Новый номер

№ 04 (411), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

21.06.2017 Рогозин не исключил подготовки индийских космонавтов на базе Роскосмоса

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин не исключает, что в перспективе возможна подготовка индийских космонавтов на базе Роскосмоса, сообщило 21 июня РИА Новости.

"В перспективе возможна подготовка индийских космонавтов на базе Роскосмоса", – сказал Рогозин на заседании Комитета высокого уровня по сотрудничеству в области высоких технологий военного, двойного и гражданского назначения России и Индии в рамках международного форума технологического развития "Технопром".

В заседании также принимает участие министр обороны Индии Арун Джейтли. По его словам, Россия в космической сфере сотрудничает с партнерами, в том числе из США и Японии, при этом следует обсуждать развитие сотрудничества в этом направлении с Индией.

21.06.2017 Памятные даты космонавтики. 21 июня 2017 г.

21 июня исполняется 120 лет (1897) со дня рождения одного из пионеров космонавтики Александра Игнатьевича Шаргея (псевдоним – Юрий Васильевич Кондратюк).

21 июня исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-493” (“Зенит-2М”).

20.06.2017 Необычную технологию очистки космоса предложили в ЕС

Ученые из ЕС предложили использовать для сборки космического мусора магнитные буксиры, сообщила 20 июня Lenta.ru со ссылкой на Европейское космическое агентство.

Буксир предназначен для отклонения траектории космического мусора, его сборки в небольшом объеме пространства и последующего увода с орбиты. Сборщик космического мусора, согласно планам, содержит охлажденные до сверхнизких температур сверхпроводящие электромагниты. Ориентация буксира осуществляется по магнитному полю Земли.

20.06.2017 В Люберцах появится памятник Белке и Стрелке

26 июня в Томилинском лесопарке в Люберцах появится поляна первопроходцев космоса. Основной ее частью станет памятник собакам-космонавтам Белке и Стрелке, сообщило 20 июня РИАМО. По вечерам в парке будут зажигаться фонари, а «космическое пространство» будет украшаться созвездиями Кассиопеи, Большой и Малой Медведицы.

Автор скульптуры – заслуженный художник РФ Александр Рожников. Среди почетных гостей на открытии поляны будут генеральный директор – главный конструктор ОАО НПП «Звезда» Сергей Поздняков и Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ Александр Лазуткин.

20.06.2017 Индия запускает военную космическую программу?

Коллеги из Life.ru пересказали материал из Defense News за 19 июня под этим заголовком, купившись на "дохлую селедку".

В ближайшие две недели Индия планирует запустить в космос 550-килограммовый военный спутник собственного производства, сообщает Life. Это полуправда: спутник Cartosat-2E, запуск которого намечен на 23 июня, имеет массу 728 кг и относится к аппаратам двойного назначения, поскольку финансировался совместно ISRO и военным ведомством страны.

Далее говорится, что ракета GSLV Mk.III, запущенная в космос в начале июня, может выводить на низкую околоземную орбиту спутники массой до четырех тонн. По мнению западных аналитиков, это является достаточным условием для создания противоспутникового оружия. Фактическая ошибка -- в том, что GSLV Mk.III выводит до 4000 кг на геопереходную орбиту, и аналитики считают ее грузоподъемность достаточной для запуска противоспутниковых средств для поражения объектов на геостационаре. Однако даже неназванный источник Defense News называет GSLV Mk.III необходимым условием для создания противоспутникового оружия, но ничего не говорит о реальной разработке Индией таких систем. Такое утверждение делает другой неназванный источник, не приводя никаких доказательств, а два поименованных изданием эксперта отрицают факт создания Индией противоспутниковых систем.

Остается также непонятной связь между довольно тривиальным спутником оптико-электронного наблюдения и некими противоспутниковыми замыслами. Полное ощущение, что эта тема просто притянута за уши к первому подвернувшемуся поводу.

20.06.2017 ЕКА запустит в 2026 году телескоп для поисков "двойников" Земли

Европейское космическое агентство 20 июня одобрило планы по постройке и запуску телескопа PLATO, главной целью которого будет поиск двойников Земли и обитаемых экзопланет, сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Института изучения солнечной системы Общества Макса Планка.

