Новый номер

№ 11 (382), 2014

Страховой центр СПУТНИК
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

22.11.2014 Академик РАН: санкции пока не мешают ученым РФ получать данные по исследованию космоса

Российские ученые пока не испытывают из-за введения санкций сложностей в получении данных по исследованию космоса. Об этом заявил корр. ТАСС доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета по метеоритам РАН Виктор Гроховский.

"Если какие-то санкции в науке и будут, то они больше коснутся технических вопросов, - считает он. - Планетарные исследования достаточно быстро оказываются в открытом доступе, и пока проблем в их получении мы, российские ученые, не испытываем. Хотя специалисты NASA уже отложили свой визит к нам. Мы только можем предполагать, с чем это может быть связано".

По словам ученого, пока наши специалисты свободно получают данные международных исследований, которые помогают им в изучении осколков метеорита, упавшего в феврале 2013 года в озеро Чебаркуль в Челябинской области.

"С получением важных научных данных в исследовании космоса не было проблем даже во времена СССР. Так, например, в 70-х годах прошлого века наша лаборатория получила образцы, которые на Землю доставил пилотируемый американский космический корабль "Аполлон", - сказал Гроховский.

Российские ученые не видят проблем и в получении первых научных результатов с кометы Чурюмова - Герасименко, которую исследует модуль Philae в рамках проекта Rosetta Европейского космического агентства.

Как сообщил ранее в интервью корр. ТАСС замдиректора Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Олег Кораблев, первые результаты этих исследований будут озвучены на заседании Американского геофизического союза, которое пройдет с 15 по 19 декабря в Сан-Франциско (США).

22.11.2014 На МКС к Новому году доставят полкилограмма черной икры

Полкилограмма черной икры будет на новогоднем столе экипажа Международной космической станции, сообщил ТАСС заведующий отделом питания экипажа МКС Института медико-биологических исследований РАН Александр Агуреев.

"На пилотируемом корабле "Союз" 24 ноября на МКС будут доставлены 15 банок икры осетровой по 30 грамм, а также яблоки, апельсины, лимоны, томаты, по 140 порций сублимированного сухого молока и черного чая без сахара", - сказал он, отвечая на вопрос, что космонавтам пришлют к новогоднему столу.

Агуреев отметил, что в настоящее время обычный, не праздничный рацион космического питания в сутки на одного человека стоит около 25 тыс. руб. "Рацион космического питания очень дорог, он стоит в районе 25 тыс. на одного человека в сутки: это завтрак, обед, ужин и перекус, - сказал он. - Это обуславливается дороговизной производства".

В настоящее время, отметил он, идет расширение рациона продуктами промышленного производства. При этом к продуктам предъявляются очень строгие сроки годности. "Сейчас у нас принят стандарт, что каждый продукт, доставляемый на МКС должен иметь гарантийный срок годности не менее 9 месяцев. Но космические продукты должны подтвердить свой срок годности в течение целых 15 месяцев. Продукты промышленного производства, которые включаются в меню космонавтов, также проходят 15 месячное испытание в климатической камере при температурных и влажных условиях, которые есть на МКС", - рассказал представитель ИМБП РАН.

В целом меню космонавтов не сильно отличается от земного. "По мере накопления опыта, мы пришли к такому заключению, что чем ближе к земным условиям питание, тем лучше. Космонавт не должен попадать в условия, которые коренным образом отличаются от тех, к которым он привык на Земле", - пояснил ученый.

22.11.2014 На мыс Канаверал доставлен космический аппарат Deep Space Climate Observatory

Космический аппарат Deep Space Climate Observatory, также известный как DSCOVR, доставлен из Центра космических полетов имени Годдарда, шт. Мэриленд, США, на космодром на мысе Канаверал, шт. Флорида, США. В течение ближайших двух месяцев КА будет проходить на космодроме предстартовую подготовку, после чего должен быть запущен в космос с помощью ракеты-носителя Falcon-9. Ориентировочная дата старта – 23 января 2015 г.

DSCOVR – совместная миссия NASA, NOAA и ВВС США. Аппарат должен быть выведен в точку либрации L1, где проработает в течение последующих пяти лет. В его задачи входит изучение космической погоды и солнечного ветра.

