Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

06.07.2019 Названа стоимость создания российского космического телескопа "Спектр-М"

Стоимость создания российского космического телескопа "Спектр-М" для изучения Вселенной в миллиметровом и инфракрасном диапазонах волн (проект "Миллиметрон") составит около 20 миллиардов рублей, не считая услуг по его запуску на орбиту и последующему приему научной информации, сообщил РИА Новости в субботу заместитель председателя совета РАН по космосу академик Лев Зеленый.

"Повышенное внимание к проекту ("Миллиметрон") вызвано и высокой научной значимостью, и его амбициозностью и сложностью. Проект выделяется и по стоимости. Минимальная стоимость его реализации оценивалась группой проекта примерно в 20 миллиардов рублей без учета запуска и последующего обслуживания. Столь высокая для российских проектов стоимость связана, в частности, с необходимостью разработки и/или покупки весьма сложных криогенных космических технологий и детекторов", - говорится в письме Зеленого, поступившем в РИА Новости.

По словам ученого, аналогичные зарубежные проекты стоят еще дороже. Так цена шестиметрового космического инфракрасного телескопа имени Джеймса Вебба, создающегося в США, уже превысила 13 миллиардов долларов.

Комментируя перенос сроков запуска "Спектра-М" за 2025 год, Зеленый сказал, что совет РАН по космосу и мировое научное сообщество следят за судьбой проекта "Миллиметрон". "Проект неоднократно обсуждался российским и международным научным сообществом, он был и остается предметом постоянного внимания со стороны экспертов в области уникального физического приборостроения и космической техники", - заявил он.

Ученый напомнил, что изначально проект был включен в Федеральную космическую программу с датой запуска до 2025 года. Но в связи с серьезным сокращением финансирования фундаментальных космических исследований сроки запуска ушли за пределы программы. "Поэтому советом РАН по космосу и государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" был в конечном итоге согласован реалистичный план запусков. Главным фактором была степень готовности и возможности финансирования", - объяснил перенос сроков запуска телескопа Зеленый.

06.07.2019 В России и США начали сбор средств для установки памятника Нилу Армстронгу

Активисты в России и США начали сбор средств для установки памятника американскому астронавту Нилу Армстронгу в обеих странах, сообщила РИА Новости организатор проекта Софья Табаровски.

По словам Табаровски, российский памятник Армстронгу планируется установить в "Этномире", этнографическом парке-музее в Калужской области, где для него уже подготовлен пьедестал.

"Мы должны собрать 180 тысяч долларов, в эту сумму входит и транспортировка памятника в Россию", - сказала она.

06.07.2019 Поисковая группа "Роскосмоса" нашла все отделяющиеся части "Союза-2.1б"

Поисковая группа Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, предприятие Роскосмоса) нашла все четыре отделяющиеся части ракеты "Союз-2.1б", стартовавшей в пятницу с космодрома Восточный Амурской области, рассказал РИА Новости начальник отдела ЦЭНКИ Александр Двуреченский.

"Все четыре (части) нашли, три в Зейском районе и одну в Тындинском. Дальнейшие действия такие: соберем комиссию, осмотрим еще раз места падения, определим места для подготовки вертолетных площадок, начнем подготовку боковых блоков к эвакуации",- сказал РИА Новости Двуреченский.

05.07.2019 Состоялся пуск с Восточного

5 июля 2019 г. в 05:41:45.962 UTC (08:41:45.962 ДМВ) с космодрома Восточный осуществлен пуск РН "Союз-2.1а" с разгонным блоком "Фрегат" и российским метеорологическим спутником "Метеор-М2" № 2. В качестве попутного груза на ракете размещены 32 небольших спутника различной национальной принадлежности.

Через 9 минут после старта головная часть ракеты была выведена на орбиту. Дальнейшее выведение будет продолжено с использованием разгонного блока.

04.07.2019 Экипажи корабля «Союз МС-13» на Байконуре

Сегодня, 4 июля 2019 года, основной и дублирующий экипажи пилотируемого корабля «Союз МС-13» прибыли на космодром Байконур для завершения подготовки к предстоящему космическому полёту. На аэродроме их встретили члены Технического руководства и Государственной комиссии.

