Новый номер

№ 08 (403), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

23.08.2016 NASA спустя 22 месяца восстановило связь с солнечной обсерваторией Stereo-B

Команда NASA восстановила связь с солнечной обсерваторей Stereo-B, сообщило 23 августа РИА Новости со ссылкой на информацию на сайте NASA.

"21 августа 2016 года контакт с одной из солнечных обсерваторий, известной как Stereo-B, был восстановлен, после того как связь с ней была потеряна 1 октября 2014 года", – говорится в сообщении.

Потеря связи произошла в ходе эксперимента, который готовил КА к прохождению за Солнцем по отношению к земному наблюдателю. В этот трехмесячный период, не имея связи с Землей, аппарат должен был каждые трое суток самостоятельно перезагружаться, строить ориентацию и пытаться выйти на связь. В ходе эксперимента Земля преднамеренно не обращалась к Stereo-B в течение трех суток. Как и предполагалось, 1 октября 2014 г. КА выполнил перезагрузку, однако его сигнал после этого был очень слаб и быстро затих.

На основании нескольких принятых пакетов данных специалисты заключили, что вышел из строя инерциальный измерительный блок, который стал выдавать в систему управления КА ошибочные данные о текущей ориентации. Используя эту ложную информацию, Stereo-B отвернул свою антенну от Земли и перешел во вращение, во время которой был неудачно ориентирован по отношению к Солнцу и не получал достаточно энергии.

Попытки связаться с аппаратом предпринимались раз в месяц, и 21 августа такая попытка оказалась успешной. Сигнал со Stereo-B принимался в течение нескольких часов, были получены необходимые данные о фактической ориентации КА, чтобы построить стратегию возвращения его к активной жизни.

23.08.2016 Завершилась всероссийская студенческая стройка "Космодром Восточный-2016"

Студенческие отряды закончили работы на космодроме Восточный, который строится в Амурской области. Почти 500 человек из 24 регионов России, организованные в студотряда, трудились на Восточном с 4 июля, сообщило 23 августа РИА Новости со ссылкой на пресс-службу правительства Амурской области.

"Студенты уложили более 1000 кубических метров бетонной смеси, около 1200 кубических метров кирпичной кладки, связано в виде каркаса более 50 тонн арматуры, оштукатурено 800 квадратных метров стен, уложен асфальт на площади около одного квадратного километра, почти 800 штук дорожных и свыше 1100 штук тротуарных бордюров", – говорится в сообщении.

По итогам летнего трудового семестра 2016 года лучшим студенческим строительным отрядом признан "Товарищ" из Алтайского края, ребята увезут домой знамя стройки. По итогам летней стройки также отмечены лучшие бойцы студенческих строительных отрядов из Амурской области: Александр Михолап из отряда "Восток" (Амурский институт железнодорожного транспорта, г. Свободный), Илья Веприк – "Космострой" (Дальневосточный аграрный университет), Дмитрий Истомин – "Факел" (Амурский колледж строительства и ЖКХ) и Михаил Антонов – "Вектор" (Амурский государственный университет).

"Мы счастливы здесь работать – это подвиг, которым потом гордишься, о которых рассказываешь родным и друзьям. Участвуя в строительстве наряду со спецстроевцами – строителями уникальных объектов, мы получаем огромный опыт в профессиональной деятельности", – цитирует пресс-служба командира отряда "Байкал" из Иркутской области Дмитрия Уральского, который второй год подряд работал на Восточном.

23.08.2016 NASA будет поощрять коммерческое использование МКС после 2024 года

NASA будет поощрять возможное коммерческое использование Международной космической станции после 2024 года, сказала РИА Новости в понедельник 22 августа представитель NASA Кэтрин Хамблтон. Она не ответила прямо на вопрос, может ли быть станция продана или передана частникам, но сказала, что ее коммерческое использование изучается.

