Новый номер

№ 07 (414), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

11.08.2017 Вопрос об участии РФ в проекте окололунной станции решат на следующей неделе

Участники проекта Международной космической станции (МКС) в ноябре 2017 года могут объявить о планах создания в 2020-х годах окололунной космической станции, известной как Deep Space Gateway. Решение о возможности российского участия в проекте будет принято на следующей неделе, сообщил 11 августа ТАСС со ссылкой источник в ракетно-космической отрасли.

"В ноябре этого года планируется очередная встреча глав космических агентств – участников Международной космической станции, на которой планируется обсудить и подписать первые документы по окололунной космической станции. Свое участие в проекте на сегодняшний день подтвердили все страны – партнеры МКС за исключением России. В этой связи на будущей неделе Роскосмос проведет расширенное совещание по перспективам отечественной пилотируемой программы, где определится со своим участием по тематике окололунной станции", – сказал собеседник агентства.

По его словам, на совещании будут заслушаны предложения от научных институтов и предприятий ракетно-космической отрасли. "Не исключено, что в итоге наша страна по политическим и экономическим причинам может отказаться от участия в создании окололунной станции, поскольку ведущая роль в проекте принадлежит США, а Россия рассматривается в качестве младшего партнера. Даже возможное участие Японии и Канады в этом проекте более серьезно", – отметил источник.

Решение Роскосмоса будет направлено в Правительство для утверждения, пояснил он.

В Роскосмосе воздержались от комментариев на запрос ТАСС.

11.08.2017 Главным конструктором "Союза-5" может стать заместитель генерального конструктора РКК "Энергия"

Первый заместитель генерального конструктора – главный конструктор средств выведения РКК "Энергия" Игорь Радугин может быть назначен на пост главного конструктора новой российской ракеты-носителя "Союз-5", сообщил ТАСС 11 августа со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли.

"Игорь Сергеевич Радугин руководит разработкой новой ракеты-носителя среднего класса внутри корпорации "Энергия" уже не первый год, соответственно, велика вероятность, что именно он будет определен главным конструктором по данной тематике", – сказал собеседник агентства.

В самой РКК "Энергия" воздержались от комментариев на этот счет.

11.08.2017 Запуск японского спутника "Митибики" отложен до 12 августа

Японские специалисты перенесли на 12 августа запуск третьего спутника из серии "Митибики" из-за плохих погодных условий в районе космодрома Танэгасима в префектуре Кагосима. Об этом сообщило 11 августа Японское агентство аэрокосмических исследований.

11.08.2017 Памятные даты космонавтики. 11 августа 2017 г.

11 августа исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) космического корабля "Восток-3" с космонавтом Андрияном Николаевым на борту.

10.08.2017 Завершены тепловакуумные испытания космического аппарата «Ангосат»

В соответствии с графиком работ РКК «Энергия» завершены тепловакуумные испытания космического аппарата «Ангосат», которые проводились в ФКП «НИЦ РКП».

Испытания проводились в тепловакуумной камере ВК600/300, где имитировались условия космического пространства: глубокий вакуум, холод «черного» космоса, нагрев Солнцем и отраженным от Земли теплом, изменение положения на орбите. В ходе испытаний были отработаны все режимы функционирования бортовых ретрансляторов и бортовых служебных систем, включая режимы парирования возможных нештатных ситуаций.

Испытания выполнялись под контролем представителей ангольской стороны.

По завершении тепловакуумных испытаний космический аппарат доставлен в Корпорацию «Энергия» для подготовки к проведению контрольных (приемо-сдаточных) испытаний, сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия" от 10 августа.

10.08.2017 Запуск спутника Amazonas 5 на "Протоне" состоится в сентябре

Запуск испанского спутника Amazonas 5 ракетой-носителем "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" запланирован на сентябрь. Об этом сообщил 10 августа ТАСС со ссылкой на сообщение ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

Телекоммуникационный спутник Amazonas 5 изготовлен фирмой Space Systems Loral (США) по заказу Hispasat (Испания). Космический аппарат предназначен для предоставления услуг в области телевидения, корпоративных сетей и телефонной связи на территории Южной и Центральной Америки.

