Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

12.05.2018 Первый полет российского грузовозвращаемого корабля пройдет в 2019 году

Испытательный полет первого российского грузового, способного и доставлять, и возвращать грузы с орбиты, состоится в следующем году, сообщили РИА Новости в пресс-центре ракетно-космической корпорации "Энергия".

"Запланированный запуск беспилотного корабля в августе 2019 года связан, прежде всего, с отработкой в реальном полёте модернизированной системы управления движением и навигацией", — сказали в корпорации.

О планах создать такую модификацию "грузовика" для транспортно-технического обеспечения сообщалось в феврале 2018 года. Корабль должен обеспечить доставку на Землю до 500 килограммов грузов. Впервые о такой версии корабля стало известно в 2007 году.

Для запуска этого корабля будет использоваться ракета "Союз-2". Корабль сможет находиться в космосе до 370 суток.

По словам источника РИА Новости в ракетно-космической отрасли, способный возвращать грузы корабль будет создан на базе транспортного корабля "Прогресс". Он сохранит приборно-агрегатный отсек и отсек дозаправки от "Прогресса", но получит спускаемую капсулу от "Союза".

12.05.2018 Памятные даты космонавтики. 12 мая 2018 г.

12 мая исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1005" ("Целина-Д" № 15).

12 мая исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника "Космос-1006" ("Тайфун-1"), предназначенного для калибровки наземных радаров.

12 мая исполняется 30 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1942" ("Янтарь-4К1").

12 мая исполняется 25 лет (1993) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане европейского телекоммуникационного спутника Astra-1C. В качестве попутной нагрузки запущен радиолюбительский спутник Oscar-29.

11.05.2018 Бур и систему навигации для российской миссии "Луна-27" импортозаместят

Европейские бурильную установку и навигационную систему для российской лунной посадочной станции "Луна-27" планируется заменить на отечественные аналоги. Такое решение предложено Советом РАН по космосу и одобрено Роскосмосом, передает РИА Новости.

"НПО Лавочкина с учётом результатов дополнительного эскизного проектирования 2017 года продолжить в рамках опытно-конструкторской работы "Луна-Ресурс-1 (посадочный аппарат)" разработку российской системы высокоточной и безопасной посадки и российского грунтозаборного устройства", — говорится в проекте решения Совета РАН, имеющимся в распоряжении РИА Новости.

"Все правильно написано, что нужно делать отечественные приборы, и бурильный и посадочный. Это правильная позиция", — поддержал данное предложение в ходе заседания Совета заместитель генерального директора "Роскосмоса" по автоматическим космическим комплексам и системам Михаил Хайлов.

По словам ученых, европейские специалисты, которые должны были изготовить грунтозаборное устройство и систему навигации для посадки космического аппарата на Луне, превысили отведенный им лимит по массе устройств. В связи с этим понадобилась разработка российских аналогов.

11.05.2018 Совет РАН отложил принятие решения по переносу пуска лунной миссии

Предложение о переносе сроков запуска миссии "Луна-25" с 2019 на 2021 год, предлагавшееся Советом РАН по космосу, не принято, передает корреспондент РИА Новости, присутствовавший на заседании Совета.

Участники Совета, после обсуждения предложения, исключили данный пункт из решения Совета.

"Предложение пока обсуждается", — заявил по итогам заседания научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зелёный.

11.05.2018 Швеция вышла из проекта российской миссии "Луна-25"

Шведские учёные вышли из российского проекта по запуску к Луне автоматической межпланетной станции "Луна-25", говорится в проекте решения Совета РАН по космосу, имеющемся в распоряжении РИА Новости.

"Исключить по просьбе иностранного изготовителя (Швеция) из состава научной аппаратуры прибор "Лина-Эксан". Задачи по изучению ионной и нейтральной лунной экзосферы решить в эксперименте с российским прибором "Ариес-Л"", — говорится в проекте решения Совета.

11.05.2018 Запуск "Луны-25" предложили отложить

Российские ученые предлагают отложить первый в истории современной России запуск автоматической межпланетной станции к Луне с 2019 на 2021 год. Об этом говорится в решении Совета РАН по космосу, имеющемся в распоряжении РИА Новости.