Ранее первый заместитель руководителя Управления разработки исследовательских систем NASA Уилльям Хилл не исключил, что станция может быть передана в частные руки после окончания срока службы в середине 2020-х годов и что это позволит продолжить ее использование на низкой околоземной орбите.

"NASA привержено поддержке станции по крайней мере до конца 2024 года, – напомнила Хамблтон. – Как вы знаете, "владеет" Международной космической станцией не NASA, а партнерство нескольких космических агентств по всему миру. По мере того, как NASA продвигает планы по путешествию на Марс, коммерческие партнеры будут брать на себя лидерство на низкой околоземной орбите, создавать космическую экономику, которая будет строиться не только на государственных контрактах, но на спросе и предложении частного сектора", – добавила представитель американского космического агентства.

По ее словам, подобная работа уже ведется в некоторых аспектах исследовательских возможностей NASA на станции, включая интеграцию полезной нагрузки. Также идет сотрудничество с американским государственным Центром по продвижению науки в космосе, которое сотрудничает с учеными и частными партнерами для использования МКС в инновационной сфере.

Кроме того, NASA в июле текущего года распространило документ, который приглашает коммерческие фирмы проявить инициативу и изложить, какие возможности МКС можно использовать для создания рынка космических услуг на низкой орбите, уточнила Хамблтон. По ее словам, основы для возможного коммерческого использования станции создает также нынешнее сотрудничество NASA с частными фирмами в области доставки грузов и космонавтов на МКС.

23.08.2016 Памятные даты космонавтики. 23 августа 2016 г.

23 августа исполняется 70 лет (1946) со дня рождения американского геофизика Роберта Генри Клегга (Robert Henry Clegg), отобранного в 1990 г. в качестве дублера специалиста полета для полета на шаттле.

23 августа исполняется 60 лет (1956) со дня рождения американского астронавта Дэвида Александера Вулфа (David Alexander Wolf).

23 августа исполняется 55 лет (1961) со дня запуска в США (мыс Канаверал) лунного зонда Ranger 1.

22.08.2016 "Роскосмос" повысит надежность запусков кораблей "Союз"

Госкорпорация "Роскосмос" потратит почти 1,8 миллиарда рублей для повышения надежности запусков транспортных пилотируемых кораблей типа "Союз" и космических грузовиков "Прогресс", следует из материалов на портале госзакупок.

Так, согласно документам госкорпорации, для достижения поставленной цели потребуется модернизировать измерительный комплекс, средства связи, комплекс метеорологического обеспечения, а также системы стартовых и технических комплексов космодрома Байконур. Это потребует в общей сложности – 1,2 миллиарда рублей. Еще 542,5 миллиона рублей будет потрачено на создание, модернизацию комплексов производства, хранения, заправки, транспортирования и контроля качества компонентов ракетного топлива.

Исполнителем был выбран Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП "ЦЭНКИ") в форме закупки у единственного поставщика. Окончание работ запланировано на 25 апреля 2018 года.

Отмечается, что источник финансирования – собственные средства госкорпорации, передает РИА Новости.

22.08.2016 СМИ сообщили о разработке Роскосмосом новой сверхтяжелой ракеты

Госкорпорация «Роскосмос» приступила к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, сообщила в понедельник газета «Известия» со ссылкой на гендиректора ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Владимира Солнцева.

«Мы ведем с генеральным конструктором по ракетным комплексам “Роскосмоса” Александром Медведевым проработку носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя, который у нас уже есть, — РД-171, он ложится в основу концепции сверхтяжелого носителя», — заявил изданию Солнцев.

«Использование водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя мы пока не рассматриваем. Третью ступень хотим взять от уже летающей “Ангары”. Такая компиляция позволит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже есть, не несем дополнительных затрат и не уходим в “перспективу десятилетий”. Я уверен, что создание “сверхтяжа” по этой схеме возможно в рекордное время — речь идет о пяти-семи годах» — подчеркнул гендиректор РКК «Энергия».