В составе основного экипажа МКС-60/61 — космонавт Александр Скворцов, астронавты Лука Пармитано и Эндрю Морган, их дублёры — Сергей Рыжиков, Томас Маршбёрн и Соичи Ногучи. Командиры доложили о полной готовности к  тренировкам, после чего направились в Испытательный учебно-тренировочный комплекс ЦПК им. Ю. А. Гагарина. В течение двух недель им предстоит пройти комплекс тренировок, занятий и инструктажей, а также все необходимые медицинские обследования.

Завтра, 5 июля, экипажи проведут первую тренировку в пилотируемом корабле «Союз МС-13». Им будет необходимо отработать механизм действий на местах, ознакомиться с бортовой документацией и выполнить ряд тестов бортовых систем, передает пресс-служба ЦПК.

04.07.2019 В ЦПК проводили экипажи МКС-60/61

Сегодня, 4 июля 2019 года, в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина состоялись торжественные проводы основного и дублирующего экипажей МКС-60/61, убывающих на космодром Байконур для продолжения предполётной подготовки. В состав основного экипажа входят космонавт Александр Скворцов, астронавты Лука Пармитано и Эндрю Морган, дублирующего — космонавт Сергей Рыжиков, астронавты Томас Маршбёрн и Соичи Ногучи, сообщает пресс-служба Центра.

Утро экипажей началось с традиционного завтрака в кругу коллег, родных и близких, где прозвучали слова напутствия и поддержки, добрые пожелания и искренние поздравления. Среди провожающих были руководство и сотрудники ЦПК, представители всех космических агентств, а также семьи и друзья, отправляющихся на Байконур экипажей. Ранним утром к стеле В. И. Ленина проводить «Утёсов» и «Фаворов» (позывные основного и дублирующего экипажей соответственно) пришли как опытные покорители космоса, так и коллеги по отряду, которые еще только готовятся к своим первым полетам.

Прежде чем занять свои места в автобусе, экипажи успели пообщаться с представителями СМИ. Рассказывая о предстоящих на борту МКС задачах, Александр Скворцов напомнил о более 50-ти запланированных экспериментах, выходе в открытый космос и насыщенной программе совместной работы с иностранными коллегами. «Будем работать друг на друга», — озвучил планы экспедиции командир пилотируемого корабля «Союз МС-13».

Во время общения с журналистами Александр Скворцов, пользуясь возможностью поделиться со всеми хорошей новостью, поздравил своего итальянского коллегу с получением звания полковника. «Сегодня на Байконур улетают три полковника. На станции, когда Лука станет командиром МКС-61, субординация не нарушится», — радостно заметил Александр Александрович.

После пресс-подхода автобус с экипажами отправился на подмосковный аэродром Чкаловский, откуда двумя спецбортами они вылетели в Казахстан для прохождения завершающего этапа предстартовой подготовки.

04.07.2019 Китай создаст созвездие из 72 спутников связи для Интернета вещей

Исследовательский институт Академии наук Китая объявил о своем плане создания созвездия из 72 малых спутников связи для Интернета вещей к концу 2022 года, передает Синьхуа.

Этот план выполняется частной космической компанией со штаб-квартирой в Пекине "Commsat", которая финансировалась Cианьским институтом оптики и точной механики при Академии наук Китая /АНК/. В прошлом году в рамках этого проекта 8 спутников связи были выведены на орбиту.

Компания планирует начать коммерческое использование данного плана путем запуска ракет с 4 спутниками в 2020 году и завершит размещение 72 малых спутников связи для Интернета вещей на низкой околоземной орбите к концу 2022 года.

Все эти спутники будут обслуживать различные сегменты, включая охрану дикой природы, полевые аварийно-спасательные операции, мониторинг за движения транспортных средств и судов, отслеживание логистики, отметили в АНК.

