Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

12.02.2018 Памятные даты космонавтики. 12 февраля 2018 г.

12 февраля исполняется 85 лет (1933) со дня рождения советского летчика Ивана Николаевича Аникеева. В 1960-1963 гг. проходил подготовку к полетам в космос в составе первого набора в отряд советских космонавтов.

11.02.2018 Запуск "Прогресс МС-08" перенесен на резервную дату

По техническим причинам запуск РН "Союз-2.1а" с кораблем "Прогресс МС-08" перенесен на резервную дату, на 13 февраля.

11.02.2018 Памятные даты космонавтики. 11 февраля 2018 г.

11 февраля исполняется 65 лет (1953) со дня рождения американского военного летчика Стивена Дугласа Торна (Steven Douglas Thorne). В 1985-1986 гг. проходил подготовку к полетам на шаттле в составе отряда астронавтов NASA. Погиб в авиакатастрофе.

11 февраля исполняется 10 лет (2008) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской РН “Протон-М” норвежского телекоммуникационного спутника Thor-5.

11 февраля исполняется 5 лет (2013) со дня запуска с космодрома Байконур грузового корабля “Прогресс М-18М”.

11 февраля исполняется 5 лет (2013) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) спутника ДЗЗ Landsat-8.

10.02.2018 Памятные даты космонавтики. 10 февраля 2018 г.

10 февраля исполняется 35 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника ДЗЗ “Космос-1440” (“Ресурс Ф1”).

10 февраля исполняется 20 лет (1998) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) с помощью РН Taurus-2210 спутника ДЗЗ GFO, телекоммуникационных спутников Orbcomm G1 и Orbcomm G2, а также контейнера Celestis-02 с прахом тех, кто пожелал быть захороненными в космосе.

09.02.2018 МЧС сообщило о планах запустить спутник для слежения за районами ЧС

Первый радиолокационный спутник "Кондор-ФКА" планируется запустить в космос в 2018 году, аппарат поможет МЧС России отслеживать обстановку в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе на арктическом побережье страны. Об этом говорится в опубликованном отчете министерства, передает РИА Новости.

"В 2018 году планируется к запуску первый радиолокационный космический аппарат гражданского назначения "Кондор-ФКА", который будет обеспечивать значительную часть заявок МЧС России на космическую съемку районов чрезвычайных ситуаций в любое время суток и при любых погодных условиях", — говорится в отчете.

09.02.2018 РН "Союз-2.1а" с кораблем "Прогресс МС-08" вывезена на стартовую площадку

9 февраля 2018 года ракета космического назначения в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а» и транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-08» вывезена на стартовый комплекс площадки № 31 космодрома БАЙКОНУР и установлена на пусковую систему, сообщает пресс-служба ГК "Роскосмос". Запуск ТГК «Прогресс МС-08» запланирован на 11 февраля в 11:58:45 мск.

09.02.2018 В Арктике могут появиться еще два центра космического мониторинга

Два совместных центра космического мониторинга МЧС и Роскосмоса планируется создать в 2018 году на арктическом побережье России, их ввод в эксплуатацию должен повысить оперативность получения снимков из космоса почти на 20%, передает РИА Новости. Об этом говорится в опубликованном отчете МЧС России.

В российской арктической зоне размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Основным элементом арктической транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяженности береговой линии России в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью.

"Проводится работа по созданию до конца 2018 года совместных центров космического мониторинга в городах Дудинка и Анадырь. Это позволит увеличить оперативность получения космических снимков в интересах МЧС России с отечественной орбитальной группировки на 18%", — говорится в отчете.

В документе отмечается, что первый такой центр был введен в эксплуатацию в Мурманске еще в 2015 году.

По данным МЧС, сегодня в Арктике работают шесть комплексных аварийно-спасательных центров (в Воркуте, Мурманске, Нарьян-Маре, Архангельске, Дудинке и Вытегре), четыре поисково-спасательных отряда, а также 196 пожарно-спасательных подразделений. Общая численность группировки МЧС, работающей в северных широтах, превышает 18 тысяч человек.