22.11.2014 Выбран носитель для спутника НАСА ICON

NASA выбрало носитель, с помощью которого в 2017 году предполагается вывести на орбиту научно-исследовательский спутник ICON (англ. Ionospheric Connection Explorer). Выбор пал на ракету-носитель компании Orbital Sciences Corp Pegasus-XL.

Основной задачей миссии станет установление взаимосвязи между космической погодой и погодой на Земле.

22.11.2014 Памятные даты космонавтики. 22 ноября 2014 г.

22 ноября исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) британского телекоммуникационного спутника Skynet-1A.

22 ноября исполняется 15 лет (1999) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя “Союз-У” c разгонным блоком “Икар” четырех американских спутников связи типа Globalstar.

21.11.2014 В Китае осуществлен пуск ракеты-носителя "Куайчжоу"

21 ноября 2014 г. в 06:37 UTC (09:37 мск) с космодрома Цзюцюань осуществлен пуск ракеты-носителя “Куайчжоу”  со спутником “Куайчжоу-2”. Пуск успешный, космический аппарат выведен на расчетную орбиту. По сообщению агентства Синьхуа, спутник предполагается использовать для мониторинга районов стихийных бедствий и для других целей.

21.11.2014 Рабочие встречи с представителями Республики Саха (Якутия)

20 ноября 2014 года в Роскосмосе прошли рабочие встречи Статс-секретаря – заместителя руководителя Роскосмоса Дениса Лыскова с Министром охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамином Афанасьевым и главами муниципальных образований Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Денис Лысков поздравил гостей со знаменательной датой в жизни Республики Саха (Якутия) – 115-й годовщиной со дня рождения общественного, государственного и политического деятеля республики С.Аржакова, стоявшего у истоков государственности республики.

В ходе совещаний стороны обсуждали взаимоотношения Федерального космического агентства, правительства Республики Саха (Якутия) и Вилюйского улуса в рамках строительства и последующей эксплуатации космодрома «Восточный».

В числе обсуждаемых тем: размещение районов падения отделяющихся частей ракет-носителей «Союз»; готовность к проведению общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду КРК «Союз-2», запланированных на 24, 26 и 29 ноября 2014 года в городах Алдан, Олекминск и Вилюйск Республики Саха (Якутия); общественная просветительская деятельность, направленная на устранение сомнений местного населения по поводу экологической чистоты и безопасности людей в связи с вводом в эксплуатацию нового космодрома. В свете последнего представителям Якутии был передан фильм телестудии Роскосмоса, который был выпущен в рамках такой просветительской работы.

На встрече обсуждались положительные моменты создания Восточного, такие как: создание новых рабочих мест, привлечение местных специалистов для работы, создание нового образовательного потока студентов, собственный административный ресурс, который Роскосмос готов направить на содействие правительству республики и администрациям районов в решении различных вопросов.

В завершение встречи стороны выразили взаимную уверенность, что предстоящее сотрудничество в рамках эксплуатации космодрома «Восточный» будет успешным и плодотворным для обеих сторон, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

21.11.2014 РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-15М" вывезена на старт

На космодроме Байконур сегодня утром состоялся вывоз ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-15М" на старт. Ракета установлена в ПУ № 6 площадки № 31 космодрома.

Пуск РН "Союз-ФГ" запланирован на 23 ноября в 21:01 UTC (24 ноября в 00:01 мск).

21.11.2014 В ходе первого запуска с космодрома Восточный планируется вывод трех спутников на орбиту

Первый запуск со строящегося космодрома Восточный, намеченный на 2015 год, выведет на орбиту не два спутника, как предполагалось ранее, а три. К аппаратам "Ломоносов" и "Аист-2Д" присоединится "Контакт-Наноспутник", заявили в пресс-службе РКЦ "Прогресс" по итогам заседания совета главных конструкторов, посвященного обеспечению первого запуска с космодрома, передает ТАСС.

"Полезной нагрузкой станут космические аппараты "Ломоносов", "Аист-2Д" и НТА "Контакт-Наноспутник", - сказали в пресс-службе. Подробностей о третьем аппарате в РКЦ "Прогресс" не сообщили.

Заместитель генерального конструктора "Прогресса" Дмитрий Баранов сообщил на заседании, что изготовление ракеты-носителя "Союз-2.1а" и блока выведения "Волга" идет по графику. Участвовавший в заседании первый замглавы Роскосмоса Александр Иванов рассказал, что отставание по срокам строительства на Восточном постепенно сокращается.