04.07.2019 Венесуэла планирует вывести на орбиту свой четвертый спутник

Власти Венесуэлы рассчитывают вывести на орбиту четвертый спутник республики в 2022 году при содействии Китая. Об этом сообщил в среду МИД южноамериканской страны со ссылкой на главу департамента международного сотрудничества Боливарианского космического агентства Аймес Контрерас.

"Контрерас добавила, что Венесуэла рассчитывает запустить новый спутник под названием "Гуаикайпуро", который сменит спутник "Симон Боливар" и будет более мощным, в 2022 году", - говорится в сообщении ведомства.

По замыслу венесуэльских властей, спутник внесет вклад в реализацию плана по увеличению доходов от ненефтяного сектора, передает ТАСС.

03.07.2019 С борта МКС в космос вывели семь малых спутников

Семь малых космических аппаратов из четырех стран выведены в космос в среду с борта Международной космической станции (МКС), сообщила американская компания NanoRacks.

NanoRacks обеспечивает выведение в космос с борта МКС малых спутников с помощью пусковых систем собственного производства.

Как сообщила NanoRacks в Twitter, спутники были запущены с помощью японского манипулятора. Перед этим их вынесли наружу станции из японского модуля Kibo.

В космос были выведены британский спутник IOD-GEMS (в 13.15 мск), польские Swiatowid и KrakSat (в 14.50 мск), три американских VCC (в 17.50 мск) и французский EntrySat (в 19.25 мск). Аппараты были привезены на МКС американским грузовым кораблем Cygnus в апреле, передает РИА Новости.

03.07.2019 Макеты "Федерации" для отработки парашютной посадки сделают в 2021 году

Макеты для отработки парашютного приземления нового космического корабля "Федерация", на котором планируется отправлять экипажи к Луне, изготовят к концу 2021 года, сообщается в плане закупок ракетно-космической корпорации "Энергия".

"Разработка и изготовление корпусов массовых макетов возвращаемого аппарата для отработки парашютной системы пилотируемого транспортного корабля", - говорится в плане.

Отмечается, что максимальная стоимость работ составит 25 миллионов рублей, а закончить их планируется в декабре 2021 года, передает РИА Новости.

03.07.2019 Плановая коррекция орбиты МКС

В соответствии с программой полёта Международной космической станции сегодня, 3 июля 2019 года, была проведена плановая коррекция её орбиты.

Для выполнения манёвра в 03:18 мск были включены двигатели служебного модуля «Звезда» российского сегмента станции. Время их работы составило 34 секунды. В результате чего орбитальная скорость МКС увеличилась на 0,52 м/с.

В соответствии с данными службы баллистико-навигационного обеспечения ЦУП ФГУП ЦНИИмаш параметры орбиты космической станции после выполнения манёвра составили:

минимальная высота над поверхностью Земли — 411,4 км,
максимальная высота над поверхностью Земли — 436,4 км,
период обращения — 92,78 мин.,
наклонение орбиты — 51,66 град.

Целью проведения коррекции стало формирование баллистических условий для полёта российских кораблей: пилотируемого «Союза МС-13» и грузового «Прогресса МС-12», сообщает пресс-служба ЦУПа.

02.07.2019 Кабмин утвердил формулу расчета платы за данные дистанционного зондирования Земли

Правительство утвердило правила определения стоимости предоставления данных дистанционного зондирования Земли. Документ за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

"Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемые правила", - говорится в документе. Согласно приложению к постановлению, размер платы будет рассчитываться на основе стоимости базовой расчетной единицы (квадратный километр), количества базовых расчетных единиц и трех коэффициентов.

В частности, цена будет зависеть от коэффициента уровня обработки данных. Его значение может колебаться от одного до двух. На значение влияет тип снимка и трансформирование в картографическую проекцию. Значение коэффициента, зависящего от условий пользования данными, планируется устанавливать на уровне одной-трех единиц. Самый низкий предполагается за использование данных без передачи третьим лицам, а самый высокий (3) - в случае дополнительной обработки данных и наличии права передавать информацию неограниченному кругу лиц.

Еще одним параметром, который влияет на стоимость услуг, является срок пользования данными (до пяти лет - коэффициент 1, от пяти до десяти - 1,2 и бессрочно - 1,5), передает ТАСС.

