с коллегами из Европы и других регионов мира.

19.06.2017 "Главкосмос пусковые услуги" планирует разработать новые средства выведения спутников

Российский оператор "Главкосмос пусковые услуги", созданный компаниями "Главкосмос" и "Космотрас", планирует разрабатывать новые средства выведения космических аппаратов, сообщил 19 июня ТАСС со ссылкой на интервью газете "КоммерсантЪ" генерального директора "Главкосмоса" Дениса Лыскова.

"За счет гибкости, которую дает "Союз" с разгонными орбитальными блоками, мы можем подбирать наиболее оптимальное решение для заказчика, плюс у нас есть три российских космодрома, которые мы можем использовать для пусков и получать за счет этого дополнительную гибкость. Наша цель – занять более 50% рынка запуска космических аппаратов легкого класса. Более того, в планах компании развивать существующие и разрабатывать новые средства выведения космических аппаратов под требования рынка и снижения общей стоимости запусков", – рассказал гендиректор "Главкосмоса", отвечая на вопрос о планах совместного предприятия на пять лет.

Лысков отметил, что по ожидаемому плану на 10 лет для совместного предприятия выручка составит не менее 1 млрд долларов. "Для российских предприятий ракетно-космической промышленности это дополнительный объем финансирования к контрактам, которые идут по линии Arianespace", – добавил он, отметив, что работа по международным тендерам уже началась.

Лысков также подчеркнул, что "Главкосмос пусковые услуги" планирует сосредоточиться на рынке аппаратов легкого класса с запусками на низкие орбиты. "До 2025 года, по разным оценкам, включая Euroconsult, будет запущено свыше 1000 космических аппаратов массой более 50 кг. Где-то более 50% из них потребуют запуска на низкую орбиту, причем большая часть – коммерческие", – рассказал собеседник издания.

В мае в Роскосмосе сообщили, что компании "Главкосмос" и "Космотрас" создали объединенного оператора по запуску космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Союз-2" и "Днепр" с российских космодромов. Оператор получил название "Главкосмос пусковые услуги" (GK Launch Services). "Главкосмосу" принадлежит 75% акций созданной компании, "Космотрасу" – 25%.

19.06.2017 Памятные даты космонавтики. 19 июня 2017 г.

19 июня исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в США (мыс Канаверал) метеорологического спутника TIROS-E (TIROS-5).

18.06.2017 В Китае запущена РН "Чанчжэн-3В"

19 июня 2017 г. около 00:08 UTC (18 июня, 16:08 UTC) со 2-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-3В/G2” с телекоммуникационным спутником Zhongxing-9A [ChinaSat-9A]. Результат пуска пока неизвестен.

18.06.2017 Памятные даты космонавтики. 18 июня 2017 г.

18 июня исполняется 80 лет (1937) со дня рождения советского космонавта Виталия Михайловича Жолобова.

18 июня исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) спутника радиоэлектронной разведки FTV 2312.

18 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника “Космос-919” (ДС-П1-И №19) для юстировки, снятия точностных характеристик и периодического контроля функционирования радиолокационных станций, определения координат и управления средствами специальных систем Министерства обороны.

18 июня исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) истребителя спутников под именем “Космос-1379”.

18 июня исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1380” ("Парус").

18 июня исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника фоторазведки “Космос-1381” ("Зенит-6У").

18 июня исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника радиолокационной разведки “Космос-1860” (УС-А).

18 июня исполняется 20 лет (1997) со дня запуска с российского космодрома Байконур в Казахстане семи спутников низкоорбитальной связи Iridium.

И.Л.

17.06.2017 Правительство внесло в Думу на ратификацию договор с Арменией по космосу

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о ратификации соглашения с Арменией о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, сообщило 17 июня РИА Новости.

"Ратифицировать соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное в городе Ереване 7 апреля 2016 года", – говорится в тексте проекта закона.

Данное соглашение определяет принципы и нормы развития сотрудничества по космосу в части охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена различного вида информацией и т.д.

17.06.2017 Памятные даты космонавтики. 17 июня 2017 г.

17 июня исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) спутника фоторазведки FTV 2402 (SAMOS E-6).

17 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) второй межпланетной станции В-67. Из-за незапуска двигателя 4-й ступени аппарат остался на околоземной орбите, получив официальное имя "Космос-167".

17 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) французского научного спутника Signe-3.

17 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) истребителя спутников под именем “Космос-918”.

И.Л.

16.06.2017 В Ярославле открылся третий международный фестиваль «Отражение Вселенной»

В Ярославском планетарии имени Валентины Терешковой в третий раз открылся международный фестиваль научно-популярных полнокупольных фильмов "Отражение Вселенной", сообщил 16 июня "Интерфакс".