"Не сомневаюсь, что мы сможем выйти на первый запуск в 2015 году", - сказал Иванов, чьи слова привели в пресс-службе "Прогресса".

В пресс-службе отметили, что на космодром доставили большую часть оборудования, начались монтажные работы, которые тормозятся из-за продолжающегося строительства.

21.11.2014 НПО им. Лавочкина: проект миссии "Экзомарс" находится на согласовании в Европе

Итоговый проект российско-европейской миссии "Экзомарс" ожидает окончательного согласования со стороны Европейского космического агентства (ЕКА), сообщил ТАСС гендиректор НПО им. Лавочкина Виктор Хартов.

Как сообщалось ранее, проект "Экзомарс", соглашение по которому было подписано в прошлом году, предполагает отправку к Марсу спутника в 2016 году и ровера - в 2018-м.

"По "Экзомарсу" идет последняя сверка с нашими европейскими партнерами суммарного проекта миссии 2018 года. Преодолены технические и организационные проблемы, согласованы все проектные решения и по массогабаритным характеристикам, и по научному оборудованию. Сейчас проект проходит согласование на уровне Европейского космического агентства", - рассказал Хартов.

Он уточнил, что утверждение проекта должно состояться 2 декабря на министерской конференции стран, входящих в ЕКА.

21.11.2014 Источник: Бывший замглавы Роскосмоса будет отвечать за производство спутников ГЛОНАСС

Бывший заместитель главы Роскосмоса Анатолий Шилов в ближайшее время получит должность заместителя гендиректора компании "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. Решетнева, выпускающей спутники ГЛОНАСС. Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно- космической отрасли.

"Анатолий Евгеньевич будет отвечать в компании за развитие сегмента ГЛОНАСС", - сказал он.
По данным собеседника агентства, соответствующее предложение неделю назад сделал Шилову сам руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

В пресс-службе ИСС информацию о назначении нового заместителя гендиректора предприятия подтвердить не смогли.

21.11.2014 Ущерб от взрыва ракеты-носителя Antares оценивается в 20 миллионов

Власти штата Вирджиния, где находится остров Уоллопс, оценили ущерб от крушения ракеты Antares в $20 млн. Вследствие аварии значительно пострадала инфраструктура космодрома, на строительство которого ушло $150 млн., пишет Naked-science.ru.

На данный момент решается вопрос о финансовом участии каждой из сторон, включенных в проект запуска ракеты-носителя (НАСА, власти штата Вирджиния и разработчик ракеты — Orbital Sciences Corporation). По просьбе губернатора штата Терри МакОлифа в Конгрессе будут лоббироваться вопросы о выделении денежных средств из федерального бюджета и о пересмотре соглашения об использовании космодрома с компанией Orbital, которое было заключено в 2008 году.

Запуски с острова Уоллопс планируется возобновить с 2016 года, сейчас же представительство Orbital ищет временные космодромы. Следующий пуск ракеты-носителя с грузовиком Cygnus должен состояться уже в следующем году.

21.11.2014 В Роскосмосе опровергли утечку газа на МКС

На российском сегменте Международной космической станции не было утечки газа, заявила ТАСС пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.

Ранее NASA в своем официальном блоге сообщило, что в российском служебном модуле "Звезда" произошла утечка газа хладон (фреон-218), используемого в системе пожаротушения, и космонавтам Самокутяеву и Серовой пришлось очистить российский сегмент от газа с помощью системы кондиционирования.

"Мы не подтверждаем информацию, опубликованную в блоге NASA, - сказала Зубарева. - Никакой утечки газа на российском сегменте МКС не было".

Согласно публикации NASA, в атмосферу станции попало около 100 г вещества, что привело к концентрации газа в 117 мг на кубический метр. Опасным для здоровья газ становится при концентрации более 150 мг на кубометр. Хладон - негорючий газ, который при соприкосновении с пламенем разлагается с образованием токсичных продуктов.

21.11.2014 Памятные даты космонавтики. 21 ноября 2014 г.

21 ноября исполняется 65 лет (1949) со дня создания Конструкторского бюро “Арсенал” им. М.В. Фрунзе (Санкт-Петербург).

21 ноября исполняется 50 лет (1964) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) научно-исследовательских спутников Explorer-24 и Explorer-25.

