Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

16.05.2018 Памятные даты космонавтики. 16 мая 2018 г.

16 мая исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника OPS-2093.

16 мая исполняется 40 лет (1978) со дня заупска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1007" ("Зенит-4МКМ").

15.05.2018 СМИ: Китай установил мировой рекорд по имитации пребывания людей на Луне

Студенты Пекинского университета авиации и космонавтики завершили 370-дневный эксперимент по имитации жизни людей на Луне, поставив мировой рекорд по его длительности, передает ТАСС. Об этом сообщила во вторник газета China Daily.

Все это время восемь добровольцев, юноши и девушки, сменяя друг друга на каждом из трех этапов проекта, по четыре человека находились в специальной капсуле площадью чуть более 150 кв. метров, которая расположена на университетской территории и представляет собой копию лунного модуля "Юэгун-1" ("Лунный дворец-1").

"Система доказала свою самодостаточность на 98% - она функционировала стабильно, с высокой степенью эффективности обеспечивая жизнь экипажа", - заявил главный конструктор "Юэгун-1" Лю Хун. Он отметил, что самый долгий в истории эксперимент стал хорошим испытанием как для человека, так и для техники.

Ожидается, что в ближайшем будущем благодаря этому проекту Китай сможет с большей эффективностью приступить к следующему, ключевому этапу по созданию базы на Луне.

15.05.2018 В России определили требования к подготовке экспедиции на Луну

Российский Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина, изучив опыт подготовки советских космонавтов, а также полеты американских миссий "Аполлон", выдвинул требования к подготовке членов российской экспедиции на Луну, передает РИА Новости. Об этом говорится в свежем номере научного журнала "Пилотируемые полеты в космос", издаваемого ЦПК.

В сентябре 2017 года госкорпорация "Роскосмос" и НАСА подписали совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса, включающее соглашение о сотрудничестве в освоении Луны. Федеральная космическая программа России на 2016–2025 годы также предусматривает создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки там первого российского космонавта.

"На основе анализа особенностей работы и основных задач внекорабельной деятельности космонавтов на поверхности Луны разработан перечень типовых операций для подготовки космонавтов. Определены технические средства для подготовки космонавтов к работам в условиях лунной гравитации в наземных условиях и выполнена оценка возможности отработки типовых операций на этих средствах", — отмечает издание.

Как отмечают специалисты, при подготовке миссий на Луну требуется учитывать все условия работы космонавтов на ее поверхности. Среди особенностей: пониженный уровень гравитации (примерно в 6 раз меньше, чем на Земле), отсутствие атмосферы, значительные суточные перепады температуры на поверхности (колебания от минус 200 до плюс 130 градусов по Цельсию). Трудность космонавтам доставит достаточно близко расположенный видимый горизонт. Например, космонавт ростом 1,75 метра будет видеть на Луне линию горизонта на дистанции 2,47 километра против 4,7 километра на Земле. Определенные трудности будут создавать сложный рельеф местности, прилипающая ко всем предметам лунная пыль, запаздывание радиосигнала, посланного с Земли на Луну или обратно. Среди угроз экипажу ученые выделяют также радиационную опасность и возможность падения метеоритов.

Некоторые условия работы на поверхности Луны будут достаточно хорошо знакомы как самим космонавтам, так и специалистам, которые будут вести их подготовку. Речь идет о параметрах, аналогичных условиям выхода в космос с борта Международной космической станции. Среди них: отсутствие атмосферы, значительные перепады температуры, солнечное излучение. Поэтому при подготовке космонавтов к работам на лунной поверхности специальной имитации этих условий не потребуется, отмечают эксперты.

Главным отличием работы на поверхности Луны от выходов в открытый космос с борта МКС станет гравитация. "Наличие гравитации обуславливает способ перемещения космонавтов на ногах (пешие перемещения) или перемещения с использованием транспортных средств (луноходов). При этом предполагаются перемещения космонавтов на значительные удаления от лунных взлетно-посадочных модулей и модулей лунной базы по маршрутам, имеющим сложный рельеф и различные свойства грунта (лунного реголита)", — говорится в статье.

Специалисты уверены, что при моделировании условий работы космонавтов на Луне требуется иметь в виду, например, россыпи камней и каменные гряды вблизи кратеров, сильные уклоны поверхности, рыхлый грунт на склонах кратеров. "Кроме того, необходимо учитывать значительную продолжительность лунных суток (дня и ночи), затруднения визуального определения расстояний и задержки радиосигнала с Земли", — предупреждают специалисты.

