Новый номер

№ 07 (378), 2014

Страховой центр СПУТНИК
The 40th COSPAR Scientific Assembly
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

26.07.2014 Памятные даты космонавтики. 26 июля 2014 г.

26 июля исполняется 70 лет (1944) со дня рождения летчика-испытателя Римантаса Антанаса-Антоновича Станкявичюса. В 1977-1990 гг. готовился к полетам в космос по программе “Буран”. Погиб в авиационной катастрофе.

26 июля исполняется 65 лет (1949) со дня рождения американского астронавта Уильяма МакМайкла Шеперда (William McMichael Shepherd).

26 июля исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat-3 F5. Космический аппарат выведен на нерасчетную орбиту.

26 июля исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-669” (“Зенит-2М”).

25.07.2014 Hughes и Thales протестировали решение по быстрому развертыванию мобильной сети через спутник

Hughes Network Systems, LLC (HUGHES), один из производителей в области широкополосного спутникового вещания, и Thales Defense & Security, Inc., один из разработчиков в аэрокосмонавтике, перевозках, технологиях защиты и безопасности, объявили о тестировании быстрого развертывания в условиях долгосрочного развития (LTE) мобильной сети через спутник. Решение основано на комбинации технологий высокой пропускной способности от Hughes – SPACEWAY® 3 и JUPITER™, объединённых с системой-на-колёсах Thales B-14, сообщает “Вестник Глонасс”.

Сетевое решение может быть виртуально развёрнуто в любой точке. Это делает его возможным к применению для сетей реагирования на чрезвычайные ситуации, таких как FirstNet – общенациональная межоперационная широкополосная сеть общественной безопасности.

25.07.2014 Савицкая – первая женщина в открытом космосе

Выход в космос первой женщины Светланы Савицкой 30 лет назад стал историческим для космонавтики, но для нее самой это был этап трудной работы, не отмеченный особыми эмоциями: тогда Савицкая мечтала о полете на корабле "Буран". Об этом дважды Герой Советского союза, летчик-космонавт СССР, а ныне замглавы оборонного комитета Госдумы Светлана Савицкая рассказала в беседе с МИА "Россия сегодня".

25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.

"Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос", — сказала она.

Тот выход Савицкая совершала с Джанибековым.

"Для него это тоже был первый выход, хотя он до этого уже несколько полетов совершил", — сказала она.
По словам Савицкой, при выходе в космос они с Джанибековым тогда испытывали универсальный ручной инструмент, с помощью которого можно было сваривать, резать и паять металл. "Киевский институт Патона сделал его. Уникальный инструмент, совершенно новый, никто таким не занимался", — говорит она.

"Это был, конечно, ключевой эксперимент всего этого полета. Мы его сделали нормально, без ошибок, без каких-то ЧП. Собственно говоря, при выходе в открытый космос это самое главное — сделать то, к чему ты готовился. Поэтому каких-то особых эмоций, знаете, таких, вот что в этот день что-то произошло, нет", — добавила Савицкая.

Не было тогда и страха, это понятие вообще ни к чему, когда речь идет об открытом космосе, сказал космонавт. "Это более напряженная работа. Да, там больше опасностей. Надо быть более грамотным, более осторожным, более пунктуальным, контролировать себя четко. Но это не страх", — пояснила она.

"Страх — это когда человек замирает и не знает, что ему делать. Это не относится ни к профессии летчика, ни космонавта, на мой взгляд. Есть этапы, где ты понимаешь: да, здесь что-то может случиться. Где-то ты можешь что-то сделать, а где-то не можешь. Значит, полагаешься на технику", — добавила Савицкая.

Именно Савицкая предложила, чтобы у СССР был приоритет в выходе женщины-космонавта в космос. По ее словам, эта идея возникла у нее после ее первого полета на орбиту в 1982 году.

"Я видела скафандр, видела отсек, понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на "Шаттлах" и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу", — сказала Савицкая.

