Новый номер

№ 10 (381), 2014

Страховой центр СПУТНИК
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

24.10.2014 Литва запустит в космос свой третий в истории спутник

Сотрудники и студенты Вильнюсского университета в первом полугодии 2016 года планируют запустить уже второй наноспутник в космос (ещё один был запущен до этого Каунасским технологическим университетом), сообщили ИА REGNUM 23 октября в Вильнюсском университете.

Над проектом спутника LituanicaSat-2, вес которого будет составлять менее 4 кг, уже началась работа. Литовский спутник, как и в предыдущий раз, войдёт в общий международный проект, по которому всего будет запущено 40 подобных аппаратов, созданных студентами и университетами из нескольких десятков стран.

Литовский спутник будет выведен на высоту 380 км и в течение 3 месяцев будет собирать информацию о слоях термосферы и ионосферы.

24.10.2014 В Китае в сторону Луны запущен возвращаемый аппарат

23 октября 2014 года в 17:59 UTC (21:59 мск) с площадки № 2 космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-3С/G2” с возвращаемым космическим аппаратом в рамках подготовки миссии “Чанъэ-5” – СЕ-5-Т1.

КА успешно отделился от носителя и вышел на околоземную орбиту.

Дальнейший график полета, рассчитанного на восемь с лишним суток, предполагает перевод аппарата на траекторию полета к Луне, ее облет и возвращение на Землю. Фактически, это повторение советских миссий кораблей “Зонд” в 1960-х годах.

24.10.2014 Запуск миниатюрных космических кораблей экспресс-доставки будет осуществлен в 2016 году

Cпециалисты компании Intuitive Machines, сотрудничая с НАСА, разрабатывают систему Terrestrial Return Vehicle (TRV), основу которой будут составлять небольшие космические корабли, которые смогут доставлять экспериментальные образцы с космической станции на Землю менее чем за 24 часа. Внедрение службы экспресс-доставки грузов с борта космической станции позволит значительно увеличить количество проводимых в космосе экспериментов, передает “Интерфакс”.

Космический корабль TRV будет иметь габариты, сопоставимые с размером большой спортивной сумки. Запускаться корабли TRV смогут при помощи роботизированной руки-манипулятора космической станции.

"Космический корабль TRV способен маневрировать в атмосфере и тормозить во время возвращения на Землю", - сообщил Стив Алтемус (Steve Altemus), президент компании Intuitive Machines. - "Он походит на мини-шаттл без крыльев, а подъемна сила создается за счет особой аэродинамической формы его корпуса".

Войдя в атмосферу Земли, корабль TRV выпустит высокопрочный сверхзвуковой парашют, который замедлит скорость спуска. На высоте около 7.5 километров будет выпущен парашют-параплан. Он позволит космическому кораблю совершить посадку в строго заданном месте, на испытательном полигоне в пустыне штата Юта. Вся процедура возвращения космического корабля TRV на Землю займет около шести часов.

Оборудование космического корабля TRV сможет обеспечить сохранность даже замороженных образцов. Корабли экспресс-доставки будут кораблями многоразового использования, к тому же небольшой размер позволит хранить на космической станции несколько экземпляров TRV и использовать их по мере необходимости.

Возможность проведения экспериментов в космосе очень важна для исследований в областях биологии, фармации, физики и химии благодаря тому, что в таких условиях будут полностью исключено влияние земной гравитации.

Как планируют специалисты НАСА, первый запуск системы доставки TRV будет осуществлен в 2016 году. Миниатюрные корабли этой системы пока не смогут возвращать на Землю представителей животного мира, к примеру, подопытных грызунов. Но конструкция космических кораблей TRV следующего поколения будет предусматривать и такие возможности.

24.10.2014 В Virgin Galactic пообещали начать возить туристов в космос уже через полгода

В Virgin Galactic пообещали начать возить туристов в космос уже через полгода
С данной информацией гендиректор туристического оператора Джордж Уайтсэдс (англ. George Whitesides) выступил для интервью сайту Space.com. Он заявил, что в технические специалисты компании Virgin Galactic подвергали двигатели носителя White Knight Two и космического корабля SpaceShip Two различным нагрузкам в наземных испытаниях. И главной задачей тестовых полетов было добиться стабильности показываемых результатов, что и удалось сделать.

В данный момент в Virgin Galactic готовятся к началу очередного, на этот раз финального этапа испытаний. И если все пройдет успешно, то первые туристы отправятся в космическое путешествие уже очень скоро – в феврали или марте 2015 года.