"Наблюдая за "вибрациями" звезд, PLATO сможет впервые полностью охарактеризовать их свойства и измерить их возраст, массу и размеры, а также вычислить все эти же параметры для их планет. Появление подобных возможностей совершит настоящую революцию в деле поиска экзопланет", – заявил Лоран Жизон (Laurent Gizon), руководитель проекта PLATO в ЕКА.

Планы по созданию зонда PLATO зародились в ЕКА в феврале 2014 года, когда идея создать новый орбитальный телескоп для поиска экзопланет нашла поддержку у руководства агентства. На протяжении последующих трех лет участники научной команды PLATO разрабатывали детальный план устройства обсерватории и набор инструментов, который будет на него установлен.

Сегодня эти планы были официально одобрены руководством ЕКА, и теперь команда PLATO может приступить к сборке космической обсерватории. По текущим планам агентства, этот зонд будет запущен на орбиту в 2026 году с помощью ракеты "Союз" с космодрома Куру в французской Гвиане. Он проработает как минимум четыре года, и, как ожидают ученые, измерит физические характеристики сотен звезд и откроет десятки новых планет.

PLATO будет наблюдать за звездами, отслеживая слабое, но регулярное снижение их блеска, свидетельствующее о том, что перед звездой проходит ее планета. Обсерватория будет одновременно следить примерно за миллионом звезд с помощью 26 телескопов и камер, установленных на одной космической платформе.

Наблюдения PLATO вкупе с наземными измерениями доплеровского смещения спектра экзопланет – изменения длин волн из-за движения объекта относительно Земли – позволят вычислить массы и размеры экзопланет и их плотность, что даст возможность судить о составе и потенциальной пригодности для жизни.

Одним из предшественников PLATO был европейский орбитальный телескоп CoRoT, который открыл 32 экзопланеты и закончил свою работу в июне 2013 года.

20.06.2017 Роскосмос летом примет решение о возобновлении запусков ракет "Днепр" с Байконура

Комиссия Роскосмоса определит перспективы возобновления пусков конверсионных ракет "Днепр" с космодрома Байконур этим летом, сообщил ТАСС со ссылкой на заявление генерального директора компании "Главкосмос пусковые услуги" Александра Серкина на авиакосмическом салоне Le Bourget-2017.

"В настоящее время работает комиссия, созданная Роскосмосом, в которую включены все предприятия, связанные с реализацией пусков "Днепра" в России. Комиссия рассматривает перспективы пусков с космодрома Байконур. Она не закончила свою работу. Я думаю, что какие-то результаты мы можем ожидать в ближайшее время, этим летом", – сказал он.

Пуски ракет "Днепр" с участием представителей Украины были приостановлены в 2014 году.

Серкин пояснил, что даже после приостановки пусков несколько имеющихся контрактов на запуски спутников на "Днепре" продолжают действовать. "Некоторые контракты были расторгнуты и урегулированы, некоторые нагрузки по контракту с "Космотрасом" мы по решению с заказчиками перевели на другие носители, некоторые заказчики имеют действующие контракты и по ним мы ведем консультации, как наши обязательства урегулировать", – сказал он.

20.06.2017 Первый коммерческий пуск "Союза" новым оператором пусковых услуг состоится в 2019 году

Первый коммерческий пуск ракеты-носителя "Союз" будет осуществлен новым оператором пусковых услуг "Главкосмос пусковые услуги" в 2019 году. Как передает ТАСС, об этом сообщил 20 июня на международном авиасалоне Le Bourget-2017 генеральный директор компании Александр Серкин.

По словам гендиректора компании "Главкосмос" Дениса Лыскова, соглашение о проведении пуска уже подготовлено и будет анонсировано в ближайшее время. "Идет подготовительная работа, но до авиасалона МАКС мы рассчитываем анонсировать подписание контракта", – рассказал он.

Контракт может быть подписан на российском авиасалоне. "Но это будет зависеть от заказчика", – добавил Лысков.