Для составления требований к тренировкам космонавтов для полета на Луну специалисты ЦПК использовали накопленный Россией и США опыт проведения выходов в открытый космос с околоземных космических станций и кораблей, а также данные, полученные в ходе подготовки советской лунной программы и реализованных американских пилотируемых миссий.

"Анализ результатов шести миссий с посадкой на Луну по программе "Аполлон", выполненных астронавтами НАСА с 1969 по 1972 годы, а также ряда наземных исследований позволили определить влияние лунной гравитации на энерготраты и работоспособность человека на поверхности Луны. Американские астронавты отмечали, что передвигаться на поверхности Луны было легче, чем в наземных тренажерах, имитирующих лунную гравитацию", — констатируют специалисты.

Во время пребывания на Луне астронавты пробовали разные способы передвижения: хождение, подскоки при ходьбе и бег вприпрыжку. Лучшим способом была признана обычная ходьба, при которой надо было все время наклоняться вперед для компенсации отклонения тела назад под тяжестью ранца с системой жизнеобеспечения.

Аналогичные оценки основных способов передвижения по лунной поверхности были получены отечественными специалистами при проведении наземных исследований и испытаний для подготовки советских космонавтов к высадке на Луну. По этим оценкам, на передвижение будут влиять рельеф поверхности и свойства грунта. От них будет зависеть поза и способ передвижения. Например, специалистами было установлено, что космонавтам из-за особенностей лунной гравитации и грунта придется учитывать инерцию движения.

"В процессе проведения тренировок необходимо будет обеспечить возможность перемещения космонавта по сложному микрорельефу местности на большие расстояния пешком или на луноходе, а также наличие макетов оборудования и инструмента (с весом 1/6 от земного), используемого им при выполнении поставленных задач", — отмечают российские специалисты.

Эксперты предупреждают, что при подготовке к работам на поверхности Луны возникнет непростая задача по моделированию условий пониженной гравитации на Земле. Для этого предлагается использовать лунные полигоны, специальные тренажеры и гидролабораторию, в которой к работе в открытом космосе сейчас тренируются экипажи.

Подготовку космонавтов необходимо будет проводить с использованием макетов лунных скафандров, обеспечивающих как можно более точное воспроизведение ограничений (массу, габариты, условия микроклимата, подвижность и упругость рукавов и штанин, тактильную чувствительность рукавиц).

Эксперты отмечают, что использование скафандров, созданных для работы в открытом космосе, не совсем подходит для тренировок к работам на Луне, поэтому для подготовки членов российской экспедиции необходимо будет создать сами лунные скафандры и их специализированные тренировочные макеты.

15.05.2018 На Восточном началось годовое техническое обслуживание

14 мая 2018 года на космодроме ВОСТОЧНЫЙ начались работы по годовому техническому обслуживанию технологического оборудования. Основная цель этих работ – поддержание систем в готовности к применению в рамках пусковых кампаний. Первыми к работам приступили инженеры заправочно-нейтрализационной станции, далее работы начнутся на оборудовании стартового и технического комплексов.

Работы на всех объектах будут проходить под руководством филиала ФГУП «ЦЭНКИ» – КЦ «Восточный», под авторским надзором представителей филиалов ФГУП «ЦЭНКИ» – НИИСК, КБ «Мотор», КБТХМ. Все основные предприятия-разработчики технологического оборудования так же принимают участие в работах.

В рамках годового технического обслуживания специалисты готовят технику к следующему пуску - проверяют состояние оборудования и подготовку расчетов космического центра «Восточный». Годовое техническое обслуживание - наиболее ответственная стадия жизненного цикла ракетно-космической техники. Это традиционные работы для всех космодромов. Предыдущее годовое техническое обслуживание технологического оборудования космодрома ВОСТОЧНЫЙ проводили в 2017 году, сообщается на сайте ГК "Роскосмос".

15.05.2018 В Якутии возобновили поиски фрагментов частей ракеты-носителя "Союз-2"

Поиски фрагментов отделяющихся частей ракеты-носителя "Союз-2" возобновились в двух районах Якутии со сходом снежного покрова, передает ТАСС. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства охраны природы.