21 ноября исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи “Молния-3-01”.

21 ноября исполняется 40 лет (1974) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat 4 F-8.

21 ноября исполняется 35 лет (1979) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) военных спутников связи DSCS II-13 и DSCS II-14ю

21 ноября исполняется 30 лет (1984) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-1611” (“Янтарь-4К1”).

20.11.2014 Состоялись заседания Технического руководства и Государственной комиссии

Продолжается подготовка космического корабля "Союз ТМА-15М" к запуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", сегодня на 254-й площадке космодрома прошли заседания Технического руководства и Государственной комиссии. Принято решение о вывозе ракеты-носителя с транспортным пилотируемым кораблем "Союз ТМА-15М" на стартовый комплекс и подготовке его к запуску, намеченному на 24 ноября 2014 года.

20.11.2014 В Китае запущен спутник "Яогань-24"

20 ноября 2014 года в 07:12 UTC (10:12 мск) с ПУ № 603 площадки № 43 космодрома Цзюцюань осуществлен пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-2D", которая вывела на околоземную орбиту спутник ДЗЗ "Яогань-24".

Как сообщает агентство Синьхуа, спутник "Яогань-24" разработан для проведения научных экспериментов, изучения земельных ресурсов, оценки урожая сельхозкультур, а также предотвращения стихийных бедствий и минимизации ущерба от них.

20.11.2014 На космодроме Байконур проведена общая сборка РКН "Союз-ФГ" с ТПК "Союз ТМА-15М"

На космодроме Байконур специалисты предприятий Роскосмоса продолжают подготовку к пуску ракеты космического назначения (РКН) "Союз-ФГ" с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) "Союз ТМА-15М".

20 ноября в монтажно-испытательном корпусе 40 площадки 31 проведена общая сборка ракеты космического назначения.

В соответствии с технологическим графиком работ, проведены операции по стыковке головной части (транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА-15М" под головным обтекателем) с третьей ступенью ракеты-носителя (РН) "Союз-ФГ", после чего полученная сборка переложена на транспортно-установочный агрегат (ТУА) и состыкована с «пакетом» из первой и второй ступени РН, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

20.11.2014 Второй стартовый стол под "Ангару" на Плесецке построят после 2016 г

Второй стартовый стол для новых российских ракет-носителей "Ангара" начнут строить на космодроме Плесецк в Архангельской области после 2016 года, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

"С 2016 года по 2025 года верстается новая программа строительства космодромов под Восточный и Плесецк. Сегодня в ней есть вопросы строительства второго стартового стола под "Ангару". Такие планы есть. Сегодня программа проходит согласование", — сказал собеседник агентства.

По его словам, что вторая такая площадка необходима с учетом количества пусков и необходимости "резервирования" на случай нештатных ситуаций.

20.11.2014 В Объединении космических институтов нет необходимости, считает директор ИКИ РАН

Обсуждаемая идея создания   консорциумов институтов РАН неприменима к институтам,   занимающимся космической тематикой, поскольку они уже   объединены подобной структурой. Об этом журналистам заявил   в среду вице-президент РАН, директор Института космических   исследований Лев Зеленый, передает ТАСС.

"У нас и так такой консорциум есть де-факто, только он   называется Совет РАН по космосу, и многие институты   работают по этой программе. В других областях такой /формы   организации/ нет", - прокомментировал Зеленый инициативу о   создании консорциумов институтов.

"У нас это уже создано и другого ничего не нужно", -   подчеркнул ученый.

Он отметил, что богатыми полномочиями Совета РАН по   космосу наделил его первый председатель Вячеслав Келдыш.

20.11.2014 Отсутствие мирного договора мешает сотрудничеству с Японией по космосу – директор ИКИ

Российско-японское   сотрудничество в области космических научных исследований   недостаточно развито из-за того, что страны до сих пор не   подписали Мирный договор. Об этом заявил в среду  журналистам директор Института космических исследований /  ИКИ/ РАН Лев Зеленый, передает ТАСС.

"У нас недоразвито сотрудничество с Японией. Мы много с   японскими коллегами работаем по обмену данными, но   отсутствие Мирного договора мешает нам иметь такие же   договоры об исследовании космоса, которые у нас есть с   Европой, США и другими странами", - сказал ученый.