"Главкосмос пусковые услуги" заинтересован в создании и выходе на рынок новой ракеты-носителя легкого класса "Союз-2ЛК", сообщил Серкин. "Мы в этих работах участвуем. Один из вопросов, которые мы ставим для себя на ближайшую перспективу – это развитие и оптимизация пусковых услуг на базе ракет "Союз". И "Союз-2ЛК" – это одно из направлений, которое мы с коллегами рассматриваем, очень интересная идея", – сказал он.

"Весь потенциал "Союза" не раскрыт до сих пор, мы сейчас занимаемся тем, что расширяем перечень того применения, который можно использовать", – добавил глава компании "Главкосмос" Денис Лысков.

"Союз-2ЛК" - новая инициативная разработка РКЦ "Прогресс". Она представляет собой две первые ступени ракеты "Союз-2" с установленным на них в качестве третьей ступени разгонным блоком "Фрегат".

Грузоподъемность новой ракеты-носителя на солнечно-синхронную орбиту составит от 2000 до 3850 кг в зависимости от используемого космодрома.

20.06.2017 На МКС стартовали испытания экспериментальной панели солнечных батарей ROSA

На МКС стартовали испытания экспериментальной панели солнечных батарей ROSA. Соответствующая информация и снимки развернутой панели опубликованы на сайте NASA.

ROSA представляет собой развертываемую из рулона гибкую солнечную батарею, которая была доставлена грузовым кораблем Dragon. В выходные 17-18 июня экспериментальный блок массой 325 кг был извлечен из грузового отсека корабля манипулятором станции и развернут. Он будет находиться в таком положении на протяжении семи суток.

Целью эксперимента ROSA является оценка производительности и выносливости солнечной батареи нового типа. В дальнейшем устройство будет демонтировано и утилизировано в плотных слоях атмосферы.

20.06.2017 Опыт проекта "Энергия-Буран" учтут при создании новой ракеты "Союз-5"

Новая российская ракета-носитель "Союз-5" будет проектироваться исходя из опыта советской программы "Энергия–Буран". Как передает РИА Новости, об этом заявил 20 июня глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев на авиакосмическом салоне во французском Ле-Бурже.

"Перед нами поставлена задача создать в максимально сжатые сроки ракету-носитель сверхтяжелого класса... Исходя из опыта, как создавался комплекс "Энергия–Буран", мы идем тем же самым путем. Тут ничего изобретать не надо, потому что это дорога, которая уже пройдена. Поэтому мы так же создаем сначала ракету-носитель среднего класса, затем она превращается в элементы первой и второй ступени [ракеты сверхтяжелого класса], не в стопроцентном исполнении, но можно говорить об определенной унификации", – сказал В.Л.Солнцев. При этом можно добиться определенной универсальности стартового комплекса, что очень важно, добавил он.

Глава РКК "Энергия" отметил, что при создании "Союза-5" не совсем корректно проводить параллели с украинским комплексом "Зенит", стартовую площадку которого на Байконуре совместно с Казахстаном планируется модернизировать под запуски новой ракеты. "Сегодня у нас нет ракеты-носителя такого класса, который может выводить на низкую орбиту груз порядка 17 тонн. Есть "переразмеренный" в этой части "Протон" и "недоразмеренный" "Союз"... Если говорить о "Зените" и преемственности, то мы поставили себе задачу максимально его адаптировать и к "Морскому старту", и к имеющейся 45-й "зенитовской" площадке на Байконуре", – добавил Солнцев.

"Наш инвестор готов проводить модернизацию "Морского старта". Таким образом, мы можем максимально рано начать пуски этой ракеты. Президентом поставлена задача – 2022 год, но я думаю, что летные испытания должны начаться раньше, чтобы к 2022 году мы имели готовую, летающую ракету-носитель", – заключил глава РКК "Энергия".

Ранее Россия и Казахстан согласовали программу по ускоренному созданию ракеты "Союз-5" и стартовой инфраструктуры для нее на Байконуре. Программа может начаться в 2022 году. Россия берет на себя повышенные обязательства по финансированию и созданию ракеты среднего класса, Казахстан – по модернизации стартового комплекса.

20.06.2017 НПО имени С.А.Лавочкина подпишет "лунный" меморандум с ЕКА в июле

Меморандум с Европейским космическим агентством (ЕКА) по лунной программе будет подписан в начале июля. Как сообщило 20 июня РИА Новости, об этом заявил глава НПО имени С.А.Лавочкина Сергей Лемешевский.

