Новый номер

№ 10 (417), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

20.10.2017 Окололунную станцию планируется расположить на орбите с апоцентром в 70000 км

Вариант создания международной станции на высокой окололунной орбите с апоцентром около 70000 км принят в качестве основного, сообщил 20 октября ТАСС исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалёв в кулуарах XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

"Стоял вопрос, лететь на низкую окололунную орбиту высотой между 100 и 200 км, с которой проще садиться на Луну, либо на высокоэллиптическую орбиту с апоцентром около 70000 км. Она неустойчивая, у нее есть свои минусы и плюсы. Ее можно использовать как переходную точку, откуда можно лететь и на Луну, и в дальний космос. Взвесив все за и против, решили, что сотрудничество на высокой окололунной орбите – это наиболее эффективный следующий шаг", – сказал он.

С.К.Крикалёв уточнил, что пока ни одна из стран не выделила финансирование на реализацию этого проекта. Переговоры о создании станции Deep Space Gateway на орбите Луны длятся уже несколько лет.

"На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны, а впоследствии – Марса", – рассказывал в сентябре после переговоров глав космических агентств России и США, которые прошли в Австралии, руководитель Роскосмоса Игорь Комаров. Он отметил тогда, что стороны в предварительном порядке обсудили вклады стран-участниц. "Нашим вкладом может стать создание от одного до трех модулей", – сказал И.А.Комаров. Он также подчеркнул тогда, что технологический вклад стран и финансовую составляющую проекта участники обсудят на следующем этапе переговоров. "Сам договор требует серьезной проработки уже на государственном уровне", – уточнил он, добавив, что одобрено участие в проекте стран BRICS.

В свою очередь, Крикалёв отметил тогда, что Россия помимо шлюзового модуля может разработать для новой станции и другие элементы.

20.10.2017 "Энергомаш": создание нового двигателя в США стимулирует нас к развитию

НПО "Энергомаш" с большим уважением относится к разработкам американских коллег из компании Blue Origin, так как это стимулирует к совершенствованию собственной продукции. Однако американская замена российских РД-180 должна наработать многолетнюю положительную летную статистику, чтобы подтвердить параметры для заказчиков, заявил 20 октября РИА Новости генеральный директор "Энергомаша" Игорь Арбузов.

Ранее сообщалось, что Джефф Безос заявил об успехе первых огневых испытаний своей модели BE-4 на наземном стенде.

"Любой рынок должен быть конкурентным, и мы с большим уважением относимся к тому, что делает компания Blue Origin. Это подстегивает нас развиваться и совершенствовать свою продукцию. Вместе с тем надо понимать, что двигатель BE-4 должен еще пройти летные испытания в составе ракеты, чтобы подтвердить свои параметры. Поэтому впереди у наших коллег еще много работы до того момента, как двигатель можно будет эксплуатировать", – сказал Игорь Арбузов.

20.10.2017 В NASA продлили миссию Dawn вокруг Цереры

Руководство NASA решило продлить миссию космического аппарата Dawn на орбите вокруг карликовой планеты Церера. Об этом сообщила 20 октября "Газета.ру" со ссылкой на NASA.

В ходе нового этапа зонд опустится на самые низкие с 2015 года орбиты и продолжит вращение вокруг этого тела неограниченно долго после того, как исчерпает запасы топлива. Приоритетом нового этапа станет получение данных с гамма- и нейтронных детекторов – это важно для понимания состава слоев Цереры и наличия под ее поверхностью водяного льда. Кроме того, состав и минералогия тела будут изучаться с помощью оптических камер и инфракрасного спектрометра.

20.10.2017 Площадки для наблюдения за вторым пуском с космодрома Восточный подготовят в Приамурье

Временные смотровые площадки для наблюдения за вторым пуском ракеты с космодрома Восточный подготовят в Амурской области, сообщил 20 октября ТАСС со ссылкой на пресс-службу регионального министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства.

"Намечен план по своевременной подготовке смотровых зон к приему большого количества посетителей – приведение территорий в порядок, обеспечение готовности всей необходимой инфраструктуры. Рассматривается возможность размещения информационных баннеров и сувенирной продукции", – говорится в сообщении.

20.10.2017 График запусков с Байконура утвердят до конца 2017 года

График запусков ракет с космодрома Байконур представители Казахстана и России утвердят до конца 2017 года, сообщил 20 октября ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Асета Нуркенова.