24.10.2014 Памятные даты космонавтики. 24 октября 2014 г.

24 октября исполняется 50 лет (1964) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военно-исследовательского спутника “Космос-49” (ДС-МГ № 2).

24 октября исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-306” (“Зенит-2М”).

24 октября исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военно-исследовательского спутника “Космос-307” (ДС-П1-Ю № 22).

24 октября исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника OPS-8455.

24 октября исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи “Молния-1-28”.

24 октября исполняется 25 лет (1989) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) метеорологического спутника “Метеор-3-03”.

23.10.2014 Роскосмос: "Ангара" обеспечит России независимость в космосе

Новая ракета-носитель "Ангара" даст России независимый доступ в космос и возможность выйти на новый уровень технологического развития, сообщает Роскосмос.

"Космический ракетный комплекс "Ангара" призван обеспечить независимость Российской Федерации с точки зрения вывода в космос всех типов космических аппаратов. В данном случае мы будем иметь на территории России носитель, который позволит выводить тяжелые космические аппараты, в том числе — на геостационарную орбиту", — сказал в четверг начальник Управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин.

Он отметил, что все комплектующие новой ракеты — отечественного производства, что обеспечивает технологическую безопасность России. Кроме того, на "Ангаре" будет использоваться экологически чистое топливо — кислород и керосин.

"Ангара-А5" будет выводить все типы космических аппаратов, для запуска которых ранее использовался "Протон". С помощью "Ангары", добавил Андрей Мазурин, будут отрабатываться компоненты будущего российского пилотируемого корабля — в беспилотном режиме, передает РИА Новости.

23.10.2014 Предложения по российскому свертяжу озвучат до конца года

Начальник Управления средств выведения и наземной инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин заявил, что ведомство до конца 2014 года получит от предприятий отрасли технические предложения по созданию российской сверхтяжелой ракеты-носителя. Об этом сообщает РИА Новости.

“Мы ожидаем к концу года получить проработки от ведущих предприятий”, — заявил Мазурин.

Он уточнил, что данные предложения позволят выбрать оптимальный вариант для создания такого носителя, исходя из конкретных задач.

23.10.2014 В рамках испытаний ракеты “Ангара” запланировано 10 пусков

По программе испытаний новой российской ракеты-носителя “Ангара” запланировано 10 запусков. Об этом говорится в материалах, распространенных пресс-службой Роскосмоса, передает “Интерфакс”.

“Программа испытаний “Ангары” предусматривает десять пусков, из них два первых – с макетами, последующие – с реальными космическими аппаратами”, – говорится в материалах.

Предполагается, что первый пуск может быть проведен с космодрома Плесецк 25 декабря. О том, что пуск запланирован на конец текущего года, вице-премьер Рф Дмитрий Рогозин говорил еще в середине июля. Уже тогда ракету доставили на космодром. Работы по подготовке к пуску ведутся в плановом режиме, сообщали “Российской газете” источники в профильной отрасли.

23.10.2014 Комплектующие "Ангары" заграничного производства будут заменены

Применяемые в новой российской ракете "Ангара" элементы заграничного производства будут в ближайшее время заменены на отечественные комплектующие, заявил журналистам заместитель гендиректора центра им. Хруничева Юрий Бахвалов, передает РИА Новости.

"Действительно, есть несколько элементов зарубежного производства, но мы им сейчас ищем замену. Все комплектующие и блоки ракеты изготавливаются в России", — сказал он.

23.10.2014 Летные испытания легкой "Ангары" запланировали на 2016 год

"Ангару" легкого класса планируют отправить в космос в 2016 году, сообщил журналистам в четверг замгендиректора Центра имени Хруничева Юрий Бахвалов.

Он пояснил, что на сегодняшний день создано четыре ракеты-носителя семейства "Ангара".
"И четвертый — легкий носитель "Ангара" 1.2, который ожидается вывести на этап летных испытаний в 2016 году", — сказал Бахвалов.

Первым был модуль для корейской ракеты. Второй — это Ангара 1.2ПП, запущенный в июле 2014 года с Плесецка. Следующий носитель — это тяжелая ракета Ангара-А5, пуск которой запланирован на декабрь, передает РИА Новости.

23.10.2014 Роскосмос: первый запуск тяжелой "Ангары" планируется 25 декабря

Первый испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-5" назначен на 25 декабря, сообщил журналистам начальник управления средств выведения и наземной инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин, передает РИА Новости.

"Испытания идут в соответствии с графиком, есть определенные нештатные проблемы, но пока предварительно, как и планировалось, состоится 25 декабря", — сказал он.