"Предстоящий запуск с космическим аппаратом Amazonas 5, запланированный в сентябре 2017 года, должен стать 95-м пуском ракеты-носителя "Протон" в рамках контрактов, заключенных International Launch Services Inc.", – говорится в сообщении.

Как сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли, запуск предварительно запланирован на 9 сентября.

10.08.2017 КНР впервые успешно осуществила безопасную квантовую передачу спутниковых данных

Китайский спутник "Мо-цзы" впервые в истории осуществил успешную передачу на Землю данных при помощи квантовой криптографии – метода, теоретически исключающего возможность несанкционированного доступа к посылаемой информации, сообщил 10 августа ТАСС со ссылкой на сообщение агентства Синьхуа.

Как отмечают специалисты КНР, тем самым им удалось создать прецедент для формирования будущей глобальной квантовой коммуникационной сети, которую будет невозможно взломать при помощи кибератак. "В частности, станет возможным делать абсолютно безопасные (не прослушиваемые) телефонные звонки, осуществлять абсолютно надежную передачу банковских данных", – отметил научный руководитель проекта, академик Китайской академии наук Пань Цзяньвэй.

РН Falcon 9 вывезена на стартовую площадку 10.08.2017 РН Falcon 9 вывезена на стартовую площадку

9 августа РН Falcon-9 была вывезена на стартовую площадку LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал (Флорида, США) для огневого испытания ДУ первой ступени. Старт ракеты с грузовым транспортным кораблем Dragon запланирован на 14 августа.

10.08.2017 Памятные даты космонавтики. 10 августа 2017 г.

10 августа исполняется 65 лет (1952) со дня рождения летчика-испытателя ГКНИИ ВВС Николая Алексеевича Пушенко. В 1987 г. был отобран для подготовки к полетам в космос по программе "Буран", в 1992-1996 гг. состоял в группе космонавтов ГКНИИ ВВС.

10 августа исполняется 25 лет (1992) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане французского океанографического спутника Topex/Poseidon. В качестве дополнительной нагрузки на орбиту были выведены французский экспериментальный телекоммуникационный аппарат S80/T и южнокорейский радиолюбительский спутник Kitsat-A (Oscar-23).

09.08.2017 Началась экзаменационная сессия экипажей МКС-53/54

Основной и дублирующий экипажи 53/54-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию приступили к экзаменационным тренировкам в Центре подготовки космонавтов.

9 августа 2017 года командир дублирующего экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-06» Антон Шкаплеров (Роскосмос) успешно прошел экзаменационную тренировку на тренажере «Телеоператор». Тренажер предназначен для подготовки экипажей экспедиций к реализации режима ручного телеуправления (с борта МКС) сближением и стыковкой беспилотных объектов (таких как транспортный грузовой корабль «Прогресс», модули дооснащения и др.). Командир дублирующего экипажа справился с поставленной задачей, показав высокий уровень знаний и навыков.

На протяжении следующих нескольких недель космонавтам и астронавтам предстоит продемонстрировать экзаменационной комиссии приобретенные навыки по сближению, причаливанию ТПК «Союз МС» к МКС и перестыковке корабля, а также выполнению ручного управляемого спуска с орбиты. Заключением сессии станут комплексные экзаменационные тренировки, которые подведут итог всей подготовки экипажей.

В состав основного экипажа входят космонавт Роскосмоса Александр Мисуркин, астронавты NASA Марк Ванде Хай и Джозеф Акаба. В составе дублирующего экипажа – космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров, астронавты NASA Скотт Тингл и Шеннон Уолкер. Старт транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-06» запланирован на 13 сентября 2017 года, сообщает пресс-служба ЦПК.

09.08.2017 Состоялся Совет директоров организаций ОПК Московской области

В «НПО Энергомаш» состоялось заседание Совета директоров организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Московской области, на котором обсудили вопросы, связанные с переходом организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на выпуск гражданской продукции.

В работе совета директоров приняли участие представители предприятий и компаний ОПК Московской области, в частности, генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов, а также заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев и первый заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов.