"График пусков на предстоящий год еще разрабатывается. Потом совместно, коллегиально, мы его принимаем через нормативно-правовые акты России и Казахстана. В конце года он будет утвержден. Открытие этих данных будет после официального утверждения", – рассказал Нуркенов.

20.10.2017 Маск рассказал, как он будет испытывать своей марсианский корабль

Ракета и космический корабль BFR, предназначенные для полета на Марс, будут изначально испытываться в ходе коротких перелетов с одной точки в другую на Земле. Как сообщил 20 октября РИА Новости, об этом заявил Элон Маск в дискуссии с пользователями интернет-форума Reddit.

"Мы начнем разработку BFR с постройки полноценного корабля, который будет делать короткие перелеты между двумя точками на Земле, поднимаясь на высоту в несколько сотен километров и пролетая аналогичное расстояние. Подобные тесты будут достаточно простыми для корабля – они не потребуют теплового экрана, что позволит нам иметь большие запасы топлива на борту и лишит нас необходимости использовать мощные двигатели Raptor, предназначенные для полетов в дальний космос", – заявил предприниматель.

В такой конфигурации BFR, как отметил Маск, в принципе может достичь космоса, но только в том случае, если масса груза на ее борту будет минимальной. Для полноценного полета к Луне или к Марсу понадобятся "настоящие" двигатели, новая версия которых, как признал предприниматель, будет обладать вдвое меньшей тягой, чем первый прототип Raptor. Это, по его словам, связано с тем, что масса BFR будет заметно меньше, чем он изначально планировал.

Кроме того, инженеры SpaceX модифицируют устройство самих двигателей, сделав их более приспособленными для совершения посадки на Землю, что необходимо для перевозки особо тяжелых грузов из одной точки ее поверхности в другую, а также поменяют число и конструкцию посадочных "ног" для повышения стабильности и безопасности.

По словам Маска, сейчас он уверен в том, что компания наберет необходимое количество денег для постройки BFR и полета к Марсу, однако постройка самого города, как он считает, потребует помощи и будет осуществлена другими космическими стартапами.

"Наша главная цель – доставить человечество на Марс и создать там инфраструктуру, позволяющую производить топливо и обеспечивающую выживание людей. Промышленные предприятия и инфраструктура будут построены на Марсе совсем другими компаниями и миллионами будущих колонистов", – заключил предприниматель.

20.10.2017 В США сообщили об успешных испытаниях конкурента российского РД-180

Джефф Безос, основатель частной космической компании Blue Origin, в которой создается американский ракетный двигатель BE-4 на смену российским РД-180, заявил об успехе первых огневых испытаний, сообщило 20 октября РИА Новости со ссылкой на твиттер бизнесмена.

"Первые огневые испытания нашего двигателя BE-4 прошли успешно. Огромное достижение всей команды BlueOrigin, и это очень важный шаг!" – написал Безос, приложив видео "прожига" на наземном стенде.

20.10.2017 В Национальном космическом центре Казахстана установили бюст Юрия Гагарина

Бюст первого космонавта Земли Юрия Гагарина установили в Национальном космическом центре Казахстана в Астане при поддержке Международного благотворительного фонда "Диалог культур – Единый мир", сообщил 20 октября ТАСС.

Торжественное открытие бюста Гагарину состоялось в рамках международного форума "Казахстанский путь в Космос: реалии и перспективы", в год 60-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Памятник выполнен скульптором Алексеем Леоновым из бронзы.

Проект установки бюстов Гагарина начался в 2011 году. За шесть лет реализации проекта силами фонда были установлены 40 бюстов в 26 странах, нынешний стал 41-м по счету.

"В июле этого года представители фонда "Диалог культур – Единый мир" обратились в адрес Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана с предложением установить бюст космонавта Юрия Гагарина в Астане. Мы провели работу с общественным фондом, благополучно доставили бюст в Астану, сделали постамент. Сегодня мы открыли скульптурную композицию в здании Национального космического центра", – рассказал президент АО "Национальная компания "Казакстан Гарыш Сапары" Ергазы Нургалиев.

Как отметил посол России в Казахстане Михаил Бочарников, установка бюста имеет большое значение в качестве вклада в российско-казахстанские отношения. "Открытие бюста Юрию Гагарину является вкладом, новым элементом в многоцветную мозаику российско-казахстанских отношений. Мы очень рады, что совместными усилиями сейчас запущена программа развития космической отрасли Казахстана. Я надеюсь, что благодаря российско-казахстанским усилиям Казахстан, уже имеющий на своем вооружении серию космических аппаратов, в результате осуществления этой программы станет полностью космической державой", – сказал Бочарников.