"Фестиваль в Ярославле играет очень важную роль. Он открывается в день первого полета женщины в космос, что очень важно для человека и человечества. "Отражение Вселенной" – это то, что вдохновляет человека на новые поиски себя в этом мире. Фильмы, которые будут показаны под куполом, очень интересны. Все темы связаны не только с наукой, но и искусством. Мы очень высокого мнения о программе фестиваля", – заявил член жюри фестиваля, директор Гамбургского планетария Томас Краупе.

В свою очередь директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева заявила журналистам, что фестиваль в Ярославле является одной из лучших мировых площадок демонстрации естественнонаучных фильмов о космосе.

"В России подобный фестиваль единственный. Шесть лет назад планетарий получил новое здание, у нас партнеры из многих стран мира, у нас хорошие кадры и самое главное: Ярославская область – родина женщины, открывшей космос. Такое сочетание действительно дает возможность выйти фестивалю на передовые мировые позиции", – сказала М.В.Васильева.

Также она подчеркнула, что полнокупольные фильмы являются одним из самых молодых и перспективных направлений киноискусства, способствующего популяризации естественнонаучных знаний.

В фестивале принимают участие около 50 работ, подготовленных киностудиями, центрами по изучению космоса, планетариями и музеями из России, США, Италии, Германии, Франции, Греции, Польши, Нидерландов, Аргентины, Индии, Таиланда и стран СНГ.

В программе представлены полнокупольные картины от детских сказок и музыкальных клипов до рассказов о сложнейших космических экспедициях и ключевых открытиях в астрономии.

16.06.2017 Главная медицинская комиссия: космонавты основного и дублирующего экипажей МКС-52/53 признаны годными к космическому полёту

В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина состоялось заседание Главной медицинской комиссии (ГМК), которая проанализировала данные медицинских обследований космонавтов основного и дублирующего экипажей 52/53-й длительной экспедиции на МКС за период предполетной подготовки.

По результатам заседания комиссии космонавты Роскосмоса Сергей Рязанский и Александр Мисуркин были признаны годными к космическому полету по состоянию здоровья, сообщила 16 июня пресс-служба ЦПК.

16.06.2017 Космический корабль "Буран" установят в детском центре в Сочи

Полноразмерный макет космического корабля "Буран" перевезут из подмосковной Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" в Сочи и разместят на территории образовательного центра "Сириус", сообщил 16 июня ТАСС генеральный директор корпорации Владимир Солнцев.

"Мы должны доставить "Буран" в центр "Сириус" к середине июля. Затем начнутся работы по его восстановлению и приведению в рабочее состояние. Эти работы мы делаем за свои средства, понимая важность такой комплексной образовательной программы", – сказал он.

"Буран" будет размещен на базе научного парка центра "Сириус", где строится крупнейший в России и один из крупнейших в мире естественнонаучных выставочных комплексов для популяризации науки и технологий.

По словам В.Л.Солнцева, полноразмерный макет "Бурана" будет оснащен аппаратурой, креслами, интерактивными устройствами, что позволит ученикам образовательного центра заниматься пилотажем космического корабля, обучаться современным виртуальным технологиям.

"Ребята получат возможность учиться и одновременно создавать что-то новое. Это будет не развлекательное заведение, как "Буран", который стоял в Парке имени Горького, а действительно рабочее место для ребят. Они смогут узнать о космической истории России и научатся создавать что-то новое", – рассказал Солнцев.

Также он сообщил, что вместе с "Бураном" в Сочи будет представлен полноразмерный макет другого корабля разработки РКК "Энергия" – "Клипер". Данный корабль уже доставлен в город.

В центре "Сириус" ТАСС сообщили, что "Буран" станет частью научно-популярной выставки о космосе с оригинальными предметами, интерактивными инсталляциями и экспонатами, с которыми можно будет взаимодействовать. Выставка начнет работу в 2018 году.

"В ходе восстановительных работ специалисты установят внутреннее оборудование кабины и кресла, воспроизведут внутреннюю отделку, нанесут внешнее защитное атмосферостойкое и влагостойкое лакокрасочное покрытие, знаки принадлежности", – сказали в пресс-службе центра.

В настоящее время корабль, находящийся на территории Ракетно-космической корпорации "Энергия" в подмосковном Королёве, разбирают для транспортировки.

Как пояснил Солнцев, решение о переезде "Бурана" в Сочи было принято после подписания РКК "Энергия" и фондом "Таланты и успех" в марте этого года соглашения о сотрудничестве в области образования. В рамках этого соглашения в июле сотрудники РКК "Энергия" проведут в центре "Сириус" образовательную смену по космонавтике.

