Новый номер

№ 09 (380), 2014

Страховой центр СПУТНИК
Международный конгресс - Era-GLONASS
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

20.09.2014 Запуск грузовика отложен на сутки

Запуск грузового корабля Dragon с мыса Канаверал отложен на сутки. Причиной отсрочки стали неблагоприятные погодные условия в районе космодрома.

20.09.2014 МЧС и Роскосмос могут подписать соглашение о получении данных с космических комплексов

МЧС России может подписать с Роскосмосом соглашение, предусматривающее получение данных с отечественных и зарубежных космических комплексов и информационный обмен. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на первого замглавы МЧС России Сергея Шлякова.

"Система космического мониторинга МЧС России будет включена в сеть единой территориально распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли"», — завил Шляпков.

Он также отметил, что для полноценного оперативного контроля арктической зоны России в ближайшее время на площадях Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России будут созданы совместные центры приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли из космоса в Мурманске, Дудинке и Анадыре.

Кроме того, МЧС России расширяет международное сотрудничество в области раннего предупреждения метеоритной и астероидной опасностей.

"Считаем целесообразным создать международный космический сегмент, включающий орбитальные спутники со специальным оборудованием, способным отслеживать даже небольшие космические объекты, угрожающие Земле, а также системы доведения информации, прогноза, наблюдения и контроля", — сказал Шляков.

20.09.2014 Более 10 комплексов космического наблюдения появятся в РФ до 2018 года

Более 10 комплексов системы контроля космического пространства нового поколения планируется развернуть в различных регионах России до 2018 года, сообщил в пятницу представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам воздушно-космической обороны (ВКО) полковник Алексей Золотухин, передает РИА Новости.

"В настоящее время войска ВКО ведут активную работу по совершенствованию и развитию современных систем вооружения Космического командования. На территории РФ создается сеть радиолокационных станций нового поколения типа "Воронеж" системы предупреждения о ракетном нападении, что позволит обеспечить к концу 2018 года глобальный радиолокационный контроль всех ракетоопасных направлений с территории России", — сказал он.

По словам Золотухина, развертывание новейших лазерно-оптических и радиотехнических комплексов распознавания космических объектов позволит существенно повысить возможности ВКО по контролю космоса, расширить диапазон контролируемых орбит и в 2-3 раза снизить минимальный размер обнаруживаемых космических объектов.

20.09.2014 Памятные даты космонавтики. 20 сентября 2014 г.

20 сентября исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-685" ("Зенит-2М").

20 сентября исполняется 35 лет (1979) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) астрономического спутника HEAO-3.

20 сентября исполняется 10 лет (2004) со дня запуска в Индии (космодром Шрихарикота) телекоммуникационного спутника GSAT-3.

19.09.2014 На Байконуре завершилась сборка ракеты-носителя "Протон-М"

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску российского спутника связи "Луч" с помощью ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М".

Вчера вечером расчеты ГКНПЦ имени М.Хруничева и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра "Южный" завершили общую сборку ракеты космического назначения, в ходе которой космическая головная часть, состоящая из находящегося под головным обтекателем космического аппарата "Луч" и разгонного блока "Бриз-М" была пристыкована к ракете-носителю "Протон-М".

Уже сегодня утром специалисты космической отрасли России приступили к проверкам собранной ракеты и взаимодействия систем управления  космического аппарата, разгонного блока и ракеты-носителя.

После завершения проверок ракета-носитель будет уложена на транспортно-установочный агрегат и ее перевезут на техническую заправочную станцию, где будет проведена  заправка компонентами топлива баков низкого давления разгонного блока "Бриз-М".

Пуск ракеты космического назначения "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и российским спутником связи  "Луч" запланирован на 28 сентября, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

19.09.2014 Российские ученые намерены создать группировки "умных" мини-спутников

Российские ученые вместе со специалистами предприятий космической отрасли намерены создать мини-спутники, которые впервые в мире смогут объединяться в группировки, самообучаться и даже ремонтировать друг друга, не покидая орбиты, рассказал РИА Новости директор Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН (Томск) Сергей Псахье.

Ранее в Томске состоялся "круглый стол" с представителями местных вузов, ОАО "РКК "Энергия" и других предприятий. Участники мероприятия предложили создать тематический консорциум по разработке кластеров "КубСатов" (CubeSat) — искусственных мини-спутников Земли, используемых для исследования космоса и других задач.

