Новый номер

№ 01 (408), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

17.01.2017 Китай в 2017 году запустит спутник для прогноза землетрясений

Китай планирует во второй половине 2017 осуществить запуск спутника для сбора данных о состоянии земной коры, которые могут использоваться для мониторинга и предсказания землетрясений, передает РИА Новости.

По данным агентства Синьхуа, об этом во вторник заявил Китайский сейсмологический центр.

Отмечается, что движения земной коры создают электромагнитное излучение, которое можно наблюдать из космоса с помощью спутника. Собирая также данные о плазме ионосферы и частицах с высокой энергией, спутник сможет в реальном времени давать прогноз о возможности землетрясения в Китае и соседних регионах.

По планам спутник после запуска проработает на орбите пять лет. Китайские ученые намерены с его помощью собирать данные и после их анализа найти общие факторы, которые могут использовать в технологиях по предсказанию землетрясений. Также спутник сможет использоваться в навигационных целях.

17.01.2017 Россия и Китай строят совместные станции космического мониторинга

Новые наземные станции совместной российско-китайской системы дифференциального контроля и мониторинга находятся в процессе строительства, сообщил РИА Новости во вторник советник посольства КНР, генеральный представитель Китайского космического агентства в России Чжан Юань.

"Сейчас мы в процессе реализации", — сказал он, отвечая на вопрос журналиста о том, когда будут построены шесть новых наземных станций системы.

Заместитель генерального конструктора РКС Григорий Ступак заявлял ранее о возможности создания совместно с Китаем общей высокоточной системы навигации, состоящей из 54 станций наземной сети системы дифференциального контроля и мониторинга (СДКМ). Говорилось о возможной постройке трех российских станций на территории Китая и трех китайских на территории РФ.

Система будет основана на расширении возможностей космического сегмента группировок ГЛОНАСС и Beidou и сможет обеспечивать точность позиционирования выше одного метра.

17.01.2017 Российские космонавты отрабатывают на Земле ручной запуск спутников

В Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина началась серия тренировок по отработке целевых операций, выполнение которых запланировано во время выхода в открытый космос из российского сегмента МКС, сообщил РИА Новости представитель ЦПК.

"Во вторник космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский на тренажере "Выход-2" отработали все необходимые задачи по запуску искусственных спутников, в том числе движения рукой при их запуске, а также предварительные операции – фиксацию и страховку спутников", — отметил собеседник агентства.

Кроме того, Юрчихин и Рязанский работали с режущими по металлу инструментами, прокладывали кабель на внешней поверхности МКС, монтировали и демонтировали оборудование, осуществляли ряд операций по взаимодействию друг с другом: была сымитирована нештатная ситуация неработоспособности одного из операторов и его спасения другим оператором.

В ходе тренировки по совместной отработке типовых и целевых операций внекорабельной деятельности все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.

Работы, которые проводились под контролем специалистов Центра подготовки космонавтов, сопровождали представители РКК "Энергия" и сотрудники Томского политехнического университета.

17.01.2017 СМИ: Россия и США заканчивают переговоры по полету на Венеру

Источники онлайн-издания Space.com заявляют, что представители российской космической отрасли и НАСА завершают переговоры по созданию совместной непилотируемой миссии, целью которой станет изучение атмосферы Венеры и ее поверхности.

"Проект, над которым мы работаем и который мы представим "Роскосмосу" и НАСА к концу января, не является окончательным – более чем вероятно, что в таком виде миссия не полетит к Венере. В любом случае, это первый шаг к ее реализации", — заявил Дэвид Сенске (David Senske), руководитель американской стороны комиссии из Лаборатории реактивного движения НАСА.

В начале ноября в СМИ начали появляться сообщения о том, что НАСА и "Роскосмос" рассматривают вариант совместной реализации миссии "Венера-Д", которая была исключена из Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы из-за сокращений в бюджетах космической отрасли.

По словам академика Льва Зеленого, директора Института космических исследований, представители НАСА проявили интерес к участию в создании "долгоживущей" станции на Венере, которая сможет исследовать и поверхность, и атмосферу планеты. В октябре прошлого года, как тогда отмечал ученый, была создана совместная рабочая группа, главной целью которой была оценка возможности реализации миссии в таком формате и определение сфер ответственности России и США.

