Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

12.06.2019 Три канадских спутника запущены из Калифорнии

12 июня 2019 г. в 14:17 UTC (17:17 ДМВ) с Базы ВВС США "Ванденберг" (шт. Калифорния, США) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчетов 30-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск РН Falcon-9 с тремя канадскими КА RADARSAT Constellation. Пуск успешный, аппараты выведены на околоземную орбиту.

Первая ступень Falcon 9 успешно вернулась на Землю и приземлилась на посадочную площадку на базе "Ванденберг".

12.06.2019 Bigelow Aerospace готова организовывать отправку туристов на МКС по цене $52 млн за место

Американская компания Bigelow Aerospace готова организовывать отправку туристов на Международную космическую станции (МКС) по цене $52 млн за место, передает ТАСС. Об этом говорится в заявлении компании, опубликованном во вторник на ее официальном сайте.

Предоставлять данные услуги будет одно из подразделений фирмы, которое называется Bigelow Space Operations. "На первоначальном этапе стоимость за место будет установлена примерно в размере $52 млн", - отмечается в документе.

Представители BSO зарезервировали в сентябре 2018 года для будущих космических туристов места на пилотируемых кораблях Crew Dragon компании SpaceX. Как следует из заявления, были достигнуты договоренности о четырех запусках. Каждый из них позволит отправить на МКС четырех человек на срок "от одного до, возможно, двух месяцев".

В BSO уточнили, что полеты будут возможны после того, как Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) даст официальное разрешение на применение таким образом Crew Dragon.

12.06.2019 Совет РАН по космосу предложил Роскосмосу начать реализацию проекта "Венера-Д"

Совет РАН по космосу направил в Роскосмос обращение о необходимости начать реализацию проекта "Венера-Д" и финансирование первых этапов опытно-конструкторских работ по нему. Об этом сообщил в среду ТАСС зампредседателя Совета, научный руководитель Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый.

"Соответствующее обращение направлено в Роскосмос. Роскосмос над этим работает", - сказал Зеленый.

12.06.2019 Источник: довыведение спутника "Ямал-601" проходит штатно по разработанной программе

Маневры по довыведению спутника связи "Ямал-601", у которого ранее возникли проблемы с апогейным двигателем, на рабочую орбиту проходят штатно. Об этом сообщил во вторник ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"У спутника все штатно. Все маневры по разработанной программе ", - сказал собеседник агентства.

По словам источника, завершить их, как и было заявлено ранее, планируется в начале июля.

12.06.2019 В России разработали систему помехозащиты при приеме спутниковых сигналов

Антенна для приема навигационных спутниковых сигналов, несмотря на глушение, разработана в России и будет в среду представлена российской делегацией в Нью-Йорке на заседании Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам при ООН. Об этом рассказал РИА Новости один из участников делегации, заместитель гендиректора конструкторского бюро "Навис" Игорь Лисовой.

"Чрезвычайно низкая мощность навигационных сигналов у поверхности Земли обуславливает уязвимость коммерческих навигационных-приёмников к воздействию помех", - сказал он.

"Имитационные радиопомехи, повторяющие структуру системных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, но содержащие при этом недостоверные данные, часто используются спецслужбами для борьбы с дронами. Мощные заградительные радиопомехи делают невозможным приём навигационных сигналов", - объяснил эксперт.

Преднамеренное глушение или подмена навигационного сигнала ложным известна как спуфинг, когда, например, навигационные приложения показывают, что проезжающие мимо Кремля автомобили якобы находятся у аэропорта "Внуково".

Он сообщил, что для того, чтобы принимать навигационный сигнал в условиях спуфинга, "Навис" разработал специальную антенну, которая вычисляет источник помех и не усчитывает его при обработке навигационного сигнала. Система обеспечивает помехозащиту при приеме данных от систем ГЛОНАСС, GPS, европейской Galileo и китайской BeiDou.

Эксперт сообщил, что навигационные приемники, в частности, используются в системах связи – они выдают сигнал точного времени, получаемого с навигационных спутников. Спуфинг приводит к снижению точности синхронизации времени и вызывает сбои в системах связи. При этом системы синхронизации времени очень актуальны для развития сетей 5G в России и перехода к цифровому телевидению, пояснил Лисовой.

11.06.2019 Александр Скворцов и Сергей Рыжиков признаны годными к полёту

В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина завершилось заседание Главной медицинской комиссии (ГМК), которая проанализировала данные медицинских обследований командиров основного и дублирующего экипажей 60/61-й длительной экспедиции на МКС.

В состав ГМК вошли представители ЦПК, Госкорпорации «Роскосмос», Федерального медико-биологического агентства, Института медико-биологических проблем РАН, Министерства здравоохранения РФ и Министерства обороны РФ.

