Новый номер

№ 10 (381), 2014

Страховой центр СПУТНИК
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

21.10.2014 Уровень радиации на МКС меньше, чем считалось ранее

Результаты эксперимента "Матрешка-Р" на борту МКС свидетельствуют, что дозы радиации, которые получают внутренние органы космонавтов на орбите, в разы меньше, чем думали ранее.

"Этот результат важен для планирования длительных полетов: он означает, что можно лететь дальше и летать дольше. Хотя в целом дозы радиации большие, и остается вопрос как их снижать, чтобы сохранить здоровье космонавтов", - говорит один из авторов исследования, Вячеслав Шуршаков из Института медико-биологических проблем РАН.

Эксперимент "Матрешка-Р" на борту МКС был начат еще в 2004 году, когда на станцию были доставлены специальные манекены. Эти устройства, похожие на человеческий торс с головой, были сделаны из полиуретана – материала, поглощающего радиацию примерно так же, как тело человека. Внутри они "нашпигованы" датчиками ионизирующего излучения.

"Нам нужно измерять дозу радиации, которая воздействует на критически важные внутренние органы – желудочно-кишечный тракт, кроветворную систему, центральную нервную систему. Непосредственно в тело человека дозиметр засунуть нельзя, поэтому используются тканеэквивалентные фантомы", - объясняет Шуршаков.

Такой фантом сначала был помещен на внешней поверхности МКС в герметичном контейнере, который по параметрам поглощения соответствовал космическому скафандру, а затем был перенесен внутрь станции. Вячеслав Шуршаков и соавторы исследования – ученые из Польши, Швеции, Германии и Австрии – пересчитали собранные данные с помощью компьютерной модели NUNDO и получили точные оценки дозы радиации для каждого внутреннего органа.

Расчеты показали, что реальное воздействие радиации на внутренние органы значительно ниже, чем показывали "обычные" дозиметры. "При выходе в открытый космос доза в теле будет на 15% ниже, а внутри станции в два раза меньше, чем та доза, которую измеряет индивидуальный дозиметр, расположенный в кармашке на груди у космонавта", - говорит ученый.

Вместе с тем он отмечает, что даже с учетом этих данных возможная доза радиации для путешественников на Марс все еще остается слишком высокой. Ожидаемая доза составляет около 1 зиверта, что создает неоправданно высокий риск онкологических заболеваний. Поэтому специалистам придется искать пути снижения дозы радиации или сокращения срока перелета, сообщает Служба информационной политики Роскосмоса.

21.10.2014 Госкомиссия приняла решение о заправке РКН "Протон-М" компонентами топлива

На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были рассмотрены результаты испытаний на стартовом комплексе ракеты космического назначения (РКН) "Протон-М" с разгонным блоком (РБ) "Бриз-М", предназначенной для выведения на орбиту коммуникационного космического аппарата (КА) "Экспресс-АМ6".

Заслушав доклады руководителей работ, Государственная комиссия приняла решение о готовности ракеты космического назначения к заправке компонентами топлива и пуску.

В соответствии с графиком подготовки стартовые расчеты предприятий ракетно-космической промышленности России проводят операции по заправке РКН компонентами топлива.

Пуск РН "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и КА "Экспресс-АМ6" запланирован на 19:09 московского времени, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

21.10.2014 Россия продолжит космическую деятельность несмотря на санкции Запада

Россия продолжит развитие космической деятельности несмотря на санкции Запада. Об этом в эфире радиостанции “Эхо Москвы” заявил член коллегии Военно-промышленной комиссии Николай Моисеев.

“Безусловно, проводится оптимизация и устанавливаются приоритеты. Но сказать, что мы свернем нашу космическую деятельность... так вопрос не стоит. Мы будем проводить ее и дальше. Потому что это требование отраслей экономики”, — заявил Моисеев.

Он отметил, что Россия в космической сфере занимает уверенные позиции, и у нее “есть всегда чем ответить”.

21.10.2014 Dragon покинет МКС 25 октября

Возвращение американского грузового космического корабля Dragon на Землю перенесено на 25 октября, передает РИА Новости.

Ранее планировалось, что грузовик покинет МКС 21 октября, однако компания SpaceX, “владелец” грузовика, отложила этомероприятие из-за высоких волн в месте приводнения грузовика в Тихом океане к западу от полуострова Калифорния, сообщило НАСА в понедельник.