23.10.2014 ОАЭ приступает к изучению Марса

Объединенные Арабские Эмираты объявили о запуске первого космического проекта среди арабских стран по отправке беспилотного зонда к планете Марс к 2021 году.

Созданное аэрокосмическое агентство ОАЭ и “Эмиратский институт передовой науки и технологий” подписали в понедельник соглашение о партнерстве, которое предусматривает семилетний проект по изучению Марса, передает “Казинформ”.

23.10.2014 Разгонный блок "Бриз-М" доставлен на Байконур

Разгонный блок "Бриз-М", который будет использоваться в составе ракеты космического назначения "Протон-М" для выведения на орбиту космического аппарата Астра-2G, доставили из Центра имени Хруничева на космодром Байконур, сообщил РИА Новости представитель предприятия.

"Самолет авиакомпании "Волга-Днепр" с разгонным блоком на борту приземлился сегодня в аэропорту "Юбилейный", — отметил собеседник агентства.

После разгрузки разгонный блок перевезут на площадку 92 космодрома в сооружение 92А-50 ("МИК"). "Бриз-М" установят в стенд в чистовом зале, где специалисты Центра имени Хруничева проведут автономные проверки всех его систем и подготовят разгонный блок к сборке с космическим аппаратом.

23.10.2014 Тренировки по "выживанию" в гористой местности

С 19 по 28 октября 2014 года в г. Туапсе проходят тренировки по действиям экипажа в случае нештатной посадки в гористой местности. В тренировках принимают участие космонавты-испытатели Роскосмоса Мухтар Аймаханов, Олег Блинов, Петр Дубров, Сергей Корсаков, Дмитрий Петелин, Андрей Федяев, Николай Чуб и кандидат в космонавты-испытатели Анна Кикина.

Первые два дня будущие космонавты изучали специфику и методы выживания в горах. Вчера они приступили непосредственно к тренировкам, изучали основы скалолазания, взошли на две горы «Индюк» и «Индюшка», а на ночлег остались в гроте.

Целью проведения тренировок является отработка практических навыков, позволяющих своевременно распознать опасности в горах и научиться принимать профилактические меры по исключению или снижению возможности возникновения опасных ситуаций, аварий и несчастных случаев. Тренировки по действиям экипажа в случае нештатной посадки в гористой местности направлены на развитие физической силы, выносливости, внимательности и воспитание высокой дисциплинированности, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

23.10.2014 В Казкосмосе состоялось очередное заседание казахстанско-германского комитета по сотрудничеству в сфере космоса

15 октября 2014 года в Казкосмосе состоялось 3-е заседание Казахстанско-Германского Совместного комитета по сотрудничеству в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях, в котором приняли участие от казахстанской стороны представители Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию РК (Казкосмос), АО «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары» и АО «Национальный центр космических исследований и технологий», от германской стороны представители Германского аэрокосмического центра (DLR), Airbus Defence and Space и Industrieanlagen-Betriebsgesellshaft mbH (IABG).

На заседании Совместного комитета Стороны обсудили возможности сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли, спутниковой навигации, совместного создания космических аппаратов и другой космической техники. Достигнуты договоренности о проработке специалистами казахстанских и немецких организаций конкретных вопросов двустороннего сотрудничества в сфере космической деятельности.

В рамках заседания Совместного комитета состоялся семинар на тему «Дистанционное зондирование Земли с помощью радарных спутников», подготовленный германской стороной.

Также германской стороной были предложены материалы, которые демонстрируют высокую экономическую эффективность использования радарных спутников.

В работе семинара приняли участие представители различных отраслей экономики страны, которые являются потенциальными конечными пользователями продукции и услуг космических систем дистанционного зондирования Земли, сообщает пресс-служба Казкосмоса.

23.10.2014 Тестирование системы ретрансляции "Луч" для нужд МКС будет проведено в конце года

Как передает “Вестник Глонасс”, система связи с Международной космической станцией через спутники-ретрансляторы серии "Луч" будет протестирована до конца года, сообщил начальник Центра управления полетами Максим Матюшин.

"Сейчас, буквально до Нового года, мы проведем тестирование активной фазированной антенной решетки на предмет выдачи команд, получения телеметрии", - сказал он.

В следующем году уже можно будет наладить связь с МКС через российские спутники-ретрансляторы, однако еще предстоит завершить ряд работ. "Эта активная фазированная антенная решетка является экспериментальной, на ней будут отработаны технологии, которые дальше пойдут в серию", - пояснил он.