Игорь Арбузов рассказал о диверсификации производства на предприятиях интегрированной структуры ракетного двигателестроения. «На пермском «Протон-ПМ» отработан первый опыт производства станков, создан современный стенд по испытанию газотурбинных установок, ведется сборка газотурбинных электростанций, рассматривается вопрос производства газопоршневых установок и газовоздушных  теплогенераторов», – отметил Игорь Арбузов.

Касаясь Воронежского механического завода, Арбузов сообщил, что доля гражданской продукции на предприятии составляет около 30%. Основными заказчиками являются РЖД и компании нефтегазового сектора.

Другие участники заседания также представили свои решения и проекты, которые реализуются на предприятиях в рамках диверсификации производства и увеличения доли гражданской продукции, сообщила 9 августа пресс-служба НПО "Энергомаш".

09.08.2017 Минстрой получит 205 млн руб на проектно-изыскательские работы работы по объекту космодрома Восточный

Правительство России выделило Минстрою 205 млн руб на проектно-изыскательские работы для проектирования объекта системы внешнего электроснабжения второй очереди строительства космодрома "Восточный". Как передает ТАСС, об этом 9 августа заявил первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Леонид Ставицкий.

Он пояснил, что объект включает создание линий электропередач на 220 и 110 кВ общей протяженностью 336 км, подстанций, энергокомплекса резервного электропитания.

"Разработка проектной документации и создание инфраструктурных объектов запланировано в рамках федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017-2025 гг.", – напомнил чиновник.

В соответствии с поручением правительства РФ в рамках данной федеральной программы министерство будет выступать государственным заказчиком по пяти из 21 объекта второй очереди строительства космодрома Восточный: строительство аэропортового комплекса; строительство жилого комплекса космодрома Восточный с необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой на 7200 жителей; строительство жилищного фонда с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории; реконструкция котельных космодрома с переводом их на природный газ; строительство объектов системы внешнего электроснабжения космодрома.

09.08.2017 Проведена плановая коррекция орбиты МКС

В соответствии с программой полета Международной космической станции 9 августа 2017 года проведена плановая коррекция орбиты МКС.

Для выполнения маневра в 15:25 ДМВ была включена двигательная установка  транспортного грузового корабля «Прогресс МС-06», пристыкованного к станции. Продолжительность  ее работы составила 125,1 сек. В результате станция получила приращение скорости 0,25 м/с.

В соответствии с расчетными данными Службы баллистико-навигационного обеспечения Центра управления полетами (ЦУП), параметры орбиты МКС после выполнения манёвра стали следующими:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 401,89 км,
• максимальная высота над поверхностью Земли – 425,60 км,
• период обращения – 92,59 мин.,
• наклонение орбиты – 51,66°.

Коррекция орбиты МКС выполнялась с целью формирования баллистических условий для обеспечения посадки спускаемого аппарата ТК «Союз МС-04», запланированной 3 сентября, и подготовки к стыковке с МКС ТК «Союз МС-06», старт которого намечен на 13 сентября 2017 года, сообщает пресс-служба ЦУПа.

09.08.2017 В Калифорнии проходит конференция, посвященная межзвездным полетам

7 августа в г. Монтерей (Калифорния, США) открылась научная конференция Starship Congress 2017, участники которой обсуждают возможности путешествия человека к иным звездам.

"Главный вопрос повестки состоит в том, какую роль Луна может играть для ускорения прогресса человечества на пути к межзвездным полетам, – утверждают организаторы конференции. – Более того, в этом году на нашей конференции планируется развить тему, впервые поднятую на конференции Starship Congress 2015, проходившей в Университете Дрексела, штат Пенсильвания: Что мы можем сделать, чтобы сделать космос доступным для людей, а следовательно, и интересным для каждого человека?"

На конференции с докладами выступили: физик Мигель Алькубьерре, предложивший в 1994 г. идею двигателя искривления пространства, которая, по мнению ученого, позволит достичь скорости путешествия, превышающей скорость света, без нарушения законов физики, планетолог Фрэнк Марчис, ученый и автор научно-фантастических рассказов Дэвид Брин, а также Ричард Обуси, основатель и директор некоммерческой организации Icarus Interstellar, которая ставит своей целью сделать межзвездные полеты реальностью к 2100 г.

9 августа конференция завершит свою работу.

09.08.2017 Памятные даты космонавтики. 9 августа 2017 г.