По словам Сенске, планы по сотрудничеству с Россией в создании миссии на Венеру появились уже три года назад, когда представители "Роскосмоса" обратились к НАСА с предложением о совместном участии в "Венере-Д". Украинский кризис и связанные с ними политические события приостановили работу комиссии, однако в августе 2015 года она была восстановлена.

Последняя крупная встреча комиссии состоялась в октябре, и ученые ожидают, что ее предложения будут представлены руководству космических агентств и заинтересованной публике в конце января. В мае, по текущим планам комиссии, будет разработан и обнародован примерный список инструментов, которыми будет оснащен зонд и спускаемый аппарат.

По текущим оценкам НАСА, бюджет этого проекта будет сопоставим с так называемыми "флагманскими" миссиями американского космического агентства, стоимость постройки которых обычно начинается от 2,5 миллиарда долларов США. Эти средства будут потрачены на создание орбитального зонда, который проработает на орбите Венеры как минимум три года, и лендера, который должен прожить на ее поверхности несколько часов.

Орбитальная часть миссии и система ее вывода на орбиту, ракета-носитель Ангара А5, будут созданы в России, а НАСА создаст набор инструментов и ряд вспомогательных систем "Венеры-Д". По словам Сенске, "Россия является водителем в данном случае, а НАСА – только пассажиром".

Изначально российские ученые планировали создать спускаемый аппарат, который прожил бы на Венере около месяца, однако расходы на его создание оказались слишком большими. Как надеются ученые, даже трех часов наблюдений хватит для раскрытия главных тайн Венеры, в том числе и того, почему ее атмосфера вращается быстрее поверхности.

Кроме того, вместе с короткоживущим спускаемым модулем, "Венера-Д" может доставить на вторую планету Солнечной системы набор более долгоживущих датчиков, способных собирать данные на протяжении месяца. В НАСА не исключают возможность отправки на Венеру небольшого автоматического беспилотника на солнечных батареях, который будет парить в верхних слоях атмосферы Венеры и попытается найти в ней следы жизни.

При самом благоприятном стечении обстоятельств, "Венера-Д" отправится в космос в 2025 или 2026 годах, однако все будет зависеть, как отмечает Сенске, от желания и возможностей российской стороны, и включения "Венеры-Д" в федеральную программу, передает РИА Новости.

17.01.2017 Источник: запуск корабля "Союз МС-04" к МКС могут отложить на месяц

Запуск очередной экспедиции к Международной космической станции (МКС) на корабле "Союз МС-04" могут перенести на месяц, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Речь идет о переносе старта с 27 марта на 20-е числа апреля, в частности, обсуждается 22 число. Однако решение о переносе пуска еще не принято", - сказал собеседник агентства.

В пресс-службе госкорпорации "Роскосмос" не стали комментировать возможный перенос старта.

17.01.2017 Китайский корабль "Тяньчжоу-1" прошел контроль качества

Первый китайский грузовой космический корабль "Тяньчжоу-1" ("Небесный корабль-1") успешно прошел финальный раунд контроля качества перед тем, как покинуть завод-изготовитель, сообщает во вторник Международное радио Китая (CRI).

В апреле 2017 года, согласно планам, Китай отправит к космической лаборатории "Тяньгун-2" ("Небесный дворец-2") первый китайский грузовой корабль "Тяньчжоу-1", который доставит топливо и другие припасы. Китай также планирует запустить основной модуль своей космической станции в 2018 году для тестирования соответствующих технологий. Планируется, что полноценное функционирование станции начнется в 2022 году.

По данным Международного радио Китая, "Тяньчжоу-1" также прошел проверку экспертами, которые подтвердили, что он соответствует техническим стандартам. Проверки грузового космического корабля были произведены в центре для комплексных испытаний Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC) в городе Тяньцзинь.

По последним данным, масса "Тяньчжоу-1" при полной загрузке составит 13 тонн, при этом он сможет доставить на орбиту шесть тонн грузов, передает РИА Новости.

17.01.2017 Двигатели ракет для "Союза МС-04" и "Прогресса МС-05" заменят после декабрьской аварии

Двигатели третьей ступени ракет-носителей "Союз-ФГ" и "Союз-У", предназначенных для запуска пилотируемого корабля "Союз МС-04" и грузового корабля "Прогресс МС-05", заменят после декабрьской аварии грузовика "Прогресс МС-04". Об этом сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе госкорпорации Роскосмос.