09.02.2018 Памятные даты космонавтики. 9 февраля 2018 г.

9 февраля исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) спутника связи Fltsatcom-1.

9 февраля исполняется 35 лет (1983) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) группы военных разведывательных спутников NOSS-4.

9 февраля исполняется 25 лет (1993) со дня запуска в России (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-2233” (“Парус”).

9 февраля исполняется 25 лет (1993) со дня запуска в США с “воздушного” космодрома (борт самолета NB-52) с помощью РН Pegasus спутников связи Orbcomm OXP-1 и SCD-1.

08.02.2018 Российско-китайская комиссия по сотрудничеству в космосе

7-8 февраля 2018 года в ГНЦ ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» состоялось встреча представителей России и Китая по сотрудничеству двух стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

В рамках встречи были заслушаны доклады о состоянии и перспективах развития российских и китайских отношений в области изучения и освоения ближнего и дальнего космоса. Итогом двухдневного визита представителей КНКА и проведенных совещаний стал подписанный обеими сторонами Протокол заседания.

Китайская делегация оценила высокий уровень организации РОСКОСМОСОМ мероприятий и выразила уверенность и заинтересованность в продолжении двусторонних консультаций такого формата, сообщается на сайте ГК "Роскосмос".

08.02.2018 В России планируют наращивать выпуск солнечных батарей для спутников

Российские космические компании в рамках импортозамещения планируют увеличить выпуск солнечных батарей для спутников, сообщил глава "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018, передает РИА Новости.

"В ближайшие несколько лет наши компании увеличат производство солнечных батарей для космических аппаратов", — сказал Тестоедов в четверг журналистам.

"Если изначально нам приходилось все компоненты покупать на рынке, то сейчас "переделы" все больше приходят в Россию: теперь уже и стекла, и подложки не покупаем, делаем сами. Теперь мы сказали нашим компаниям "Сатурн" и "Агат", что готовы закупать по 200-250 кв. метров в год, идём по пути наращивания объёмов", — добавил он.

08.02.2018 В России испытали новые плазменные двигатели для спутников

Новые плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил журналистам глава "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018, передает РИА Новости.

По его словам, эти двигатели уже апробированы месяц или полтора назад. "Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летные испытания были проведены в составе европейского спутника", — сказал Тестоедов.

Он пояснил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, ИСС Решетнева будет ставить на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее выводить спутник в нужную точку.

"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение", — сказал он.

08.02.2018 Завершена общая сборка РКН «Союз»

Сегодня, 8 февраля, успешно завершена общая сборка ракетно-космического комплекса (РКК) в составе транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-08» и ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1а». Головной блок с кораблём был пристыкован к третьей ступени ракеты в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей (МИК РН).

По завершении общей сборки представители технического руководства и государственной комиссии на космодроме Байконур выдали заключение о готовности ракетно-космического комплекса к вывозу и установке на стартовом комплексе.

Вывоз ракеты-носителя с ТГК «Прогресс МС-08» из монтажно-испытательного корпуса и её установка на стартовом столе площадки № 31 космодрома Байконур запланированы на 9 февраля, сообщается в релизе пресс-центра РКК "Энергия".

08.02.2018 Определен порядок работы миссии "Экзомарс-2020" на первые месяцы научной фазы

В соответствии с программой миссии «ЭкзоМарс-2016» подходит к концу начатый в марте 2017 года этап торможения с помощью атмосферы, когда на каждом витке космический аппарат TGO слегка задевал атмосферу Марса на высоте около 110 км. За счет этого, не тратя топливо, аппарат уменьшал период обращения и высоту апоцентра орбиты.

Начавшийся с продолжительности в 24 часа, сегодня период орбиты уже менее трёх часов. Итоговая орбита должна быть круговой с высотой около 400 км над поверхностью Марса и периодом два часа. В середине марта будут проведены последние маневры, после которых аппарат будет готов к штатной работе.

