Новый номер

№ 02 (409), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

24.03.2017 Центр Хруничева объяснил, почему не выполнил контракт по "Протонам-М"

Центр Хруничева не поставил Минобороны РФ две ракеты "Протон-М" из-за отзыва двигателей, при производстве которых мог быть использован несоответствующий конструкторской документации компонент, сообщили РИА Новости 24 марта в пресс-службе ГКНПЦ.

"ГКНПЦ имени М.В. Хруничева готов был поставить эти ракеты-носители. Однако в рамках штатного процесса обеспечения качества на заводе-изготовителе в ходе комплексной инспекции, проходящей после огневых испытаний двигательных установок, были выявлены отклонения в одном из компонентов двигателя, используемого в РН "Протон-М" на 2-й и 3-й ступенях. По результатам расследования ситуации специалистами ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и Госкорпорации "Роскосмос" было принято решение отозвать все попавшие под подозрение двигатели для замены соответствующего компонента. В настоящее время проводится работа по устранению несоответствий", – говорится в сообщении Центра Хруничева.

Ранее в "Роскосмосе" заявляли, что после проведенных в декабре 2016 года испытаний двигателя второй ступени "Протон-М" было выявлено применение в производстве припоя, несоответствующего конструкторской документации. После этого все двигатели, при производстве которых был, предположительно, использован несоответствующий припой, были отозваны для дополнительных проверок.

24.03.2017 Астронавты Кимброу и Песке совершили выход в открытый космос

Астронавты Роберт Кимроу и Тома Песке 24 марта совершили плановый выход в открытый космос, сообщило РИА Новости.

В ходе шестичасовой работы экипаж успешно заменил две камеры на внешней поверхности японского модуля, у которых вышли из строя осветительные приборы, смазал канадский манипулятор МКС Canadarm2, заменил лампочки на осветительных приборах станции, а также подготовил к последующему переносу с модуля "Спокойствие" (Tranquility) на модуль "Гармония" (Harmony) герметичного  стыковочного переходника PMA3 для последующей установки на него Международного стыковочного адаптера IDA.

Экипаж также осмотрел радиатор, в котором ранее была выявлена утечка аммиака.

Согласно планам NASA, следующий выход в открытый космос состоится 30 марта.

24.03.2017 В РКС планируют строительство комплексов связи дальностью в пределах Солнечной системы

Антенные комплексы управления космическими аппаратами в дальнем космосе, которые смогут обеспечить связью отечественные и международные научные миссии на любых расстояниях до границ Солнечной системы, планируется начать строить в России в середине 2020-х годов, сообщило 24 марта РИА Новости со ссылкой на информацию холдинга "Российские космические системы" (РКС).

"Специалисты ОКБ МЭИ завершили отработку теоретических аспектов создания новой антенной системы и подготовили конструкторскую документацию. Строительство опытного образца начнется в следующем году в Центре космической связи Особого конструкторского бюро МЭИ "Калязин" в Тверской области. После испытаний, которые планируется завершить к середине 2020-х годов, новые антенные комплексы будут возводиться на территории европейской части России и в космическом наукограде Циолковский вблизи космодрома Восточный", – говорится в сообщении.

Разрабатываемые наземные радиотехнические комплексы (НРТК) будут построены на базе новой 32-метровой антенной системы ТНА-32Л, важной особенностью которой является возможность объединения в кластеры.

"Объединенные в кластер НРТК существенно опережают по эффективности отдельные НРТК на базе антенн большего размера – дальность работы такого кластера может достигать пределов Солнечной системы. Объединение кластеров НРТК в территориально-распределенный сетевой наземный комплекс управления дальними космическими аппаратами с единым центром управления позволит непрерывно сопровождать аппараты в круглосуточном режиме", – приводятся в сообщении слова гендиректора разработчика антенн ОКБ МЭИ Александра Чеботарева.

Отмечается, что новые антенные системы дополнят уже работающие в Московской, Тверской областях и Приморском крае НРТК на базе полноповоротных параболических антенн ТНА-1500 диаметром 64 метра и 70-метровых П-2500.

24.03.2017 Минобороны не получило от Центра Хруничева два "Протона-М" в 2016 году

Министерство обороны РФ не получило от Центра Хруничева в 2016 году в рамках госконтракта две ракеты-носителя "Протон-М". Как передает РИА Новости, об этом заявил 24 марта заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

"В установленные сроки не были поставлены… две ракеты-носителя "Протон-М производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева", – сказал Борисов в рамках единого дня военной приемки в МО.

