Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

01.03.2019 В "Роскосмосе" назвали условие полетов космонавтов на американских кораблях

В "Роскосмосе" не исключили, что в будущем российские космонавты смогут летать на МКС на частных американских кораблях. Об этом сообщил РИА Новости исполнительный директор корпорации по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.

Однако пока решение на эту тему не принято, добавил он.

"Возможно, что будут, но после того, как мы убедимся в безопасности этих кораблей", — сказал Крикалев.

01.03.2019 Корабль "Федерация" отправится на МКС в рамках испытательных полетов

Перспективный российский космический корабль "Федерация" будет летать к МКС в рамках летных испытаний, но не станет использоваться для регулярной доставки экипажей на станцию, заявил РИА Новости исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалев.

"У нас по программе, которая есть, один из тестовых полетов корабля - к МКС. Но это не самозадача, а часть испытаний. Как испытания, (полеты. - Прим. ред.) будут продолжаться. То, что мы не будем летать регулярно к МКС, трактовано, что мы вообще не будем летать к МКС", - пояснил Крикалев.

01.03.2019 Рогозин рассказал о ходе расследования повреждения обшивки "Союза"

Расследование по дырке в корабле "Союз МС-09" продолжается уже больше полугода, заявил в пятницу журналистам глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, передает РИА Новости.

"Когда придет время, мы об этом скажем. Пока расследование продолжается", - сказал Рогозин в ходе рабочей поездки на Воронежский механический завод.

01.03.2019 Новая система навигации позволит "Федерации" ориентироваться по объектам на Земле и Луне

Перспективный транспортный корабль "Федерация" будет оснащен дополнительной навигационной камерой, которая определяет ориентацию и положение не только по звездам, но и по ориентирам на Земле и Луне. Об этом сообщил ТАСС заведующий отделом оптико-физических исследований Института космических исследований РАН Роман Бессонов.

"Помимо двух звездных каналов, еще два канала смотрят на Землю или Луну, то есть на планеты. Один из них - широкоугольный, он выделяет горизонт и крупномасштабные объекты - континенты на Земле или крупные кратеры на Луне. Более узкопольный канал за счет большего разрешения позволяет выделить более мелкие ориентиры", - отметил Бессонов.

Он добавил, что работу системы может затруднять земная облачность или ночное время суток, когда не видно ориентиров. "Но результат в любом случае будет получен за счет обработки единичных измерений на баллистической траектории", - подчеркнул Бессонов.

Ученый отметил, что новая система станет основной для определения углов ориентации "Федерации" в пространстве, и резервной - для определения координат (то есть будет дополнять работу средств GPS/ГЛОНАСС или радиодальномерных наземных станций). Новая система навигации может быть востребована в военных спутниках в случае отключения GPS, добавил собеседник агентства.

Бессонов рассказал, что договор на продолжение работ по системе пришел из РКК "Энергия" совсем недавно - в конце 2018 года. Ранее проект был остановлен на этапе разработки рабочей конструкторской документации из-за нерегулярного финансирования, хотя этап технического проектирования был выполнен еще пять-шесть лет назад.

01.03.2019 Роскосмос и НАСА урегулировали вопросы о полете Crew Dragon к МКС

"Роскосмос" и НАСА урегулировали имевшиеся вопросы по обеспечению безопасности МКС и ее экипажа в ходе испытательного полета Crew Dragon, сообщили на брифинге в четверг представители американского космического ведомства, передает РИА Новости.

"Вчера мы пришли к согласию с "Роскосмосом" относительно протокола сближения (корабля и Международной космической станции)", - сообщил представитель НАСА Джоэл Монталбано.

Он сообщил, что НАСА "разъяснило, какие меры предпринимает SpaceX для обеспечения безопасности МКС и находящегося на ней экипажа в ходе сближения своего корабля со станцией", Москва в свою очередь "попросила о дополнительных шагах".

"Если это (авария), хотя это очень маловероятный сценарий, произойдет, они хотят, чтобы мы предприняли дополнительные шаги для защиты станции", - сообщил представитель НАСА. В числе этих мер он перечислил готовность экипажа занять места в находящемся на орбите российском корабле "Союз". "Мы согласились на это и проработали это с экипажем, и если авария произойдет, все будет работать прекрасно", - сказал Монталбано.

28.02.2019 Глава Arianespace назвал ракету-носитель "Союз" легендарной

Глава компании Arianespace Стефан Исраэль назвал российскую ракету-носитель "Союз" легендарной. Об этом он написал в публикации к видео отделения спутников OneWeb от разгонного блока во время сегодняшнего запуска.