Отстыковка грузового корабля от модуля "Гармония" должна состояться в 17.56 мск в субботу 25 октября. Согласно расчетам, через шесть часов, ориентировочно в 23.39 мск он приводнится в Тихом океане. Корабль доставит на Землю около 1,5 тонны грузов, прежде всего, результаты научных экспериментов.

21.10.2014 Имена 12 человек занесены в скрижали Международного Зала космической славы

18 октября в Музее космической истории в г. Аламогоро (шт. Нью-Мексико, США) прошла торжественная церемония внесения в скрижали Международного Зала космической славы (International Space Hall of Fame) имен ученых, конструкторов, астронавтов, бизнесменов, писателей, внесших значительный вклад в освоение космического пространства.

Под № 1 в список включен наш соотечественник Юрий Кондратюк (Александр Шаргей) за разработку схемы полета к Луне, легший в основу исходной модели миссии при реализации программы Apollo.

Под № 2 в список вошел инженер NASA Джон Хуболт (John Hubolt), который развил идеи Кондратюка и достиг других важных результатов, способствовавших успеху программы Apollo.

Под № 3 почетного звания удостоен другой американский инженер Томас Келли (Thomas Kelly). Он входил в команду проектантов в компании Grumman Aircraft Engineering Corporation, которая создала лунный модуль для программы Apollo.

Следующим в список вошел астронавт Джо Энгл (Joe Engle), участник испытаний ракетоплана Х-15 и один из первых пилотов кораблей многоразового использования.

Под № 5 в список вошел Гюнтер Ф. Вендт (Guenter F. Wendt), готовивший стартовый комплекс на мысе Канаверал в ходе миссии MR-2 (1961 г.) с шимпанзе Хэмом на борту, а также руководивший стартовой командой космодрома на мысе Канаверал во время запуска корабля Apollo-7 (1968 г.).

В список лауреатов также вошли: основатель компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) Элон Маск (Elon Musk), основатель многих компаний и фонда, известного ныне как Ansari X-prize Foundation, Питер Диамандис (Peter Diamandis), первая женщина – космический турист Анюше Ансари (Anousheh Ansari), конструктор, создатель ракетоплана SpaceShipOne Барт Рутан (Burt Rutan),  один из создателей компании Microsoft, филантроп, пожертвовавший на нужды науки более 1,8 миллиарда долларов, Пол Аллен (Paul Allen).

Известные писатели-фантасты Жюль Верн (Jules Verne) и Герберт Уэллс (Herbert Wells) также удостоились чести быть занесенным в списки Международного Зала космической славы за свои произведения, «опередившие время».

21.10.2014 Назначение космонавта Юрия Маленченко на должность начальника 1 управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина

17 октября 2014 года приказом начальника Центра № 527/к на должность инструктора-космонавта-испытателя – начальника 1 управления (подготовки космонавтов, летно-космических испытаний пилотируемых космических аппаратов, научных исследований и прикладных работ в космосе и оценки безопасности космических полетов) ЦПК имени Ю.А. Гагарина назначен Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Иванович Маленченко, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

21.10.2014 Ученые разработали новую методику защиты орбитальных аппаратов от космического мусора

В Ирландии разработана новая математическая модель, с помощью которой ученые рассчитывают повысить защиту орбитальных аппаратов от столкновения с космическим мусором. Как заявили в старейшем вузе страны Тринити-колледже, "новые математические методы помогут прогнозировать внештатные ситуации в околоземном пространстве", передает ТАСС.

По словам одного из авторов проекта, преподавателя школы компьютерных наук и статистики при Университете Симона Вилсона, благодаря развитию IT-технологий ученые получили также новые инструменты по более точному расчету места падения частей спутников, не сгоревших в плотных слоях атмосферы. "В частности, теперь мы с большой долей вероятности можем рассчитать, сгорит ли тот или иной объект в плотных слоях атмосферы", - отметил он. Другие детали держатся в строгом секрете до получения соответствующего международного патента. Уже известно, что изобретением заинтересовалось Европейское космическое агентство (ЕКА).

Основная задача специалистов из Тринити-колледжа - не допустить претворения в жизнь самого пессимистичного сценария голливудского блокбастера "Гравитация" (Gravity), вышедшего на экраны в 2013 году. По сюжету фильма во время рутинной миссии в космосе погибает практически весь экипаж американского шаттла Columbia как раз из-за столкновения корабля с инородными объектами.

По подсчетам специалистов, в настоящее время общий вес космического мусора уже превышает 100 тыс. тонн.

Речь идет об обломках спутников, ступенях ракет, недействующих космических аппаратах и их фрагментах. Весь этот мусор постепенно переходит на более низкие орбиты, представляя опасность для пилотируемых миссий.