24.03.2017 Кантор предлагает запретить испытания ударных космических средств ПРО

Первым и важнейшим шагом к предотвращению милитаризации космоса должен стать запрет на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО, заявил президент международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор.

"Для эффективной реализации возможных договоренностей мы предлагаем в качестве первого эффективного шага на пути к предотвращению милитаризации космического пространства договориться о запрете на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО", – сказал Кантор.

При его участии в Вашингтоне (округ Колумбия, США) состоялась презентация новой книги Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы" (Nuclear Threat Initiative, США) "Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм". Книга представляет собой экспертный взгляд на наиболее важные вопросы нераспространения, а также проблемы сокращения и ограничения ядерных вооружений.

Собравшиеся на презентации в Вашингтоне эксперты отметили, что российско-американские отношения находятся на переломном этапе. По их словам, надежды на быстрое разрешение кризиса отношений двух держав, имевшиеся у многих политиков и экспертов в связи с ожиданием и приходом к власти президента Трампа, пока не оправдываются. В условиях отсутствия предметного диалога политики и военные с обеих сторон продолжают обвинять противоположную сторону в действиях, направленных на нарушение имеющихся договоренностей и раскручивание гонки вооружений.

Авторы книги напомнили, что попытки закрепить в международном праве положения, которые максимально закрывали бы возможности милитаризации космоса, предпринимались с первых запусков в космос. СССР в 1958 году внес в ООН предложение о запрещении использования космического пространства в военных целях. В 1963 году был принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – тем самым, на подобное "использование" космоса был наложен полный запрет. В 1967 году вступил в силу разработанный по инициативе СССР Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Этот документ запрещает выведение на орбиту вокруг Земли и размещение в космосе каким-либо иным образом любых объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. В итоге космос стал безграничной безъядерной зоной.

Однако эксперты напоминают, что если ядерное оружие в космосе запрещено, то с неядерными системами вооружений дело обстоит сложнее, так как космическое право не запрещает размещение в космосе любого оружия, не являющегося ОМУ. Не существует и запрета на создание, испытание и развертывание в космосе противоспутникового оружия. Вместе с тем, Россия еще в 1983 году взяла на себя обязательство не выводить первой в космическое пространство каких-либо видов такого оружия до тех пор, пока другие государства будут от этого воздерживаться, сообщило 24 марта РИА Новости.

А.Ж,

24.03.2017 Памятные даты космонавтики. 24 марта 2017 г.

24 марта исполняется 85 лет (1932) со дня рождения Лодевейка ван ден Берга (Lodewijk van den Berg), участника космического полета 51-B на шаттле в качестве специалиста по полезному грузу.

24 марта исполняется 85 лет (1932) со дня рождения нелетавшего советского космонавта Юрия Анатольевича Пономарева.

24 марта исполняется 60 лет (1957) со дня рождения американского астронавта Скотта Джея Хоровитца (Scott Jay Horowitz).

24 марта исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) военного спутника связи "Космос-151" ("Стрела-2").

24 марта исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) военного метеорологического спутника OPS 5058 (DMSP Block 5B F2).

24 марта исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) очередного военного телекоммуникационного спутника "Молния-1".

24 марта исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника радиотехнической разведки "Космос-899" ("Целина-О").

24 марта исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) очередного телекоммуникационного спутника "Молния-3".

24 марта исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-1344" ("Парус").

24 марта исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в США (мыс Канаверал) корабля многоразового использования Atlantis с полетным заданием STS-45 и экипажем в составе: командир Чарлз Болден (Charles Bolden), пилот Брайан Даффи (Brian Duffy), специалисты полета Майкл Фоул (Michael Foale), Дэвид Листма (David Leestma), Кэтрин Салливан (Kathryn Sullivan), специалисты по полезному грузу Байрон Лихтенберг (Byron Lichtenberg) и Дирк Фримоут (Dirk Frimout) на борту. Полет первого бельгийского космонавта.

23.03.2017 NASA провело огневое испытание двигателя RS-25

NASA провело в четверг 23 марта очередное огневое испытание модернизированного двигателя RS-25, предназначенного для ракет-носителей Space Launch System (SLS), сообщил ТАСС со ссылкой на NASA.