Запуски ракетоносителя "Союз-2" состоялись с космодрома "Восточный" в ноябре 2017 года и феврале 2018 года. В 2017 году в Алданском районе Якутии обнаружена одна из створок головного обтекателя. В 2018 году на месте падения в Вилюйском районе найден и вывезен фрагмент центрального блока ракеты-носителя.

"В республике с 15 мая возобновились работы по поиску и вывозу из районов падения фрагментов отделяющихся частей ракеты-носителя "Союз-2" в Вилюйском и Алданском районах. <...> Сотрудники Министерства охраны природы РС(Я) проведут экологические обследования с отбором проб природных сред в местах обнаружения фрагментов отделяющихся частей ракеты- носителя "Союз-2", - говорится в сообщении.

Отмечается, что поиски ведутся совместными силами ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Института водных и экологических проблем СО РАН, Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, Министерства охраны природы региона, Службы спасения Якутии и Якутской базы авиационной охраны лесов.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе Минприроды региона, поисковые работы весной вынуждены были приостановить из-за низких температур и высоты снежного покрова. "Группы поисковиков будут работать до конца мая", - уточнили в ведомстве.

15.05.2018 Памятные даты космонавтики. 15 мая 2018 г.

15 мая исполняется 60 лет (1958) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) Третьего советского ИСЗ. Первый в мире научный спутник.

15 мая исполняется 55 лет (1963) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) космического корабля Mercury MA-9 с астронавтом Гордоном Купером (Gordon Cooper) на борту.

15 мая исполняется 30 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1943" ("Целина-2" № 7).

15 мая исполняется 5 лет (2013) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-242.

14.05.2018 Космическое агентство Австралии возглавит Меган Кларк

Возглавляющая Государственное объединение научных и прикладных исследований Австралии Меган Кларк (Megan Clark) возглавит только что созданное Космическое агентство Австралии. Об этом пишут сегодняшние австралийские газеты. На этом посту Кларк пробудет как минимум год.

14.05.2018 В РКК "Энергия" работал Совет главных

В понедельник, 14 мая, в РКК «Энергия» (входит в госкорпорацию «РОСКОСМОС») состоялось заседание Совета главных конструкторов по Российскому сегменту (РС) Международной космической станции (МКС).

После вступительного слова генерального конструктора РКК «Энергия» Евгения МИКРИНА Совет главных конструкторов рассмотрел вопросы готовности к запуску транспортного пилотируемого корабля новой серии «Союз МС-09» и ракеты-носителя «Союз-ФГ». Кроме того, обсуждалась готовность МКС, стартового и измерительного комплексов, средств и персонала ГОГУ и ЦУП, средств поиска и спасания, средств медицинского обеспечения космонавтов, экипажей длительных экспедиций к предстоящим работам.

Первый заместитель генерального конструктора - главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия» Сергей РОМАНОВ доложил об этапах реализации программы транспортно-технического обеспечения МКС, ходе подготовки к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», о готовности систем корабля «Союз МС-07» к завершению полёта.

Первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия Владимир СОЛОВЬЕВ доложил о результатах полета и состоянии систем МКС, об итогах научных экспериментов и дальнейших планах работы.

Говоря об объёме научно-прикладных экспериментов, он сообщил, что всего в период экспедиции МКС-56 запланировано к реализации 55 экспериментов по программе НПИ (включая совместные с НАСА и ЕКА эксперименты), из них 49 космических экспериментов – c участием экипажа.

Планируемое количество сеансов по космическим экспериментам (включая автоматические) - 331 сеанс, в том числе по направлениям: «Исследование Земли и Космоса» – 33,8%; «Человек в космосе» – 29,6%; «Технологии освоения космического пространства» – 28,4%. На эксперименты различной тематики (прочие) отведено 8,2% от общего числа запланированных.

Он сообщил также, что на 15 августа запланирован выход в открытый космос российских космонавтов Олега АРТЕМЬЕВА и СЕРГЕЯ ПРОКОПЬЕВА.

Владимир СОЛОВЬЕВ подчеркнул, что ресурсов Российского сегмента МКС достаточно для выполнения программы МКС-56, а наземный комплекс, персонал управления полетом готовы к посадке корабля «Союз МС-07» и запуску корабля «Союз МС-09».

С сообщениями о готовности всех систем корабля «Союз МС-09» и Российского сегмента Международной космической станции выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей.