21.10.2014 Болгария намерена обзавестись спутником на геостационарной орбите

Крупнейший болгарский телевизионный оператор "Булсатком" готовится запустить на геостационарную орбиту искусственный спутник "Болгария Сат-1", первый подобного рода космический аппарат в истории страны, передает ТАСС.

С расстояния 36 тыс. км от поверхности Земли спутник будет обеспечивать доступ к интернету, цифровому радио, телевидению высокой четкости. Как сообщили во время презентации проекта представители компании, спутник "Болгария Сат-1" сейчас производится компаний Space Sistem/Loral и будет запущен в космос при помощи американской ракеты Falkon 9 c мыса Канаверал в 2016 году.

На геостационарной орбите спутник проработает более 15 лет. Энергообеспечение аппарата обеспечат шесть солнечных батарей общей мощностью 10 кВт, передачу сигнала будут осуществлять 32 транспондера.

Проект реализуется при поддержке США и Европейского союза.

21.10.2014 Выбраны объекты за орбитой Плутона, к которым отправится зонд New Horizons

Телескоп Hubble помог сотрудникам NASA выбрать три объекта из пояса Койпера, к которым может отправиться аппарат New Horizons после исследования Плутона, пишет Naked Science.

Направив телескоп на созвездие Стрельца – в то направление, где сейчас находится Плутон относительно Земли, – ученым удалось найти три объекта примерно в 1,6 миллиарде км от Плутона, которые могут стать следующей целью космического аппарата.

Обнаруженные небесные тела в 10 раз больше, чем средняя величина комет, однако составляют всего 1-2% от диаметра Плутона. Два объекта обладают схожим диаметром, примерно в 55 км; третий – приблизительно 25 км.

Ожидается, что New Horizons достигнет системы Плутона 14 июля 2015 года. В конце 2016 года, когда официальная миссия аппарата закончится, члены команды предложат руководству NASA ее продлить, чтобы направить аппарат к одному из выбранных сейчас объектов.

21.10.2014 Памятные даты космонавтики. 21 октября 2014 г.

21 октября исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-304” (“Циклон”).

21 октября исполняется 25 лет (1989) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-47 (GPS-2-4).

20.10.2014 В Китае успешно запущен спутник дистанционного зондирования Земли "Яогань-22"

20 октября 2014 года в 06:31 UTC (10:31 мск) с ПУ № 901 площадки № 9 космодрома Тайюань осуществлен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-4С” со спутником ДЗЗ “Яогань-22” (40275 / 2014-063А).

После отделения от последней ступени носителя космический аппарат вышел на околоземную орбиту с параметрами:

- наклонение орбиты – 100,32 град.;

- период обращения – 109,5 мин.;

- минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 1196 км;

- максимальное расстояние от поверхност и Земли (в апогее) – 1209 км.

Как сообщает агентство Синьхуа, спутник "Яогань-22" разработан для проведения научных экспериментов, изучения земельных и природных ресурсов, оценки урожая сельхозкультур, а также предотвращения стихийных бедствий и минимизации ущерба от них.

20.10.2014 14-ая Международная научно-техническая конференция "От снимка к карте: цифровые фотограмметрические технологии"

Федеральное космическое агентство и предприятия ракетно-космической промышленности принимают участие в мероприятиях 14-й ежегодной Международной научно-технической конференции "От снимка к карте:  цифровые фотограмметрические технологии", начавшей свою работу сегодня  в Китае.

Ежегодно конференция "От снимка к карте: цифровые фотограмметрические технологии" объединяет лучших специалистов отрасли из десятков стран мира, открывает перед ними великолепные возможности для профессионального общения, обсуждения самых актуальных тем. На этот раз конференция собрала ведущие компании в области дистанционного зондирования Земли, как предприятия Роскосмоса (Россия), DigitalGlobe (США), Airbus Defence and Space (Франция), Hexagon (Швеция), Microsoft/Vexcel (Австрия), VisionMap (Израиль). Пользователи космической и аэрофотосъемки представлены отраслевыми лидерами среди которых: ФГУП "Рослесинфорг", ОАО "Роскартография", "Газпром ВНИИГАЗ", ГУП "Мосгоргеотрест", ИТЦ "СКАНЭКC", "АГП “Меридиан+” и многими другими.

В рамках конференции помимо научной программы состоятся деловые встречи в ходе которых будут обсуждаться вопросы сотрудничества предприятий Китайской Народной Республики и Российской Федерации в области дистанционного зондирования Земли и взаимовыгодного использования космических геопространственных данных.