Огневое испытание прошло на полигоне Космического центра имени Стенниса (штат Миссисипи) и длилось 6 минут 20 секунд. Космическое ведомство пока не уточняет иные подробности и не сообщает, насколько успешно прошел тест. На видео, размещенном на сайте NASA, каких-то аномалий во время испытаний не видно.

Двигатели RS-25 модернизированы под параметры носителя SLS расчетной грузоподъемностью 105 тонн от Земли. Аналогичные двигатели ранее устанавливались на космических кораблях многоразового использования системы Space Shuttle, эксплуатация которых была завершена в 2011 году после 135 запусков. RS-25 усовершенствованы и оснащены новым блоком управления.

23.03.2017 Китай запустит новый метеоспутник во втором полугодии 2017 года

Китай планирует во второй половине текущего года запустить новый метеорологический спутник поколения "Фэнъюнь-3", способный зондировать полярные сияния. Об этом сообщило 23 марта Синьхуа со ссылкой на Китайскую корпорацию космической науки и техники CASC.

Спутник станет четвертым по счету спутником серии "Фэнъюнь-3" и предназначен для повышения способности предупреждения стихийных бедствий и мониторинга окружающей среды.

По сообщению сотрудника корпорации Чжу Вэя, в сравнении с предыдущими тремя спутниками "Фэнъюнь-3", новый спутник будет более надежным, стабильным и точным, поскольку он будет оснащен несколькими новыми приборами.

Новый метеоспутник будет оборудован датчиками для обнаружения изменений в сияниях и зондирования ионосферы и микроволновым формирователем изображений для непрерывного мониторинга индикаторов глобальной погоды, заявил Чжу Вэй.

Китай планирует в будущем запустить еще четыре метеоспутника "Фэнъюнь-3" для сокращения временного промежутка между обновлениями прогноза погоды с нынешних шести до четырех часов.

23.03.2017 Совместный космический эксперимент России и США назвали "Сириус"

Серию совместных экспериментов Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и NASA по моделированию полетов в дальний космос назовут "Сириус".

"ИМБП завершил конкурс на название своего нового международного научного исследования. После длительного обсуждения и выбора из 106 наименований, представленных 41 участником, международное жюри выбрало название SIRIUS", – сообщили 23 марта ТАСС в пресс-службе института.

Ученые смоделируют длительные космические полеты для изучения проблем, связанных с изоляцией человека в ограниченном пространстве, в том числе медико-биологических и психологических. Проект будет проводиться в течение нескольких лет в Наземном медико-технологическом экспериментальном комплексе ИМБП в Москве. Именно отсюда и происходит название проекта SIRIUS – Scientific International Research in Unique Terrestrial Station (Международное научное исследование в уникальном наземном комплексе).

"Название также символизирует цель проекта: пролить свет на понимание работоспособности человека в длительных исследовательских полетах, которые когда-нибудь достигнут звезд", – пояснили в институте.

23.03.2017 "Союз МС-04" прошел испытания на герметичность

Специалисты РКК «Энергия» и КЦ «Южный» на космодроме Байконур успешно завершили испытания на герметичность транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-04».

Цикл испытаний космической техники в вакуумной камере с использованием гелиево-воздушной среды в проверяемых объемах на сегодняшний день остается наиболее объективным методом контроля герметичности в наземных условиях, обеспечивая проверку заданных жестких требований герметичности, сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия" от 23 марта.

23.03.2017 В Бразилии и Никарагуа появятся станции слежения за космическим мусором и станции ГЛОНАСС

Российские станции слежения за космическим мусором и сбора измерений ГЛОНАСС откроются в начале апреля в Бразилии и Никарагуа соответственно. Об этом сообщил 23 марта ТАСС со ссылкой на документацию Роскосмоса, опубликованную на сайте госзакупок.

Согласно ей, рабочая группа Госкорпорации "Роскосмос" 5 апреля примет участие в церемонии открытия оптико-электронного комплекса по обнаружению космического мусора в городе Итажуба в Бразилии. В тот же день она отправится в Манагуа в Никарагуа, где будет открыта наземная станция сбора измерений системы ГЛОНАСС. Делегация также планирует провести там рабочую встречу с президентом Республики и представителями промышленности.

Перед визитом в эти страны рабочая группа Роскосмоса примет участие в Колорадо-Спрингс (США) в торжественном мероприятии "Вечер с Юрием Гагариным", посвященном Международному дню космонавтики, где также примет участие в работе международного симпозиума по космической деятельности, и посетит производство гражданских самолетов корпорации Boeing в Сиэттле (США).

