Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

16.02.2018 Запуск "Союза-СТ-Б" из Куру со спутниками связи запланирован на 6 марта

Запуск ракеты-носителя "Союза-СТ-Б" с четырьмя европейскими спутниками O3b запланирован на 6 марта с космодрома Куру во Французской Гвиане, передает РИА Новости. Об этом говорится в сообщении Роскосмоса.

Спутники O3b предназначены для создания новой европейской среднеорбитальной космической системы связи. Аппараты призваны обеспечить связью и высокоскоростным доступом в интернет жителей удаленных и развивающихся регионов, где нельзя проложить оптоволоконные кабели, — в общей сложности аудиторию около 3 миллиардов человек.

"Пуск ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" с космодрома Куру по согласованию с заказчиком запланирован на 6 марта 2018 года", — отмечается в сообщении.

16 февраля 2018 года специалисты предприятий Роскосмоса в Гвианском космическом центре (Куру, Французская Гвиана) приступили к автономным испытаниям системы управления ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" в рамках пусковой кампании по выводу на орбиту Земли четырех европейских телекоммуникационных космических аппаратов O3b. Днем ранее были проведены автономные испытания систем измерений ракеты-носителя и установлена на борт аппаратура европейского комплекта обеспечения безопасности в полете. Также продолжается заправка разгонного блока "Фрегат-МТ" компонентами ракетного топлива и подготовка стартового комплекса к приему ракеты-носителя и космической головной части.

16.02.2018 Ракета "Зенит" для первого пуска с "Морского старта" будет готова в 2019 году

Ракета-носитель "Зенит" для первого пуска в рамках возобновления проекта "Морской старт" может быть изготовлена в 2019 году, сообщила в пятницу журналистам в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи совладелец S7 Group (группа компаний S7 в 2016 году подписала с группой Sea Launch контракт на покупку "Морского старта") Наталья Филева.

"2019 год", - сказала она, отвечая на вопрос, когда может быть готова ракета "Зенит" для первого пуска по проекту "Морской старт".

Ранее украинский "Южмаш" (предприятие - производитель ракет-носителей "Зенит") сообщал, что поставит в 2018 году первые две ракеты для проекта "Морской старт".

По словам Филевой, первый пуск состоится, как только изготовят и доставят ракету "Зенит". Она напомнила, что носитель изготавливает Украина при участии России, а окончательная сборка ракеты будет происходить в США, передает ТАСС.

16.02.2018 Новый изоляционный эксперимент, имитирующий условия полета на Марс, стартовал в Соединенных Штатах.

Новый изоляционный эксперимент, имитирующий условия полета на Марс, стартовал в Соединенных Штатах, передает ТАСС. Организует его уже в шестой по счету раз Университет штата Гавайи, а финансирует Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Как сообщила корреспондент ТАСС по телефону с места событий научный руководитель этой серии экспериментов Ким Бинстед, реализация очередного такого проекта началась в четверг на Гавайях с небольшой задержкой. По словам Бинстед, предполагалось, что отсчет времени в рамках эксперимента пойдет с 17:30 по местному времени (06:30 пятницы мск), однако в реальности случилось примерно 10-минутное опоздание. На вопрос о том, прошла ли процедура начала эксперимента без проблем, ученая ответила: "Да, все как планировалось".

Участие в эксперименте принимают четыре человека. По свидетельству Университета штата Гавайи, на этот раз сформировался "самый интернациональный экипаж". В него вошли двое мужчин (уроженцы Республики Корея и Шотландии, являющиеся по профессии один преподавателем экономики в Университете штата Техас, а второй - астрофизиком), а также две женщины (гражданки Австралии и Словакии, популяризатор науки и астробиолог). Они теперь находятся в специальном комплексе на склоне спящего вулкана Мауна-Лоа, отдаленно напоминающего пейзаж Марса, в котором должны провести изоляции от внешнего мира восемь месяцев.

На участие в этом эксперименте, как рассказывала ранее корреспонденту ТАСС Бинстед, претендовали и россияне. "Я, увы, не могу разглашать детали, касающиеся процесса отбора. Могу лишь сказать, что мы были счастливы видеть нескольких россиян в числе высококвалифицированных претендентов на участие в новом эксперименте", - заявила Бинстед.

Эксперты из NASA и Университета штата Гавайи рассчитывают, что изоляционные эксперименты, идущие на Мауна-Лоа, помогут подготовить первый полет человека на Марс, который США надеются осуществить в 2030-е годы. Ученые решают за счет этой серии экспериментов медицинские и психологические проблемы, с которыми может столкнуться экипаж корабля, отправляющийся в долгое путешествие в дальний космос.

