Новый номер

№ 11 (418), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

07.12.2017 Марсоход Opportunity передал первые фотографии после "зимовки"

Марсоход-ветеран Opportunity, работающий на Марсе с января 2004 года, успешно пережил восьмую зиму на поверхности красной планеты и отметил это событие новой порцией панорамных фотографий кромки кратера Индевор, сообщает РИА Новости со ссылкой на НАСА.

"Мы были обеспокоены тем, что солнечные панели марсохода могут так же сильно покрыться пылью в этом году, как и в самые плохие зимние сезоны на Марсе. Этого не произошло – наоборот, ветра, как и два года назад, сдули часть пыли и очистили солнечные батареи. Если это будет происходить и в будущем, то Opportunity сможет пережить не только зиму, но и следующую "большую" пылевую бурю, которая может произойти в 2018 году", — заявила Дженнифер Герман (Jennifer Herman) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

07.12.2017 Иллюминаторы МКС планируют восстановить с помощью нанопокрытий к 2020 году

Эксперимент "Пересвет" по изучению возможностей восстановления иллюминаторов Международной космической станции с помощью многослойных нанокомпозитных покрытий планируется провести в 2018-2020 годах, сообщает Томский политехнический университет (ТПУ), занимающийся разработкой таких покрытий.

"Космический эксперимент "Пересвет" запланирован на 2018-2020 годы. Координационный научно-технический совет по программам исследований на пилотируемых комплексах одобрил его проведение на МКС, подписано техническое задание", — говорится в сообщении университета.

По словам замдиректора по развитию Инженерной школы новых производственных технологий Томского политехнического университета Евгения Колубаева, научные образцы, изготовленные по технологии, патент на которую был получен в 2015 году, отправятся в Ракетно-космическую корпорацию (РКК) "Энергия" уже в 2018 году.

Эксперимент предполагает проведение нескольких этапов, в ходе первого из них планируется не менее года наблюдать за тем, как поведет себя такое покрытие, нанесенное на стекла иллюминаторов и солнечных батарей. Во время второго этапа планируется в открытом космосе нанести новое нанопокрытие на стекла иллюминаторов МКС.

По словам разработчиков, новое покрытие будет обладать высокой релаксационной способностью, то есть гасить энергию удара. Кроме того, состоящие из нескольких разделенных между собой слоев различных материалов покрытия будут рассеивать энергию от бомбардировки микрочастицами. Распределение энергии удара по поверхности стекла позволит избежать появления на нем "кратеров", передает РИА Новости.

07.12.2017 ЦЭНКИ ищет страховщика для готовящегося пуска ракеты-носителя "Союза-2.1а"

ЦЭНКИ ищет страховщика запуска в конце этого года с космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а" со спутниками "Канопус-В", следует из материалов на портале госзакупок.

"Период (срок) запуска — четвертый квартал 2017 года", — отмечается в документах.

Ранее источник в космической отрасли сообщал РИА Новости, что следующий, третий по счету запуск с космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а" со спутниками "Канопус-В" №3 и №4, планировавшийся на 22 декабря, с высокой долей вероятности может быть перенесен на следующий год.

07.12.2017 От “Лебедя” отделились 14 наноспутников

От отправившегося в автономный полет грузового корабля Cygnus OA-8 произведено отделение 14 наноспутников.

6 декабря в 22:40 UTC (7 декабря в 01:40 ДМВ) отделились космические аппараты ISARA, CHEFSat, Asgardia-1, PropCube-2, Aerocube-7B и Aerocube-7C.

7 декабря в 02:00 UTC (05:00 ДМВ) произошло отделение КА Lemur-2-50 ‘YongLin’, Lemur-2-51 ‘Kevin’, Lemur-2-62 ‘BrianDavie и Lemur-2-53 ‘RomaCoste’.