Свои соображения она осенью 1983 года изложила руководителю советской космической программы Валентину Глушко. Она предложила выпустить в космос Ирину Пронину, которая должна была лететь на орбиту.

"Валентин Петрович — он был очень мудрый и государственно мыслящий человек, но в то же время очень грамотный стратег — и он сказал: "я вас прошу этот вопрос сейчас не поднимать, пусть она просто слетает. Потому что на три месяца, работа тяжелая. Мужчины там, мы их мучаем". Ну, не поднимайте, значит не поднимайте. Значит, у него были свои соображения. Я, в общем-то, представляю, почему он так сказал", — вспоминает Савицкая.

После этого вопрос на какое-то время был закрыт, пока американцы не объявили о своих планах.
"Потом, в 1983 году, когда узнали, что американцы через год включают такой полет (с выходом женщины в космос) в свою программу, меня вызвали и сказали — давай становись в экипаж, они включают, мы должны быть первыми. Поэтому совершенно ничего неожиданного для меня не было", — добавила Савицкая.

25.07.2014 Запуск американского спутника вновь отложен

Ненастная погода заставила вновь отложить запуск с мыса Канаверал ракеты-носителя Delta-4M+ (4.2) с грузом Министерства обороны США AFSPC-4. Новую попытку предпримут сегодня вечером.

25.07.2014 Ученые РФ разрабатывают препараты для защиты от радиации в дальних космических полетах

В Институте медико-биологических проблем РАН сейчас разрабатываются препараты для защиты от космической радиации в дальних полетах, сообщил в интервью ИТАР-ТАСС директор института Игорь Ушаков.

Он напомнил, что основные ее способы - это защита веществом, расстоянием и сокращением времени облучения. Ушаков отметил, что применение первого из этих способов в космосе осложнено возникновением в защитном веществе вторичного излучения, которое может оказаться опаснее изначальной радиации.

"Мы хотим летать дольше, соответственно, временем мы уже защищать не можем", - добавил ученый, пояснив, что обеспечить полную безопасность, как на Земле, в космосе невозможно.

Однако, по его словам, при нехватке физических методов защиты можно обратиться к фармакологическим препаратам. "Такие вещества также разрабатываются у нас в институте, в том числе и для длительных полетов", - уточнил собеседник.

Эти задачи прорабатываются учеными, в частности, для российских лунных программ. Ушаков пояснил, что обитаемая база на Луне может стать своеобразным полустанком для экипажей кораблей, возвращающихся из дальнего космоса. "Во-первых, из-за необходимости внеземного карантина, в особенности после предполагаемых выходов на поверхность небесных тел, во-вторых, для реабилитации экипажей в условиях пониженной силы тяжести. Однако на Луне человек окажется вне привычного магнитного поля Земли, то есть без защиты от потока заряженных частиц с Солнца и галактических космических лучей", - сказал ученый.

25.07.2014 В Артеке восстановят музей космонавтики
.
Роскосмос и детский лагерь "Артек" в Крыму в ближайшее время подпишут соглашение о сотрудничестве, сообщает служба информационной политики Роскосмоса.

В рамках сотрудничества, помимо создания инновационных программ дополнительного образования, будет реализована реконструкция музея "Космос", основанного в 1967 году Юрием Гагариным на территории "Артека". Он пополнится новыми экспонатами и будет оборудован с использованием передовых интерактивных технологий, говорится в сообщении.

Кроме того, в августе в "Артеке" будет организована всероссийская аэрокосмическая смена. В ней примут участие школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Саратова, республик Якутия и Чувашия, учащиеся в космических центрах дополнительного образования, передает “Интерфакс”.

25.07.2014 Пуск геофизической ракеты в США

22 июля 2014 года в 19:10 UTC (23:10 мск) с ракетного полигона Уайт-Сэндс, шь. Нью-Мексико, США, специалистами NASA выполнен пуск геофизической ракеты Black Brant-IX (полетное задание NASA 36.289 US). Цель полета – изучение Солнца с помощью комплекта аппаратуры DFSSP (Degradation Free Spectrometers for Solar Physics experiment). Пуск успешный, максимальная высота подъема ракеты составила  320 км.