02.07.2019 Российская компания намерена в 2023 году разместить рекламу в космосе

Российская компания Avant Space, участник рынка "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ), планирует запустить в космос группу микроспутников, оснащенных миниатюрной ионной двигательной установкой и ярким источником света, для проецирования рекламных логотипов в ночном небе. Рой спутников будет запущен на орбиту в 2023 году, сообщили ТАСС во вторник в информбюро НТИ.

"Рабочая группа рынка Аэронет НТИ поддержала проект компании Avant Space, которая среди прочего разрабатывает энергоэффективные ионные двигатели для малых космических аппаратов. Рой микроспутников создаст новые "созвездия"-баннеры, различимые с Земли. Пролетающий над всеми крупными мегаполисами планеты "космический баннер", по расчетам разработчиков, увидят более чем 1 млрд человек", - сообщили ТАСС в информбюро НТИ.

В основе технологии, аналогов у которой в мире пока нет, - разработка миниатюрной энергоэффективной системы управления группой микроспутников, позволяющей использовать для реализации проекта сверхмалую космическую платформу Cubesat 16U. Авторы проекта уже разработали алгоритмы системы управления, позволяющие автоматически перестраивать спутниковую группировку в комбинации новых рекламных логотипов.

"Все аппараты мы запускаем в космос и на орбите выстраиваем их таким образом, что для наблюдателей это будет выглядеть как созвездие в виде рекламного изображения. То есть из звезд фактически будет собран любой знак, символ или бренд компании. Стоимость такой рекламы в пересчете на тысячу увидевших ее людей (CPM - Cost per mile) будет в несколько раз ниже, чем у существующих на сегодняшний день каналов, среди которых билборды, интернет и ТВ", - говорит руководитель направления Avant Space Александр Малинин, которого цитирует информбюро НТИ.

Группа спутников, каждый из которых представляет собой одну световую точку (пиксель), будет перемещаться по орбите на высоте около 600-800 км над Землей. Запуск первых спутников-демонстраторов будет проведен в течение 2021 и 2022 годов, а к концу 2023 года планируется запуск первой спутниковой группировки.

"Ключевая технология проекта и основное ноу-хау - это высокоэффективный электроракетный двигатель новой конструкции. Он очень компактный, весит порядка 8 кг и за несколько лет активного существования космического аппарата он будет расходовать всего порядка 1-1,5 кг топлива. Его особенность в том, что тяга маленькая, но постоянная и с помощью этой постоянной тяги можно осуществлять перестроение спутников. До сих пор таких компактных и высокоэффективных двигателей не было", - считает ведущий специалист Инфраструктурного центра "Аэронет" НТИ Роман Жиц, которого цитирует информбюро НТИ.

02.07.2019 NASA провело испытание системы аварийного спасения корабля Orion

NASA успешно провело во вторник испытание системы аварийного спасения нового корабля Orion на стартовом участке, передает ТАСС. Трансляция испытания велась на сайте американского аэрокосмического ведомства.

Все испытание, призванное подтвердить работоспособность системы спасения экипажа в случае критического отказа оборудования во время старта, продлилось три минуты. Запуск ракеты был произведен с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Через 55 секунд на высоте примерно 10 км, когда скорость превысила 1280 км/час, была задействована система отстрела и отвода корабля в сторону от носителя. Затем модуль - парашют на него специалисты NASA решили на этот раз не устанавливать - упал в воды Атлантического океана.

Как отметил руководитель программы Orion Марк Кирасич, "это очень важное испытание". Его результаты будут использованы при составлении компьютерных моделей для оценки эффективности действия системы спасения при пилотируемых полетах, добавил представитель NASA.

02.07.2019 «Прогресс МС-12» прошел испытания на герметичность

На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску транспортного грузового корабля «Прогресс МС-12». 1 июля 2019 года специалисты РКК «Энергия» и КЦ «Южный» (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») успешно завершили проверку систем и отсеков корабля на герметичность в вакуумной камере с использованием гелиево-воздушной смеси.