7 декабря в 02:20 UTC (05:20 ДМВ) отделились КА Lemur-2-54 ‘RocketJonat’, Lemur-2-55 ‘Liu-Poh-Chun’, Lemur-2-56 ‘McCullagh’ и Lemur-2-57 ‘Dunlop’.

Американский экспериментальный КА ISARA (Integrated Solar Array and Reflectarray Antenna) создан специалистами Лаборатории реактивного движения и предназначен для отработки технологий. Его масса 5 кг.

Американский экспериментальный КА CHEFsat (Cost-effective High E-Frequency Satellite) создан специалистами Лаборатории ВМС США и предназначен для проведения экспериментов с телекоммуникационным оборудованием.

КА Asgardia-1 создан на деньги американской организации Asgardia Space, но позиционируется как первый спутник, принадлежащий “космическому государству Асгардиа” - создаваемому в космосе государству и нации, рассматриваемому основателями как свободное от существующих стран. Предназначен для экспериментов со связным оборудованием. Масса 2,8 кг.

КА PropCube-2 [Propagation CubeSat, ‘Fauna’] создан в Аспирантуре ВМС США. Предназначен для изучения ионосферы. Масса 1 кг.

КА Aerocube-7B и Aerocube-7C [известны также как OCSD (Optical Communications and Sensor Demonstration), ранее назывались IOCPS (Integrated Optical Communications and Proximity Sensors for Cubesats)] предназначены для проведения экспериментов со связным оборудованием. Разработаны и изготовлены специалистами компании Aerospace Corporation. Масса каждого аппарата 3 кг.

КА ДЗЗ типа Lemur-2 созданы американской компанией Spire. Масса каждого 4 кг.

07.12.2017 ОАЭ объявили о наборе первого отряда космонавтов

Премьер-министр ОАЭ правитель Дубая шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум объявил о наборе в первый эмиратский отряд космонавтов из четырех человек, сообщили РИА Новости в среду в Космическом агентстве ОАЭ.

"Объявление премьер-министром и правителем Дубая о запуске программы отбора и подготовки первых четырех эмиратских космонавтов можно считать началом нового этапа продвижения ОАЭ в дальний космос и закрепления позиций страны как регионального лидера", — отметил генеральный директор агентства Мухаммед Насыр аль-Ахбаби.

Руководство Эмиратов пригласило к участию в отборе в первый отряд космонавтов "всех желающих эмиратских юношей и девушек", которые на первом этапе должны будут пройти медицинское обследование.

07.12.2017 Немецкие ученые отправят в космос нервные клетки человека

Исследователи из Гогенгеймского университета в Штутгарте отправляют на Международную космическую станцию (МКС) нервные клетки человека. В рамках проекта NEUROBOX ученые планируют провести анализ роста образцов в условиях космоса, сообщается в среду на официальном сайте учебного заведения.

"Мы хотим выяснить, протекает ли этот процесс в невесомости так же, как на Земле, - объясняет доктор Флориан Кон, исследующий физиологию мембраны клетки. - Если когда-нибудь человек родится в космосе, мы будем знать, что его нервная система будет нормально развиваться в невесомости".

Запуск образцов должен быть осуществлен с космодрома на мысе Канаверал во Флориде не позднее 17 декабря. Клетки находятся в специальных контейнерах и в течение двух недель будут расти в условиях невесомости, пока в капсуле не будут возвращены на Землю. Начиная с 6 декабря объекты и специалисты находятся в состоянии постоянной максимальной готовности.

Для своих экспериментов ученые используют клетки человека из клеточного штамма SH-SY5Y - из опухолевых клеток, взятых у четырехлетней девочки в 1973 году. С тех пор эти клетки разводят и используют для исследований. После несложных манипуляций клетки этого штамма могут развиваться в нервные клетки. Они также используются, например, при исследованиях болезни Альцгеймера.