Дату запуска космического аппарата "Луна-25" предлагается перенести на июнь-октябрь 2021 года с учетом сроков разработки прибора "Биус-Л".

11.05.2018 Запуск РН Falcon-9 со спутником Бангладеш отложен на сутки

По техническим причинам на сутки отложен пуск РН Falcon-9 со спутником Бангладеш.

11.05.2018 Памятные даты космонавтики. 11 мая 2018 г.

11 мая исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) орбитальной станции типа ДОС. Из-за невозможности эксплуатировать станцию в пилотируемом режиме она получила официальное наименование "Космос-557".

11 мая исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) экспериментального навигационного спутника OTS-2.

11 мая исполняется 25 лет (1993) со дня запуска в России (космодром Плесецк) с помощью РН "Циклон-3" шести спутников связи типа "Стрела-3" ("Космос-2245-2250").

10.05.2018 Завершён первый день экзаменационной сессии экипажей МКС-56/57

Первый экзаменационный день экипажей МКС-56/57 завершился, и стали известны билеты, доставшиеся основной команде и дублёрам. На долю основного экипажа выпало пять нештатных ситуаций, а дублирующего – шесть, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов.

У Олега Кононенко, Давида Сен-Жака и Энн МакКлейн во время экзамена на тренажёре транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз» при выведении ТПК автоматически не отделился от ракетоносителя, в результате чего дублирующему экипажу МКС-56/57 пришлось это делать вручную. Также они столкнулись с ложным отказом датчика-сигнализатора в камере сгорания двигателя на причаливании и отказом датчика захвата на стыковке, который привёл к выполнению стягивания вручную. На расстыковке экипаж парировал такую нештатную ситуацию, как разгерметизация пневмосистемы комбинированной двигательной установки по высокому давлению, при которой необходимо выполнить срочный спуск. В завершение комплексной экзаменационной тренировки (КЭТ) произошли незапуск программы срочного спуска и занижение тяги сближающе-корректирующего двигателя на 50% на спуске.

Основной экипаж МКС-56/57, экзаменуемый на тренажёре российского сегмента МКС, столкнулся с отсутствием связи между российским и американским сегментами, отказом электромагнитного клапана на открытие (система «Электрон»), отключением питания системы пожарообнаружения и срабатыванием сигнализатора проскока жидкости в системе ассенизационно-санитарного устройства. На завершающем этапе КЭТ Сергею Прокопьеву, Александру Герсту и Серине Ауньён-Чэнселлор предстояло справиться с аварийной ситуацией – не ликвидируемым пожаром на РС МКС.

Знания и навыки, полученные экипажами в процессе длительной и усердной подготовки, позволили участникам КЭТ быстро и точно выполнить действия по выходу из нештатных ситуаций и слаженно работать в команде. Экзаменационная комиссия высоко оценила деятельность обоих экипажей МКС-56/57.

Завтра у экипажей 56/57-й длительной экспедиции на МКС не менее ответственный день: основная команда будет сдавать экзамен на тренажёре ТПК «Союз», дублёры – на РС МКС.

10.05.2018 Сергей Ковалев возглавил Воронежский механический завод

Генеральный директор Центра Хруничева Алексей ВАРОЧКО назначил исполняющим обязанности директора Воронежского механического завода (ВМЗ) – филиала Центра Хруничева – Сергея КОВАЛЁВА. Он заменил Игоря МОЧАЛИНА, который ушел в отставку по собственному желанию. Сергей КОВАЛЁВ работал на ВМЗ в должности директора по экономике и финансам, сообщает пресс-служба Центра Хруничева.

***

Сергей Викторович КОВАЛЁВ родился в 1975 году в Воронеже. Закончил Воронежский государственный университет по специальности менеджер-экономист. Кандидат технических наук. На ВМЗ начал работать сразу после окончания вуза в 1997 году и прошел путь от экономиста по планированию до директора по экономике и финансам. В 2008 г. награжден знаком ФКА «За обеспечение космических стартов».