"Прокатись на легендарном "Союзе"! - написал Исраэль на своей странице в Twitter.

28.02.2019 Роскосмос начал сбор анонимных жалоб на нарушения при производстве техники

Госкорпорация "Роскосмос" на фоне ряда нештатных ситуаций разместила на своем сайте телефон доверия для сбора анонимных сообщений от сотрудников ракетно-космической отрасли о нарушениях технологий при производстве космической техники, передает РИА Новости.

"Телефон доверия: +7 (495) 631-85-00 для сообщений о нарушениях технологий изготовления продукции в организациях Госкорпорации "Роскосмос", - говорится на сайте.

28.02.2019 Основной и дублирующий экипажи МКС-59/60 приняли участие в традиционных мероприятиях на Байконуре

Сегодня на 17-й площадке космодрома Байконур, перед зданием гостиницы «Космонавт», состоялась церемония поднятия флагов стран, участвующих в международном пилотируемом запуске ТПК «Союз МС-12» к Международной космической станции.

В традиционном мероприятии, которое символизирует официальный старт заключительного этапа подготовки экипажей к пилотируемому запуску, приняли участие основной и дублирующий экипажи 59/60-й длительной экспедиции на МКС.

Космонавты Роскосмоса Алексей Овчинин и Александр Скворцов подняли флаг России, астронавты NASA Ник Хейг и Кристина Кук — флаг США, астронавт ESA Лука Пармитано и астронавт NASA Эндрю Морган — флаг Казахстана.

На мероприятии присутствовали представители Госкорпорации «Роскосмос», администрации города Байконура и специалисты Центра подготовки космонавтов, обеспечивающие предстартовую подготовку экипажей.

После церемонии поднятия флагов Александр Скворцов, Лука Пармитано и Эндрю Морган отправились на экскурсию по Байконуру, которая является традиционной для дублирующего экипажа.

Гуляя по городу, история которого неразрывно связана с именами великих людей, участвующих в освоении космоса, экипаж возложил цветы к памятнику Ю. А. Гагарину и отдал дань памяти легендарному конструктору С. П. Королёву, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.02.2019 СОГАЗ застрахует перевозку ракетно-космической техники Центра им. М.В. Хруничева

Страховая Группа «СОГАЗ» по итогам запроса предложений получила право на оказание Центру им. М. В. Хруничева услуг по страхованию грузов и гражданской ответственности при транспортировке.

В рамках заключенного договора будут застрахованы перевозки ракетно-космической техники (ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов), наземного технологического оборудования технических и стартовых комплексов. Срок действия договора — до февраля 2020 года.

СОГАЗ и Центр им. М. В. Хруничева активно взаимодействуют в сфере страхования перевозок с 2014 года, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.02.2019 Протон-ПМ приступил к модернизации стенда огневых испытаний НПО Энергомаш

В феврале специалисты «Протон-ПМ» начали проектные работы по созданию новой информационно-измерительной системы огневого стенда НПО Энергомаш, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Стенд № 1 научно-испытательного комплекса (НИК-751) НПО Энергомаш — первый огневой стенд Советского Союза для испытаний мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Сегодня на объекте испытываются двигатели семейств РД-171МВ и РД-180. Новая информационно-измерительная система (ИИС) огневого стенда заменит устаревшее оборудование, пять существующих систем, исчерпавших свой ресурс, и будет разработана на базе решения «Сириус», которое реализовано в «Протон-ПМ». ИСС позволит автоматизировать процесс сбора, хранения и обработки информации о параметрах двигателя и стенда на всех этапах огневого испытания, включая его подготовку, проведение и послепусковые операции.

На сегодняшний день выполнено обследование объекта и подготовлена спецификация оборудования. В июне в Перми начнется изготовление системы, и будут организованы предварительные испытания. Монтаж и пуско-наладочные работы на объекте заказчика стартуют в августе этого года. На ноябрь намечен ввод системы в эксплуатацию, после чего последует метрологическая аттестация. Проект планируется реализовать в июле 2020-го, ориентировочная стоимость работ — 98,2 млн рублей.

Создание ИИС огневого стенда ведется в рамках модернизации стендовой базы НПО Энергомаш. Головное предприятие интегрированной структуры ракетного двигателестроения планирует унифицировать системы автоматизированного управления испытательными стендами, как это сделано на пермской площадке холдинга. В 2019–2020 годах специалисты «Протон-ПМ» создадут для НПО Энергомаш системы автоматизированного управления испытаниями рабочего колеса турбины, подшипников и крыльчаток жидкостных ракетных двигателей. Еще два договора — на автоматизацию гидравлических испытаний агрегатов автоматики, а также на изготовление системы измерения и управления испытаниями насосных агрегатов ЖРД — сегодня находятся в проработке.