"Это новый шаг по развитию космонавтики. Идея — сделать "рои" таких спутников, которые самообучаются, взаимодействуют друг с другом, передают команды. Группировки спутников будут обладать различным функционалом. Например, летчик-космонавт Владимир Джанибеков высказал предположение, что это могут быть спутники-"пауки", которые лапами будут захватывать другие спутники и ремонтировать в космосе", — сказал Псахье.

"До сих пор такого не было. Создание спутников, которые смогут выстраиваться в различные конструкции — это фантастическая, но реализуемая идея", — добавил ученый.

Псахье пояснил, что в проекте участвуют Томский политехнический университет (ТПУ), ИФПМ, Московский авиационный институт, Самарский аэрокосмический университет и предприятия космической отрасли. Он отметил, что работы будут вестись с участием ведущих отраслевых предприятий страны, в частности, известно, что в консорциум наряду с РКК "Энергия" войдет ОАО "ИСС имени Решетнева", сообщает РИА Новости.

19.09.2014 Подготовка экипажей космического корабля "Союз ТМА-14М" к старту осуществляется в соответствии с графиком

Предстартовая  подготовка основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) "Союз ТМА-14М" на космодроме Байконур продолжается в соответствии с графиком.

Сегодня, после обязательного ежедневного медицинского осмотра, космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев, Елена Серова, Михаил Корниенко, Геннадий Падалка и их американские коллеги – астронавты НАСА Барри Уилмор и Скотт Келли будут заняты изучением программы полёта, баллистике ТПК "Союз ТМА-14М" и бортовой документации космического корабля. Специалисты испытательного  учебно-тренировочного комплекса ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" проведут с экипажами тренировки по ручному причаливанию на ФМС ТПК "Союз",  практическое занятие по работе с фотоаппаратурой, а также подготовку к воздействию многочисленных факторов космического полёта, вестибулярные тренировки и  занятия по общефизической подготовке, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

19.09.2014 Проведены авторский осмотр ТПК "Союз ТМА-14М" и накатка головного обтекателя

Продолжается подготовка космического корабля "Союз ТМА-14М" к запуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК “Энергия”, 18 сентября в МИК КА проведен авторский осмотр корабля "Союз ТМА-14М".

В тот же день была выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль "Союз ТМА-14М".

19.09.2014 Памятные даты космонавтики. 19 сентября 2014 г.

19 сентября исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя “Космос-3М” восьми спутников связи типа “Стрела-1М” (“Космос-677-684”).

Ушел из жизни Олег Генрихович Ивановский 18.09.2014 Ушел из жизни Олег Генрихович Ивановский

Утром 18 сентября ушел из жизни Олег Генрихович Ивановский - ветеран отечественной ракетно-космической промышленности, ведущий конструктор космического корабля “Восток”, сообщает пресс-служба Роскосмоса

Олег Генрихович родился 18 января 1922 года в Москве. В 1940 году был призван в пограничные войска. Воевал с первых дней Великой Отечественной войны. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 года. После войны поступил на работу в НИИ-88.

В 1953 году Олег Генрихович окончил Московский энергетический институт, а уже с 1957 года являлся ведущим конструктором по космическим аппаратам, создаваемым в ОКБ-1, в том числе по космическим кораблям “Восток”. В 1961 году принимал непосредственное участие в подготовке полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Тогда же в 1961-м решением правительства был переведен в аппарат Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

В 1965 году Олег Генрихович был назначен заместителем главного конструктора Г.Н. Бабакина на машиностроительном заводе им. С.А. Лавочкина, и в 1976 году назначен главным конструктором по направлению создания лунных автоматических станций. Он принимал участие в создании луноходов, станций, доставивших на Землю образцы лунного грунта, астрофизической обсерватории “Астрон”, искусственных спутников Земли “Прогноз”.

Олег Генрихович Ивановский – автор семи книг и многочисленных статей по космической тематике, опубликованных в нашей стране и за рубежом.

Талантливый конструктор ракетно-космической техники, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, почетный член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, орденами Великой Отечественной I и II степени и другими наградами. В его честь названа малая планета за номером 18814, говорится в некрологе, опубликованном на сайте Федерального космического агентства.

Редакция журнала “Новости космонавтики” приносит свои искренние соболезнования родным и близким Олега Генриховича и скорбит вместе с ними.