10.05.2018 Стартует российско-чешский конкурс "Космос объединяет"

10 мая 2018 года при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС» дан старт российско-чешскому молодежному конкурсу «Космос объединяет». Организаторами конкурса выступили Российско-чешская смешанная торговая палата, коммуникационное агентство Essential Communication s.r.o., научно-исследовательская организация ООО «РИСКСАТ» и Международная ассоциация участников космической деятельности. Конкурс «Космос объединяет» реализуется под патронатом Президента Чешской Республики и Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Чешской Республике.

При организации конкурса организаторы и партнеры ставили задачи расширения российско-чешского сотрудничества в космической сфере, формирования интереса молодежи Российской Федерации и Чешской Республики к космической тематике, укрепления дружеских отношений между странами, ознакомления школьников России и Чехии с возможностями и результатами космической деятельности, используемыми в науке и повседневной жизни.

Конкурс будет проведен с 10 мая по ноябрь 2018 года в четыре этапа в России и Чехии. На первом заочном этапе участникам будет предложено написать эссе на одну из предложенных тем. Объявление результатов первого этапа конкурса и определение не менее 60 победителей (не менее 30 победителей из Российской Федерации, не менее 30 победителей из Чешской Республики), прошедших во второй этап, планируется сделать во время проведения Международной летней аэрокосмической школы «Вместе в космос» (Либерец, Чехия) в период с 13 по 20 июля 2018 года.

На втором этапе участникам предстоит сделать видепроект. На третьем – представить свой видеопроект в планетарии Праги или Брно (Чехия), а также принять участие в очной викторине по теме исследования космоса. 10 победителей (5 из России и 5 из Чехии) третьего этапа сформируют 5 международных российско-чешских экипажей и примут участие в разработке специального космического проекта.

На каждом этапе участников ждут подарки и призы от организаторов и партнеров конкурса: комплекты космического питания, книги с автографами космонавтов и астронавтов, сертификаты на посещение планетариев в Чехии и Звездного городка в России, телескопы и сувениры от партнеров конкурса.

Участниками конкурса могут быть граждане Российской Федерации и Чешской Республики в возрасте 13-18 лет включительно на момент подачи заявки на участие в Конкурсе. Обязательным условием участия в конкурсе являются базовые знания двух из трех иностранных языков: английского, русского или чешского, однако сертификат о владении иностранным языком организаторы требовать не планируют.

В состав национального жюри Российской Федерации войдут генеральный директор АО «Главкосмос» Денис ЛЫСКОВ; заместитель генерального директора ООО «РИСКСАТ», координатор образовательных проектов Международной ассоциации участников космической деятельности Ольга МОРОЗ; президент Международной ассоциации участников космической деятельности Виктор КРИВОПУСКОВ; заведующая отделом «Дом-Музей К.Э. Циолковского», ГМИК, г. Калуга, правнучка К.Э. Циолковского Елена ТИМОШЕНКОВА. Председателем национального жюри Российской Федерации является исполнительный директор по коммуникациям Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь БУРЕНКОВ.

В состав национального жюри Чешской республики войдут президент Ассоциации производителей авиационного и космического оборудования, генеральный директор Исследовательского и экспериментального института авиации Йозеф КАШПАР; пилот, генеральный директор компании UNIS Йиржи КОВАРЖ; руководитель центра студенческих программ Чешского космического офиса Милан ГАЛОУСЕК; специалист Департамента ИТС, космической деятельности и исследований, разработок и инноваций Министерства транспорта Чешской Республики Вацлав НЕСЛАДЕК. Председателем национального жюри Чешской республики станет писатель, журналист, популяризатор космонавтики Павел ТОУФАР.

Конкурс станет основой для укрепления и расширения международного сотрудничества в космической сфере и продолжением совместных российско-чешских проектов – в 2017 году Чешский монетный двор и агентство Essential Communication s.r.o. при поддержке РОСКОСМОСА запустили серию юбилейных монет, посвященных космической тематике. Исполнительный директор по космическим пилотируемым программам РОСКОСМОСА, Герой Советского Союза, Герой России, летчик-космонавт Сергей КРИКАЛЁВ на Чешском монетном дворе «подписал в производство» памятную серию монет, посвящённых 60-летию запуска первого спутника Земли.