По результатам заседания комиссии космонавты Роскосмоса Александр Скворцов и Сергей Рыжиков признаны годными к космическому полёту по состоянию здоровья.

11.06.2019 Китайский луноход "Юйту-2" уже преодолел путь в более чем 212 метров на невидимой стороне Луны

Китайский луноход "Юйту-2" /"Нефритовый заяц-2"/ уже преодолел путь в целом 212,99 метра на обратной стороне Луны в рамках проведения научных исследований, передает Синьхуа.

Согласно сообщению Центра лунных исследований и космической программы при Китайском национальном космическом управлении /CNSA/, с наступлением лунной ночи посадочный модуль и луноход китайского зонда "Чанъэ-4" перешли в спящий режим поздно вечером в воскресенье /по пекинскому времени/.

11.06.2019 МГУ подготовил к запуску три сверхмалых космических аппарата

Московский государственный университет им. Ломоносова подготовил к запуску три сверхмалых космических аппарата, заявил в интервью РИА Новости ректор вуза академик Виктор Садовничий.

"Мы сейчас подготовили к запуску три сверхмалых космических аппарата - кубсата размерностью 3U. Один, "Сократ", - это целиком аппарат Московского университета. Второй, "АмурСат", мы собирали по заказу Амурского госуниверситета в Благовещенске, который я, кстати, сделал университетом несколько лет назад. Я выступил с ходатайством перед министерством, он стал классическим университетом, и там сейчас очень активно развивают космическое направление. Третий мы собрали по заказу ВДНХ, они в августе этого года празднуют 80-летний юбилей, и мы с ними делаем научно-образовательный стенд для детей и студентов на космическую тематику. Он так и называется, "ВДНХ-80". Все три аппарата очень похожи", - сказал Садовничий.

11.06.2019 В Роскосмосе сообщили, что глава NASA не приедет на Байконур на запуск 20 июля

Заместитель администратора NASA по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер возглавит делегацию США во время запуска пилотируемого корабля "Союз МС-13" к Международной космической станции (МКС) 20 июля. Руководитель ведомства Джим Брайденстайн снова не посетит космодром Байконур, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе Роскосмоса.

"Согласно спискам американской делегации, которая планирует принять участие в мероприятиях, связанных с пуском к МКС ТПК (транспортного пилотируемого корабля) "Союз МС-13" с членами 61-й экспедиции на борту, делегацию NASA будет возглавлять Уильям Герстенмайер, заместитель Брайденстайна", - сказали в пресс-службе.

11.06.2019 Производитель ракет "Ангара" сорвал заводские сроки

Изготовление третьей тяжелой и второй легкой ракет-носителей семейства "Ангара" в филиале Космического центра Хруничева ПО "Полет " (Омск) отстает от производственных сроков 2019 года, задержка составляет от трех месяцев до года, говорится в приказе, подписанном руководителем филиала Центра Хруничева - директором ПО "Полет" Виктором Шулико.

Копия документа имеется в распоряжении РИА Новости. В Центре имени Хруничева РИА Новости подтвердили факт отставания, но отметили, что имеются предпосылки наверстать упущенное время. Гендиректор Центра Хруничева Алексей Варочко убежден, что ракеты изготовят вовремя.

"Отставание от производственных графиков изготовления изделий со сроком сдачи в 2019 году составляет от трех месяцев (ракета-носитель "Ангара-А5") до одного года (вторая ступень ракеты-носителя "Ангара-1.2" (серийные номера ракет, указанные в документе, убраны по просьбе предприятия-производителя – ред.)", - говорится в документе.

В пресс-службе космического центра имени Хруничева подтвердили подлинность приказа и отставание по срокам изготовления ракет.

Генеральный директор Центра Хруничева Алексей Варочко рассказал РИА Новости, что сроки изготовления ракет-носителей "Ангара", указанные в приказе производственного объединения "Полет" - это внутренний производственный график предприятия, смещенный на шесть месяцев влево относительно графика исполнения государственных контрактов. "Таким образом, отставания от установленных сроков изготовления ракет нет, мы нацелены на поставку изделий вовремя", - подчеркнул он.

В документе идет речь о третьей тяжелой и второй легкой ракетах "Ангара". Третья тяжелая ракета, как ранее сообщил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, должна полететь в 2020 году. Вторая легкая "Ангара", как заявляла в марте 2019 года газета ПО "Полет" "Заводская жизнь", должна полететь в конце 2019 года. Кроме того, в декабре 2019 года планируется провести пуск второй тяжелой ракеты "Ангара-А5", она уже изготовлена.