Испытания космической техники на герметичность в вакуумной камере с использованием гелиево-воздушной смеси в проверяемых объемах на сегодняшний день остаются наиболее объективным методом контроля в наземных условиях.

Запуск грузового корабля «Прогресс МС-12» намечен на 31 июля 2019 года с космодрома Байконур, передает пресс-служба Роскосмоса.

02.07.2019 Место для лунной базы выберут по итогам первых пилотируемых экспедиций

Место для строительства лунной базы выберут после краткосрочных пилотируемых экспедиций, которые входят во второй этап российской лунной программы. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Роскосмоса.

"По результатам второго этапа должны быть определены оптимальные места для размещения элементов будущей лунной базы и уточнены требования к ее функциональным характеристикам", - отметили в госкорпорации.

Там пояснили, что второй этап реализации программы начнется после 2030 года. Он предусматривает краткосрочные полеты космонавтов на естественный спутник Земли. Во время экспедиций будут апробированы работа транспортных систем, систем жизнеобеспечения, робототехника.

По завершении второго этапа, подчеркнули в Роскосмосе, "предполагается перейти к реализации экспедиций периодического обитания человека на Луне". К этому моменту в РФ "должны быть разработаны средства обитания и передвижения по поверхности" естественного спутника Земли.

02.07.2019 Ракета-носитель со спутником «Метеор-М» на старте

Сегодня утром, 2 июля 2019 года, ракета-носитель «Союз-2.1б» вывезена с технического на стартовый комплекс космодрома Восточный и установлена в стартовую систему.

Для проведения дальнейших предпусковых работ осуществлен наезд мобильной башни обслуживания на стартовый стол. По графику запланированы автономные проверки систем ракеты-носителя, разгонного блока и космического аппарата «Метеор-М» № 2-2, а также генеральные испытания.

01.07.2019 Главкосмос подписал контракт на подготовку индийских астронавтов

Главкосмос (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и Центр пилотируемых космических полетов Индийской организации космических исследований 27 июня 2019 года подписали контракт на поддержку отбора, медицинское обследование и космическую подготовку индийских астронавтов.

Подписи под договором поставили первый заместитель генерального директора Главкосмоса Наталья Локтева и руководитель Центра, доктор Унникришнан Наир.

Главкосмос окажет услуги по консультационной поддержке отбора кандидатов в индийские астронавты, их медицинскому обследованию для допуска к специальным тренировкам по программе подготовки к космическому полету, а также подготовке отобранных по результатам медицинского обследования индийских астронавтов к космическому полету.

Работы будут осуществляться при поддержке Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина и Федерального государственного бюджетного учреждения науки — Государственного научного центра Российской Федерации — Института медико-биологических проблем Российской академии наук, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

01.07.2019 Завершена общая сборка ракеты со спутником «Метеор-М» № 2-2

Сегодня, 1 июля 2019 года, в монтажно-испытательном корпусе космодрома Восточный специалисты предприятий Роскосмоса завершили общую сборку ракеты космического назначения «Союз-2.1б». В соответствии с графиком работ состыкованы головная часть и третья ступень с «пакетом» (включающий первую и вторую ступень) ракеты-носителя.

Ракета космического назначения установлена на транспортно-установочный агрегат и готова к вывозу на стартовый комплекс 2 июля. Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», российским метеорологическим космическим аппаратом «Метеор-М» № 2-2 и другими попутными спутниками запланирован в 08:41 мск 5 июля 2019 года, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

30.06.2019 SpaceX потеряла три спутника из миссии Starlink

Три спутника из 60, запущенных на орбиту компанией SpaceX в рамках миссии Starlink, потеряли связь с Землей и прекратили функционирование, сообщает издание Business Insider со ссылкой на заявление компании.

"57 спутников Starlink обмениваются данными с земными станциями SpaceX...Три спутника, которые первоначально установили связь с Землей, больше не функционируют и будут пассивно сходить с орбиты", - приводит издание заявление представителя SpaceX.

Кроме того, как следует из заявления, еще два спутника будут "намеренно возвращены с орбиты для имитации процесса утилизации по окончании срока службы", передает РИА Новости.

Журнал Новости Форум Фото