По его словам, проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации лунной программы.

Солнцев пояснил, что в проекте закладывается ракета, выводящая порядка 80 т на низкую опорную орбиту (НОО). Дальнейшая эволюция сверхтяжелой ракеты на основе технологий РД-171 предполагает возможность увеличения ее грузоподъемности до 120 т на НОО и при необходимости до 160 т на НОО за счет изменения компоновки и расширения возможности двигателей. Отмечается, что создание ракеты на основе технологий РД-171 позволит отказаться от замысла построить сверхтяжелую ракету на основе «Ангары».

Со своей стороны генеральный конструктор по ракетным комплексам «Роскосмоса» Александр Медведев подтвердил «Известиям», что проект сверхтяжелого носителя с использованием технологий РД-171 сейчас разрабатывается, передает "Интерфакс".

22.08.2016 Памятные даты космонавтики. 22 августа 2016 г.

22 августа исполняется 25 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-2154" ("Парус").

22 августа исполняется 10 лет (2006) со дня запуска из экваториальной зоны Тихого океана с морской стартовой платформы Odyssey южнокорейского телекоммуникационного спутника Koreasat-5.

22.08.2016 Почти четыре тысячи человек готовы пройти отбор в канадские астронавты

Около четыре тысяч человек подали заявки в Канадское космическое агентство (ККА), которое в скором времени начнет отбор будущих канадских астронавтов. Об этом сообщил телеканал СBC.

По его данным, с июня 2016 года до конца нынешней недели агентство получило 3 тыс. 772 заявки. Из них 69% заявлений подали мужчины, 24% - женщины, и 7% кандидатов не указали своего пола. Также из этого числа 374 человека в настоящее время не проживают на территории Канады. С 1983 года ККА отобрало 12 астронавтов, 8 из которых приняли участие в 16 международных миссиях в космос, передает ТАСС.

21.08.2016 Умер бывший руководитель Национального космического агентства Украины Александр Негода

20 августа 2016 года после тяжелой продолжительной болезни на 68-м году жизни скончался бывший Генеральный директор Национального космического агентства Украины (1995-2005 гг.) Александр Алексеевич Негода.

21.08.2016 Памятные даты космонавтики. 21 августа 2016 г.

21 августа исполняется 35 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1298" ("Кобальт").

21 августа исполняется 30 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1772" ("Зенит-8").

21 августа исполняется 25 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника ДЗЗ "Ресурс Ф-2" (17Ф42 №7).

21 августа исполняется 20 лет (1996) со дня запуска в США (носитель воздушного базирования Pegasus XL) научно-исследовательского спутника FAST.

21 августа исполняется 15 лет (2001) со дня запуска с космодрома Байконур грузового транспортного корабля "Прогресс М-45".

20.08.2016 Китай закончил подготовку двигателей ракеты-носителя "Чанчжэн-5"

Китай завершил подготовку системы двигателей крупнейшей в стране ракеты-носителя "Чанчжэн-5", пишет газета "Цзефанцзюнь бао".

Ранее представитель программы пилотируемых космических полетов КНР У Пин сообщила, что запуск китайской ракеты-носителя нового поколения "Чанчжэн-5" состоится во второй половине 2016 года с космодрома Вэньчан (провинция Хайнань). Она отмечала, что точная дата еще не определена и будет зависеть от погодных условий.

"По имеющимся данным, различного рода подготовительные работы системы двигателей крупнейшей ракеты-носителя Китая "Чанчжэн-5" в полной мере завершены", — пишет газета. Отмечается, что в ближайшее время она будет доставлена на стартовую площадку космодрома в Вэньчане, передает РИА Новости.

20.08.2016 Памятные даты космонавтики. 20 августа 2016 г.

20 августа исполняется 65 лет (1951) со дня рождения журналиста Светланы Октябрьевны Омельченко, которая прошла курс общекосмической подготовки и получила квалификацию космонавта-исследователя.