"Ребятам будет поставлена задача смоделировать экспедицию на Луну. При этом они будут создавать 3D-модели взлетно-посадочного модуля, экспедиционного комплекса, разрабатывать элементы научной аппаратуры. Это проектные и инженерные работы, отработка и испытания изделий", – рассказал Солнцев.

Помимо этого, специалисты корпорации проведут лекции для преподавателей "Сириуса".

Полноразмерный макет корабля "Буран", планируемый к демонстрации в Сочи, – это комплексный испытательный стенд, предназначенный для различных типов испытаний. Данный стенд проходит под названием "Изделие 0.03". С 1980-х годов макет находился внутри контрольно-испытательного центра РКК "Энергия", но в 2012 году был вывезен под открытое небо на территории корпорации для освобождения помещения.

16.06.2017 Состоялось первое заседание Совета главных конструкторов по двигателестроению

В НПО Энергомаш состоялось первое заседание Совета главных конструкторов по направлению ракетного двигателестроения. Участники обсудили стратегию развития средств выведения космических аппаратов и задачи, стоящие перед двигателистами.

Основными направлениями работы Совета является разработка технической политики в части направления развития двигателестроения и подготовка предложений в госпрограммы и контроль выполнения в части, касающейся двигателестроения. Кроме того, Совет будет рассматривать и принимать решения по вопросам разработки, модернизации, изготовления и эксплуатации ракетных двигателей; разрабатывать программные предложения по созданию ракетных двигателей и рекомендаций по обеспечению их качества и надежности; оценивать уровень проектных решений и изучать работы по созданию перспективных ракетных двигателей.

В состав Совета на сегодняшний день входят 39 специалистов. Заседания будут проводиться не реже одного раза в три месяца.

Юрий Власов, заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» по ракетно-космической промышленности: «Роскосмос вкладывает очень большой смысл в создание Совета генеральных конструкторов по двигателестроению и рассматривает его, как один из важных органов, который должен стать ключевым в принятии руководством Госкорпорации принципиальных решений».

Он отметил, что работа Совета главных конструкторов будет способствовать удержанию отечественного ракетного двигателестроения в мировых лидерах, а также поможет «создать атмосферу, в которой лица, принимающие решения, научатся слышать специалистов и учитывать их позицию».

По словам председателя Совета Владимира Чванова, новый орган не должен подменять администрацию и проектантов, которые работают над созданием и эксплуатацией ракетной техники. «Совет должен находить ключевые больные проблемы, помогать их решать и формировать посылы, которые могут лечь в основу дальнейших планов по организации работы, в том числе нормативно-технического регулирования», – пояснил он.

Департамент коммуникаций ГК "Роскосмос", 16 июня 2017 г.

16.06.2017 "Прогресс МС-06" пристыковался к МКС

Транспортный грузовой корабль "Прогресс МС-06" 16 июня 2017 года в 11:37 UTC (14:37 ДМВ) успешно пристыковался к Международной космической станции. Стыковка корабля осуществлена к стыковочному узлу российского Служебного модуля "Звезда".

16.06.2017 Памятные даты космонавтики. 16 июня 2017 г.

16 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) астрономического спутника “Космос-166” (ДС-У3-С № 1).

16 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) разведывательного спутника OPS 3559 (CORONA J-37) с полетным заданием 1042 и камерой КН-4А.

16 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника СПРН “Космос-917” (“Око”).

16 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в США (мыс Канаверал) метеорологического спутника GOES-B (GOES-2).

16 июня исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя “Космос-3М” восьми спутников связи типа “Стрела-1М” (“Космос-1852...-1859”).

16 июня исполняется 5 лет (2012) со дня запуска в Китае (космодром Цзюцюань) пилотируемого космического корабля “Шэньчжоу-9” с экипажем в составе: Цзин Хайпэн (командир), Лю Ван и Лю Ян.

15.06.2017 Сенат вывел NASA из-под предусмотренных новым законопроектом санкций против России

Сенат США одобрил поправку в законопроект о санкциях в отношении Ирана и России, который выводит NASA из-под действия санкций. Как передал 15 июня корреспондент «Интерфакса», поправка была принята подавляющим числом голосов.

Один из авторов поправки, сенатор от штата Колорадо, республиканец Кори Гарднер, заявил, что в случае принятия законопроекта без предложенной им поправки «мы потеряем огромную часть наших возможностей по доступу в космос». Он подчеркнул, что отказ от этой поправки может повлечь за собой прекращение ряда проектов NASA.

