Новый номер

№ 08 (379), 2014

Страховой центр СПУТНИК
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

20.08.2014 Ракета-носитель “Союз” готова к запуск с Куру

Представители компании Arianspace сообщили во вторник о том, что российская ракета-носитель “СоюзСТ-Б”, предназначенная для вывода на околоземную орбиту двух спутников навигационной системы Galieo, установлена на стартовой площадке и готова к запуску с космодрома Куру во Французской Гвиане.

“Ракета готова к запуску, который намечен на 21 августа. В ближайшее время на борт будут загружены два спутника в рамках проекта “Галилео”. Предстоящий запуск с Куру станет уже девятым по счету для “Союзов”, - пояснили в Arianspace.

20.08.2014 Внешнеполитическая ситуация не отразилась на сотрудничестве России и США в космосе

Охлаждение в отношениях между Россией и США никак не отразилось на их сотрудничестве в космосе, считает руководитель полета российского сегмента Международной космической станции (МКС) Владимир Соловьев, передает “Интерфакс”.

"Абсолютно никак не сказалось", - заявил он журналистам.

"Какие могут быть санкции, когда МКС - это международный проект, в котором все завязаны друг на друга. Российская сторона осуществляет транспортное обеспечение станции", - отметил В.Соловьев.

19.08.2014 Запуск спутников в Китае

19 августа 2014 года в 03:15 UTC (07:15 мск)  с площадки № 9 космодрома Тайюань осуществлен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-4В”, которая вывела на околоземную орбиту спутник ДЗЗ высокого разрешения “Гаофэнь-2”. В качестве попутного груза запущен польский исследовательский космический аппарат BRITE-PL-2 "Heweliusz" [BRIght-star Target Explorer – Poland].

19.08.2014 СМИ: Роскосмосу на создание спутниковой группировки нужно 358 млрд руб

Роскосмос просит выделить более 350 миллиардов рублей на создание в 2016-2025 годах новейшей группировки спутников для зондирования Земли, пишет во вторник газета "Известия".

"Состав орбитальной группировки по направлению "Дистанционное зондирование Земли" (ДЗЗ) будет увеличен до 26 космических аппаратов нового поколения, которые в полной мере будут соответствовать требованиям к объемам и качеству решаемых задач", — говорится в проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (ФКП), копия которого есть в "Известиях".

Как сообщает газета, группировка ДЗЗ позволит решить несколько задач. В части гидрометеорологии задачи будут решать две системы. На создание, запуск и управление системой глобальных метеорологических наблюдений Роскосмос просит выделить 86,9 миллиарда рублей, а на систему гидрометеорологического и гелиофизического назначения — 66 миллиардов рублей.

На решение задачи получения из космоса снимков Земли высокого и сверхвысокого разрешения Роскосмос запросил 55 миллиардов рублей. Самой дорогой и объемной работой, прописанной Роскосмосом в разделе ДЗЗ, стал проект космической системы оперативного наблюдения локальных чрезвычайных ситуаций, на которую потребуется 106,3 миллиарда рублей.

Еще 44,3 миллиарда рублей Роскосмос, пишет издание, просит на создание космической системы глобального высокооперативного наблюдения в оптическом и радиолокационном диапазонах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций с аппаратов на геостационарной орбите (шифр "ЧС-ГСО"), передает РИА Новости.

19.08.2014 Выход в открытый космос завершен

Выходной люк стыковочного отсека «Пирс» закрыт, члены экипажа МКС-40/41 космонавты Роскосмоса Александр Скворцов и Олег Артемьев завершили выход в открытый космос.

Космонавты приступили к работам в открытом космосе в 18 часов 02 минуты по московскому времени. Во время 39 выхода по программе российского сегмента МКС был запущен наноспутник «НС-1», созданный студентами Юго-Западного государственного университета (ЮГЗУ) г. Курска.

Наноспутник «НС-1» предназначен для испытания и отработки базовой платформы и основных электронных модулей аппаратов нанокласса по космической образовательной программе «Радиоскаф». Управление «НС-1» будет осуществляться персоналом Центра космической связи ЮЗГУ.

Запуск спутника стал первым успешным заданием, которое космонавты Роскосмоса выполнили за время ВКД (внекорабельная деятельность). Затем Олег Артемьев и Александр Скворцов провели монтаж научной аппаратуры «Expose-R», сняли панели космического эксперимента «Выносливость» и контейнер «Биориск-МСН», провели отбор проб для эксперимента «Тест». Были закончены работы по установке зажима для дополнительной фиксации замка выносного блока АФАР, и блока контроля давления и осаждений на малый исследовательский модуль «Поиск».