Получено заключение о готовности средств и персонала ЦУП-М к работам по проведению запуска корабля «Союз МС-09»; доложено о готовности средств поиска и спасания. Представитель ИМБП РАН доложил о состоянии здоровья экипажей, работающих на борту МКС и проходящих подготовку к полёту. Представитель Центра подготовки космонавтов подтвердил, что экипажи готовы к выполнению предстоящей программы работ на МКС.

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия»:

- по возвращению 3 июня 2018 года на пилотируемом корабле «Союз МС-07» экипажа МКС - 54/55 в составе Антона ШКАПЛЕРОВА, Скотта ТИНГЛА, Норисигэ КАНАИ;
- по подготовке к запуску 6 июня 2018 года и доставке на МКС экипажа основной экспедиции МКС-56/57 в составе трёх человек: Сергея ПРОКОПЬЕВА, Александра ГЕРСТА, Серины АУНЬЁН-ЧЕНСЕЛЛОР;
- о допуске РС МКС к выполнению программы очередного этапа эксплуатации МКС.

В заключение генеральный конструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин поблагодарил за участие в заседании представителей госкорпорации «РОСКОСМОС», зарубежных космических агентств, предприятий ракетно-космической отрасли и ряда других организаций, участвующих в программе МКС, сообщается в релизе пресс-центра РКК "Энергия".

14.05.2018 Россия построит в Чили станцию слежения за космическим мусором

Российскую станцию наблюдения за космическим мусором в ближайшее время планируется построить в Чили, сообщил директор департамента стратегического планирования и организации космической деятельности Роскосмоса Юрий Макаров, передает РИА Новости.

Это будет уже вторая подобная российская станция в западном полушарии. Первая обсерватория была открыта весной прошлого года в Бразилии.

"Одна станция размещена в Бразилии. Предполагается размещение станции в Чили. Она практически уже готова", — сказал он на прошедшем в Москве заседании Совета РАН по космосу.

14.05.2018 Выход космонавтов Артемьева и Прокопьева в открытый космос отложили на неделю

Российские космонавты Олег Артемьев и Сергей Прокопьев выйдут в открытый космос с Международной космической станции 15 августа, на неделю позже чем планировалось ранее. Об этом в понедельник сообщается на сайте РКК "Энергия" со ссылкой на первого заместителя генерального конструктора по летной эксплуатации Владимира Соловьева, передает ТАСС.

"15 августа запланирован выход в открытый космос российских космонавтов Олега Артемьева и Сергея Прокопьева", - говорится в сообщении.

Ранее сообщалось, что космонавты выйдут в открытый космос по российской программе 8 августа. Артемьев находится на МКС с марта. Планируется, что Прокопьев прибудет на Международную космическую станцию в июне.

14.05.2018 Эксперт сравнил NASA и Российскую систему контроля космоса

Российская система контроля космического пространства (СККП) "видит" на высоких околоземных орбитах больше спутников и космического мусора, чем содержится в каталоге американской системы, заявил главный конструктор СККП Виктор Шилин, передает РИА Новости.

Согласно данным NASA и открытым сведениям NORAD (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки), в американском каталоге насчитывается почти 19 тысяч объектов, из которых чуть менее 5 тысяч – действующие и вышедшие из строя спутники, а остальное — космический мусор.

"В настоящее время в каталоге СККП на низких орбитах почти в два раза меньше объектов, чем в публикуемых данных каталога СККП США, а на высоких орбитах существенно больше – примерно на 2 тысячи", — рассказал Шилин в ходе прошедшего в Москве Совета РАН по космосу, посвященного проблеме космического мусора.

Согласно приведенным им данным, в частности, в настоящий момент в каталоге российской СККП насчитывается 7 тысяч объектов размером более 20 см на низкой околоземной орбите (от 160 км до 2 тысяч км), а также 6 тысяч объектов размером 20-40 см на высокой (от 2 тысяч км до 50 тысяч км) околоземной орбите.

14.05.2018 Космонавты на МКС сыграют в футбол во время чемпионата мира

Космонавты и астронавты на Международной космической станции сыграют в футбол в честь чемпионата мира, сообщил журналистам в понедельник российский космонавт, член экипажа миссии МКС56/57 Сергей Прокопьев, передает РИА Новости.

"Олег Артемьев (российский космонавт, прибывший на станцию 23 марта 2018 года – ред.) уже привез туда мячик футбольный лицензированный, там есть все оборудование, чтобы его накачать", — сказал Прокопьев на предполетной пресс-конференции.