25.07.2014 Памятные даты космонавтики. 25 июля 2014 г.

25 июля исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-667” (“Зенит-4М”).

25 июля исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военно-исследовательского спутника “Космос-668” (ДС-П1-Ю № 74).

25 июля исполняется 35 лет (1979) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1117” (“Зенит-4МКМ”).

25 июля исполняется 25 лет (1989) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-2034” (“Парус”).

25 июля исполняется 15 лет (1999) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) с помощью ракеты-носителя Delta-2 четырех спутников связи типа Globalstar.

25 июля исполняется 10 лет (2004) со дня запуска в Китае (космодром Тайюань) научно-исследовательского спутника Tan Ce-2.

24.07.2014 К ситуации с космическим аппаратом “Фотон-М” № 4

Специалисты продолжают попытки восстановить контроль над запущенным 19 июля нынешнего года спутником “Фотон-М” № 4. Пока похвастаться нечем.

Как сообщает РИА Новости, по данным РКЦ "Прогресс", запуск космического аппарата (КА), его полет на активном участке и отделение от ракеты-носителя проходили в штатном режиме.

"После выведения КА на орбиту в соответствии с полетным заданием и заданной программой осуществлено включение — выключение всех бортовых систем КА, проведена необходимая ориентация КА, а также начато проведение ряда научных экспериментов. При этом все бортовые системы КА функционировали штатно", — отмечается в сообщении пресс-службы Центра.

В релизе уточняется, что после нескольких витков была нарушена связь наземного комплекса управления с "Фотоном-М" по каналу выдачи команд.

"С борта космического аппарата поступает телеметрическая информация о функционировании всех систем, проводится ее обработка и анализ. Результаты анализа показывают, что все служебные системы КА функционируют в строгом соответствии с логикой работы бортового комплекса управления КА", — сообщает РКЦ "Прогресс", поясняя, что конструкция и бортовой комплекс позволяют обеспечить работоспособность и длительное функционирование КА в автономном режиме.

По последним данным, биологические эксперименты на борту спутника выполняются по намеченной программе, несмотря на нарушенную связь. Об этом РИА Новости сообщил пресс-секретарь Института медико-биологических проблем (ИМБП) Олег Волошин.

"Программа биологических экспериментов начала реализовываться сразу, как полетел аппарат. Та научная аппаратура, на которой выполняются биологические эксперименты, сейчас работает полностью в норме. Мы получаем телеметрию, на земле начат контрольный эксперимент по получаемым данным. Та аппаратура, которая работает в автоматическом режиме, в частности в экспериментах с гекконами, выполняет свою программу. Текущие задачи пока выполняются", — сказал собеседник агентства.

24.07.2014 Минкомсвязи предлагает акционировать ФГУП «Космическая связь»

Минкомсвязи России предлагает провести акционирование ФГУП “Космическая связь”. Это необходимо для перехода предприятия на рыночную схему финансирования заказов спутников, передает “Интерфакс”.

“Для нормальной работы на долговых рынках предлагаем правительству поручить Минкомсвязи представить согласованные предложения об акционировании ФГУП “Космическая связь” с 100% долей государства и сохранением предприятия в списке стратегических предприятий страны”, — заявил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на заседании правительства.

В министерстве считают, что проблема с задержками сроков строительства космических аппаратов и их надежностью будет решена в результате перехода на прозрачную систему финансирования. При новой схеме предприятие будет самостоятельно привлекать средства на долговом рынке и гарантировать обязательства активами.

“Последнее невозможно, если предприятие существует в форме ФГУП, так как ФГУП не является собственником активов и имущества. Собственником является государство, которое передает ФГУПу имущество и активы в оперативное управление”, — добавил Никифоров.