20.10.2017 Памятные даты космонавтики. 20 октября 2017 г.

20 октября исполняется 80 лет (1937) со дня рождения заслуженного испытателя космической техники, водителя советских луноходов Вячеслава Георгиевича Довганя.

20 октября исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военно-исследовательского спутника “Космос-11” (ДС-А1 №1).

20 октября исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи “Горизонт” №16Л.

20 октября исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1892” (“Целина-Д”).

20 октября исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в России (космодром Плесецк) с помощью РН “Циклон-3” шести спутников связи типа “Стрела-3” (“Космос-2211...-2216”).

20 октября исполняется 10 лет (2007) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской РН “Союз-ФГ” четырех американских телекоммуникационных спутников типа Globalstar.

19.10.2017 Пуск "Прогресса МС-07" 12 октября отложили из-за сбоя в одном из микрокомпьютеров

Сбой в одном из микрокомпьютеров стал причиной переноса пуска грузового корабля "Прогресс МС-07" с 12 на 14 октября, из-за чего он произошел – уточняется. Об этом сообщил 19 октября ТАСС исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалёв в кулуарах XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходит в Сочи.

"Глубинную причину еще надо исследовать, но мы локализовали агрегат. Там не открылся клапан, и мы понимали, что сбой произошел в части системы управления, в одном из микрокомпьютеров, его заменили. А почему компьютер не выдал сигнал? Либо это был сбой электроники, либо сбой программы", – сказал С.К.Крикалёв.

Он уточнил, что также предстоит понять, почему неполадки не были выявлены до пуска и как сделать так, чтобы сбой не повторился в будущем. Сроки окончания проверки специалист не назвал. "До следующего пуска – точно [завершится проверка]", – добавил собеседник агентства.

19.10.2017 Стоимость наземной инфраструктуры проекта "Байтерек" может достигуть 310 млн $

Ориентировочная стоимость наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса "Байтерек" может составить от 280 до 310 млн $. По информации ТАСС, об этом сообщил 19 октября вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин в кулуарах международного форума "Казахстанский путь в космос: реалии и перспективы - 2017".

"Стоимость проекта будет уточнена в процессе разработки технико-экономического обоснования. На сегодняшний день можно говорить об ориентировочной предварительной стоимости порядка 280-310 миллионов $ – это наземной инфраструктуры. Речь идет о казахстанских вложениях. Что касается российских вложений, то это разработка ракеты-носителя и пилотируемого транспортного корабля", – рассказал Нургужин.

По его словам, на сегодняшний день завершена разработка инвестиционного предложения, оно прошло соответствующие отраслевую и экономическую экспертизы. "После того как оно пройдет республиканскую бюджетную комиссию, мы официально приступим к разработке ТЭО. Вместе с тем исходные данные со стороны Роскосмоса наше предприятие "Байтерек" получило, и эта работа, можно сказать, начата. Министерством национальной экономики выделены соответствующие средства на финансирование разработки ТЭО уже с ноября этого года, работа по разработке ТЭО данного проекта будет завершена к сентябрю следующего года", – отметил вице-министр.

Как информировал Нургужин, согласно дорожной карте проекта, которая будет откорректирована и утверждена в декабре этого года, первый пробный пуск с КРК "Байтерек" планируют провести к концу 2022 года.

19.10.2017 Россия направит до 2019 года более 1 млрд рублей на модернизацию аэропорта Крайний

Россия направит свыше 1 млрд рублей на работы по модернизации аэропорта Крайний, который обслуживает космодром Байконур. Об этом сообщил 19 октября ТАСС со ссылкой на выступление заместителя генерального директора Госкорпорации "Роскосмос" Сергея Савельева на международном форуме "Казахстанский путь в космос: реалии и перспективы".

"Продолжается работа по модернизации авиапредприятия "Аэропорт Крайний", результаты которой мы имеем возможность наглядно оценить. На период 2018-2019 годов запланировано выделение на данный объект дополнительно более 1 млрд рублей из бюджета Российской Федерации для проведения третьей очереди работ по реконструкции", – информировал С.В.Савельев.