В свою очередь, сенатор Джон МакКейн выступил резко против принятия данной поправки. «Это подарок российскому военно-промышленному комплексу», – сказал сенатор. По его словам, «всегда есть законодатели и лоббисты, которые выступают за продолжение и даже углубление нашего сотрудничества по российским ракетным двигателям».

15.06.2017 Двое из шести участников эксперимента по имитации полета в дальний космос будут женщинами

Не менее двух женщин будет в составе шести участников наземного эксперимента по имитации дальнего космического полета SIRIUS, который пройдет в Москве в ноябре 2017 года, сообщил 15 июня ТАСС со ссылкой на Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН.

"Экипаж корабля состоит из шести человек разных национальностей. При этом в состав входит минимум две женщины", – говорится в сообщении Института, посвященном предстоящему эксперименту.

Первый 14-суточный эксперимент планируется провести в ноябре 2017 года. Всего в рамках проекта запланировано проведение нескольких серий экспериментов длительностью от 14 суток до года, которые пройдут в период с 2017 по 2022 год. Название SIRIUS расшифровывается как Scientific International Research In Unique terrestrial Station (Научное международное исследование в уникальном наземном комплексе).

Партнерами ИМБП станут NASA, космические агентства Японии и Германии, Госкорпорация "Роскосмос", Центр подготовки космонавтов, Ракетно-космическая корпорация "Энергия", НПП "Звезда".

15.06.2017 NASA подтвердило отказ от проекта доставки астероида на орбиту вокруг Луны

Космическое ведомство США прекращает проект отправки автоматического аппарата к астероиду, чтобы доставить его фрагмент на орбиту вокруг Луны, а позже изучить его с участием астронавтов. Об этом сообщил 15 июня ТАСС со ссылкой на специализированный сайт Space.com.

Как сообщила руководитель этого проекта Мишель Гейтс на заседании группы NASA по изучению малых космических тел, бюджетный запрос на 2018 финансовый год, подготовленный администрацией президента США Дональда Трампа, не предусматривает выделения средств на эти цели. Руководство NASA уведомило ее о своем решении еще в апреле, когда Белый дом составил проект бюджета на следующий год.

"Мы находимся в стадии упорядоченного закрытия и стараемся сохранить все хорошие наработки, сделанные нашей командой, чтобы в будущем использовать их в других проектах", – сказала Гейтс и уточнила, что речь идет, в частности, об электрореактивном двигателе с питанием от солнечных батарей, который планировалось установить на аппарат, направляемый к астероиду.

"Астероидный проект" был представлен космическим ведомством США в 2013 году, но так и не получил широкой поддержки в Конгрессе. Многие законодатели и независимые эксперты сомневались, что он будет способствовать подготовке пилотируемого полета на Марс, который считается главной целью NASA. "Хорошо, что в новом бюджете нет статьи о непродуманной астероидной миссии", – заявил председатель комитета по науке Палаты представителей Ламар Смит.

15.06.2017 Стартовый комплекс для сверхтяжелой ракеты начнут строить после комплекса для "Ангары"

Стартовый комплекс для сверхтяжелой ракеты начнут строить на космодроме Восточный сразу после стартового стола для "Ангары". Об этом сообщил 15 июня ТАСС со ссылкой на запись в Facebook'е вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина в Facebook.

"Со следующего года количество пусков будет ежегодно увеличиваться. Также в 2018 году начнется строительство стартового комплекса для "тяжелой" "Ангары-А5М" с пуском в 2021 году, сразу после этого будет построен третий комплекс – для сверхтяжелой ракеты", – отметил он.

Рогозин напомнил, что в декабре 2017 года с космодрома запланировано проведение двух пусков ракет-носителей "Союз-2".

Помимо этого, вице-премьер сообщил, что Россия и Казахстан согласовали создание стартового комплекса для ракеты-носителя "Союз-5" на космодроме Байконур. "Что касается Байконура, то мы его бросать не собирались никогда. Позавчера мы согласовали с Казахстаном строительство комплекса для ракеты среднего класса с пуском в 2022 году", – написал он.

15.06.2017 Китайский грузовой космический корабль завершил вторую дозаправку на орбите

15 июня в 18:28 по пекинскому времени (10:28 UTC) грузовой корабль "Тяньчжоу-1" и космическая лаборатория "Тяньгун-2" завершили вторую орбитальную дозаправку.

Вторая орбитальная дозаправка, на которую потребовалось двое суток, стала очередным испытанием разработанных Китаем технологий и закрепила технологические результаты, полученные при первой дозаправке, передает Синьхуа.