Трехлетнее финансирование проекта осуществляется Министерством экономики и энергетики ФРГ за счет средств Германского центра авиации и космонавтики и превышает €500 тыс. Как прогнозируют эксперты, результаты исследования будут полезны не только для здоровья космонавтов, но и для лучшего понимания воздействия медикаментов на организмы на Земле. В 2011 и 2015 годах ученые так же посылали клетки человека в космос, передает ТАСС.

07.12.2017 Cygnus отстыковался от МКС

Транспортный грузовой корабль Cygnus в среду успешно отстыковался от Международной космической станции (МКС), сообщается в Twitter Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Корабль был отведен от станции при помощи роботизированной руки-манипулятора в 08:11 по времени Восточного побережья США (16:11 мск). Cygnus был пристыкован к МКС на протяжении 22 дней. Теперь ему предстоит выполнить свою заключительную миссию - он должен отстрелить 14 кубсатов (малых искусственных спутников). Уже после этого он сгорит в плотных слоях атмосферы, передает ТАСС.

07.12.2017 Памятные даты космонавтики. 7 декабря 2017 г.

7 декабря исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в США (мыс Канаверал) космического корабля Apollo-17 с экипажем в составе: командир Юджин Сернан (Eugene Cernan), пилот командного модуля Рональд Эванс (Ronald Evans), пилот лунного модуля Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt). Началась последняя экспедиция землян на Луну.

7 декабря исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-1899” (“Зенит-8”).

06.12.2017 Метеорологический спутник GOES-S доставлен на мыс Канаверал

В минувший понедельник на космодром на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) для проведения предстартовой подготовки доставлен метеорологический спутник GOES-S. Космический аппарат изготовлен специалистами компании Lockheed Martin. Его запуск запланирован на 1 марта 2018 года.

06.12.2017 Экипажи ТПК «Союз МС-07» провели тренировку на корабле

Члены основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-07» приступили к заключительным тренировкам на космодроме Байконур, включающим в себя отработку навыков на местах в корабле.

Ранее состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Союз МС-07» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

Вошедшие в состав основного экипажа МКС-54/55 космонавт РОСКОСМОСА Антон ШКАПЛЕРОВ, астронавт НАСА Скотт ТИНГЛ и астронавт ДжАКСА Норишигэ КАНАИ, а также члены дублирующего экипажа - космонавт РОСКОСМОСА Сергей ПРОКОПЬЕВ, астронавт НАСА Джанетт ЭППС и астронавт ЕКА Александер Герст - примерили скафандры «Сокол-КВ» и после теста их на герметичность заняли места в космическом корабле. Экипажи проверили систему радиосвязи, лазерный дальномер, ознакомились с бортовой документацией, изучили программу полета и список запланированных к доставке на МКС грузов.

Во время заключительных занятий на космодроме также запланированы тренировки по ручному причаливанию корабля к МКС, контроль укладок с научным оборудованием, отработка предстоящих баллистических операций и другие подготовительные процедуры, говорится в релизе пресс-центра РКК "Энергия".

06.12.2017 Dragon отправится к МКС не раньше 12 декабря

Запуск грузового корабля Dragon компании SpaceX к Международной космической станции состоится не раньше 12 декабря, сообщило НАСА.

Ранее планировалось, что старт грузовика к МКС состоится 8 декабря.

Причина переноса старта не называется. Уточняется лишь, что "новая дата запуска учитывает готовность стартовой площадки, занятость экипажа МКС и механику орбитальных полетов".

Компания SpaceX перенос старта на более поздний срок не прокомментировала.

Корабль должен доставить на орбиту порядка 2,5 тонны груза, аппарат будет оставаться на орбите около месяца, после чего вернется на Землю с отработанными материалами, передает РИА Новости.

06.12.2017 Путин ратифицировал соглашение с Китаем об охране космических технологий

Президент РФ Владимир Путин ратифицировал соглашение между правительствами России и Китая об охране технологий и сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Соответствующий законопроект внесло в нижнюю палату парламента правительство. Ранее комитет Госдумы по международным делам рекомендовал ратифицировать это соглашение.