В этих целях участники экспериментов на Гавайях реализуют достаточно сложную программу научных исследований, находясь под постоянным наблюдением. Ученые следят за своими подопечными с помощью телекамер, установленных внутри комплекса, и различных датчиков, закрепленных на их теле.

Жилищем участников эксперимента является двухэтажное здание общей площадью 111,5 кв. м, находящееся на высоте 2,6 км над уровнем моря. Оно имеет форму купола высотой 7 метров, а его диаметр составляет 12 метров. На первом этаже расположена научная лаборатория и подсобные помещения, на втором - маленькие спальные комнаты. Купол является полупрозрачным и негерметичным.

Наружу участники эксперимента выходят, чтобы взять образцы грунта и провести геологические исследования, только в космических скафандрах. Физических контактов с людьми за пределами комплекса у них нет. едят они исключительно "космическую" - замороженную, сублимированную и консервированную пищу. Радиосвязь между участниками эксперимента и их кураторами осуществляется с 20-минутной задержкой - именно столько времени требуется на прохождение сигнала между Землей и Марсом.

16.02.2018 РКК "Энергия" предупредила о скором конце монополии России в космосе

Реализация планов американских компаний по созданию пилотируемых космических кораблей угрожает монополии России в данной области. Об этом говорится в отчете ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" за четвертый квартал 2017 года, передает РИА Новости.

В документе отмечается, что после закрытия американской программы Space Shuttle в 2011 году Россия стала монополистом на рынке пилотируемых полетов. Однако уже в 2012 году NASA начало поставлять грузы на МКС с помощью кораблей Dragon, а с 2013-го — на кораблях Cygnus. Как следствие, заказы США на перевозки грузов с помощью кораблей "Прогресс" сократились.

В РКК "Энергия" добавляют, что NASA в 2019 году планирует начать эксплуатацию пилотируемых коммерческих кораблей Starliner (Boeing) и Crew Dragon (Space X), так что монополия России на рынке представляется недолговечной, а конкуренция будет нарастать.

В то же время в компании ожидают стабильного спроса на производимые РКК "Энергия" корабли типа "Союз" и "Прогресс" на ближайшую перспективу (как минимум на период эксплуатации МКС). Это объясняется международными обязательствами России по доставке на станцию членов международных экипажей и грузов.

16.02.2018 "Известия": Россия запустит в октябре на орбиту два спутника "Блиц- М"

Россия в октябре 2018 года запустит в космос два спутника "Блиц-М", сделанных из стекла и предназначенных для составления гравитационной модели планеты, а также повышения точности системы ГЛОНАСС, передает ТАСС. Об этом в пятницу сообщила газета "Известия" со ссылкой на главу научно-производственной корпорации "Системы прецизионного приборостроения" (НПК СПП), входящей в "Роскосмос", Юрия Роя.

"К старту подготовлены два космических аппарата "Блиц-М". Планируется, что они будут запущены вместе с космическими аппаратами системы "Гонец" в октябре этого года", - сказал Рой газете.

Спутники созданы на основании разработанной НПК СПП технологии сверхточного производства сферических линз. После выхода на орбиту они будут использованы в качестве мишеней для лазерных дальномеров по измерению различных дистанций с Земли. Отмечается, что погрешность при отражении лазерного сигнала составит не более 0,1 мм.

16.02.2018 Памятные даты космонавтики. 16 февраля 2018 г.

16 февраля исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в Японии (космодром Танегасима) научно-исследовательского спутника ISS-2 (Ionosphere Sounding Satellite-2).

16 февраля исполняется 35 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1441” (“Целина-Д” № 40).

15.02.2018 Роскосмос назвал условия, при которых "Прогресс" достигнет МКС за 3,5 часа

Двухвитковая схема запуска к МКС грузового корабля "Прогресс" будет обязательно опробована при благоприятных баллистических условиях, сообщил, отвечая на вопросы РИА Новости, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалев.

"Будет опробована, хотя и не обязательно на следующем "Прогрессе". Просто должны снова подходить баллистические условия, и как только диапазон будет подходящим, обязательно планируем отработать вновь двухвитковую схему", — сказал он.