9 августа исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) фоторазведывательного спутника "Космос-172" ("Зенит-4").

9 августа исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в Китае (космодром Цзюцюань) фоторазведывательного спутника "Цзяньбин-1B" №1.

08.08.2017 Спутники прибыли на космодром Куру

Как сообщил 7 августа сайт nasaspaceflight.com, на космодром Куру во Французской Гвиане доставлены телекоммуникационные спутники BSat-4a и Intelsat-37e. Началась их предстартовая подготовка, которая продлится около месяца. Старт ракеты-носителя Ariane-5, которая должна доставить космические аппараты на околоземную орбиту, намечен на начало сентября.

08.08.2017 Неудача произошла из-за сбоя в наземном оборудовании

Компания Rocket Lab объяснила неудачу с первым пуском своей ракеты-носителя Electron сбоем в работе наземного оборудования. По словам представителей компании, эту проблему легко устранить, что позволит провести второй тестовый пуск новой РН уже в самое ближайшее время, а до конца года приступить к коммерческой эксплуатации носителя.

В заявлении, опубликованном 6 августа, говорится, что старт РН Electron 25 мая прошел в штатном режиме. Штатным был и начальный участок полета. Однако сбой в наземном оборудовании через четыре минуты после начала полета заставил офицеров по безопасности прервать миссию. Ракета была подорвана на высоте 224 км.

Представители компании заявили, что из-за сбоя в работе наземной аппаратуры обработки сигнала офицеры по безопасности получали ошибочную телеметрическую информацию, что заставило их принять решение о преждевременном прекращении полета. Оборудование было поставлено Rocket Lab сторонней организацией.

“Это очень и очень легко исправить. Нужно буквально щелкнуть тумблером, – заявил исполнительный директор Rocket Lab. Питер Бек (Peter Beck) на 31-й ежегодной конференции по малым спутникам. – Это больше касается работе с подрядчиками, чтобы лучше их контролировать”, – добавил Бек.

Компания не раскрыла имя подрядчика, по вине которого произошел сбой.

08.08.2017 "АльфаСтрахование" застрахует ответственность при запуске двух спутников на $300 млн

Компания "АльфаСтрахование" и ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева" заключат договор страхования гражданской ответственности при запуске ракет-носителей "Протон-М" с космическими аппаратами Amazonas 5 и AsiaSat 9, сообщил 8 августа ТАСС со ссылкой на пресс-службу страховщика.

Страховка работает на случай причинения вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц при запуске спутников. Страховка распространяется на случаи, произошедшие как в полях падения отделяющихся частей ракеты-носителя, так и за их пределами, включая ущерб окружающей среде, а также на период управляемого спуска космического аппарата с орбиты, если это понадобится, отмечается в сообщении.

08.08.2017 НПО "Энергомаш" вложит 7 млрд рублей в подготовку производства двигателей для "Союза-5"

Двигателестроительное предприятие НПО "Энергомаш" вложит 7 млрд рублей в подготовку производства двигателей РД-171МВ для новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5". Как сообщил 8 августа ТАСС, об этом заявил генеральный директор предприятия Игорь Арбузов.

"Общий объем инвестиций составит почти 7 млрд рублей. Инвестиционный проект планируется реализовать до конца 2019 года", – сказал он ТАСС.

По словам гендиректора, реконструкция предприятия и подготовка к началу серийного производства новых двигателей начнется уже в этом году.

08.08.2017 С КА "Канопус-В-ИК" получен первый снимок в инфракрасном диапазоне

Научным центром оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ, входит в холдинг «Российские космические системы» Роскосмоса) получен и обработан первый снимок, сделанный аппаратурой многоканального радиометра среднего и дальнего инфракрасных диапазонов, установленной на космическом аппарате «Канопус-В-ИК».

На первом тестовом снимке космическому аппарату «Канопус-В-ИК» удалось зафиксировать тепловые точки на прикаспийских территориях России и Казахстана. Работающая в инфракрасных диапазонах аппаратура КА «Канопус-В-ИК» способна обнаружить различные тепловые объекты, в том числе и очаги пожаров площадью всего 25 квадратных метров, сообщила 8 августа пресс-служба ГК "Роскосмос".