Соглашение было подписано 25 июня 2016 года в Пекине во время официального визита президента России Владимира Путина в Китай. Отмечается, что документ направлен на развитие российско-китайского сотрудничества в области космической деятельности.

Документ определяет принципы и нормы для развития сотрудничества в области космической деятельности, регламентирующие объем и порядок доступа сторон как к техническим данным, так и к материальной части, связанным с совместными проектами на всех этапах их реализации, говорится в справке к соглашению.

Согласно справке, в части, относящейся к экспортному контролю, в соглашение включены положения, обязывающие стороны осуществлять должные меры по защите охраняемых технологий, а также предусмотрены соответствующие механизмы по обеспечению такой защиты, в том числе посредством разработки и утверждения конкретных планов охраны технологий, передает РИА Новости.

06.12.2017 Памятные даты космонавтики. 6 декабря 2017 г.

6 декабря исполняется 60 лет (1957) со дня первой попытки американцев запустить собственный спутник. Старт РН Vanguard TV-3 был аварийным.

05.12.2017 Назначены экипажи МКС на 2018 год

30 ноября 2017 г. решением Межведомственной комиссии (МВК) утверждены составы экипажей МКС на 2018 год (ОЭ – основной экипаж; ДЭ – дублирующий экипаж):

Союз МС-08 (старт – март 2018):

ОЭ Артемьев, Фейстель, Арнольд
ДЭ Овчинин, Хейг

Союз МС-09 (май 2018):

ОЭ Прокопьев, Герст, Эппс
ДЭ Кононенко, Сен-Жак, Ауньон-Чэнселлор

Союз МС-10 (сентябрь 2018):

ОЭ Овчинин, Тихонов, Хейг
ДЭ Скрипочка, Бабкин, Шеннон Уолкер

Союз МС-11 (ноябрь 2018):

ОЭ Кононенко, Сен-Жак, Ауньон-Чэнселлор
ДЭ Скворцов, Пармитано, МакКлейн

С.Ш.

05.12.2017 Медведев прокомментировал неудачный запуск «Союза»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами прокомментировал неудачный запуск ракеты-носителя «Союз 2.1б» с космодрома Восточный.

«К сожалению, все закончилось плохо. Помимо того расследования, которое проводится по линии “Роскосмоса”, хочу отметить, что само по себе это прискорбное событие. Плохо и то, что все начальники бодро успели отрапортовать о том, что пуск был произведен в соответствии со штатными показателями и что все хорошо. Это вообще недопустимо», — цитирует «Интерфакс» Медведева.

Глава правительства потребовал от курирующего космическую отрасль вице-премьера Дмитрия Рогозина разработать предложения, которые могли исправить ситуацию.

«Мы такие издержки не можем нести! Здесь даже дело не в финансах, это просто репутационные проблемы космической отрасли. Нужно сделать все необходимые выводы по итогам работы комиссии, которая сейчас создана. Нужно представить предложения и о том, как ситуацию исправить, и о том, кто за это ответит, конечно», - сказал Медведев.

Рогозин пообещал в кратчайшие сроки доложить о результатах расследования неудачного пуска.

«По моему поручению была создана специальная комиссия, которая сейчас проводит проверку всей системы контроля качества при изготовлении ракетно-космической техники и подготовке к ее пуску. Она будет работать параллельно с государственной комиссией», — сказал вице-премьер.

«Ну, вот доложите немедленно», — ответил ему Дмитрий Медведев.

05.12.2017 Памятные даты космонавтики. 5 декабря 2017 г.

5 декабря исполняется 70 лет (1947) со дня рождения первого монгольского космонавта Гуррагчи Жугдэрдэмидийна.

5 декабря исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) военного экспериментального спутника OV3-06.

5 декабря исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) разведывательного спутника OPS-5000 (GAMBIT 3/1) с камерой KH-8 и полетным заданием 4310.