Партнерами молодежного конкурса «Космос объединяет» являются Государственная корпорация по космической деятельности «РОСКОСМОС», компания UNIS a.s., Ассоциация авиационных и космических производителей Чешской Республики (ALV), компания SUPRA Praha s.r.o., Чешский космический офис, Российский центр науки и культуры в Чешской Республике, Чешский центр – Чешский дом в Москве, Чешский монетный двор, газета «Пражский телеграф», портал Novinky.cz.

Граждане РФ могут подать свои заявки на участие в конкурсе в адрес российского оператора конкурса - научно-исследовательской организации «РИСКСАТ», на адрес электронной почты omp.moroz@yandex.ru, сообщается на сайте ГК "Росокосмос".

10.05.2018 "Роскосмос" планирует покрыть всю Землю высокоскоростным интернетом

"Роскосмос" представит проект системы покрытия Земли высокоскоростным доступом в интернет, говорится в анонсе госкорпорации.

Таким образом, в России может быть создан конкурент OneWeb Satellites — совместному проекту компаний Airbus и OneWeb, среднеорбитальной европейской системе O3b, курируемой корпорацией SES, а также американской Starlink, принадлежащей SpaceX (компания Илона Маска).

Презентация пройдет 22 мая, сообщает Роскосмос.

"Будет представлен проект создания национальной системы покрытия территории Земли высокоскоростным доступом в интернет и обеспечения непрерывного канала связи для беспилотного транспорта, "интернета вещей" и защищенной передачи данных", — отмечается в сообщении.

На презентации выступит генеральный директор "Роскосмоса" Игорь Комаров. Ее модератором будет исполнительный директор по развитию бизнеса и коммерциализации корпорации Антон Жиганов.

Как заявил Жиганов РИА Новости, проект" Роскосмоса" дополнит систему OneWeb и станет следующим этапом в развитии космических систем связи России. Он подчеркнул, что, создавая национальную систему доступа в Интернет, "Роскосмос" не отказывается от дальнейшего сотрудничества с международными партнерами по OneWeb.

Как рассказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли, речь идет о проекте глобальной многофункциональной информационной спутниковой системы (ГМИСС). Изначально инициатива создания системы принадлежит компании "Российские космические системы".

10.05.2018 Второй старт Falcon Heavy может состояться в октябре 2018 г.

Как сообщает агентство Bloomberg, ВВС США ориентируются на октябрь, как на возможную дату второго тестового старта РН Falcon Heavy. Во время запуска на орбиту должен быть выведен кластер спутников военного и гражданского назначения.

10.05.2018 Производитель спутников опроверг слухи о переносе пусков с Восточного

Изготовление спутников "Метеор-М" №2.2 и двух "Канопус-В" №5 и №6 идет по графику, запуски запланированы на начало и конец декабря 2018 года, сообщили РИА Новости в пресс-службе производителя спутников — корпорации "ВНИИЭМ".

"Сборка спутников сведется по графику, ни о каких переносах сроков запуска речи не идет", — сказали РИА Новости в пресс-службе корпорации.

Там отметили, что согласно предварительным данным, запуск "Метеор-М" №2.2 назначен на начало декабря 2018 года, двух "Канопусов-В" — на конец декабря. Изначально планировалось, что "Метеор" отправят на орбиту в октябре, два "Канопуса" — в ноябре 2018 года.

В конце марта источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что точные сроки запуска будут определены в сентябре — за три месяца до старта.

Ранее в СМИ появилась информация о возможности переноса одного из планируемых двух запусков с космодрома Восточный на 2019 год из-за неготовности спутника. Это якобы связано с импортозамещением комплектующих.

В "Роскосмосе" пока не комментируют данную информацию.

10.05.2018 Памятные даты космонавтики. 10 мая 2018 г.

10 мая исполняется 60 лет (1958) со дня рождения астронавта США Эллен Очоа (Ellen Ochoa).

10 мая исполняется 55 лет (1963) со дня рождения астронавта США Лизы Новак (Lisa Nowak).

10 мая исполняется 55 лет (1963) со дня рождения канадского инженера Майкла Джона Маккея (Michael John McKay). В 1992-1993 гг. проходил подготовку к полетам на шаттле в качестве специалиста по работе с полезной нагрузкой.