18.09.2014 Американцы создают ракетный двигатель взамен российского

В среду объявлено о заключении соглашения о партнерстве между компаниями United Launch Alliance (ULA; совместное предприятия компаний Boeing Co. и Lockheed Martin) и Blue Origin в вопросе разработки нового ракетного двигателя.

“Соглашение предусматривает совместное финансирование разработки нового ракетного двигателя BE-4 компании Blue Origin. Такое сотрудничество позволит ULA обеспечить успешное и надежное использование носителей из семейств Atlas и Delta и в долгосрочном плане решить проблему производства двигателя на американской территории”, - говорится в заявлении консорциума. Размер инвестиций в этот проект в нем не указывается.

В заявлении отмечается, что новый двигатель должен пройти полномасштабную проверку в 2016 году и впервые послужить в качестве “рабочей лошадки” для запуска ракеты в 2019 году. “ULA и Blue Origin будут устанавливать BE-4 на своих носителях следующего поколения”, - сообщили участники проекта. В качестве топлива в нем будет использоваться сжиженный природный газ, а в качестве окислителя - жидкий кислород. На каждый из носителей ULA – Delta или Atlas - придется устанавливать по два двигателя. Работы над ним будут продолжены на объекте Blue Origin в штате Техас.

Джефф Безос (англ. Jeff Bezos), основатель и владелец компании Blue Origin, выступивший на пресс-конференции в связи с заключением соглашения, объяснил столь длительный срок этого проекта сложностью поставленной задачи. “Торопиться и срезать углы при создании ракетного двигателя нельзя. Такие вещи следует делать методично и планомерно”, - сказал он, также отказавшись назвать стоимость BE-4.

Дискуссии в США о необходимости создания собственного ракетного двигателя активизировались в мае нынешнего года после того, как в Москве прозвучали заявления о том, что Россия может прекратить поставки американским компаниям своего РД-180, если он и дальше будет использоваться Пентагоном для вывода на орбиту разведывательных спутников. ULA имеет многолетний и многомиллионный контракт с минобороны США на запуски таких аппаратов, передает ИТАР-ТАСС.

18.09.2014 СОГАЗ застрахует запуск и эксплуатацию спутника "Ямал-401" на 280 млн. евро

Страховая группа "СОГАЗ" получила право страхования запуска и эксплуатации на орбите космического аппарата "Ямал-401", передает РБК. Страховая сумма составляет 280 млн евро, говорится в сообщении страховщика.

Аппарат подлежит страхованию на случай полной гибели, конструктивной полной гибели и частичной гибели в результате происшествия. Страхователем по договору является ОАО "Газпром космические системы".

Запуск спутника планируется осуществить в декабре 2014 года с космодрома "Байконур" с помощью ракеты "Протон-М" для обеспечения России и ряда сопредельных государств разными видами услуг связи. Срок активного существования спутника - 15 лет.

18.09.2014 Состоялось первое заседание Общественного совета Роскосмоса

18 сентября состоялось первое заседание Общественного совета при Федеральном космическом агентстве. Открыл заседание статс-секретарь - заместитель руководителя Роскосмоса Д.В. Лысков. В своей приветственной речи Денис Владимирович особенно подчеркнул, что деятельность Общественного совета должна положительно повлиять на решение важных государственных задач, стоящих перед Роскосмосом.

Основной повесткой дня первого заседания стало голосование за кандидатуры председателя Общественного совета, заместителя председателя и секретаря. По итогам голосования председателем совета был избран Игорь Владимирович Бармин  – президент межрегиональной общественной организации "Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского". Его заместителем стал Виктор Петрович Савиных – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Секретарем Общественного совета при Федеральном космическом агентстве выбран Николай Андреевич Борисюк – председатель Центрального совета Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур.

Во второй части заседания члены Общественного совета рассмотрели проект плана работ на 2014 год, а также обсудили вопросы, связанные с ходом и реализацией плана противодействия коррупции: предварительное рассмотрение и проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Роскосмоса, вопросы об организации и функционировании системы общественного контроля за государственными закупками и расходами.