Дмитрий Щенятский, исполнительный директор «Протон-ПМ»: «Наше предприятие начиная с 1992 года создает системы измерения и управления испытаниями. За это время накоплен опыт и приобретены компетенции, востребованные сегодня на рынке высокотехнологичных услуг. В 2018 году наши специалисты автоматизировали стенд автономных испытаний газогенераторов НПО Энергомаш на базе решения «Орион-2» и получили хорошие отзывы заказчика, в числе которых — соответствие всем требованиям, отсутствие случаев отказа или сбоя системы.»

28.02.2019 Источник: "Роскосмос" объединит медиаактивы в организацию "Роскосмос-Медиа"

Госкорпорация "Роскосмос" планирует создать автономную некоммерческую организацию "Роскосмос-Медиа", в которую объединит все свои медиаактивы. Решение о формировании АНО будет рассмотрено набсоветом "Роскосмоса" 28 февраля, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

"Набсовет госкорпорации на своем заседании в четверг рассмотрит вопрос об учреждении в госкорпорации "Роскосмос" АНО "Роскосмос-Медиа", - сказал собеседник агентства.

До настоящего времени "Роскосмосом" создано два АНО - "Роскосмос-Спорт" и "Корпоративная академия Роскосмоса".
Как пояснил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли, "Роскосмос-Медиа" объединит под собой телестудию "Роскосмоса", которое сменит название на "Роскосмос ТВ", журнал "Русский космос" и другие медиаактивы госкорпорации.

28.02.2019 Рогозин поздравил главу OneWeb с успешным выведением спутников на орбиты

Генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин поздравил главу OneWeb Грега Уайлера с успешным выведением шести британских аппаратов ракетой "Союз" и разгонным блоком "Фрегат" на расчетные орбиты.

28.02.2019 Роскосмос подписал с «Газпромом» актуализированную дорожную карту сотрудничества

Госкорпорация «Роскосмос» и «Газпром» в рамках совместного совещания по перспективам развития сотрудничества, которое прошло на НПЦАП им. Пилюгина, утвердили актуализированную дорожную карту разработки и освоения производства предприятиями ракетно-космической отрасли современного оборудования, включая импортозамещающее, в интересах «Газпрома». Подписи под документом поставили Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин и Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер.

В мероприятии приняли участие руководители профильных предприятий Госкорпорации и структурных подразделений и ряда дочерних обществ «Газпрома».

Взаимодействие «Газпрома» и Роскосмоса носит стратегический характер. В частности, на объектах Единой системы газоснабжения России эксплуатируются около 500 газоперекачивающих агрегатов разработки НПО «Искра» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Также продолжается сотрудничество в рамках развития орбитальной группировки спутников «Газпрома». В 2019 планируется запуск спутника «Ямал-601» для обеспечения высокоскоростными каналами передачи данных и спутниковой связью объектов «Газпрома», а также предоставления этих услуг сторонним пользователям. Он станет самым мощным по пропускной способности среди всех российских спутников связи. Кроме того, рассматривается возможность участия Роскосмоса в проекте «Газпрома» по созданию сборочного производства космических аппаратов в Московской области.

Большое внимание уделяется вопросам разработки импортозамещающего оборудования в интересах «Газпрома». Так, на объекте компании успешно прошли испытания изготовленные организацией Госкорпорации «Роскосмос» элементы скважинного оборудования в коррозионностойком исполнении. Ведется изготовление опытных образцов оборудования для систем подводной добычи углеводородов.

На совещании был отмечен значительный потенциал расширения сотрудничества и применения высокотехнологичных разработок Роскосмоса для решения стоящих перед «Газпромом» задач.

Рамки подписанного документа охватывают технологическое оборудование для добычи углеводородов на шельфе, компрессорное и энергообеспечивающее оборудование, оборудование для переработки газа и производства сжиженного природного газа (СПГ). В новой редакции документа расширен перечень работ по приоритетным направлениям — подводная добыча углеводородов, производство СПГ. Кроме того, дорожной картой предусмотрено создание оборудования для транспортировки гелия железнодорожным транспортом.