Отвечая на вопрос, что же явилось причиной переноса запуска "Прогресса МС-08" на резервную дату, Крикалев сказал: "Причина понятна. Если не вдаваться в детали, то сбой дал компьютер ракеты-носителя. Он был замен на резервный, поведены все необходимые тесты, ракета с "Прогрессом" полетела, а сегодня, как вы могли убедиться, космический грузовик штатно пристыковался в автоматическом режиме к МКС".

15.02.2018 "Прогресс МС-08" пристыковался к МКС

Транспортный грузовой корабль "Прогресс МС-08" 15 февраля 2018 г. в 10:38 UTC (13:38 ДМВ) успешно пристыковался к Международной космической станции. Стыковка корабля осуществлена к стыковочному узлу российского служебного модуля "Звезда".

15.02.2018 Памятные даты космонавтики. 15 февраля 2018 г.

15 февраля исполняется 45 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) научно-исследовательского спутника “Прогноз-3”.

15 февраля исполняется 15 лет (2003) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане телекоммуникационного спутника Intelsat-907.

14.02.2018 Россия обсудит с Люксембургом планы по развитию космической связи

Российская сторона в мае планирует обсудить с Люксембургом планы по созданию космических орбитальных группировок связи, позиционного зондирования Земли, развитию системы ГЛОНАСС и возможность других совместных проектов в космической сфере, передает ТАСС. Об этом заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин по итогам заседания межправкомиссии России, Бельгии и Люксембурга.

По его словам, стороны в среду договорились о том, что совместно рассмотрят на семинаре планы Роскосмоса по развитию коммерциализации космических услуг, то, что российская сторона пока "не очень хорошо" умеет делать. "Мы хотим предложить познакомиться с нашими планами по созданию орбитальных группировок позиционного зондирования Земли, развитию системы ГЛОНАСС, навигационной системы, орбитальной группировки связи, телекоммуникаций, широкополосного интернета, картографии и многого другого. И мы хотели бы, в том числе, обсудить возможность даже и совместных проектов в этой области вместе с коллегами, которые имеют возможность не только представлять технические решения, но и имеют довольно-таки широкие плечи с точки зрения приобретения заказов на эти аппараты, и совместно работать на этом рынке", - сказал Рогозин.

Он отметил, что Люксембург является страной, где работают крупнейшие операторы космических услуг.

14.02.2018 Пилотируемый запуск с Байконура назначен на 21 марта

Пилотируемый запуск с Байконура, первоначально запланированный на 15 марта, назначен на 21 марта, передает ТАСС. Об этом в среду сообщил журналистам глава Роскосмоса Игорь Комаров.

"21 марта планируется у нас пилотируемый запуск с Байконура", - сказал Комаров.

Как пояснил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, "первоначально заявленная дата старта - 15 марта - стояла в предварительном плане-графике, который еще не был согласован, новая дата - 21 марта - официально утверждена". "Уточнение графика никак не связано с баллистическими условиями или какими-то иными техническими причинами", - добавил Буренков.

14.02.2018 На МКС в 2019 году установят европлатформу Bartolomeo для исследований

Европейское космическое агентство (ESA) и Airbus подписали соглашение о коммерческом партнерстве по производству, запуску и управлению платформой Bartolomeo, она будет установлена на европейский модуль Columbus на МКС в мае 2019 года, сообщил РИА Новости представитель Airbus.

"Airbus направит инвестиции в размере 40 миллионов евро на разработку, создание и запуск этой инновационной платформы. ESA, в свою очередь, установит платформу на МКС. Платформа будет установлена в открытом космосе с помощью роботизированных систем. Airbus будет отвечать за работу платформы и установку модуля полезной нагрузки", — отметил собеседник агентства.

Платформа откроет пользователям по всему миру новые коммерческие возможности и будет полезна в таких областях, как наблюдение за Землей, демонстраторы технологий, астро- и гелиофизика, материаловедение, космические приборы и коммерческое освоение космоса.

Bartolomeo позволит государственным и частным организациям быстро и экономически эффективно проводить исследования в космосе с помощью модуля полезной нагрузки. Груз может быть запущен через 18 месяцев после подписания контракта.

Платформа названа в честь младшего брата Христофора Колумба. Она будет установлена на внешней стороне модуля Columbus и оснащена 12 отсеками полезной нагрузки. Растущее число пользователей коммерческой полезной нагрузки классом 100 килограммов делают платформу востребованной. Полезные грузы не требуют обслуживания космонавтами и могут эксплуатироваться вне МКС.