23.03.2017 СМИ: фонд "Сколково" может объединить космический и ядерный кластеры

Фонд "Сколково" может объединить космический и ядерный кластеры и создать на их базе новый кластер промышленных технологий, сообщила 23 марта газета "Известия" со ссылкой на источник в руководстве фонда.

По данным издания, решение о создании нового кластера промышленных технологий может быть утверждено на заседании консультативного научного совета фонда, которое запланировано на 5 апреля.

"В настоящее время внутри фонда завершается подготовка к объединению кластера космических технологий и телекоммуникаций и кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов", – пишет газета.

Директор Исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации Дмитрий Пайсон пояснил изданию, что происходящая интеграция — это естественный процесс с точки зрения эволюции самого фонда, где сейчас акцент делается на повышение эффективности компаний-резидентов, рост прибыльности и объема продаж.

23.03.2017 Старт грузовика Cygnus к МКС отложен из-за технических проблем

Запуск космического грузового корабля Cygnus к МКС откладывается на неопределенный срок из-за неполадок в гидравлической системе ракеты-носителя Atlas V, сообщило в ночь на 23 марта РИА Новости со ссылкой на United Launch Alliance (ULA).

Как уточнила ULA, в ходе тестовых мероприятий специалисты выявили "новую проблему с магистралью гидросистемы первой ступени". По этой причине старт ракеты откладывается, специалисты работают над решением проблемы, после чего будет объявлена новая дата старта.

Ранее сообщалось, что запуск грузового корабля состоится в понедельник, 27 марта. Корабль должен доставить на орбиту около 3500 кггруза. Старт до этого несколько раз откладывался из-за проблем как с гидравликой первой ступени, так и с наземной гидросистемой, обеспечивающей пуск.

23.03.2017 Памятные даты космонавтики. 23 марта 2017 г.

23 марта исполняется 105 лет (1912) со дня рождения германского и американского конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна.

23 марта исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat II F3.

23 марта исполняется 5 лет (2012) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане грузового транспортного корабля ATV-3.

22.03.2017 МГУ имени Ломоносова назвал направления подготовки космического факультета

Космический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова будет готовить специалистов в области космических исследований и управленцев для космической отрасли, сообщило 22 марта РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза.

"В 2017 году на факультете космических исследований МГУ планируется реализация нескольких направлений магистратуры: "Методы и технологии дистанционного зондирования Земли"; "Интеллектуальные технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем"; "Государственное управление в космической отрасли"; "Техногенные системы и биологические структуры в космосе"", – говорится в сообщении.

В пресс-службе отметили, что подробнее об этих направлениях абитуриенты смогут узнать на Дне открытых дверей, который пройдет 26 марта в главном здании МГУ. Перед абитуриентами выступит научный руководитель факультета космических исследований, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, летчик-космонавт Владимир Соловьёв, а также исполняющий обязанности декана кандидат физико-математических наук Василий Сазонов.

22.03.2017 Объем участия США в российском проекте "Венера-Д" может быть определен через два года

Степень участия NASA в реализации российского проекта "Венера-Д" (долгоживущая), который предусматривает обеспечение качественно нового уровня изучения второй планеты Солнечной системы, будет определена через два года, сообщил 22 марта ТАСС.

В начале 2019 года планируется опубликовать итоговый доклад совместной группы ученых Института космических исследований РАН и NASA, в котором будут отражены общие цели и задачи такого проекта. Об этом ТАСС сообщили в Лаборатории реактивного движения JPL, которая курирует работу группы с американской стороны. "Доклад совместной группы по определению общих научных задач, как ожидается, будет опубликован в начале 2019 года", – заметил Дэвид Эгл, отвечающий в пресс-службе JPL за вопросы, касающиеся Солнечной системы.

Он рассказал, что "в 2015 году NASA, с одной стороны, и ИКИ и Роскосмос, с другой стороны, сформировали совместную группу (ИКИ/Роскосмос–NASA, Joint Science Definition Team, JSDT) для того, чтобы проанализировать концепцию "Венеры-Д" и приступить к уточнению научных задач, приоритетов и к организации этой миссии". "Встречи группы проходят как в США, так и в России. Последняя состоялась 14-16 марта в Москве", – уточнил Эгл.