При этом, по его словам, экипажу будет сложно сделать так, чтобы во время игры не повредить оборудование станции. "Но, думаю, что какую-то игру мы сможем организовать", — уверен космонавт.

Прокопьев также сообщил, что он и его соседи по станции смогут посмотреть игры ЧМ-2018 в режиме онлайн, а не только в записи, как это было раньше. Его коллега, астронавт Европейского космического агентства (ESA) немец Александр Герст, при этом уточнил, что если матчи будут накладываться на график работы экипажа, в таком удовольствии себе придется отказать.

Кроме того, Прокопьев рассказал, что в качестве в качестве индикатора невесомости экипаж возьмет с собой в корабль "Союз МС-09" талисман чемпионата — волка "Забиваку", подаренного Прокопьеву сыном.

Космонавты также рассказали о заключенном пари — если в ходе чемпионата команды России и Германии встретятся, каждый из них поставит на свою команду. В случае победы российской сборной Герсту нарисуют на лбу российский флаг. А если первенство окажется за немцами, Прокопьеву придется сделать такую же прическу, как у немецкого астронавта, то есть побриться налысо.

14.05.2018 Казахстан планирует направить на финансирование проекта "Байтерек" $314 млн

Казахстан намерен направить на финансирование космического ракетного комплекса "Байтерек" (совместного казахстанско-российского проекта) $314 млн., передает ТАСС. Об этом в понедельник сообщил журналистам вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин.

"Сейчас в технико-экономическом обосновании [ТЭО] по расчетам получена сумма $314 млн - это только организация наземного сегмента на Байконуре. Это бюджетные средства. В самом ТЭО показано - при оптимальной среднесрочной загрузке проект будет окупаемым", - рассказал Нургужин.

По его словам, сейчас обоснование проекта "Байтерек" закончено и находится на экспертизе. "Вообще по закону экспертиза длится 40 календарных дней, но мы будем в ускоренном режиме работать <...> Как только ТЭО пройдет экономическую экспертизу, мы выйдем на республиканскую бюджетную комиссию с графиком финансирования", - пояснил вице-министр.

14.05.2018 Межправкомиссия по комплексу "Байконур" обсудит развитие космодрома

Заседание казахстанско-российской межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" запланировано в июне текущего года в Москве, на нем обсудят развитие космодрома Байконур, передает ТАСС. Об этом в понедельник сообщил журналистам вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин.

"На заседании межправкомиссии планируется обсудить все текущие вопросы, которые находятся на постоянном контроле. Порядка 12 вопросов, связанных как с развитием самого космодрома - это вывод из аренды правого фланга, вопросы утилизации объектов, так и вопросы развития самого города, газоснабжение, вопросы законодательного взаимодействия граждан Казахстана и России на Байконуре", - рассказал Нургужин.

По его словам, заседание межправкомиссии планируется во второй половине июня в Москве. Казахстанскую сторону на ней представит первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин.

14.05.2018 Состоялось заседание Межведомственной комиссии

14 мая 2018 года в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина состоялось заседание Межведомственной комиссии, которая подвела итоги готовности к космическому полёту основного и дублирующего экипажей МКС-56/57. На заседании присутствовали представители Федерального космического агентства, Центра подготовки космонавтов, ПАО РКК «Энергия», Федерального медико-биологического агентства, NASA, ЕSА и др.

Основной и дублирующий экипажи транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09» (Сергей ПРОКОПЬЕВ, Александр ГЕРСТ, Серина АУНЬЁН-ЧЭНСЕЛЛОР, Олег КОНОНЕНКО, Давид СЕН-ЖАК и Энн МАККЛЕЙН) доложили о готовности к выполнению программы полёта, поблагодарили специалистов ЦПК и других организаций за хорошую подготовку.

По заключению комиссии, экипажи 56/57-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию к выполнению космического полёта на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз МС-09» и российском сегменте МКС готовы и рекомендованы к началу подготовки на космодроме БАЙКОНУР.

Запуск ТПК «Союз МС-09» запланирован на 6 июня 2018 года в 14:12:41 мск с пусковой установки площадки 1 («Гагаринский старт») космодрома БАЙКОНУР. Планируемая продолжительность полёта 187 суток, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов.

14.05.2018 Памятные даты космонавтики. 14 мая 2018 г.