В открытии конференции принял участие начальник отдела - заместитель начальника Управления автоматических космических комплексов Роскосмоса Заичко Валерий Александрович.

В своем выступлении он отметил возрастающую роль геопространственной информации в жизни общества. При этом при создании геопространственной информации, картографической продукции особую роль играют космические геопространственные данные или данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса. Их особую значимость для использования в мировом геоинформационном поле отмечает и организация объединенных наций, посвятив вопросу использования и распространения космических геопространственных данных специальный доклад. Данные дистанционного зондирования становятся все более открытыми и доступными. В Российской Федерации этому вопросу уделяют особое внимание как на уровне органов исполнительной власти, так и на правительственном. В настоящее время в Роскосмосе инициирована работа по созданию портала открытых данных ДЗЗ, а также  подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации по снятию ограничений на распространение данных ДЗЗ высокого пространственного разрешения.

Также в ходе конференции В.Заичко выступит с докладом о состоянии и перспективах развития отечественных средств ДЗЗ, наземной космической инфраструктуры приема и обработки данных, а также о совершенствовании нормативно-правовой базы в области дистанционного зондирования Земли.

На конференции будут  заслушаны доклады представителей предприятий ракетно-космической промышленности  об областях применения российского космического комплекса "Ресурс-П" (ОАО РКЦ "Прогресс") и перспективах развития этого проекта, об  актуальных вопросах создания банка базовых продуктов ДЗЗ межведомственного использования и использовании облачных технологий при использовании геопортала Роскосмоса (ОАО НИИТП), о деятельности Оператора космических средств ДЗЗ Роскосмоса (Научный центр оперативного мониторинга Земли) и его возможностях по планированию космических съемок и предоставлении данных ДЗЗ потребителям.

Роль дистанционного зондирования Земли и фотограмметрических технологий постоянно возрастает. Поэтому далеко не случайно каждая новая конференция, посвященная этой тематике, становится знаковым событием.

14-ая Международная научно-техническая конференция "От снимка к карте:  цифровые фотограмметрические технологии" продлится до 24 октября, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

20.10.2014 РКС открывает студентам дорогу в космос

РКС (ОАО "Российские космические системы"), входящее в
состав ОРКК, предоставляет возможность студентам МАИ (Московского
авиационного института) участвовать в самых перспективных космических
программах. РКС планирует в будущем году открыть базовую кафедру на базе
МАИ, сообщает пресс-служба РКС.

В рамках IX Московского и III Всероссийского фестиваля науки в МАИ на
прошлой неделе состоялся День открытых дверей, который по традиции носит
название ДЕНЬ НАУКИ. В ДЕНЬ НАУКИ старшеклассники могут узнать все
подробности обучения в одном из самых престижных технических ВУЗов России.
Школьников приветствовали заместитель руководителя Федерального космического
агентства (Роскосмоса) Денис ЛЫСКОВ, учёный секретарь РКС Владимир БЕТАНОВ,
ректор МАИ Анатолий ГЕРАЩЕНКО и деканы всех факультетов института.

Владимир БЕТАНОВ: "Около трёхсот выпускников МАИ сегодня работает у нас, и
часто именно они занимают наиболее ответственные руководящие должности.
Больше 60 студентов-старшекурсников работает на полставки. Это
взаимовыгодное сотрудничество, ведь РКС получает молодые талантливые кадры,
а студенты на практике знакомятся с профессией. Начальники отделов, в
которых работают студенты, с удовольствием примут этих ребят в скором
будущем".

Будущие абитуриенты совершили удивительное путешествие в самые разные миры -
космоса, робототехники, авиации, аэрокосмической энергетики, навигации и
систем управления, вычислительной техники, радиоэлектроники и
телекоммуникаций, экономики, информатики и механики. А также побывали в
лабораториях и на кафедрах ВУЗа, познакомились с современными разработками,
задали вопросы учёным, преподавателям и тем, кто уже учится в МАИ, сообщается в пресс-релизе.

20.10.2014 Российская орбитальная группировка пополнится девятью спутниками

Девять новых современных спутников связи с повышенной пропускной способностью и увеличенной скоростью передачи данных пополнят российскую орбитальную группировку к 2020 году, сообщил журналистам начальник Главного управления связи ВС РФ генерал-майор Халил Арсланов, передает РИА Новости.