24.07.2014 “Кассини” совершил очередной пролет близ Титана

Американский межпланетный зонд Cassini, работающий в планетарной системе Сатурна, 20 июля совершил пролет близ сатурианского спутника Титана. В 10:42 UTC (14:42 мск), в момент наибольшего сближения, аппарат и небесное тело разделяли 5103 км.

24.07.2014 В ЦУП подтвердили потерю связи со спутником "Фотон-М"

Спутник «Фотон-М» с биообъектами на борту, запущенный 19 июля с «Байконура», не выходит на связь, подтвердили в Центре управления полетами.

"Мы получаем телеметрию с "Фотона", однако команды с Земли на спутник мы отправить пока не можем, то есть связь только в одностороннем порядке. Специалисты сейчас пытаются восстановить связь, чтобы команды с Земли доходили до спутника", - рассказали ИТАР-ТАСС в ЦУПе.

ЦУП не удается включить двигатели спутника, сообщает РИА "Новости". По словам собеседника агентства, связь с аппаратом была утрачена на четвертом витке вокруг Земли, то есть в день запуска - 19 июля.

Биоспутник находится на опорной, а не на расчетной орбите, так как его собственную двигательную установку запустить не удалось, пояснили специалисты.

В самарском Ракетно-космическом центре "Прогресс", где изготовлен научный биоспутник, заявили, что ситуация изучается и в ближайшее время компания представит официальное заявление, сообщает "Интерфакс".

24.07.2014 "Прогресс М-24М" - в составе МКС

24 июля 2014 года в 03:31 UTC (в 07:31 мск) грузовой транспортный корабль “Прогресс М-24” а автоматическом режиме пристыковался к Международной космической станции.

На борт МКС доставлены 2322 кг различных грузов, в т.ч. 880 кг топлива в комбинированной двигательной установке, 530 кг топлива в баках системы дозаправки, 420 кг, 48 кг газов в баллонах средств подачи кислорода, 1324 кг оборудования.

24.07.2014 Запуск американского военного спутника отложен

По техническим причинам отложен запуск с мыса Канаверал ракеты-носителя Delta-4M+ (4.2) с грузом Министерства обороны США AFSPC-4. О новой дате старта пока не сообщается.

24.07.2014 С Байконура запущен грузовой корабль "Прогресс М-24М"

23 июля 2014 года в 21:44:44 UTC (24 июля в 01:44:44 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий ракетно-космической отрасли осуществлен пуск ракеты-носителя “Союз-У” (11А511У) № Т15000-140 с грузовым транспортным кораблем “Прогресс М-24М” [11Ф615А60 № 423].

23 июля в 21:53:33 UTC (24 июля в 01:53:33 мск) корабль отделился от последней ступени носителя и вышел на целевую орбиту с параметрами:

– минимальная высота над поверхностью Земли – 192,65 километра;

– максимальная высота над поверхностью Земли – 223,34 километра;

– период обращения вокруг Земли – 88,40 минуты;

– наклонение плоскости орбиты к экватору – 51,65 градуса.

Целью полета является доставка на борт МКС топлива, продуктов, воды и других расходуемых материалов, необходимых для эксплуатации станции в пилотируемом режиме.

Стартовая масса корабля 7280 кг.

24.07.2014 Спутник, проведший на орбите 34 года, упадет на землю 4 августа

Отработавший советский спутник "Космос-1151", запущенный на орбиту в 1980 году, упадет на Землю ориентировочно 4 августа, сообщил РИА Новости представитель войск Воздушно-космической обороны РФ полковник Алексей Золотухин.

Специалисты Главного центра разведки космической обстановки (ГЦ РКО) Космического командования войск воздушно-космической обороны (ВКО) непрерывно мониторят изменения параметров орбиты фрагментов космического аппарата "Космос-1151".

"Анализ позволяет прогнозировать схождение с околоземной орбиты фрагментов космического аппарата "Космос-1151" 4 августа 2014 года. Окончательная дата и место падения фрагментов КА "Космос-1151" могут изменяться под воздействием внешних факторов", — сказал Золотухин.