"Блок третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", запланированной под запуск транспортного грузового корабля "Прогресс МС-05", доставлен для проверки в РКЦ "Прогресс". Ракета-носитель для пилотируемого корабля "Союз МС-04" также находится в РКЦ "Прогресс". На обеих ракетах- носителях ведутся работы по замене двигателя третьей ступени 11Д55 (РД-0110 производства Воронежского механического завода - прим. ТАСС) на аналогичный из другой серии", - сказали в пресс-службе.

Согласно утвержденного плану, запуск грузового корабля "Прогресс МС-05" запланирован на 21 февраля, запуск "Союза МС-04" - на 27 марта.

Также сообщается, что все блоки третьих ступеней с двигателем РД-0110, из-за которого был потерян космический грузовик "Прогресс МС-04", будут отозваны с Байконура для дополнительных проверок.

"Для исключения повторения подобной ситуации разработан план мероприятий, в настоящее время выпускаются дополнения к нему. В соответствии с планом, все блоки третьей ступени ракет-носителей, оснащенные двигателем 11Д55, будут отозваны на предприятие-изготовитель РКЦ "Прогресс" (Самара) для дополнительных проверок", - сказали в Роскосмосе.

В госкорпорации напомнили, что комиссия Роскосмоса рассмотрела результаты работы специалистов, изучивших нештатную ситуацию, возникшую при запуске корабля "Прогресс МС-04". Комиссия установила, что наиболее вероятной причиной аварии является разрушение двигателя третьей ступени из-за возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете.

17.01.2017 Выход российских космонавтов в космос могут перенести

Единственный запланированный на 2017 год выход российских космонавтов в открытый космос могут перенести из-за потери скафандра нового поколения "Орлан-МКС" в результате аварии грузового корабля "Прогресс МС-04". Об этом 16 января сообщил ТАСС исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалёв.

"Пока (один намеченный на этот год выход в открытый космос) остается, но он планировался в том числе для испытания новых скафандров, а один из скафандров не доставлен. Из-за того, что часть оборудования мы потеряли, сейчас пересмотрят программу выходов", – сказал он. По словам С.К.Крикалёва, нет экстренной необходимости в том, чтобы провести выход в открытый космос в этом году.

Крикалёв полагает, что программа выхода в открытый космос станет понятна к моменту доставки на станцию еще двух изготовленных скафандров нового типа. Первый из них планируется отправить на корабле "Прогресс МС-05", который стартует в конце февраля, второй–- на одном из следующих грузовиков. Собеседник агентства уточнил, что на станции находятся скафандры "Орлан-МК" предыдущего поколения, в которых космонавты могут выйти в открытый космос, если возникнет такая необходимость.

Выход в открытый космос по российской программе ранее планировался на середину года. Среди запланированных задач – очистка одного из иллюминаторов российского сегмента МКС, демонтаж оборудования с образцами, выставленными для изучения воздействия на них условий космического пространства, ремонт узконаправленной антенны на Служебном модуле "Звезда", запуск в открытый космос первого российского наноспутника, созданного с использованием 3D-печати. Этот аппарат был доставлен на МКС еще 31 марта 2016 года.

17.01.2017 Памятные даты космонавтики. 17 января 2017 г.

17 января исполняется 80 лет (1937) со дня рождения генерального директора - генерального конструктора КБТМ (1992-2004 гг.) Геннадия Павловича Бирюкова.

17 января исполняется 30 лет (1987) со дня создания Федерации космонавтики СССР.

Умер Юджин Сернан 16.01.2017 Умер Юджин Сернан

16 января 2017 г. на 83-м году жизни скончался американский астронавт Юджин Эндрю Сернан (Eugene Andrew Cernan). Совершил три космических полета, из них два к Луне. Будучи в декабре 1972 г. командиром экипажа "Аполлона-17", последним из землян покинул поверхность Луны.

Из 12 американских астронавтов, высаживавшихся на Луну, в живых осталось шестеро: Базз (Юджин) Олдрин, Алан Бин, Дэвид Скотт, Джон Янг, Чарлз Дьюк и Харрисон Шмитт.

16.01.2017 Еще два спутника запущены с борта МКС

Еще два спутника запущены с борта МКС. Отделение космических аппаратов было произведено 16 января в 10:40 UTC (13:40 ДМВ) и в 10:50 UTC (13:50 ДМВ).