10.06.2019 На Восточном собран «пакет» ракеты-носителя «Союз-2.1б»

На космодроме Восточный специалисты предприятий Роскосмоса — ФГУП «ЦЭНКИ» и РКЦ «Прогресс» (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») в соответствии с комплексным графиком подготовки завершили цикл механической сборки «пакета» (блоков первой и второй ступени) ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1б». Следующий этап работы — проведение пневмоиспытаний двигательных установок, электрические испытания и заключительная операция — общая сборка ракеты космического назначения.

В соответствии с графиком на заправочно-нейтрализационной станции сейчас идет заправка разгонного блока «Фрегат» компонентами топлива и сжатыми газами. В монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов специалисты ведут подготовку космического аппарата «Метеор-М» N2-2, передает пресс-служба Роскосмоса.

10.06.2019 Завершена сборка ракеты «Протон-М» с обсерваторией «Спектр-РГ»

На космодроме Байконур специалисты предприятий Роскосмоса провели общую сборку ракеты космического назначения «Протон-М». В минувшие выходные космическую головную часть (КГЧ), состоящую из разгонного блока «ДМ-03» и пристыкованного к нему аппарата «Спектр-РГ», перевезли из чистового зала в зал сборки ракеты-носителя (РН).

После завершения транспортировки была проведена механическая стыковка носителя и головной части. Расчеты специалистов ракетно-космической отрасли выполнили соединение электрических контактов между головным блоком и РН, а также провели все необходимые проверки, предусмотренные планом работ.

13 июня на космодроме пройдет заседание Государственной комиссии, где будут подведены итоги работ по подготовке к пуску и принято решение о проведении вывоза. Вывоз ракеты-носителя на стартовый комплекс площадки 81 запланирован утром 14 июня, передает пресс-служба Роскосмоса.

09.06.2019 Рогозин провел в КБ "Арсенал" совещание по развитию космической ядерной энергетики

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посетил конструкторское бюро и завод "Арсенал" в Санкт-Петербурге, где провел совещание по развитию космической ядерной энергетики. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.

"Делегация руководства государственной корпорации "Роскосмос" во главе с генеральным директором Дмитрием Рогозиным посетила в Санкт-Петербурге КБ "Арсенал" и одноименный завод, где провела инспекцию хода работ и совещание по развитию российской космической ядерной энергетики", - говорится в пресс-релизе.

Других подробностей не сообщается, передает ТАСС.

09.06.2019 Глава ILS: в США не вводится полный запрет на запуски коммерческих спутников на ракетах РФ

Государственные органы США не вводят ограничения на использование российских носителей для запуска коммерческих спутников на орбиту, передает ТАСС. Об этом сообщил журналистам президент американской компании International Launch Services (ILS) Керк Пайшер в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

"Законодательство не вводит каких-либо ограничений относительно использования российских носителей в коммерческих целях", - сказал Пайшер.

Как уточнил президент ILS, ограничения коснутся только выведения спутников в интересах Минобороны и аппаратов двойного назначения. За всю историю запусков, подчеркнул Пайшер, первая категория не выводилась ни разу, а вторая ранее запускалась один раз в два года. Также государственные органы не смогут использовать в оборонных целях спутники, запущенные на российских ракетах как коммерческие.

Пайшер убежден, что отрицательное влияние закона будет минимальным. "Мы не думаем, что негативные последствия для нас будут большими. Если рассмотреть полный объем санкций, в настоящее время нет ни одной санкции, которая создала бы препятствие для выведения коммерческой нагрузки на российских носителях", - заключил президент ILS.

09.06.2019 Рогозин: новые пилотируемые корабли США будут запущены осенью

Запуск американского пилотируемого корабля Crew Dragon состоится осенью 2019 года. Такое мнение высказал журналистам генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), передает ТАСС.

"Сдвижка у них явно идет по кораблям (корабль Crew Dragon американской компании SpaceX и Starliner компании Boeing - прим. ТАСС). Осенью постараются запуститься. Получится так, что они войдут примерно в один график. <...> Моя экспертная оценка, что они осенью - поздней осенью постараются выйти на продолжение испытаний [Crew Dragon] и на первую летную машину Boeing", - считает Рогозин.

Глава госкорпорации отметил, что между Россией и США идет сотрудничество по вопросу запуска американских кораблей, поскольку Роскосмосу "нужно рассчитать свой график полетов".

09.06.2019 Рогозин: сотрудничество РФ и США по космическим пускам может продолжиться после 2022 года

Сотрудничество между Роскосмосом и НАСА может продолжиться и после вступления в силу закона США, который ограничивает запуски коммерческих спутников после 31 декабря 2022 года. Об этом сообщил журналистам в субботу генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), передает ТАСС.