По итогам совещания профильным подразделениям, дочерним обществам и организациям даны поручения по реализации мероприятий актуализированной дорожной карты. Документом предусмотрено преимущественное финансирование Роскосмосом проводимых работ. При этом по нескольким позициям будет рассмотрена возможность финансового участия «Газпрома», сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.02.2019 Экипажи ТПК «Союз МС-12» приступили к заключительному этапу подготовки

На космодроме Байконур начался заключительный этап подготовки основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-12» к полёту на Международную космическую станцию (МКС).

В соответствии с графиком подготовки, в среду космонавты и астронавты примерили полетные скафандры, протестировали их на герметичность и заняли места в своём корабле. Экипажи проверили оборудование, с которым предстоит работать в космосе, ознакомились с бортовой документацией, изучили программу полёта и список запланированных к доставке на МКС грузов.

Во время заключительных занятий на космодроме запланированы тренировки по ручному причаливанию корабля к МКС, контроль «укладок» с научным оборудованием, отработка предстоящих баллистических операций и другие подготовительные процедуры.

В составе основного экипажа МКС-59/60 — космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавты NASA Ник Хейг и Кристина Кук. Их дублёры — космонавт Роскосмоса Александр Скворцов, астронавт ESA Лука Пармитано и астронавт NASA Эндрю Морган.

В тот же день состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Союз МС-12» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.02.2019 О ходе работ по изготовлению ракет-носителей «Ангара»

Центр Хруничева отчитался о ходе работ по изготовлению ракет-носителей «Ангара» в рамках государственного оборонного заказа

Делегация АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» («Центр им. М. В. Хруничева») во главе с генеральным директором Алексеем Варочко приняла участие в выездном заседании технического совета начальников военных представительств (НВП) по созданию космического ракетного комплекса «Ангара».

Совещание состоялось 27 февраля в Омске, где на базе «ПО «Полет» — филиала Центра им. М. В. Хруничева будет организован серийный выпуск ракет-носителей «Ангара».

В ходе мероприятия обсуждались общие и проблемные вопросы, связанные с изготовлением ракет-носителей «Ангара» различной грузоподъемности в рамках действующих контрактов.

Ключевые задачи выездного совещания — оперативный контроль организации производства, обсуждение проблемных вопросов и выработка мер, которые обеспечат безусловное и своевременное выполнение государственного оборонного заказа.

Участники совещания осмотрели участок испытаний баков, гальванический участок, площадку монтажа контрольно-испытательной станции (КИС), механический участок.

В начале совещания присутствующие заслушали информацию о графике изготовления ракет-носителей тяжелого («Ангара-А5») и легкого («Ангара-1.2») классов под запуски, запланированные в период с 2019 по 2021 годы, также о сроках ввода в эксплуатацию КИС для проведения электрических испытаний легкой ракеты-носителя «Ангара-1.2». Также была дана оценка фактического состояния организации производства этих ракет-носителей и головных обтекателей для них. Кроме того, участники получили полную информацию о состоянии поставок покупных комплектующих изделий и о том, как обстоят дела с изготовлением кабельной продукции и агрегатов для создания КИС.

В ходе совещания Центр им. М. В. Хруничева представил предложения по тем организационным и техническим решениям, которые должны обеспечить изготовление ракет-носителей и КИС в установленные заказчиком сроки, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.02.2019 Первый пуск OneWeb по контракту «Главкосмоса» прошел успешно

28 февраля в 00:37 мск (27 февраля в 18:37 гвианского времени) с Гвианского космического центра (ГКЦ) состоялся запуск первых космических аппаратов (КА) OneWeb-pilot ракетой-носителем «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат-М».

Запуск осуществлён в рамках контракта «Главкосмоса» с компанией Arianespace, в тесной кооперации с российскими предприятиями РКЦ «Прогресс», НПО Лавочкина и ФГУП «ЦЭНКИ».

На орбиту с высотой около 1000 км и наклонением 87,77 градусов выведено 6 первых аппаратов.

Также в ходе миссии РБ «Фрегат» была успешно отработана полная циклограмма выведения 32-х космических аппаратов OneWeb в рамках одного запуска, которую планируется реализовывать в ходе последующих пусков.

В общей сложности в ходе миссии РБ «Фрегат» было обеспечено десять активных участков: три включения маршевой двигательной установки, последнее из которых вывело разгонный блок на орбиту «затопления» и семь включений двигателя, которые обеспечили циклограмму отделения 32-х КА.

Низкоорбитальные космические аппараты OneWeb предназначены для обеспечения наземных потребителей высокоскоростным интернетом напрямую через спутниковую связь. Орбитальная группировка будет состоять из 18 плоскостей по 36 КА в каждой. Запуски спутников планируется осуществлять с космодромов «Восточный», Байконур и ГКЦ, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

27.02.2019 Китайские инженеры изучают возможности использования графена для освоения дальнего космоса

Двухмерная форма углерода, известная как графен, в будущем может помочь продвинуться в изучении неизведанной Вселенной, считают китайские космические инженеры, передает Синьхуа.