19.10.2017 Россия передала Казахстану работы по открытию нового района падения

Госкорпорация "Роскосмос" передала казахстанской стороне ведение работ по открытию нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей в Кустанайской области. Об этом сообщил 19 октября ТАСС со ссылкой на выступление заместителя генерального директора Госкорпорации Сергея Савельева на международном форуме "Казахстанский путь в космос: реалии и перспективы".

"В рамках приобретения казахстанскими структурами новых космических компетенций в ведение совместного российско-казахстанского предприятия АО СП "Байтерек" переданы работы по открытию и эксплуатации нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей в Джангельдинском районе Кустанайской области. Данный район планируется использовать при пусках ракет космического назначения с космодрома Байконур, со стартового комплекса "Байтерек"", – информировал С.В.Савельев.

По его словам, создание космического ракетного комплекса "Байтерек" рассматривается в качестве главного совместного космического проекта России и Казахстана.

19.10.2017 Россия планирует увеличить количество запусков ракет с Байконура в 2018 году

Госкорпорация "Роскосмос" намерена увеличить количество запусков ракет с космодрома Байконур в 2018 году. Об этом сообщил 19 октября ТАСС со ссылкой на выступление заместителя генерального директора ГК "Роскосмос" Сергея Савельева на международном форуме "Казахстанский путь в космос: реалии и перспективы – 2017".

"Космодром Байконур сегодня остается одним из самых пускающих космодромов планеты. В 2017 году уже осуществлены пуски 11 ракет космического назначения. До конца года планируется выполнить еще три пуска. Со следующего года запланировано увеличение количества пусков", – сообщил С.В.Савельев.

По его словам, это связано с продолжением реализации пусковых программ с использованием ракеты-носителя "Протон-М", а также пилотируемых программ и коммерческих проектов.

19.10.2017 В "Роскосмосе" рассказали о работе над проектом комплекса "Байтерек"

Эскизный проект космического ракетного комплекса "Байтерек", который является совместной работой Казахстана и России, будет разработан до ноября, сообщило РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора Роскосмоса Сергея Савельева.

"Разработаны и проходят согласование проекты новой редакции дорожной карты по реализации проекта "Байтерек" и условий реализации проекта. Подготовлены и выданы казахстанской стороне исходные данные для технико-экономического обоснования финансирования программы. До ноября текущего года будет разработан эскизный проект на создание космического ракетного комплекса", – сказал С.В.Савельев 19 октября в ходе международного форума, посвященного развитию космической отрасли Казахстана.

19.10.2017 Памятные даты космонавтики. 19 октября 2017 г.

19 октября исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1417” (“Парус”).

18.10.2017 Выставка в Белграде

Роскосмос в рамках мероприятий продвижения космической деятельности России продолжает открывать в странах Европы выставки, посвященные празднованию 60-летия начала космической эры, запуска первого искусственного спутника Земли. Очередная экспозиция начала работать в Музее воздухоплавания в Белграде (Сербия), сообщила 18 октября пресс-служба агентства.

Открывая выставку,  Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Сербии Александр Чепурин отметил, что первый полет спутника открыл человечеству не только дорогу к изучению других миров, но и множество повседневных вещей, например, таких, как навигация.

Александр Калери, космонавт-испытатель, Герой Российской Федерации, руководитель научно-технического центра РКК «Энергия» приветствовал гостей и подчеркнул, что новый этап в изучении космоса – сотрудничество всех стран для дальнейших полетов на другие планеты, а дорогу к звездам человечеству открыл простой спутник, полетевший 60 лет назад.

В белградской школе имени Валентины Терешковой Александр Калери рассказал ребятам о космической деятельности современной России и ответил на их вопросы.

В рамках продвижения российского космоса в Европе Александр Калери также прочитает лекцию о пилотируемой космонавтике в белградском Музее воздухоплавания для тех, кто интересуется космосом и авиацией.

18.10.2017 РКК "Энергия" подтвердила повреждение СА корабля "Союз МС-02" во время посадки

В Ракетно-космической корпорации "Энергия" подтвердили механическое повреждение парашютного контейнера спускаемого аппарата космического корабля "Союз МС-02" во время посадки 10 апреля 2017 г., сообщило 18 октября РИА Новости.

"Комиссия по выявлению причин данной ситуации установила, что причиной снижения давления в спускаемом аппарате является механическое повреждение парашютного контейнера основной системы парашютирования. Повреждение парашютного контейнера произошло в результате продавливания контейнера стальной пряжкой стяжного ремня тормозного парашюта, попавшей... под воздействие выходящего основного парашюта", – сказали в "Энергии".