Платформа находится в разработке и недавно прошла этап предварительного анализа характеристик конструкции. Предполагается, что первые слоты полезной нагрузки будут установлены на платформу уже во второй половине 2019 года. Запуск небольших грузов стал возможным благодаря новому механизму крепления грузов до 125 килограмм и объемом до 0,5 кубических метров (General-purpose Oceaneering Latching Device, GOLD). Система была разработана партнером Airbus – компанией Oceaneering Space Systems в Хьюстоне, штат Техас. Обе компании работают над системой стыковки платформы с модулем Columbus с помощью робототехники МКС.

14.02.2018 В США объявили состав участников нового эксперимента по имитации полета на Марс

Американские специалисты определили состав участников нового эксперимента в США, имитирующего условия полета на Марс, передает ТАСС. Об этом объявила пресс-служба Университета штата Гавайи, который уже в шестой по счету раз организует такой научный эксперимент, финансируемый Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

По свидетельству Университета штата Гавайи, на этот раз сформировался "самый интернациональный экипаж". В него вошли двое мужчин (уроженцы Республики Корея и Шотландии, являющиеся по профессии один преподавателем экономики в Университете штата Техас, а второй астрофизиком), а также две женщины (гражданки Австралии и Словакии, популяризатор науки и астробиолог). Планируется, что уже в четверг они войдут в специальный комплекс на склоне спящего вулкана Мауна-Лоа, отдаленно напоминающего пейзаж Марса, в котором проведут практически в полной изоляции от внешнего мира восемь месяцев.

На участие в этом эксперименте, как рассказывала ранее его научный руководитель Ким Бинстед ТАСС, претендовал и ряд граждан России. "Я, увы, не могу разглашать детали, касающиеся процесса отбора. Могу лишь сказать, что мы были счастливы видеть нескольких россиян в числе высококвалифицированных претендентов на участие в новом эксперименте", - заявила во вторник ТАСС Бинстед, являющаяся профессором Университета штата Гавайи, специалистом по разработкам в области искусственного интеллекта.

14.02.2018 Памятные даты космонавтики. 14 февраля 2018 г.

14 февраля исполняется 55 лет (1963) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Syncom-1.

14 февраля исполняется 40 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-989” (“Зенит-4МКМ”).

14 февраля исполняется 20 лет (1998) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) с помощью РН Delta-2 четырех спутников связи типа Globalstar.

13.02.2018 "Прогресс МС-08" стартовал

13 февраля 2018 года с космодрома БАЙКОНУР успешно осуществлен очередной запуск ракеты космического назначения «Союз-2.1а» по программе Международной космической станции (МКС), сообщает пресс-служба ГК "Роскосмос". Ракета-носитель «Союз-2.1а» вывела на околоземную орбиту транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс МС-08». После отделения космического корабля от третьей ступени ракеты-носителя ТГК приступил к выполнению программы полета к МКС.

Сближение транспортного корабля «Прогресс МС-08» с МКС и причаливание к стыковочному узлу служебного модуля «Звезда» планируется проводить в автоматическом режиме под контролем специалистов ГОГУ РС МКС в ЦУП и российских космонавтов – Александра МИСУРКИНА и Антона ШКАПЛЕРОВА. Стыковка ТГК м МКС запланирована 15 февраля 2018 года в 13:43 мск.

13.02.2018 США выделяют $50 млн на изучение возможности отправки миссии на Марс

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) получит $50 млн на изучение возможности отправки автоматической станции на Марс с целью получения образцов его грунта, передает ТАСС. Об этом свидетельствует проект федерального бюджета США на 2019 финансовый год, обнародованный в понедельник Белым домом.

Как отмечается в этом документе, администрация США поддерживает планы отправки на Марс "следующего марсохода, запуск которого состоится, предположительно, в 2020 году". "Кроме того, бюджет предусматривает ассигнование $50 млн, чтобы рассмотреть возможности возвращения с Марса геологических образцов, что давно является высокоприоритетной научной целью и краеугольным камнем будущего исследования Марса", - говорится в запросе американского правительства, направленном на рассмотрение Конгресса США.

В нем также сообщается, что нынешняя исполнительная ветвь власти США приняла решение отказаться от проекта создания нового орбитального телескопа, который должен был работать в инфракрасном диапазоне (WFIRST), из-за его дороговизны.

При этом подтверждено намерение продолжать вести разработку сверхзвукого самолета (X-plane), дебютный полет которого намечается на 2021 год.

Наконец, в проекте бюджета упоминается стремление поддерживать планы частных американских компаний, касающиеся запуска в 2022 году "космического буксира".