"По лунной программе у нас идет все планово, на сегодняшний день изготовлены макеты. Все вопросы по поставкам решены, в том числе – по приборам, которые делаются ЕКА", – сказал Лемешевский журналистам в ходе авиасалона во французском Ле-Бурже.

Он отметил, что "на сегодняшний день по конкретным приборам соглашения все подписаны". "Общий меморандум по всей лунной программе будет, наверное, подписываться в начале июля", – добавил руководитель компании.

Российская лунная программа предусматривает отправку в 2019 году малоразмерной демонстрационной посадочной станции "Луна 25" ("Луна-Глоб"), с помощью которой планируется отработать базовые технологии мягкой посадки на поверхность Луны.

Ранее глава представительства ЕКА в России Рене Пишель заявлял, что агентство намерено сотрудничать с Роскосмосом в освоении Луны по проектам "Луна-Глоб", первой миссии "Луна-Ресурс" и ее продолжения — "Луна-Ресурс" с посадочным модулем.

20.06.2017 Сибирские разработчики создадут системы питания посадочного модуля в проекте ExoMars 2020

АО "Информационные спутниковые системы" (Железногорск, Красноярский край) разработает систему питания посадочного модуля в рамках проекта ExoMars 2020. Об этом ТАСС в кулуарах V Международного форума технологического развития "Технопром-2017" сообщил заместитель генерального директора ИСС Юрий Вилков.

"В рамках проекта мы являемся разработчиками и изготовителями системы питания посадочного модуля, обеспечения энергетикой посадочного модуля. Заказчиком является НПО имени С.А.Лавочкина. К работам приступили, первый этап уже сдан, работы идут по графику", – рассказал Вилков. По его словам, ориентировочные сроки завершения работ по разработке системы питания – весна следующего года.

20.06.2017 Памятные даты космонавтики. 20 июня 2017 г.

20 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) фоторазведывательного спутника OPS 4282 (GAMBIT 3/1, камера KH-8, полетное задание 4306).

20 июня исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) военного метеорологического спутника DMSP Block 5D-2 S-9.

20 июня исполняется 15 лет (2002) со дня запуска в России (космодром Плесецк) двух американских спутников связи типа Iridium.

20 июня исполняется 5 лет (2012) со дня запуска в США (мыс Канаверал) американского военного спутника USA-236 (NRO L-38) – предположительно геостационарного ретранслятора специнформации SDS-C7.

19.06.2017 "Фрегат" перевезен на заправочный комплекс

19 июня 2017 года специалисты предприятий Роскосмоса подготовили разгонный блок «Фрегат» к транспортировке на заправочный комплекс космодрома Байконур. Заправка РБ компонентами топлива запланирована с 20 по 24 июня.

Работы с разгонным блоком «Фрегат» проводятся в рамках кампании по запуску космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК» ракетой-носителем «Союз-2.1А». Также продолжаются работы по подготовке самого космического аппарата «Канопус-В-ИК» и попутных малых спутников.

Планируется, что РБ «Фрегат» обеспечит выведение КА «Канопус-В-ИК» и попутных малых спутников на три различные орбиты с последующим сведением с орбиты самого разгонного блока. Миссия такой высокой сложности будет реализована впервые в истории запуска малых космических аппаратов.

Пуск запланирован на 14 июля 2017 года со стартовой площадки №31 космодрома Байконур.

19.06.2017 Завтра в Украине должны определиться с главой ГКАУ

20 июня в Киеве должны определиться с главой Государственного космического агентства Украины.

На сайте Национального агентства по вопросам государственной службы опубликован список кандидатов на эту должность.