"К 2020 году орбитальная группировка спутников связи военного назначения пополнится девятью современными космическими аппаратами. При этом пропускная способность системы спутниковой связи будет увеличена в 4 раза, а информационные скорости в каналах связи возрастут до 8 Мбит/с, а по отдельным направлениям до 100 Мбит/с", – сказал Арсланов.

В рамках гособоронзаказа в войска поступают станции спутниковой связи, построенные на новой программно-аппаратной основе и заметно отличающиеся своими низкими массо-габаритными показателями, но в то же время имеющие улучшенные тактико-технические характеристики. Наряду с этим проводится модернизация существующих комплексов спутниковой связи.

"Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации современными мультимедийными услугами, такими как видеоконференцсвязь, IP-телефония, доступ в интернет, в том числе и в Арктической зоне, наряду с системами военной спутниковой связи широко используются средства спутниковой связи двойного назначения", – добавил Арсланов.

20.10.2014 “Известия”: ВЭБ инвестирует 5 млрд руб. в фонд поддержки ГЛОНАСС

Дочерний фонд Внешэкономбанка – “ВЭБ Инновации” – учредит фонд поддержки технологий ГЛОНАСС с целью их продвижения в России и за рубежом, пишет газета “Известия” со ссылкой на источник в руководстве ВЭБа и на копию концепции фонда.

Рабочее название новой структуры – “Фонд ГЛОНАСС”. Инвестиции со стороны Внешэкономбанка составят 5 млрд рублей.

“Планируется, что это будет инвестиционное товарищество, развивающее наиболее перспективные проекты и технологии в области навигационных продуктов. Идея формирования фонда была поддержана на правительственном уровне. Для развития российской навигационной экосистемы планируется привлечь международных партнеров”, – сказал источник.

По данным издания, в концепции фонда описаны необычные методы поддержки ГЛОНАСС-технологий.

“В интересах продвижения ГЛОНАСС за пределами России планируется стимулировать создание «специализированных центров по развитию навигационного сотрудничества на существующей платформе торговых представительств России с целью формирования на базе торгпредств точек присутствия коммерческих агентов, занятых продвижением российской инновационной продукции на местный рынок”, – говорится в документе.

“Концепцию окончательно утвердят в IV квартале этого года, а перечисление средств Внешэкономбанком новому фонду намечено на февраль-март 2015 года. Привлечь софинансирование от частных инвесторов в объеме около 3 млрд рублей планируется до конца 2016 года”, – подчеркнул источник.

20.10.2014 Ураган мешает запуску “Сигнуса”

Бушующий над Атлантикой ураган Гонсало “отложил” предстоящий пуск ракеты-носителя Antares с грузовым транспортным кораблем Cygnus. Как сообщили в NASA, старт состоится после 27 октября, а не 24, как это планировалось раньше.

20.10.2014 Новое назначение в НАСА

В четверг представитель администрации президента США Барака Обамы (Barack Obama) объявил о формальном назначении Дэйвы Ньюман (Dava Newman) заместителем директора NASA. Это назначение требует утверждения Сената Конгресса США.

Ранее Ньюман работала в Массачусетском технологическом институте.

Должность заместителя директора НАСА вакантна с сентября 2013 года, когда ее оставила Лори Гарвер (Lori Garver).

20.10.2014 В 2017 году планируется запуск микроспутников "Чибис-АИ" и "Транбант"

В 2017 году ученые   планируют запустить микроспутники "Чибис-АИ" и "Трабант".   Об этом сообщил в четверг корр.ТАСС заведующий лабораторией   Института космических исследований РАН Станислав Климов.

"В программу МКС включены два микроспутника "Чибис-АИ"   и "Трабант", - сказал он. - Запустят спутники, как минимум,   через три года, сейчас мы согласовываем технические   задания".

По словам ученого, микроспутники будут изучать эффекты,   развивающиеся в ионосфере, а также влияние на нее   техногенных факторов.

20.10.2014 Индия планирует завершить создание собственной навигационной спутниковой системы до конца 2015 года

Создание собственной индийской региональной навигационной   спутниковой системы /Indian Regional Navigation Satellite   System, IRNSS/ завершится до конца 2015 года. Об этом   говорится в полученном в четверг корр. ТАСС официальном   сообщении Индийской организации космических исследований.

Как ожидается, спутниковая система будет покрывать   территорию индийского субконтинента и еще около 1,5 тысячи   километров от его границ.

Четвертый спутник IRNSS-1D должен быть запущен до конца   текущего года.

20.10.2014 Памятные даты космонавтики. 20 октября 2014 г.

20 октября исполняется 35 лет (1979) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи “Молния-1-45”.