13.02.2018 США начнут строительство космической платформы на орбите Луны в 2022 году

США в 2022 году начнут строительство космической станции на орбите Луны, сообщил в связи с публикацией проекта бюджета на 2019 год исполняющий обязанности главы NASA Роберт Лайтфут.

"Мы начнем строительство космической инфраструктуры на орбите Луны для длительного исследования и изучения нашего ближайшего соседа. В 2022 году мы осуществим запуск силового и двигательного элемента на орбиту Луны, который станет основой Лунной орбитальной станции (Lunar Orbital Platform-Gateway)", — сообщил он, выступая в космическом центре имени Маршала в Алабаме с ежегодным обращением по случаю представления проекта бюджета ведомства. NASA вело прямую трансляцию выступления.

По словам Лайтфута, 2020-е годы будут посвящены возвращению американцев на Луну и исследованиям на лунной и низкой околоземной орбите. "Коротко говоря, мы снова на пути возвращения на Луну, устремив взгляд к Марсу", — сказал он.

Согласно опубликованному NASA президентскому проекту бюджета, в 2019 году он предусматривает выделение на нужды ведомства 19 миллиардов 892 миллионов долларов. Ранее в понедельник Белый дом распространил проект бюджета, в котором сообщалось, что на 2019 год NASA предлагается выделение на 2,6% больше, чем годом раньше, и указывалась цифра в 19,6 миллиарда долларов, передает РИА Новости.

13.02.2018 Памятные даты космонавтики. 13 февраля 2018 г.

13 февраля исполняется 95 лет (1923) со дня рождения американского летчика-испытателя Чарльза Элвуда Йегерта (Charles Elwood Yeager). Первым в мире преодолел звуковой барьер 14 октября 1947 г. на самолете Х-1.

12.02.2018 Астрономы уточнили траекторию полета Tesla

Спорткар "Тесла", выведенный на орбиту на прошлой неделе, на самом деле направляется не в сторону пояса астероидов, а к Марсу, к первоначальной цели этого "космического автомобиля", передает РИА Новости. Об этом сообщает Live Science.

"Орбита, уводившая "Теслу" в пояс астероидов, была вычислена с ошибкой. Специалисты SpaceX неправильно применили параметр C3, скорость, необходимую для преодоления притяжения Земли. Это вполне объяснимо, так как для компании, продающей ракеты, важнее само значение этого параметра, а не то, как его нужно использовать", – заявил Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell), популярный блогер и астрофизик из Гарвардского университета (США).

Автомобиль не пустой – за рулем сидит манекен, прозванный "звездным человеком" в честь одной из песен британского рок-музыканта Дэвида Боуи. Когда спорткар вышел на орбиту, его "пассажир" отпраздновал это, прослушав две композиции Боуи – "Space Oddity" и "Life on Mars?" – на аудиосистеме "Теслы".

Изначально, как отмечал сам Маск, его машина должна была отправиться в многомесячный полет в сторону Марса и миновать планету на небольшом расстоянии от ее поверхности. После запуска, по словам самого предпринимателя, эти надежды не оправдались – траектория уводила "Теслу" в сторону пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Как показывают расчеты Макдауэлла, это не так – на самом деле "Тесла" действительно станет первым автомобилем в истории человечества, который достигнет окрестностей Марса. По его словам, родстер Маска достигнет орбиты Красной планеты в июле этого года и пролетит на расстоянии примерно 110 миллионов километров от Марса.

Максимально близко "космический родстер" приблизится к Марсу в октябре 2020 года – на расстояние 7 миллионов километров. Этого, как отмечает астроном, недостаточно для выхода на стабильную или полустабильную орбиту вокруг Марса – притяжение планеты еще будет слишком слабым, чтобы захватить "Теслу".
Можно сказать, что первоначальные планы Маска реализуются лишь частично – машина действительно долетит до Марса, но не сможет стать его искусственным спутником, как обещал предприниматель в декабре прошлого года.

12.02.2018 Китай успешно вывел на орбиту два навигационных спутника Beidou

12 февраля 2018 г. в 05:03:04.218 UTC (08:03:04.218 ДМВ) со 2-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск  (пусковая операция 07-85) РН “Чанчжэн-3В/YZ-1”, которая вывела на околоземную орбиту два навигационных спутника “Бейдоу-28” (43207 / 2018-018А) и “Бейдоу-29” (43208 / 2018-018В).