В работе Общественно совета при Федеральном космическом агентстве принимают участие: ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор А.А. Александров; вице-президент РАН, директор Института космических исследований РАН Л.М. Зеленый; летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, член Общественной палаты РФ А.А. Леонов; член Центрального совета Общероссийской организации "Центр противодействия коррупци в органах государственной власти" Н.Н Никольский; Герой России, президент Международного фонда поддержки авиации и космонавтики А.И. Новиков; председатель Центрального совета ветеранов Министерства общего машиностроения СССР и Роскосмоса С.И. Юношев и др., сообщает пресс-служба Роскосмоса.

18.09.2014 Переговоры о размещении станции ГЛОНАСС в США не возобновлялись

Переговоры относительно размещения одной станции системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) ГЛОНАСС в США пока не возобновлялись, сказал в ходе "4-й Международной школы по спутниковой навигации" заместитель генерального директора — первый заместитель генерального конструктора ОАО "Российские космические системы" Григорий Ступак.

"Порядка 40-50 станций планируется к размещению по всему миру. Что касается США, мы сейчас рассматриваем вариант размещения одной станции на Аляске, однако отсутствие таковой существенно не скажется на характеристиках нашей системы. Кроме того, прорабатываются Южноафриканский регион, Южная Америка. Одна станция, как вы помните, уже появилась в Бразилии. Есть готовность также у кубинских коллег разместить у себя станцию ГЛОНАСС", — отметил он.

По словам Ступака, с учетом событий в мире нет смысла форсировать переговорную ситуацию по размещению станции в США на Аляске, передает РИА Новости.

18.09.2014 Россия не готова отказаться от иностранных деталей в спутниках ГЛОНАСС

Отказаться от "всего иностранного" при производстве навигационных спутников ГЛОНАСС пока нельзя, заявил заместитель гендиректора разработчика аппаратов — компании "Российские космические системы" (РКС) Григорий Ступак, передает РИА Новости.

"Импортозамещение, безусловно, будет сопряжено с коррекцией конструкторской документации. Сейчас от всего иностранного отказаться в отдельных случаях мы не готовы. Недостающие компоненты, конечно, нужно восполнять за счет надежных поставщиков", — сказал Ступак.

18.09.2014 Экипажи 41/42 длительной экспедиции на МКС продолжают активную подготовку к космическому полёту

На космодроме Байконур продолжается подготовка к космическому полёту основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) "Союз ТМА-14М".

Сегодня космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев, Елена Серова, Михаил Корниенко, Геннадий Падалка и их американские коллеги – астронавты НАСА Барри Уилмор и Скотт Келли продолжат изучение бортовой документации ТПК "Союз ТМА-14М", текущее техническое состояние РС МКС (по данным из ЦУП), проведут практическое занятие по выполнению КЭ "Экон-М", тренировку по ручному причаливанию на ФМС ТПК "Союз", а также подготовку к воздействию многочисленных факторов космического полёта, вестибулярные тренировки и  занятия по общефизической подготовке.

Накануне экипажи провели для журналистов "День открытых дверей", в ходе которого космонавты и астронавты показали чем они занимаются во время завершающего этапа подготовки к космическому полёту на космодроме Байконур. В завершении этих тренировок по давно устоявшейся традиции космонавты и астронавты посадили деревья на Алее космонавтов.

В соответствии с графиком подготовки сегодня в монтажно-испытательном корпусе пл. 254 специалисты  ракетно-космической корпорации "Энергия" выполнят накатку головного обтекателя на ТПК "Союз ТМА-14М", сообщает пресс-служба Роскосмоса.

18.09.2014 В Приамурье появился мечтательный Циолковский

В будущем городе Циолковском (пока это посёлок Углегорск в Амурской области) появился второй в России памятник одному из основоположников науки о космосе. Как сообщает информационное агентство "Порт Амур", бюст великому учёному автор проекта готовил 8 месяцев. Установку монумента оплатили меценаты. Скульптор из Санкт-Петербурга Лёва Байбутян потратил очень много времени, работая в доме-музее Циолковского в Калуге, встречался с потомками великого русского космолога.

"Несмотря на то, что в 2005 году я уже был автором фигуры Циолковского (она установлена в Санкт-Петербурге), этот проект начинал с нуля. Для этого изучал его биографию, был в доме-музее, в музее космонавтики в Калуге, познакомился с внучкой Константина Эдуардовича. Это помогло мне понять, что Циолковский был всё-таки мечтателем. Именно эту черту характера я отразил в еле заметной улыбке", — рассказал о проекте автор.