23.10.2014 Москва и Сеул приостановили сотрудничество в ракетно-космической сфере

Заместитель гендиректора Центра им. Хруничева Юрий Бахвалов сообщил, что Москва и Сеул пока не будут продолжать сотрудничество в ракетно-космической отрасли. “Я хотел бы уточнить, что у нас взаимоотношения именно с Южной Кореей: на первом этапе они привлекли нас, чтобы создать ракетный комплекс, дальше они планируют создавать полностью национальный”, — цитирует Бахвалова РИА Новости.

23.10.2014 Экипаж МКС и Центр управления полетами не будут переходить на зимнее время

Интернациональный экипаж Международной космической станции /  МКС/ и Центр управления полетами в ночь на воскресенье не   станет переходить на "зимнее" время. Об этом ТАСС сообщил   начальник Центра управления полетами Максим Матюшин.

"Это абсолютно никак не повлияет ни на работу Центра   управления полетами, ни на жизнедеятельность космонавтов,   поскольку они используют на МКС в качестве рабочего времени   время по Гринвичу, а мы используем для программных и   технических средств декретное московское время, с которого   мы, собственно, и не уходили никогда. В целом ЦУП живет по   декретному московскому времени и по Гринвичу", - сказал он.

Декретное время совпадает с "зимним" временем и на три   часа опережает время по Гринвичу. Декретное время действует   на борту всех российских пилотируемых и непилотируемых   космических кораблей и на наземных пунктах слежения. Что   касается работы МКС по времени Гринвича, то, как ранее   сообщили ТАСС в Центре управления полетами, поскольку   станция - международный проект, всеми участниками было   принято решение использовать единое время, которым было   выбрано время по Гринвичу.

Российскому и европейскому ЦУПам использование времени   по Гринвичу выгодно. Разница в часовых поясах небольшая. А   вот сотрудники Хьюстона постоянно жалуются на неудобство,   ведь разница между Центральноамериканским временем и   Гринвичем зимой составляет шесть часов, а летом лишь на час   меньше, пояснил собеседник агентства.

23.10.2014 “Известия”: Роскосмос рассчитывает занять наиболее перспективную часть Луны

Федеральное космическое агентство совместно с Российской академией наук подготовили лунную программу, по которой, Россия оперативно занять наиболее перспективные района Луны, пишет газета “Известия”.

“Уже в первой половине XXI века развернется соперничество космических держав за обладание наиболее привлекательными лунными плацдармами для создания будущих исследовательский станций. Лунные плацдармы будут выбираться из условий максимально продолжительной освещенности и наличия в их непосредственной окрестности залежей водяного льда”, — говорится в документе.

Освоение Южного полюса Луны должно будет пройти в три этапа. На лунном полигоне планируется разместить станции мониторинга Земли, стенды для отработки новых космических и медико-биологических средств для подготовки экспедиций на Марс.

“Практическая реализация программы освоения Южного полюса Луны с использованием автоматических средств и интегрированным применением автоматических и пилотируемых средств позволит определить наиболее важные технологии, разработка которых необходима в первую очередь для их успешной реализации”, — говорится в документе.

По словам источника издания в Роскосмосе, предложения по этапам освоения Луны будут рассматриваться в кабмине параллельно с проектом Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, в рамках которой запланировано множество опытно-конструкторских работ, направленных на создание технологий, позволяющих начать освоение Луны на уровне 2026-2030 годов.

23.10.2014 Работа в открытом космосе завершена

22 октября российские космонавты Максим Сураев и Александр Самокутяев совершили выход в открытый космос (ВКД-40). Работа за бортом МКС велась в скафандрах “Орлан-МК”.

Выходной люк модуля “Пирс” был открыт в 13:24 UTC (17:24 мск).

Во время ВКД-40 космонавты осуществили демонтаж радиометрического комплекса РК 21-8, антенн 2АСФ1-1 и 2АСФ1-2 с малого исследовательского модуля “Поиск” [и радиометрический комплекс, и антенны после демонтажа были “выброшены” в космос], сняли защитную крышку моноблока научной аппаратуры Expose-R и в рамках космического эксперимента “Тест” взяли пробы с иллюминатора выходного люка-2 стыковочного отсека “Пирс”. Кроме того, космонавты провели фотосъёмку экранно-вакуумной теплоизоляции на внешней поверхности МКС.

Все запланированные операции космонавты выполнили с опережением графика и завершили выход досрочно.

На борт МКС Сураев и Самокутяев возвратились в 17:05 UTC (21:05 мск).

Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 3 час. 41 мин.