5 декабря исполняется 15 лет (2002) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника TDRS-J (TDRS-10).

04.12.2017 Экипажи прибыли на Байконур

4 декабря основной и дублирующий экипажи транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-07» прибыли на космодром Байконур.

В составе основного экипажа ТК «Союз МС-07» и длительных экспедиций МКС-54/55 – командир ТК, космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров, астронавт NASA Скотт Тингл и астронавт JAXA Норисигэ Канаи. В составе дублирующего экипажа ТК «Союз МС-07» и МКС-54/55 – командир ТК, космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев, астронавт ESA Александер Герст и астронавт NASA Дженетт Эппс.

После встречи и доклада руководству, экипажи отправились в Испытательный учебно-тренировочный комплекс. Во время заключительного этапа предстартовой подготовки космонавтам и астронавтам предстоят тренировки в космическом корабле, проверка скафандров, примерку ложементов, занятия по баллистике ТК и бортовой документации, занятия по ручному управлению ТК новой модификации МС, теоретическая подготовка по работе на Российском сегменте МКС, изучение особенностей проведения научных экспериментов и практические занятия, медицинские обследования, подготовка к факторам космического полета, физическая подготовка и т.д.

Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с ТК «Союз МС-07» запланирован на 17 декабря 2017 года с площадки №1 («Гагаринский старт»), сообщается на сайте ГК "Роскосмос".

04.12.2017 В Якутии нашли два фрагмента головного обтекателя ракеты "Союз-2.1Б"

Два фрагмента отделяемых частей ракеты "Союз-2.1Б" были найдены в понедельник 4 декабря в Якутии, один из них уже вывезен, сообщило РИА Новости со ссылкой на местное Минприроды.

Отделившиеся части ракеты упали в двух районах Амурской области и двух в Якутии. В пятницу 1 декабря сообщалось о четырех фрагментах, обнаруженных радарами в Вилюйском районе Якутии.

"Сегодня, 4 декабря на территории Алданского района было обнаружено два фрагмента головного обтекателя ракеты-носителя "Союз-2.1Б". Один фрагмент вывезен с места обнаружения, а до второго добраться пока не удалось", – говорится в сообщении. Отмечается, что вторая часть расположена в 2,6 километра от последнего маленького фрагмента. Взяты пробы снежного покрова под фрагментом и в пяти метрах от фрагмента обтекателя.

"Пятого декабря запланированы мероприятия по вывозу второго фрагмента с участием ФБУ "Авиалесоохрана" с вырубкой леса под площадку для приземления вертолета. Также будут продолжены поисковые мероприятия оставшихся частей. Судя по найденным фрагментам, обтекатель развалился на очень мелкие частицы", – приводятся в сообщении слова старшего госинспектора Алданского комитета охраны природы Петра Иванова.

По данным Минприроды, в поисковых мероприятиях участвовали специалисты Госкорпорации "Роскосмос", Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, экологи Барнаульского института СО РАН, Служба спасения Якутии, а также представители якутского Минприроды.

04.12.2017 Памятные даты космонавтики. 4 декабря 2017 г.

4 декабря исполняется 65 лет (1952) со дня рождения американского астронавта Рональда Майкла Сига (Ronald Michael Sega).

4 декабря исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) разведывательного спутника FTV 1155 (CORONA M-16) с камерой КН-4 и полетным заданием 9049.

4 декабря исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-964” (“Зенит-4МКМ”).

03.12.2017 В Китае запущен спутник ДЗЗ

3 декабря в 12:11:14.524 пекинского времени (04:11:15 UTC, 07:11:15 ДМВ) с площадки 43 космодрома Цзюцюань осуществлен пуск РН "Чанчжэн-2D", которая вывела на орбиту космический аппарат, заявленный как спутник для съемки Земли "Луди каньча вэйсин" №1 (陆地勘查卫星一号, LKW-1).