20 августа исполняется 30 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника радиолокационной разведки "Космос-1771" (УС-А).

20 августа исполняется 25 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) грузового транспортного корабля "Прогресс М-9".

19.08.2016 Астронавт Джеффри Уильямс поздравил руководителя НАСА с юбилеем из космоса

Астронавт Джеффри Уильямс, совершивший в пятницу пятый в карьере выход в открытый космос, поздравил главу НАСА Чарльза Болдена с 70-летием со внешней поверхности МКС. Трансляцию выхода в открытый космос вел сайт НАСА.

"Хочу воспользоваться возможностью, чтобы пожелать руководителю (НАСА) Чарли Болдену счастливого 70-летия. Я знаю Чарли почти 30 лет, точнее 29 лет… С днем рождения, Чарли!", — сказал Уильямс, прервав на короткое время работы на внешней поверхности МКС, передает РИА Новости.

19.08.2016 Астронавты НАСА вернулись на МКС после выхода в открытый космос

Астронавты НАСА командир экипажа Международной космической станции (МКС) Джеффри Уильямс и борт-инженер Кейт Рубинс завершили выход в открытый космос, установив на МКС новый стыковочный адаптер, трансляцию выхода в открытый космос вело НАСА, передает РИА Новости.

Уильямс и Рубинс перевели скафандры на автономное питание в 15:04 мск, что ознаменовало фактическое начало выхода в открытый космос. Через несколько минут они вышли на внешнюю поверхности станции.

Астронавты находились за пределами станции 5 часов 58 минут, после чего вернулись в шлюзовой отсек "Квест". Люк отсека был задраен в 20:57 мск. После завершения процесса нормализации давления, Уильямс и Рубинс, для которой это дебютный выход в открытый космос, вернутся на станцию. На борту МКС им помогают японский астронавт Такуя Ониши и российский космонавт Анатолий Иванишин.

Астронавты успешно выполнили стыковку МКС с доставленным на нее в июле международным стыковочным адаптером IDA. Он будет использоваться для автоматических стыковок со строящимися американскими космическими кораблями.

Выполнение дополнительных заданий было отозвано из-за незначительных проблем со связью в скафандре Уильямса.

Следующий выход в открытый космос астронавтов НАСА запланирован на 1 сентября.

19.08.2016 Американские астронавты вышли в открытый космос для установки стыковочного узла на МКС

Американские астронавты Джефф Уильямс и Кэтлин Рубинс начали в пятницу выход в открытый космос для установки многофункционального стыковочного узла на американском сегменте Международной космической станции (МКС), передает ТАСС.

Для Уильямса это уже четвертый выход в открытый космос, а для Рубинс - первый.

Астронавтам предстоит установить стыковочный узел, доставленный на МКС американским грузовым космическим кораблем Dragon 20 июля и предназначенный для обеспечения стыковки с МКС американских коммерческих кораблей с экипажами. Ко времени начала выхода в открытый космос дистанционно управляемый манипулятор Canadarm-2 переместил стыковочный узел из грузового отсека корабля Dragon к передней части модуля Harmony.

Как сообщила корреспонденту ТАСС представитель Центра космических полетов имени Линдона Джонсона в Хьюстоне (штат Техас), завершение выхода в открытый космос планируется на 21:30 мск. "Таким образом, продолжительность (работ) составит около шести с половиной часов", - отметила она.

19.08.2016 В США запущены два спутника слежения за космическими объектами

19 августа 2016 года в 04:52 UTC (07:52 ДМВ) с площадки SLC-37B Станции ВВС США "Мыс Канаверал" стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-4, которая вывела на околоземную орбиту два спутника типа GSSAP (Geosynchronous Space Situational Awareness Program).

Спутники, созданные компанией Orbital ATK по заказу Пекнтагона, предназначены для сбора информации о размере, местонахождении и статусе космических объектов.