09.05.2018 ЦНИИмаш подготовил концепцию новой радиолокационной спутниковой системы

Концепция новой радиолокационной спутниковой системы "Геосар", способной наблюдать объекты под поверхностью земли в любых погодных условиях и в любое время суток, разработана головным научным институтом ЦНИИмаш по заданию Роскосмоса, передает РИА Новости.

В настоящее время Россия не имеет в своей группировке радиолокационных спутников. Однако в 2019 и 2020 годах на орбиту будут запущены космические аппараты этого типа "Кондор-ФКА", а в 2021 и 2023 годах — "Обзор-Р". Недавно Роскосмос заказал разработку модернизированного радиолокационного спутника "Кондор-ФКА-М" с запуском в 2025 году.

"Определены основные области целевого применения геосинхронной радиолокационной космической системы "Геосар". Разработаны предварительные требования к номенклатуре и характеристикам информационных продуктов", — говорится в документах ЦНИИмаш, размещенных на сайте госзакупок.

В ходе работ специалисты ЦНИИмаш определили ключевые характеристики применения новой системы, используемый диапазон частот радиолокаторов, параметры спутников и другие характеристики. Определено оптимальное построение спутниковой группировки. К разработке технического облика спутников и их орбитальному построению привлекалась компания "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева" — отечественный производитель спутников связи для военных и гражданских нужд. Ранее компания не занималась разработкой и созданием спутников дистанционного зондирования Земли, к которым относятся радиолокационные аппараты.

Принцип работы радиолокационных спутников основан на излучении в сторону Земли и регистрации спутниками отраженных зондирующих импульсов. Использование радиолокации позволяет получить изображение местности с качеством до нескольких сантиметров на пиксель, а применение разных длин волн позволяет заглянуть на глубину нескольких метров под поверхность земли и обнаружить укрытия, трубопроводы, находить месторождения полезных ископаемых.

09.05.2018 Китай запустит в мае первую ракету-носитель, разработанную частной компанией

Китай запустит первую коммерческую ракету-носитель, разработанную частной компанией, в середине текущего месяца. Об этом сообщили в компании-разработчике.

Идут последние приготовления к пуску, сообщил главный исполнительный директор базирующейся в Чунцине /Юго-Западный Китай/ космической научно-технологической компании One Space Шу Чан. Он рассказал, что на базе в Северо-Западном Китае готовят к запуску ракету OS-X.

One Space была создана в августе 2015 года в качестве первой китайской частной компании, специализирующейся в области ракет-носителей. На данный момент компании удалось разработать две серии ракет - OS-X и OS-M, передает Синьхуа.

09.05.2018 Памятные даты космонавтики. 9 мая 2018 г.

9 мая исполняется 55 лет (1963) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") спутника СПРН Midas-7.

9 мая исполняется 20 лет (1998) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) разведывательного спутника USA-139 (Orion-4).

9 мая исполняется 15 лет (2003) со дня запуска в Японии (космодром Кагосима) межпланетного зонда Hayabusa.

08.05.2018 В Китае запущен спутник "Гаофень-5"

8 мая 2018 г. в 18:28 UTC (21:28 ДМВ) с площадки № 9 космодрома Тайюань осуществлен пуск РН “Чанчжэн-4С” (Y20) (код пусковой операции 05-59), которая вывела на околоземную орбиту спутник ДЗЗ “Гаофень-5”.

08.05.2018 Австралия создала собственное космическое агентство

Правительство Австралии создало национальное космическое агентство, передает РИА Новости.

"Правительство Австралии 8 мая 2018 года объявило о создании в рамках бюджета на 2018-2019 годы Австралийского космического агентства с текущим финансированием в 26 миллионов долларов (19,4 миллиона долларов США) в течение следующих четырех лет", — сообщается на сайте нового ведомства.

С 2019-2020 годах агентство получит доступ к еще 15 миллионам австралийских долларов (11,2 миллиона долларов США), которые оно сможет использовать для инвестирования в международные космические проекты.

Основными задачами агентства станут поддержка развития космической промышленности Австралии для обеспечения ее конкурентоспособности, координация работы предприятий космического сектора, взаимодействие с акционерами предприятий, в том числе органами власти разных уровней, а также помощь в осуществлении международного сотрудничества в космосе.

Ведомство приступит к работе с 1 июля 2018 года.