Монумент в честь Циолковского инициаторы установили перед домом культуры в центре посёлка Углегорск.

Школьники, одетые в форму небесно-голубого цвета, отправили в небо склеенные из бумаги "космические аппараты" на наполненных гелием воздушных шарах.

Спонсор проекта Грачья Погосян заверил, что готов оплатить изготовление ещё одного памятника Константину Циолковскому. Его он предлагает поставить в новом микрорайоне будущей космической столицы России.

18.09.2014 На Байконуре прошел “День открытых дверей” для представителей СМИ

17 сентября в Испытательном учебно-тренировочном комплексе ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" на площадке 17 космодрома Байконур члены  основного и дублирующего экипажей  транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-14М" провели традиционный "День прессы", сообщает пресс-служба ЦПК.

Космонавты и астронавты показали то, чем они занимаются во время завершающего этапа подготовки к космическому полёту на космодроме Байконур.

Журналисты своими глазами увидели "один день из жизни экипажей" на космодроме Байконур. Им пришлось соблюдать меры повышенной безопасности: на территории  Испытательного учебно-тренировочного комплекса ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" введён режим полной обсервации и  доступ для посторонних лиц возможен только после прохождения медосмотра и в специальной защитной одежде.

Подготовку к полету по программе на Байконуре проходят: Александр Самокутяев (Роскосмос), Елена Серова (Роскосмос), Барри Уилмор [англ. Barry Wilmore; NASA],  Геннадий Падалка (Роскосмос), Михаил Корниенко (Роскосмос), и Скотт Келли [англ. Scott Kelly; NASA]. Они провели для журналистов открытую тренировку по изучению бортовой документации ТПК "Союз ТМА-14М", занятиям на тренажере по ручному сближению и причаливанию пилотируемого космического корабля с МКС, организации связи непосредственно в полёте, а также подготовки к многочисленным факторам космических рисков, вестибулярные тренировки и занятия по физической подготовке.

В тот же день на Аллее космонавтов экипажи по давно устоявшейся традиции посадили деревья. Эта традиция зародилась с начала пилотируемых стартов и вот уже шестое десятилетие соблюдается всеми космонавтами.

18.09.2014 НПО "Андроидная техника" приступает к разработке робота-космонавта, опытный образец которого ожидается в 2016-м году

Опытный образец российского робота-космонавта будет создан в 2016 году, сообщил журналистам исполнительный директор НПО "Андроидная техника" Владислав Сычков.

"Роскосмос запускает опытно-конструкторские работы "Перспектива", составной частью которых является робототехническая система для поддержки экипажа. Этой частью работ мы планируем заняться уже в этом году. Планируется в течение двух лет сделать эскизное проектирование, полностью разработать конструкторскую документацию и на выходе представить полнофункциональный макет", - сказал он, отвечая на вопрос "Интерфакса-АВН".

В основу данного робота-космонавта будет положен антропоморфный робот SAR-401, представленный в конце ноября 2013 года в Центре подготовки космонавтов.

"Следующий образец будет внешне отличаться от него", - сказал Сычков.

По его словам, электродвигатели для робота-космонавта будут закупаться в Швейцарии, а волновые редукторы - в Германии. Санкции на данное направление не распространяются. "С их стороны не было озвучено, что какие-либо санкции будут влиять на наши отношения. Ограничений пока никаких нет", - сказал представитель НПО.

"Мозги" у робота-космонавта будут российскими. "В том образце, который сейчас будет проектироваться, не будет импортных комплектующих, и электронная часть вся будет из российских комплектующих", - сказал Сычков.

По его словам, в роботе-космонавте будут применены процессоры российского производства серии "Эльбрус" разработки Института электроники управляющих машин.

18.09.2014 "Даурия" создаст еще один спутник

Компания «Даурия – Спутниковые технологии» (подразделение Dauria Aerospace) получила грант Фонда "Сколково" на 150 млн рублей. Компания планирует с помощью гранта разработать космический аппарат "Аурига" микро-класса (до 50 кг). Такой аппарат может использоваться для получения спутниковых снимков высокого разрешения, сообщает RusBase.

Сама "Даурия Аэроспейс" и ее инвесторы вкладывают в проект до 170 млн рублей. Таким образом общая сумма средств, которые пойдут на "Ауригу" — 320 млн рублей.