Кроме того, в соответствии с циклограммой выхода были проведены демонтаж съемной кассеты-контейнера №1-М2 и установка кассеты съемной кассеты-контейнера №2-М2 на МИМ-2 (малый исследовательский модуль «Поиск»). За время ВКД космонавты также осуществили фотосъемку экранно-вакуумной теплоизоляции внешней поверхности российского сегмента МКС.

Выходной люк был закрыт 18 августа 2014 года в 23:12 мск. Александр Скворцов и Олег Артемьев осуществляли работы в условиях открытого космоса во второй раз за время экспедиции, продолжительность внекорабельной деятельности составила 5 часов 10 минут, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

19.08.2014 На Байконуре проверяют систему посадки корабля “Союз ТМА-14М”

В чистовом зале монтажно-испытательного корпуса площадки 254 космодрома Байконур продолжаются работы с транспортным пилотируемым кораблем «Союз ТМА-14М».

В понедельник специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» проводят проверки системы посадки корабля, в ходе которых испытывается работа аппаратуры управления спуском, обеспечивающей маневрирование спускаемой капсулы. Планируется, что уже в конце недели «Союз ТМА-14М» поступит в вакуум-камеру для проведения проверок на герметичность.

Пуск ракеты космического назначения «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз ТМА-14М» намечен на 26 сентября, передает пресс-служба Роскосмоса.

19.08.2014 Памятные даты космонавтики. 19 августа 2014 г.

19 августа исполняется 55 лет (1959) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника Discoverer-6.

19 августа исполняется 50 лет (1964) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) спутника связи Syncom-3.

19 августа исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-294” (“Зенит-4”).

19 августа исполняется 40 лет (1974) со дня рождения Сергея Николаевича Рыжикова. С 2006 г. готовится к полетам в космос.

18.08.2014 Российские космонавты вручную запустили наноспутник

Российские космонавты Александр Скворцов и Олег Артемьев в ходе выхода в открытый космос вручную запустили наноспутник НС-1, передает "Интерфакс".

Запуск наноспутника НС-1 предназначен для испытания и отработки базовой платформы и основных электронных модулей аппаратов нанокласса по космической образовательной программе "Радиоскаф".

Спутник имеет форму куба с размером сторон по 10 см, массу 1,5 кг и передает данные на частоте 437,025 МГц радиолюбительского диапазона. Наноспутник обеспечивает передачу на Землю информационных сообщений в виде телеграфного сигнала опознавания кодом Морзе; фотографий, записанных в памяти спутника; снимки с фотокамер спутника из космоса по запросу с Земли; телеметрию (напряжение, токи, температуру всех блоков наноспутника).

18.08.2014 Александр Скворцов и Олег Артемьев приступили к работам в открытом космосе

18 августа 2014 года в 14:02 UTC (18:02 мск) бортинженеры Международной космической станции Александр Скворцов и Олег Артемьев открыли выходной люк стыковочного отсека "Пирс" (СО-1) и приступили к запланированным работам на внешней поверхности станции, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Расчетная продолжительность ВКД-39 ~ 6 ч. 16 мин. Работы на внешней поверхности МКС проводятся в российских скафандрах "Орлан-МК".

18.08.2014 Крикалев рассказал участникам "Тавриды" о МКС и зарплатах космонавтов

Летчик-космонавт СССР Сергей Крикалев на седьмой образовательный день международного молодежного форума «Таврида» рассказал участникам мероприятия об экспериментах, которые он проводил на Международной космической станции (МКС), и о том, у кого больше зарплата – у космонавтов или астронавтов, сообщается на сайте Общероссийского народного фронта.

Прежде чем Сергей Крикалев рассказал об опыте пребывания на околоземной орбите и о том, как можно стать космонавтом, гостям «Тавриды» показали приветствие российского экипажа МКС.

Сначала прославленный космонавт показал ряд фотографий, сделанных с борта МКС, на которых были запечатлены как столицы мировых государств, так и географические достопримечательности — Ниагарский водопад, гора Джомолунгма и Гибралтарский пролив. Надо признать: участники «Тавриды» показали хорошие знания, они сразу сказали, что на снимках изображены Париж, Москва, Лондон и Нью-Йорк.