Первые две недели (вторая половина марта 2018) отведены на проверочные включения аппаратуры с управлением непосредственно через центр управления полетами MOC (Mission Operational Center) в Европейском центре космических операций (European Space Operations Centre, ESOC), в Дармштадте, Германия. Аппарат будет все время находиться в надирной ориентации — наиболее комфортной для себя, когда поля зрения приборов направлены вниз, на поверхность планеты. Проводить затменные эксперименты в это время не планируется. В это время приборы спутника, в том числе изготовленные в Институтом космических исследований - АЦС и ФРЕНД – будут включены в тестовом режиме. Планируется провести необходимые калибровки, а затем приступить к рутинным научным измерениям. С учётом ориентации спутника, в первые недели после тестов и калибровок российский спектрометрический комплекс АЦС сразу же перейдет к климатологическим надирным измерениям. Прибор ФРЕНД, для которого надирная ориентация является основной рабочей, начнёт измерения водорода в грунте Марса в обычном режиме.

В последующие четыре недели (апрель 2018) управление научной аппаратурой будет вестись с участием научного наземного сегмента миссии «ЭкзоМарс»: SOC – Science Operational Center, ИКИ, Москва, Россия, и Европейского центра космической астрономии (European Space Astronomy Centre, ESAC), Мадрид, Испания. В этот период ориентация аппарата будет также поддерживаться лишь для надирных измерений.

С конца апреля 2018 года космический аппарат миссии - TGO (Trace Gas Orbiter) - начнет регулярно проводить измерения в режиме солнечных затмений (не менее восьми в день), которые позволят измерить состав марсианской атмосферы с рекордной точностью, а прибор ФРЕНД продолжит измерения нейтронного потока на орбите, что позволит создать карты распространения водорода в грунте Марса высочайшего разрешения. Команды российских приборов АЦС и ФРЕНД в Институте космических исследований РАН с нетерпением ждут первых данных, сообщает пресс-служба ГК "Роскосмос".

08.02.2018 ИСС им. Решетнева поучаствует в тендере на создание казахстанского спутника

Компания "Информационные спутниковые системы (ИСС) имени Решетнева" примет участие в тендерах на строительство космического аппарата "Экспресс-АМУ4" и казахстанского спутника KazSat-2, сообщил в среду журналистам глава компании Николай Тестоедов, передает РИА Новости.

"Мы рассматриваем участие в тендерах международных, как стран СНГ, так и других. Казахстан в течение нескольких лет объявит тендер на замещение спутника KazSat-2, конечно, мы будем участвовать. Если ФГУП "Космическая связь" объявит тендер на "Экспресс-АМУ4", то мы тоже будем принимать в нем участие", — сказал Тестоедов на Singapour Airshow 2018.

По его словам, несмотря на то, что американский рынок закрыт для российских космических предприятий, а европейские компании демонстрируют низкую активность во взаимодействии, ИСС имени Решетнева продолжает взаимодействовать с рядом западных компаний.

"У остальных страх позиция не очень активная, при этом мы понимаем, что для нас закрыт рынок Америки. Крайне редко к нам обращаются европейцы: первый и последний раз мы сделали спутник для Intelsat, который запустили 18 апреля 2000 года, но все равно мы с ними взаимодействуем, предлагая свои услуги и прорабатывая варианты взаимодействия. Такие контакты очень важны для нас, мы понимаем, что будет требовать рынок через несколько лет", — добавил глава российской компании.

08.02.2018 Зеркала и другие элементы телескопа James Webb доставлены в Калифорнию для сборки

В создании нового американского космического телескопа James Webb, который станет самым большим оптическим аппаратом, когда-либо выводившимся на орбиту, сделан еще один важный шаг. Как сообщил на своем сайте еженедельник Space News, его гигантские зеркала и различные приборы доставлены на предприятие компании Northrop Grumman в Редондо-Бич (штат Калифорния). Там идет сооружение двигательного модуля телескопа и его солнцезащитного экрана размером с теннисный корт, передает ТАСС.

Для перевозки оптической системы и Интегрированного научно-инструментального модуля, который ученые называют "сердцем телескопа", потребовался военно-транспортный самолет повышенной грузоподъемности С-5 Galaxy. ВВС США предоставили его по просьбе NASA, чтобы доставить аппарат на Западное побережье США из Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас). Там James Webb в течение 100 дней проходил испытания в криогенной камере при минус 233 градусах Цельсия. На орбите ему предстоит работать при сверхнизкой температуре.