14 мая исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) орбитальной станции Skylab.

14 мая исполняется 20 лет (1998) со дня запуска с космодрома Байконур грузового корабля "Прогресс М-39".

14 мая исполняется 10 лет (2008) со дня запуска с космодрома Байконур грузового корабля "Прогресс М-64".

14 мая исполняется 5 лет (2013) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской РН "Протон-М" европейского телекоммуникационного спутника Eutelsat 3D.

13.05.2018 Проведена плановая коррекция

В соответствии с программой полёта Международной космической станции (МКС) 13 мая 2018 года в 1:07 мск проведена плановая коррекция орбиты МКС.

Для выполнения манёвра была включена двигательная установка транспортного грузового корабля «Прогресс МС-08», пристыкованного к Международной космической станции. Время работы двигательной установки составило 172 сек.

Целью проведения коррекции стало формирование баллистических условий для посадки транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-07», запланированной на 3 июня 2018 года, а также выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», запланированного на 6 июня 2018 года, сообщает пресс-служба ЦУПа.

13.05.2018 Памятные даты космонавтики. 13 мая 2018 г.

13 мая исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") навигационного спутника Navstar-2.

13 мая исполняется 30 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) грузового корабля "Прогресс-36".

13 мая исполняется 25 лет (1993) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-91 (GPS-2A-20).

13 мая исполняется 20 лет (1998) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") метеорологического спутника NOAA-15.

13 мая исполняется 15 лет (2003) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) греческого телекоммуникационного спутника Hellas Sat-2.

12.05.2018 Ракета-носитель Falcon-9 успешно стартовала с первым спутником Бангладеш

10 мая 2018 г. в 20:14 UTC (23:14 ДМВ) с площадки LC-39А Космического центра NASA имени Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск РН Falcon-9 со спутником связи “Бангабанду-1”, созданном специалистами компании Thales Alenia Space для Бангладеш.

Этот запуск стал первым для новой, пятой по счету модификации самой ракеты. Как пишет профильный портал space.com со ссылкой на представителей SpaceX, обновленная возвращаемая первая ступень рассчитана на десять стартов без ремонтных работ после возвращения на Землю, и на ресурс до 100 стартов при последующем ремонте. Предыдущий вариант предусматривал только два запуска.

Усовершенствованная ступень также соответствует требованиям НАСА к ракетам для доставки на орбиту людей. SpaceX планирует использовать ее в сочетании с капсулой Dragon для выполнения контракта с НАСА на доставку астронавтов на борт Международной космической станции (МКС).

12.05.2018 На околоземной орбите отслеживается 18922 объекта

Как сообщается в ежеквартальном отчете Отдела NASA по слежению за искусственными космическими объектами (NASA Orbital Debris Program Office), по состоянию на 4 апреля 2018 года число объектов искусственного происхождения на околоземной орбите, отслеживаемых средствами контроля космического пространства, составляет 18922 единицы. Это на 87 объектов больше, чем отслеживалось тремя месяцами ранее.

В число отслеживаемых объектов входят 4766 (+ 83) космических аппаратов (функционирующие и "мертвые") и 14156 (+ 4) – ступени ракет-носителей и прочие обломки.

"Распределение мест" среди космических держав не изменилось.

Первое место за Россией и странами СНГ – 6514 (– 4). Из них, 1519 (+ 4) – спутники, а 4995 (– 8) – фрагменты РН и прочий "мусор".

Вторая строчка за США – 6355 (+ 24) объектов. В том числе 1670 (+ 36) спутников и 4685 (– 2) ступеней и фрагментов.

Третье место у Китая – 3892 (+ 29) объекта. В том числе, 289 (+ 20) спутников и 3603 (+ 9) других объекта.

Четвертое место в рейтинге занимает Франция – 546 объектов (без изменений): 64 (+ 1) + 482 (– 1).

У японцев 278 (+ 8) объектов – 172 (+ 2) спутников и 106 (+ 6) фрагментов.

За индийцами 205 (+ 3) объектов: 88 (+ 3) + 117 (+ 2).

"Показатели" Европейского космического агентства – 81 (без изменений) + 55 (– 1)=136 (– 1).

Всем остальным странам "принадлежат" 996 (+ 16) объектов – 883 (+ 17) + 114 (– 1).

Как видно из отчета, существенного изменения обстановки на околоземной орбите не произошло.