Графен, толщина которого составляет всего один атом, может быть использован при создании двигателя, работающего на энергии света, эта технология ведет к созданию бестопливного космического корабля.

Традиционные космические аппараты зависят от химического топлива, и количество топлива, которое они несут, определяет, насколько далеко они могут улететь, отметила сотрудник Китайского исследовательского института ракетной техники Сун Шэнцзюй.

Более 80 процентов взлетной массы существующих ракет-носителей составляют химические пропелленты. Если бы космический корабль мог путешествовать без топлива, люди смогли бы исследовать гораздо более далекое космическое пространство, заявила Сун Шэнцзюй.

Ученые из других стран изучают световые двигательные технологии. В галактике около 400 млрд звезд, свет которых может стать неисчерпаемым источником энергии.

Ученые в Европе, США и Японии разрабатывают космические корабли с солнечными парусами, изготовленными из полиимидной пленки, но их тяга достаточно слабая, указала Сун Шэнцзюй.

Китайские специалисты работают над созданием парусов с использованием графена - одного из самых прочных и тонких материалов, который может выдерживать температуру свыше 800 градусов по Цельсию.

Исследование, проведенное ранее профессором Нанькайского университета Чэнь Юншэном, показало, что графен может приводиться в действие различными источниками света, включая солнечный свет, и создаваемая им тяга в 1000 раз выше тяги от полиимидной пленки в условиях вакуума.

"Это только начало. Мы продолжим изучать механизмы и свойства графена и работать в направлении создания космического корабля на световой энергии. Если мы совершим прорыв в этой технологии, это облегчит исследование неизведанной Вселенной", - подчеркнула Сун Шэнцзюй.

27.02.2019 Источник: запуск спутников O3b ракетой "Союз" с космодрома Куру перенесли

Запуск четырех британских спутников связи O3b с помощью ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" с разгонным блоком "Фрегат-МТ" с космодрома Куру, планировавшийся на 26 марта, отложен на три дня, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

"В связи с переносом запуска первых шести британских спутников связи OneWeb с 20 на 28 февраля отложен и старт четырех британских космических аппаратов O3b с 26 на 29 марта", - сказал собеседник агентства.

26.02.2019 Экипажи ТПК «Союз МС-12» прибыли на Байконур

26 февраля 2019 года основной и дублирующий экипажи транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-12» прибыли на космодром Байконур для завершения подготовки к полёту. На аэродроме их встретили члены Технического руководства и Государственной комиссии.

В составе основного экипажа МКС-59/60 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавты NASA Ник Хейг и Кристина Кук. Их дублёры — космонавт Роскосмоса Александр Скворцов, астронавт ESA Лука Пармитано и астронавт NASA Эндрю Морган.

Командиры экипажей доложили о готовности к предполётным тренировкам и приему космического корабля «Союз МС-12».

После доклада руководству экипажи направились в Испытательный учебно-тренировочный комплекс ЦПК им. Ю. А. Гагарина, где им предстоит пройти предполётные тренировки, занятия и инструктажи. Также ежедневно космонавты и астронавты будут заниматься физической подготовкой и проходить медицинские обследования.

Завтра, 27 февраля, космонавты и астронавты проведут первую тренировку в космическом корабле — «первую примерку». Экипажам будет необходимо отработать механизм действий на местах в своём корабле, ознакомиться с бортовой документацией и выполнить ряд тестов бортовых систем.

Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-12» запланирован на 14 марта 2019 года с космодрома Байконур, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

26.02.2019 Роскосмос утвердил график полетов к МКС на 2019 год

График полетов к Международной космической станции (МКС) утвержден Роскосмосом в понедельник. Об этом сообщил ТАСС начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю. А. Гагарина Павел Власов.

"Да, утвердили на 2019 год", - ответил Власов на вопрос о том, утвержден ли график полетов на МКС.

По его словам, в этом году будет три запуска пилотируемых "Союзов". Они в основном будут лететь к МКС по четырехвитковой схеме (около шести часов). При этом полет космонавта из Объединенных Арабских Эмиратов остался в планах на 25 сентября.

"Да, запланировано таким образом. <…> Сейчас необходимо окончательное оформление документов с партнерами. Намерение и план такой озвучены", - сказал Власов.

Какие-либо еще подробности он не сообщил.