На пост председателя ГКАУ претендуют:
Гурак Денис Дмитриевич – заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности ГК “Укроборонпром”;
Сабадош Любомир Юрьевич – временно не работающий, бывший генеральный директор ГКАУ;
Радченко Юрий Николаевич – и.о. председателя Государственного космического агентства Украины;
Голуб Александр Юрьевич – первый заместитель председателя Государственного космического агентства Украины;
Боровик Валерий Анатольевич – председатель правления Альянса “Новая энергетика Украины”;
Колесник Андрей Анатольевич – временно не работающий;
Капштик Сергей Владимирович – помощник начальника Национального Центра управления и испытаний космических средств;
Дегтяренко Павел Глебович – главный конструктор и начальник КБ по системному проектированию ракет и ракетных комплексов ГП КБ “Южное”;
Раупов Рустам Бурханович – временно не работающий;
Петров Олег Владимирович – председатель правления Украинского молодежного объединения “Сузір’я” (на общественных началах).

19.06.2017 Байконур подготовят для пусков ракет "Союз-5" за два-три года

Наземную инфраструктуру для новой ракеты среднего класса "Союз-5" на космодроме Байконур модернизируют за два-три года. Как передает ТАСС, об этом сообщил журналистам 19 июня на авиакосмическом салоне Le Bourget 2017 генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

"Часть проектных работ мы должны закончить до конца следующего года, а потом очень быстро, за два-три года, модернизировать стартовый комплекс и сделать эту ракету", – сказал он.

Комаров напомнил, что ранее проект создания новой ракеты среднего класса планировалось реализовывать после 2020 года, но согласно новым планам Роскосмоса, она должна стартовать уже в 2022 году.

19.06.2017 Китай пригласил Россию участвовать в проекте космической станции

Китай пригласил Роскосмос участвовать в проекте Китайской космической станции, решение Россией по этому вопросу пока не принято. Как передает РИА Новости, об этом заявил 19 июня глава Госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

"Они предлагали, мы обмениваемся предложениями об участии в проектах, но у них другое наклонение, другая орбита и несколько отличные от нас планы. Пока договоренности и планы в будущем, конкретного ничего нет", – сказал И.А.Комаров журналистам в ходе авиасалона во французском Ле-Бурже.

Как заявлял РИА Новости директор Отделения международного сотрудничества Китайской национальной космической администрации CNSА Сюй Яньсун, строительство китайской станции планируется завершить к 2022 году, проект будет доступен для сотрудничества и может стать международным.

19.06.2017 В "Роскосмосе" рассказали о ведущих участниках проекта лунной станции

Космические агентства США, Евросоюза и России будут играть ведущие роли в будущем международном проекте по созданию лунной орбитальной станции. Как передает РИА Новости, об этом заявил 19 июня глава Госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

"В этом проекте наиболее активными участниками будут NASA, ЕКА и Роскосмос. Конкретные роли определятся, пока рано говорить", – сказал И.А.Комаров журналистам на авиасалоне во французском Ле-Бурже.

По его словам, сегодня работает группа в рамках государств-участников нынешней МКС, а также приглашен более широкий круг участников для определения контуров проекта.

"Кто в нем будет какую роль играть, будет зависеть от готовности участвовать в проекте финансовыми, техническими и другими ресурсами", – резюмировал Комаров.

19.06.2017 Повторная стыковка корабля "Тяньчжоу-2"

19 июня китайский грузовой корабль "Тяньчжоу" произвел повторную стыковку к орбитальной лаборатории "Тяньгун-2".

Два объекта расстыковались в 09:37 пекинского времени (01:37 UTC), после чего "Тяньчжоу-1" отошел на дистанцию 5 км и выполнил зависание продолжительностью 90 минут. После того как "Тяньгун-2" развернулся стыковочным узлом по вектору скорости, грузовик выполнил повторный подход с облетом и в 14:55 пекинского времени (06:55 UTC) вновь состыковался с лабораторией.

19.06.2017 CASC признала аварию CZ-3B

Китайская корпорация космической науки и техники CASC сообщила, что в ходе запуска спутника радио- и телевизионного вещания "Чжунсин-9A" на ракете-носителе CZ-3B, состоявшегося 19 июня в 00:11 пекинского времени (18 июня в 16:11 UTC, 19:11 ДМВ), в результате ненормальной работы третьей ступени РН аппарат был выведен на нерасчетную орбиту.

В настоящее время солнечные батареи и антенны КА раскрыты, его состояние нормальное. Специалисты предпринимают эффективные меры для спасения спутника. Конкретные причины аварии выясняются.