"Теперь наша команда начнет последний этап интеграции самого большого в мире телескопа", - заявил руководитель этого проекта в Northrop Grumman Скотт Уиллоби. Когда вся конструкция будет собрана, ее отправят на морском судне из Калифорнии во Французскую Гвиану. Запуск телескопа с расположенного там космодрома Куру планируется осуществить в марте - июне 2019 года. Более точные сроки космическое ведомство США пока не определило. Для вывода аппарата на орбиту будет использована европейская ракета-носитель "Ариан-5".

Первоначально предполагалось, что James Webb придет на смену знаменитому телескопу Hubble еще в 2015 году, однако реализация программы, оцениваемой почти в $9 млрд, сильно отстала от графика. По словам специалистов, задержки были вызваны сложностями в разработке некоторых деталей и элементов конструкции, в том числе механизма развертывания солнцезащитного экрана. Вместе с NASA в создании телескопа принимают участие Европейское космическое агентство и Космическое агентство Канады.

Сооружение его главного зеркала диаметром 6,5 метра, доставленного в Редондо-Бич, проходило в Центре космических полетов имени Годдарда в Гринбелте (штат Мэриленд). Зеркальная решетка состоит из 18 сегментов, каждый из которых имеет форму равностороннего шестиугольника и весит около 40 кг. Для их производства был выбран бериллий - материал, устойчивый к сверхнизким температурам. Изготовила их по заказу NASA компания Ball Aerospace & Technologies, занимающаяся производством военных оптических приборов, а собрала в единую конструкцию компания Harris, также активно работающая в оборонной области.

Помимо испытаний в Хьюстоне аппарат прошел серию механических проверок в Центре имени Годдарда, которые показали, что он сможет выдержать запуск с помощью тяжелой ракеты-носителя. Его предполагается вывести на орбиту на расстояние около 1,5 млн км от нашей планеты во вторую точку Лагранжа в системе Солнце-Земля, которая считается идеальной для расположения космических телескопов. Срок эксплуатации обсерватории должен составить не менее 10 лет.

08.02.2018 Астронавт Келли предупредил о потере США лидерства в освоении космоса при отказе от МКС

Россия и Китай будут играть ведущую роль в освоении космоса, если США прекратят финансировать Международную космическую станцию (МКС) после 2024 года. Об этом заявил американский астронавт Марк Келли в статье, опубликованной в среду в газете The New York Times, передает ТАСС.

Астронавт подчеркнул, что "в течение последнего года США отказались от лидерства на мировой арене во многих отношениях". "Мы перестали играть ведущую роль в противодействии изменению климата. Мы прекратили вести за собой других в вопросах торговли и поставили под вопрос нашу приверженность международным организациям и военным альянсам", - подчеркнул Келли. По его мнению, США также "перестали быть лидером в вопросах соблюдения прав человека и верховенства закона".

"Если мы прекратим финансирование МКС, Америка пожертвует статусом мирового лидера в сфере исследования космоса и коммерческих космических инноваций", - подчеркнул астронавт. "Без сомнения, другие страны заполнят нишу, оставшуюся после ухода Америки, в первую очередь, Китай и Россия, которых мы считаем своими серьезными соперниками, - указал Келли. - Они не только получат экономические и политические выгоды от лидерства в космосе, но и изменят направление коллективного освоения космоса таким образом, что это будет противоречить американским интересам и ценностям".

"Если мы хотим, чтобы наша страна продолжала играть ведущую роль в космосе, полноценное финансирование имеющихся программ МКС совершенно необходимо", - добавил астронавт. По его мнение, это также необходимо, если США намерены осуществить пилотируемые полеты на Луну и Марс.