Первым был запущен спутник AOBA-Velox III, изготовленный специалистами Национального технического университета Сингапура и японского Технологического института Кюсю. Его масса 2 кг.

Вторым стартовал спутник итальянский технологический спутник TuPOD. Его масса 2,5 кг.

КА были доставлена на МКС на борту японского грузового корабля “Коунотори-6” в декабре прошлого года.

16.01.2017 Экспедиция МКС-51/52 полетит на другом корабле

Роскосмос изменил очередность запуска пилотируемых кораблей "Союз" к МКС, сообщила 16 января пресс-служба Госкорпорации.

"Вместо транспортного пилотируемого корабля №734, который должен был доставить экипаж экспедиций МКС-51/52 Фёдора Юрчихина и Джека Фишера, члены этой миссии на МКС полетят в корабле №735", – говорится в сообщении. Отмечается, что "замена не связана с техническими причинами".

16.01.2017 Airbus объявил конкурс по использованию космической лазерной системы связи

Европейская компания Airbus объявила международный конкурс идей Enter the SpaceDataHighway по использованию уникальной космической лазерной системы коммуникаций, сообщило 16 января РИА Новости со ссылкой на представителя Airbus.

"Запущенная 23 ноября 2016 года, SpaceDataHighway на сегодняшний день представляет собой самую амбициозную и передовую систему коммуникации. Технология SpaceDataHighway обеспечивает передачу больших объемов данных со скоростью до 1,8 Гбит/с. Для поощрения дальнейших инноваций и расширения сфер применения технологии Airbus объявляет конкурс идей Enter the SpaceDataHighway. Подать заявку могут представители малого и среднего бизнеса, стартапы, предприниматели и студенты", – отметил представитель компании.

По его словам, победитель получит инвестиции в размере 75 тысяч евро и сможет рассчитывать на поддержку и опыт Airbus Bizlab, хаба инноваций компании.

"Airbus Bizlab представляет собой бизнес-инкубатор, предлагающий предпринимателям или стартапам принять участие в шестимесячной обучающей программе. В запуске продукта участникам будут помогать инженеры, эксперты по развитию бизнеса и коучи. Проект, занявший второе место, получит приз в размере 25 тысяч евро на запуск краудфандинговой кампании на базе новейшей платформы SpaceStarters. Платформа позволяет бизнесу и стартапам в сфере космических технологий собрать необходимые средства для воплощения бизнес-идей в жизнь", – уточнил представитель Airbus.

SpaceDataHighway – это уникальная космическая система, представляющая собой широкий канал связи, обеспеченный лазерным соединением и поддерживаемый спутниками-ретрансляторами на геостационарной орбите. Уникальная технология позволяет безопасно передавать информацию в режиме, приближенном к реальному времени. Она сможет революционным образом повлиять на деятельность в различных сферах, в том числе, в преодолении гуманитарных кризисов, обеспечении безопасности мореплавания и защите окружающей среды. На начальном этапе система будет использоваться спутниками Sentinel, используемыми в рамках программы ЕС по наблюдению Земли Copernicus. Также система SpaceDataHighway сможет оперативно передавать информацию и на другие объекты – воздушные суда, беспилотные летательные аппараты и МКС.

Инициатива стартовала при поддержке Европейской комиссии и Европейского космического агентства, которые совместно с компанией Airbus разработали программу SpaceDataHighway в рамках государственно-частного партнерства.

16.01.2017 С борта МКС запущены четыре спутника

16 января 2017 г. с борта МКС осуществлены запуски микроспутников ITF-2, Freedom, Waseda-Sat3 и EGG. Первые три спутника были запущены в 09:11 UTC (12:11 ДМВ), последний – в 09:20 UTC (12:20 ДМВ).

Технологические КА ITF-2 (Imagine The Future 2), Freedom и Waseda-SAT3 имеют массу 1 кг каждый и изготовлены специалистами японских университетов Цукуба, Тохоку и Васэда соответственно.

КА EGG (re-Entry satellite with Gossamer aeroshell and GPS/Iridium) изготовлен в Токийском университете и имеет массу 4 кг.

КА были доставлена на МКС на борту японского грузового корабля “Коунотори-6” в декабре 2016 года.

16.01.2017 Астронавты NASA Тайлер Хейг и Серена Ауньон-Ченселлор приступили к подготовке в ЦПК

В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина состоялось представление руководству и сотрудникам астронавтов NASA Тайлера Хейга (Tyler 'Nick' Hague) и Серены Ауньон-Ченселлор (Serena Auñón-Chancellor). Оба астронавта приступают к прохождению подготовки в ЦПК с 16 января 2017 года.