19.08.2016 СМИ: РКК "Энергия" уже нашла восемь туристов для полета к Луне

Восемь человек согласились отправиться в космическое путешествие к Луне на борту модернизированного космического корабля серии "Союз", сообщил газете "Известия" генеральный директор ракетно-космической корпорации "Энергия" Владимир Солнцев, передает РИА Новости.

Компания Space Adventures, отправляющая космических туристов на орбитальную станцию, начала поиск клиентов для полетов вокруг Луны еще в 2010 году, отмечает издание.

"У нас есть эскизный проект по модернизации космического корабля "Союз", который изначально создавался с учетом перспектив организации лунной экспедиции. Модернизированный "Союз" может осуществить короткий полет к Луне, позволяющий облететь спутник Земли. Потенциально мы рассматриваем восемь реальных кандидатов, готовых заплатить за такую экспедицию", — цитирует газета слова Солнцева.

По его словам, режиссер Джеймс Кэмерон был одним из первых, кто заинтересовался возможностью слетать к Луне. Кроме того, среди потенциальных туристов есть семья из Японии. "Энергия" сможет развернуть "масштабную работу", как только наберет "критическую массу" подтвержденных заявок, добавил гендиректор корпорации.

Как рассказал "Известиям" близкий к компании Space Adventures (SA) источник, цена за космическое путешествие к Луне была снижена со 150 до 120 миллионов долларов.

"Интерес к этому проекту есть, люди готовы платить деньги за уникальный опыт. SA информирует потенциальных клиентов, что первый облет Луны с туристами может состояться до 2020 года. Полеты в ближний космос и на околоземную орбиту станут вскоре более-менее массовым продуктом, а вот путешествие к Луне, ее облет, остается пока мечтой", — приводит издание слова собеседника.

По его мнению, у путешествий к Луне нет огромного потенциала: пять-семь экспедиций позволят полностью удовлетворить существующий спрос.

Глава российского представительства Space Adventures Сергей Костенко подтвердил "Известиям", что интерес со стороны потенциальных туристов на облет Луны есть.

"Не могу говорить о конкретных заказчиках, их количестве, но спрос на такую программу есть. Это проект может быть реализован в перспективе пяти-семи лет, хотя определяющая роль тут не наша, а "Энергии". Вся техническая работа по их части", — сказал он.

19.08.2016 NASA успешно испытало двигатель для новой ракеты

NASA провело успешное огневое испытание двигателя RS-25, предназначенного для строящейся ракеты SLS. Об этом сообщается в твиттере космического агентства.

Уточняется, что испытание длилось 7,5 минут. Тест прошел в штате Миссисипи на площадке космического центра Джона Стенниса.

Как отмечает ведомство, данное испытание является частью разработки контроллера, так называемого «мозга» двигателя. Предыдущее огневое испытание двигателя было проведено в июле, пишет "Газета.ру".

19.08.2016 Памятные даты космонавтики. 19 августа 2016 г.

19 августа исполняется 70 лет (1946) со дня рождения американского астронавта, нынешнего директора NASA Чарлза Фрэнка Болдена (Charles Frank Bolden).

19 августа исполняется 50 лет (1966) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) экспериментального спутника обнаружения ракетных стартов FTV 1352 (MIDAS RTS 2).

18.08.2016 Стыковочный адаптер IDA-2 на МКС подводят к месту установки

Астронавты на Международной космической станции (МКС) готовы к установке универсального стыковочного адаптера IDA-2, сообщил в четверг "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.

"Стыковочный адаптер IDA-2 извлечен из негерметичного отсека грузового корабля Dragon и в настоящее время медленно, с помощью дистанционного манипулятора SSRMS наземные специалисты подводят его к месту установки - гермоадаптеру PMA-2 на модуле Harmony", - сказал собеседник агентства.

Установка запланирована на 19 августа во время выхода в открытый космос.