Ранее СМИ сообщили, что Пентагон включил Россию в список стран, услугами которых запрещено пользоваться с 31 декабря 2022 года при проведении космических пусков. Соответствующее уведомление было размещено занимающимся вопросами закупок управлением Минобороны США на сайте сборника официальных документов американского правительства - Федерального реестра.

"Я считаю, что у нас есть возможность работать и после 1 января [2023 года]. Будем рассчитывать и на активную полезную нагрузку других стран", - сказал Рогозин.

09.06.2019 Фонд "Сколково": новые подходы к проектированию ракет кардинально снизят их стоимость

Стоимость ракет может быть кардинально снижена только после перехода на новые подходы к проектированию. Об этом сообщил в пятницу вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий фонда "Сколково" Алексей Беляков, передает ТАСС.

"Новое качество и радикальное снижение стоимости запусков могут дать только принципиально новые подходы при проектировании ракетных систем: цифровые эксперименты, аддитивные технологии, новые материалы", - отметил Беляков во время сессии "Космическая экономика" на Петербургском международном экономическом форуме.

По его словам, снижение стоимости космических услуг приведет к повышению конкурентоспособности телекоммуникационных компаний.

09.06.2019 Трамп призвал NASA сосредоточиться на освоении Марса, а не на разговорах о полетах на Луну

Президент США Дональд Трамп в пятницу призвал Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сосредоточиться не на разговорах о полетах на Луну, а на вопросах обороны, науки, а также на освоении Марса, передает ТАСС.

"Учитывая все те средства, что мы тратим, NASA не должно говорить о полетах на Луну - мы сделали это 50 лет назад. Они должны сконцентрироваться на гораздо более масштабных вещах, в том числе на Марсе, обороне и науке", - написал он на своей странице в Twitter.

09.06.2019 АФК "Система" поможет космической отрасли довести долю российских комплектующих до 90%

АФК "Система" в сотрудничестве с другими предприятиями способна довести долю российской электронной компонентной базы в космической отрасли РФ с нынешних 70% до 90% и более, сообщил в пятницу президент, председатель правления корпорации Андрей Дубовсков, выступая на сессии "Космическая экономика" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), передает ТАСС.

"На данный момент оснащеность электронной компонентной базой российского производства в российской космической отрасли очень высока - более 70%. Однако мощности, которыми обладает наша корпорация, в состоянии довести в сотрудничестве с другими компаниями и предприятиями этот показатель до 90% и более, чем мы и намерены заниматься и во что мы вкладываем свои собственные инвестиции", - сказал он.

09.06.2019 Рогозин предложил КНР сотрудничество по лунной станции и дистанционному зондированию Земли

Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил китайским партнерам сотрудничество по лунной станции и дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ), передает ТАСС.

"Давно пора приземлить идеологию и объяснить, что мы имеем в виду под этой лунной базой. Мы хотим развернуть систему мониторинга космического пространства в той зоне, где минимальное количество индустриальных шумов, изучать дальний космос с перспективой выйти на международное сотрудничество в области астероидно-кометной безопасности. Давайте сделаем вместе", - сказал Рогозин, выступая на сессии "Космическая экономика" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

По его словам, Роскосмос намерен связать миссию "Луна-26", которую планируется запустить в 2023 году, с китайским лунным проектом. "Этот аппарат может сочетаться с работами наших китайских друзей. Надо с чего-то начать", - отметил гендиректор госкорпорации.

Он также напомнил о сотрудничестве РФ и Китая в области навигационных услуг - систем ГЛОНАСС и китайской Beidou. "Китай разворачивает свою навигационную систему, есть смысл не только делать в Китае чип-сеты для ГЛОНАСС, а сделать во всех мобильных устройствах, навязывать совместный стандарт наших двух орбитальных навигационных группировок", - сказал Рогозин.

Глава Роскосмоса также сообщил, что необходимо решить вопрос по независимости РФ в создании электронной компонентной базы. "У Китая хорошая микроэлектроника, но зачем нам создавать то, что уже создано? Мы можем создавать дизайн-центры, у нас очень талантливые ребята. Нужно сделать несколько дизайн-бюро и печатать готовую продукцию, оснащая приборостроение Китая и России", - отметил он.

"Мы готовы выйти на совместный [с Китаем] бизнес, вплоть до создания совместной группировки дистанционного зондирования Земли и взять в этом рынке свою совместную долю - вплоть до того, чтобы создать совместных операторов, которые могли бы коммерциализировать результаты высокодетальной съемки Земли, увязав это с другими компонентами этой работы, в том числе с интернетом вещей", - добавил гендиректор Роскосмоса, уточнив, что политических противоречий в этой сфере сотрудничества нет.