На консультациях, которые проходили в ИКИ РАН и НПО имени С.А.Лавочкина, обсуждались сценарий миссии "Венера-Д" и отбор необходимой для ее обеспечения научной аппаратуры. Непосредственным поводом для встречи послужил доклад, опубликованный 31 января. Его подготовили 15 членов JSDT, включая сопредседателей рабочей группы – заведующую лабораторией ИКИ Людмилу Засову и Дэвида Сэнски, представляющего JPL и Калифорнийский технологический институт.

Представитель JPL с сожалением констатировал, что "пока участие NASA в проекте ограничивается совместным изучением задач и целей с РАН и ИКИ". "Не было даже принято решения, будем ли мы сотрудничать с Россией в миссии "Венера-Д". Нет пока и определенного срока, когда такое решение может быть принято", – сказал Эгл.

Причина этого отчасти указана в докладе JSDT, опубликованном на сайте NASA. "Информация касательно затрат, изложенная в данном документе, предназначена только для сведения. Речи о конкретных обязательствах JPL или Калифорнийского технологического института не идет", – говорится в нем.

Расходы на деятельность NASA в следующем финансовом году планируется урезать примерно на 1%. Как сообщил на прошлой неделе директор Административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвэни, в настоящее время космическому ведомству выделяется примерно 19,3 млрд $ в год.

В NASA осознают важность проекта "Венера-Д", призванного поднять на качественно новый уровень фундаментальные исследования планеты, активно проводившиеся в 1960-1980-е годы и в начале 1990-х. "Хотя Венеру называют планетой – сестрой Земли, нам еще предстоит многое узнать о ней, например существовали ли когда-нибудь на ней океаны и жизнь, – подчеркнул директор управления планетарных исследований в штаб-квартире NASA Джеймс Грин. – При более глубоком понимании этих процессов на Венере и Марсе у нас появится более полное представление об эволюции планет земного типа и о прошлом, настоящем и будущем нашей планеты", – пояснил он.

"По меркам Солнечной системы Земля и Венера близки друг к другу, а также схожи размером и составом, – отметил Сэнски. – Одна из целей, которых нам хотелось бы достичь с помощью потенциального партнерства, состоит в том, чтобы понять, как именно функционирует климат Венеры, для получения наглядного представления о механизме, приведшем к парниковому эффекту".

Как констатировали в ИКИ, многие вопросы, связанные с динамикой атмосферы, проблемами суперротации, гигантского парникового эффекта, эволюции Венеры, остались нерешенными. Поэтому проект "Венера-Д" должен обеспечить возможность изучать природные явления одновременно как с орбиты, так и находясь на поверхности планеты.

В докладе JSDT говорится, что запуск "Венеры-Д" может состояться в период с конца мая по конец июня 2026 года. В качестве резервной даты рассматриваются 2027 и 2029 годы. На межпланетную траекторию станцию должен вывести существующий российский разгонный блок "Бриз-М" или перспективный кислородно-водородный КВТК.

В качестве вклада NASA, сообщили ТАСС в ИКИ, рассматриваются несколько предложений. Во-первых, это мобильная атмосферная платформа или аэростатный зонд, которые должны будут находиться в облаках планеты (на высоте более 50 км) несколько недель, что очень важно для изучения ротации атмосферы и природы неизвестного поглотителя ультрафиолета.

Во-вторых, долгоживущие зонды, которые будут разбросаны по поверхности планеты и смогут проработать там до нескольких месяцев. В-третьих, как дополнительный элемент миссии также рассматривается субспутник для изучения плазменной оболочки Венеры.

В 2013 году концепция проекта включала в состав "Венеры-Д" орбитальный аппарат со сроком работы свыше двух лет, субспутник, посадочный аппарат типа "Вега" со сроком активного существования три часа и долгоживущую станцию, которая должна проработать на поверхности не менее суток.

22.03.2017 Китайские спутники дистанционного зондирования Земли "Гаоцзин-1" передали очередные снимки

Китайские спутники дистанционного зондирования Земли "Гаоцзин-1" передали первые снимки, сообщило 22 марта РИА Новости со ссылкой на China Daily, которая, в свою очередь, ссылается на Китайскую исследовательскую академию космических технологий CAST.

Два спутника "Гаоцзин-1" (известные также как SuperView 1) были запущены 28 декабря 2016 года с космодрома Тайюань в провинции Шаньси при помощи ракеты-носителя CZ-2D. Они представляют собой группировку китайских гражданских спутников дистанционного зондирования. Спутники способны передавать изображение с разрешением до 50 сантиметров для коммерческих целей. Утверждается, что первые снимки были получены на Земле во вторник 21 марта, хотя в действительности КА "Гаоцзин-1" приступили к съемке вскоре после старта, и первые изображения с них были опубликованы еще 11 января.