Свое выступление Крикалев начал с достаточно очевидного заявления: «Жизнь в космосе сильно отличается от жизни на Земле». Далее космонавт привел ряд примеров, подчеркивающих его слова. Так, проводя эксперимент на МКС, который был призван выявить особенности выращивания растений в условиях невесомости, где нет понятий верх и низ, установлено: при отсутствии гравитации флора тянется к солнечным лучам.  «Определяющее направление роста растения — это свет», — отметил Крикалев и уточнил, что непосредственно он выращивал редиску.

До того как перейти к вопросам слушателей, космонавт привел ряд цифр о Международной космической станции: скорость ее полета — 8 м/с, высота — порядка 400 км. Также для любителей вглядываться в звездное небо он сказал, что МКС в эти дни можно наблюдать невооруженным взглядом как раз на территории Крыма.

Один из первых вопросов из зала был связан с подготовкой русских и американцев: у кого она лучше? Крикалев признал, что она одинакова, но есть некоторые нюансы. Раньше астронавты больше готовились для выполнения задач в коротких экспедициях в космос, а космонавты для длительного пребывания в невесомости. Но сейчас ситуация выравнялась, признал он. Вопрос зарплат, конечно, не мог остаться незатронутым. Герой России откровенно признал, что раньше у россиян она была меньше, чем у американских коллег. Но после повышения денежного довольствия военнослужащим и у космонавтов увеличилась зарплата. «Теперь они сравнялись», — сказал Крикалев.

Один из участников форума спросил у Крикалева, насколько отразятся санкции на российских космических проектах, на что он сказал, что из «санкций надо извлекать уроки» и они могут помочь развитию именно российского производства.

Напомним, что международный молодежный форум «Таврида» продлится до 20 августа 2014 г. Организатором мероприятия стал Общероссийский народный фронт при поддержке Федерального агентства по делам молодежи и общественной организации «ОПОРА России». В центре внимания участников мероприятия более чем из 60 государств находятся темы истории и патриотизма, которые они обсуждают на различных тематических площадках. Среди участников — молодые предприниматели, архитекторы, ученые, урбанисты, представители военно-патриотических клубов и лидеры общественных движений, молодые парламентарии и члены молодежных правительств, журналисты и блогеры.

18.08.2014 Памятные даты космонавтики. 18 августа 2014 г.

18 августа исполняется 60 лет (1954) со дня рождения итальянского астронавта Умберто Гуидони (Umberto Guidoni).

18 августа исполняется 50 лет (1964) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) трех спутников связи типа "Стрела-1" ("Космос-38-40").

18 августа исполняется 25 лет (1989) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-42 (GPS-2-3).

18 августа исполняется 15 лет (1999) со дня запуска в России (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-2365" ("Янтарь-4К1").

17.08.2014 Пуск геофизической ракеты в Японии

17 августа 2014 года в 10:10 UTC (14:10 мск) с космодрома Утиноура специалистами японского аэрокосмического агентства JAXA осуществлен пуск геофизической ракеты S-520-29. Основной задачей полета являлось изучение ионосферы. Максимальная высота подъема ракеты составила 243 км.

17.08.2014 Завершен полет американского грузового корабля Cygnus

Завершен полет американского грузового корабля Cygnus. 17 августа в 13:15 UTC (17:15 мск) корабль сгорел в плотных слоях земной атмосферы над южной частью Тихого океана.

17.08.2014 Центр столицы Сальвадора украсил памятник Юрию Гагарину

В пятницу, 15 августа, в центре столицы Сальвадора — напротив президентского дворца — прошла церемония открытия памятника космонавту Юрию Гагарину. На ней присутствовали высокопоставленные представители правительства Сальвадора и посол Российской Федерации в Никарагуа Николай Владимир, осуществляющий функции главы внешнеполитических представительств в Сальвадоре и Гондурасе.

Бронзовый бюст Юрия Гагарина предоставлен республике в рамках осуществления инициативы Международного благотворительного общественного фонда "Диалог Культур — Единый Мир", передает ИТАР-ТАСС. Как отметил председатель этой организации Игорь Новоселов, память о первопроходце космоса связывает народы России и центральноамериканской страны.

Глава МИД Сальвадора Уго Мартинес, выступая на церемонии открытия памятника, подчеркнул: "В последние годы отмечается весьма активное развитие двусторонних отношений между Сальвадором и Россией, предпринимаются меры по расширению торгово-экономических отношений между двумя странами". Он напомнил, что ряд сальвадорских граждан имели возможность получить высшее образование в России, и некоторые из них в настоящее время занимают важные посты в правительстве этой страны.