Анализ телеметрии после спуска показал, что снижение давления в спускаемом аппарате началось после ввода основного парашюта до срабатывания клапана, который обеспечивает сообщение спускаемого аппарата с атмосферой на участке парашютирования. На самочувствие и безопасность экипажа снижение давления не повлияло, так как вскоре после раскрытия парашюта открылся клапан, обеспечивающий сообщение спускаемого аппарата с атмосферой. "Сообщение спускаемого аппарата с атмосферой при парашютировании – штатная процедура, которая необходима для выравнивания давления в спускаемом аппарате с атмосферным давлением на высоте парашютирования", – отметили в РКК.

На корабле "Союз МС-02" вернулись на Землю члены экипажа МКС – россияне Сергей Рыжиков, Андрей Борисенко и американец Роберт Шейн Кимброу. Ранее в СМИ появились сообщения со ссылкой на бывшего астронавта NASA Томаса Стаффорда о том, что во время посадки 10 апреля произошла разгерметизация СА.

18.10.2017 Исполнительным директором КБХА стал Игорь Белоусов

Новым исполнительным директором воронежского АО «КБ химавтоматики» стал Игорь Белоусов – заместитель генерального директора АО «НПО Энергомаш». 18 октября нового руководителя представил коллективу предприятия заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин в рамках своего визита в Воронеж, сообщило ИА REGNUM.

Дмитрий Рогозин, выступая на КБХА, отметил, что обычно представление нового руководителя происходит «на уровне корпорации», однако на этот раз было сделано исключение – «с учетом моего отношения к Воронежу и с учетом вопросов, которые возникали по Воронежскому механическому заводу и КБХА в начале года».

Зампред правительства также особо отметил сложные задачи, которые стоят сегодня перед воронежским предприятием в частности и космической отраслью в целом, – создание ракеты-носителя «Союз-5».

18.10.2017 В Госдуме открылась выставка, посвященная 60-летию запуска первого спутника

В Государственной Думе 18 октября состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 60-летию начала космической эры человечества. 4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли с космодрома Байконур, сообщается на сайте Франции "Единой России" в Госдуме.

На открытии выставки присутствовали лидеры думских фракций, легендарные космонавты – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая (фракция КПРФ), депутат фракции «Единая Россия», космонавт-испытатель Роман Романенко, который в апреле 2013 года совершил выход в открытый космос, а также глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, открывая выставку, обратил внимание на ее масштаб и заметил, что экспозиция словно «переместила» космос в Государственную Думу. «Совсем недавно мы отмечали юбилей нашей знаменитой «Чайки» – Валентины Владимировны Терешковой, очень много говорили о первых шагах в космосе, первых событиях. В День космонавтики мы смотрели фильм «Время первых» о первом выходе в космос, Алексей Архипович Леонов приезжал тогда в Госдуму. Сегодня мы собрались на открытие выставки, посвященной запуску первого в мире искусственного спутника Земли – мы это тоже сделали раньше всех, нам удалось этого добиться, и мы этим гордимся», – подчеркнул он.

«Космическая отрасль набирает обороты, развивается. Космодром построен на Дальнем Востоке. Мы будем всячески помогать отрасли, чтобы наша страна могла оставаться в этой нише первой», – заявил руководитель фракции.

Заместитель Председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко, в свою очередь, заметил, что с запуском первого спутника, «по сути, началась великая космическая эра, в которой наша страна, наши соотечественники заявили всему миру о собственном лидерстве». Он добавил, что сегодня невозможно представить ни дня жизни без космоса и космических технологий: добрые традиции, начатые в середине прошлого столетия, поддерживаются талантливыми учеными, инженерами-конструкторами.

Экспозиция, открывшаяся в стенах Госдумы, рассказывает о вехах развития отечественной космонавтики от начала космической эры до современных перспективных проектов. Здесь представлен макет первого искусственного спутника Земли, макеты ракеты-носителя «Протон-М», предназначенной для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту и далее в космос, макет первой тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», разработанной в России после распада СССР. Все желающие могут посмотреть, как выглядят скафандры космонавтов, в том числе спасательный скафандр «Сокол-К» и новая модификация скафандра для выхода в открытый космос «Орлан-МКС». Здесь собраны открытки 60-70-х годов, зарисовки отечественных художников на тему освоения космического пространства.