08.02.2018 Экзамен по ручному управляемому спуску экипажи МКС-55/56 сдали на «отлично»

Заключительным этапом космического полёта является спуск космического аппарата на Землю. Можно выделить три вида по характеру формирования траектории спуска в атмосфере: автоматический, баллистический и ручной управляемый спуск (РУС). Хотя на данный момент в истории космонавтики не было случая использования РУС, экипажам также нужно его отработать и иметь в резерве.

На этой неделе члены основного и дублирующего экипажей МКС-55/56 – Олег Артемьев, Эндрю Фойстел и Алексей Овчинин, Ник Хейг соответственно – сдавали экзамен по РУС на тренажёре ТС-7, расположенном на базе центрифуги ЦФ-7 и предназначенном для отработки навыков управления на атмосферном участке спуска корабля с орбиты в ручном режиме.

Центрифуга имитирует штатные перегрузки, которые возникают при возвращении спускаемого аппарата (СА) на Землю. Заданные параметры очень близки к реальным условиям – тренажёр позволяет сымитировать правдивую картину спуска. Управляя СА в ручном режиме, оператор должен привести его в заданный район посадки, не превысив допустимые перегрузки и промах (не более 30 км).

Экзаменационный билет состоял из двух частей по четыре режима – для командира и бортинженера. Основной параметр в режиме – внеатмосферный промах. Чем больше перелётный промах, тем круче придётся входить в атмосферу и тем перегрузка будет больше.

«Перегрузки в ручном управляемом спуске зависят от действий оператора, – рассказал Олег Артемьев. – Главная цель – сесть как можно ближе к заданной точке, где нас ждёт поисково-спасательная служба (ПСС). Сегодня нам достался билет с небольшими перелётами-недолётами, поэтому перегрузки были не больше 4,5 единиц. Это немного, так что нам сегодня повезло (улыбается)».

Экзаменационная комиссия оценивала максимальные перегрузки, с которыми был выполнен режим, допущенный промах, ведение репортажа. И командиры, и бортинженеры экипажей МКС-55/56 все режимы отлетали отлично, с незначительными отклонениями, поэтому получили на этом экзамене высшие баллы, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов.

08.02.2018 ТГК «Прогресс МС-08» отправлен на сборку с ракетой

В среду транспортный грузовой корабль (ТГК) новой серии «Прогресс МС-08» в составе головного блока отправлен на общую сборку с ракетой-носителем «Союз-2.1а».

Транспортировка выполнялась железнодорожным транспортом. Комплекс технологических операций по общей сборке будет проведен 8 февраля в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей (МИК РН) в рамках подготовки к старту, сообщается в релизе пресс-центра РКК "Энергия".

08.02.2018 Памятные даты космонавтики. 8 февраля 2018 г.

8 февраля исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-548” (“Зенит-4М”).

8 февраля исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-988” (“Зенит-4МТ”).

8 февраля исполняется 30 лет (1988) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) в рамках стратегической оборонной инициативы военного спутника USA-30 и ряда экспериментальных субспутников.

07.02.2018 Создание нового пилотируемого космического корабля США завершится в сентябре

Строительство нового американского пилотируемого космического корабля Orion предполагается завершить в сентябре текущего года.

Об этом сообщил во вторник корреспонденту ТАСС сотрудник пресс-службы корпорации Lockheed Martin, которая создает этот аппарат, Гэри Нэпьер.

О начале первых сварочных работ в рамках создания второго экземпляра корабля Orion, предназначенного для реализации дебютной пилотируемой миссии, Lockheed Martin объявила 1 февраля. Сварка семи основных крупных составных частей капсулы идет на сборочном предприятии Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), расположенном близ Нового Орлеана в штате Луизиана. "Сварка герметичной конструкции капсулы завершится в сентябре 2018 года, после чего та будет отправлена в Космический центр имени Джона Кеннеди [на мысе Канаверал в штате Флорида]", - сказал Нэпьер.

Параллельно Lockheed Martin завершает сборку первого экземпляра корабля Orion в штате Флорида. Однако пилотируемые полеты на нем совершаться не будут. Разработчик заверяет, что в процессе сборки первого экземпляра идет усовершенствование корабля. По свидетельству Lockheed Martin, второй экземпляр Orion будет, в частности, на 30% легче первого.