Установленный в Сан-Сальвадоре бюст Юрия Гагарина стал первым памятником советскому космонавту в Центральной Америке.

17.08.2014 РФ и США прекратили сотрудничество в защите от астероидов

Сотрудничество в исследовании космоса и, в частности, соглашение о защите от астероидов, заключенное между российскими и американскими властями, пали жертвой ухудшения отношений между странами, но это не помешает частному партнерству, заявила в интервью агентству РИА Новости представительница компании по исследованию космоса B612 Дайан Мерфи.

"У РФ великолепная космическая программа. Сейчас как частная компания мы никак не сотрудничаем (с РФ), но это не значит, что это исключено в будущем", — сказала Мерфи.

17.08.2014 Памятные даты космонавтики. 17 августа 2014 г.

17 августа исполняется 35 лет (1979) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1122” (“Зенит-2М”).

17 августа исполняется 15 лет (1999) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) с помощью ракеты-носителя Delta-2 четырех спутников связи типа Globalstar.

17 августа исполняется 5 лет (2009) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-206 (GPS-2R-21).

16.08.2014 Путин отметил вклад Валерия Рюмина в научно-технический потенциал РФ

Президент России Владимир Путин поздравил лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Валерия Рюмина с 75-летием, сообщила пресс-служба Кремля.

"Большой профессиональный путь, исключительная компетентность, умение добиваться поставленных целей снискали Вам заслуженный, весомый авторитет. Участие в продолжительных орбитальных экспедициях и масштабных международных проектах стали не только значимыми страницами Вашей личной биографии, но и важными вехами в развитии отечественной космонавтики, существенным вкладом в укрепление научно-технического и оборонного потенциала страны", — говорится в поздравительной телеграмме.

16.08.2014 МЧС потратит на разработку системы защиты от астероидов 6,4 млн рублей

МЧС России заказало разработку системы для мониторинга опасных небесных тел и планирования по противодействию астероидно-кометной опасности, максимальная цена госконтракта составляет 6,4 миллиона рублей.

Особую актуальность в России и во всем мире эта проблематика получила после падения метеорита в Челябинской области в феврале прошлого года. Взрывная волна выбила окна более чем в 7 тысячах зданий, осколками стекол ранило свыше 1,6 тысячи человек. Экономический ущерб превысил 1,2 миллиарда рублей. Как заявлял РИА Новости глава Центра "Антистихия" МЧС РФ Владислав Болов, если бы метеорит упал непосредственно на сам Челябинск, то это могло бы привести к настоящей катастрофе.

Согласно техническому заданию, размещенному на портале госзакупок, победитель тендера должен разработать методики, алгоритмы и демонстрационную модель системы автоматизированного сбора координатной и некоординатной информации по опасным небесным телам.

Также должно быть создано специальное программное обеспечение для исследования эволюции опасных небесных тел. Оно должно показывать изменения орбит, оценивать вероятность опасных сближений и падений астероидов на Землю.

Кроме того, требуется создать методику оценки возможного взаимодействия небесных тел с атмосферой Земли и поверхностью. Разработчик будет должен представить основные принципы и структуру банка данных последствий от падения астероидов и комет на определенную территорию, а также предложения по мерам защиты населения и территорий.

Заявки на участие в тендере принимаются до 16 сентября, подведение итогов конкурса назначено на 24 сентября. Работа должна быть выполнена не позднее ноября этого года.

16.08.2014 Cygnus отстыкован от МКС

15 августа 2014 года в 10:42 UTC автоматический грузовой корабль Cygnus отделился от манипулятора Canadarm 2 и ушёл в автономный полёт. Незадолго до этого он был отстыкован и отведён от модуля Harmony (Node 2) американского сегмента МКС.

16.08.2014 На Байконур доставлен пилотируемый космический корабль “Союз ТМА-15М”

Утром 15 августа на железнодорожную станцию Тюра-Там прибыл состав, которым из подмосковного города Королев на космодром Байконур был доставлен транспортный пилотируемый корабль “Союз ТМА-15М”. После прохождения необходимых таможенных процедур, состав с кораблем был направлен на площадку 254 космодрома.

В пятницу проведена выгрузка корабля из вагона и его установка на подставку для хранения в чистовом зале монтажно-испытательного корпуса площадки 254 космодрома, сообщает пресс-служба Роскосмоса.