Он пояснил, что в Центр разведки космической обстановки регулярно поступает полная и достоверная информация от специализированных радиотехнических, оптико-электронных, лазерно-оптических средств российской системы контроля космического пространства (ККП).

Советский космический аппарат "Космос-1151" был запущен 23 января 1980 года с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя "Циклон-3". Срок активного существования космического аппарата на орбите — 6 месяцев.

24.07.2014 Памятные даты космонавтики. 24 июля 2014 г.

24 июля исполняется 70 лет (1944) со дня рождения белорусского / советского летчика Анатолия Ивановича Дедкова. В 1970-1985 гг. готовился к полетам в космос в Центре подготовки космонавтов.

24 июля исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника KH-4B-1107.

24 июля исполняется 30 лет (1984) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1583” (“Зенит-8”).

24 июля исполняется 25 лет (1989) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-2033” (УС-П).

24 июля исполняется 5 лет (2009) со дня запуска с космодрома Байконур грузового транспортного корабля “Прогресс М-67”.

23.07.2014 NASA одобрило создание международной станции за орбитой Луны

Роскосмос планирует разработать новую станцию на базе модуля, который был предназначен для МКС. NASA предварительно одобрило идею Роскосмоса создать за орбитой Луны посещаемую международную космическую станцию. Одобрения получены также от Европейского и Японского космических агентств, сообщает “Интерфакс” со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли.

Российские проект предусматривает создание станции на базе модернизированного научно-энергетического модуля, который первоначально разрабатывался для МКС, находящейся на орбите Земли. Новую станцию планируют разместить в точке Лагранжа L2 – в 61,5 тысячи километров за орбитой Луны. В этой точке станция будет сохранять свою позицию относительно Земли и Луны.

Когда именно начнется строительство станции, не уточняется. Модуль планировали запустить к МКС в 2018 году до того, как проект перепрофилировали, а Россия решила прекратить работы на станции к 2020 году.

“Сейчас в подведомственных Роскосмосу научных институтах идет работа над формированием облика перспективной российской автономной орбитальной станции”, – пояснил собеседник агентства.

Ранее сообщалось, что новая станция за Луной может стать отправной точкой для освоения Марса и других планет Солнечной системы.

23.07.2014 Индия и Бразилия подписали соглашение об использовании данных ДЗЗ

После того как президент Бразилии Дилма Русеф приняла у себя премьер-министра Индии Нарендру Моди на полях Шестого саммита БРИКС, Индия и Бразилия подписали соглашение, которое должно упростить бразильским наземным станциям доступ к данным индийских спутников дистанционного зондирования (IRS), сообщает “Вестник Глонасс”.

Комментарий, опубликованный офисом премьер-министра, гласит, что “соглашение предоставляет доступ данным с систем AWiFS и LISS-III IRS-спутников, включая, но не ограничиваясь Resourcesat-2, наземным станциям в районе Куяба, Бразилия, в рамках сотрудничества наших государств”.

Финансовые условия соглашения предусматривают, что Бразильский национальный институт космоса (INPE) за счёт своего регулярного бюджета будет компенсировать дополнительную нагрузку на оборудование спутника Resourcesat-1 и создаст соответствующую структуру на наземной станции в Куябе для получения данных.

23.07.2014 Российские ученые выступают за продление эксплуатации МКС до 2024 года

Российские ученые   выступают за продление эксплуатации Международной   космической станции до 2024 года, сообщил сегодня в   интервью ИТАР-ТАСС директор Института медико-биологических   проблем РАН Игорь Ушаков.

"Научная общественность поддержит такое решение", -   сказал он.

По его словам, есть значительные планы по научному   обеспечению полетов на МКС. К отправке готовятся новые   модули, в частности, лабораторный, узловой и научно-  энергетический. "И если эти модули будут вводиться в строй   к 2017-2018 году, то, конечно, продление ресурса до 2024   года представляется интересным, чтобы поработать не один-  два года на новых модулях, а четыре-пять лет", - пояснил   Ушаков.