Отмечается, что еще два спутники "Гаоцзин-1" будут запущены Китаем к концу 2017 года.

22.03.2017 Памятные даты космонавтики. 22 марта 2017 г.

22 марта исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника фоторазведки "Космос-150" ("Зенит-4").

22 марта исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника радиотехнической разведки "Космос-479" ("Целина-О").

22 марта исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в США (мыс Канаверал) корабля многоразового использования Columbia с полетным заданием STS-3 и экипажем в составе: командир Джек Лаусма (Jack Lousma), пилот Чарлз Фуллертон (Charles Fullerton).

21.03.2017 На колесе марсохода Curiosity выявлены еще два повреждения

Два небольших повреждения выявлены на грунтозацепе одного из шести колес марсохода Curiosity, сообщил 21 марта ТАСС со ссылкой на инфомацию Лаборатории реактивного движения JPL в Пасадене (штат Калифорния). Американские специалисты считают, что это произошло вследствие естественного износа материала и не должно отразиться на планах и сроках эксплуатации аппарата.

Оба повреждения были замечены на фотографии марсохода, сделанной 19 марта. NASA исходит из того, что они образовались после последнего по времени осмотра аппарата, проведенного 27 января.

"Срок годности всех шести колес Curiosity более чем достаточен для достижения всех точек (маршрута) запланированной экспедиции", – заявил руководитель миссии марсохода в JPL Джим Эриксон. Он признал, однако, что износ по крайней мере одного колеса происходит быстрее, чем рассчитывали в NASA.

Как уточнили в NASA, в 2013 году разработчики марсохода во время испытаний его ходовой части пришли к заключению, что следы износа на поверхности колес появятся в то время, когда срок их эксплуатации составит около 60%. "Это (более быстрый темп износа) можно было ожидать. Но это не отразится на наших планах научных исследований и на шансах изучения ключевых этапов минералогии горы Шарпа (официальное название – Эолова гора)", – полагает главный научный специалист данной программы в JPL Ашвин Васавада.

В настоящий момент Curiosity преодолел 16 км пути с момента своего спуска на поверхность Марса в августе 2012 года. Марсоход находится на склоне Эоловой горы в северной части кратера Гейл.

21.03.2017 Трамп подписал законопроект о переходном периоде для NASA

Президент США Дональд Трамп подписал 21 марта законопроект S.442, устанавливающий задачи и приоритеты NASA на переходный период. С момента подписания документ стал федеральным законом P.L.115-10.

"Для меня честь подписать S.442, – отметил Трамп в своем твиттере. – Этот документ обеспечит поддержку ученым NASA, инженерам и астронавтам в их стремлении к открытиям. Я рад подписать законопроект, подтверждающий приверженность нашей страны достижению цели, для которой создано NASA: пилотируемых полетов в космос, космических исследований и разработки новых технологий", – заявил Трамп.

Новый закон P.L.115-10 впервые определяет "пилотируемые полеты на Марс и далее" в качестве ключевой цели для NASA и предоставляет космическому агентству полномочия на проведение всех необходимых шагов по подготовке к ним. Агентство должно в течение 120 суток после вступления закона в силу заказать и представить Конгрессу независимое исследование пилотируемой экспедиции на Марс со стартом в 2033 г.

В то же время закон фактически налагает запрет на программу ARRM, предусматривающую доставку фрагмента астероида на окололунную орбиту и исследование его астронавтами. NASA предписано подготовить и представить альтернативные варианты отработки технолоний, необходимых для полета на Марс.

Закон не запрещает продление эксплуатации МКС на период после 2024 г., если это не скажется неблагоприятным образом на финансировании марсианской экспедиции и ее сроках.

Закон разрешает использование иностранного провайдера для доставки астронавтов на МКС в случае, если он обеспечивает все требования безопасности, если такая деятельность не запрещена иным законом и если ни государственные, ни частные средства США не обеспечивают такую доставку.

Закон разрешает выделить NASA на 2017 финансовый год, начавшийся еще 1 октября, 19508 млн $, однако еще не является основанием для их фактического выделения. Перечисление бюджетных средств на счета NASA возможно только в рамках закона о бюджете, а до его принятия -- резолюции Конгресса о продолжении финансирования.