В соответствии с программой подготовки астронавты изучат конструкцию и системы транспортного пилотируемого корабля «Союз МС», российского сегмента Международной космической станции. Специалисты Центра проведут с тренировочные занятия по действиям в случае посадки в различных климатогеографических зонах. В программу войдут отдельные элементы медико-биологической подготовки, изучение русского языка. Предполетная подготовка завершится экзаменационной сессией и комплексными экзаменационными тренировками.

Подготовка в Центре для астронавтов начнется с курса зимнего «выживания» в лесисто-болотистой местности, сообщила пресс-служба Центра подготовки космонавтов.

16.01.2017 ЦЭНКИ назначен генподрядчиком по строительству объектов на космодроме Восточный

Госкорпорация "Роскосмос" определила ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) генеральным подрядчиком по строительству ряда объектов космодрома Восточный, сообщил 16 января ТАСС со ссылкой на пресс-службу предприятия.

"ЦЭНКИ будет достраивать стартовый и технический комплексы, а также водозаборные сооружения для обеспечения пусков с космодрома Восточный в 2017 году. ЦЭНКИ уже заключил восемь договоров с субподрядными организациями. Критериями отбора компаний стали опыт и удовлетворительное финансовое состояние субподрядчиков", – говорится в сообщении.

16.01.2017 Новый скафандр вместо потерянного при аварии "Прогресса МС-04" закажут для космонавтов

Российские космонавты получат новый скафандр "Орлан-МКС" взамен потерянного при аварии грузового корабля "Прогресс МС-04", сообщил 16 января ТАСС исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам космонавт Сергей Крикалёв.

"Новый скафандр будет заказан, потерянный будет компенсирован", – ответил он на вопрос ТАСС.

16.01.2017 В Забайкалье планируют открыть совместный с Китаем центр изучения космоса

Центр для совместных работ российских и китайских специалистов в сфере космических исследований может появиться в Забайкалье в рамках реализации комплексного плана социально-экономического развития региона, сообщило 16 января РИА Новости со ссылкой на пресс-службу главы Забайкальского края.

Ранее сообщалось, что Президент Российской Федерации Владимир Путин по инициативе главы региона Натальи Ждановой поручил федеральному правительству в срок до 1 мая 2017 года утвердить комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края, который будет действовать до 2030 года.

В настоящее время правительство региона совместно с учеными, предпринимателями и общественностью работает над созданием документа. По данным пресс-службы, вице-премьер – министр экономического развития Забайкалья Сергей Новиченко на встрече с представителями экспертного сообщества обсудил проект комплексного плана социально-экономического развития. По его словам, к настоящему времени проект плана уже сформирован и был представлен на нескольких экспертных площадках, в том числе в министерстве экономического развития Российской Федерации.

План предполагает два этапа развития: первый, с 2017 по 2021 годы – период реализации уже существующих в крае проектов и закладки базы для дальнейшего его развития, второй этап – период формирования новой экономики Забайкальского края, рассчитан до 2030 года.

По данным властей, при рассмотрении комплексного плана эксперты обсуждали создание аэрокосмической отрасли в регионе. "Так, например, была поддержана идея, отраженная в региональном плане развития, по созданию в крае территориального центра аэрокосмической промышленности для обеспечения космодрома Восточный. Более того, в ходе встречи прозвучала идея организации центра российско-китайского сотрудничества в сфере космических исследований", – говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, обсуждались вопросы развития среднего и малого бизнеса в регионе, увеличения пропускной способности железнодорожной магистрали на участке Забайкальской ЖД, снижения сетевой надбавки энергетических компаний и геологоразведке.

16.01.2017 Памятные даты космонавтики. 16 января 2017 г.

16 января исполняется 65 лет (1952) со дня рождения американского астронавта Ллойда Блейна Хэммонда (Lloyd Blaine Hammond).

16 января исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника RCA-C' (RCA Satcom 4).

16 января исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) транспортного грузового корабля “Прогресс-27”.

16 января исполняется 15 лет (2002) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) военного спутника связи Milstar II F3 (USA-164).

15.01.2017 Международный аэропорт на Гавайях переименован в честь Онизуки

Международный аэропорт на Гавайях получил имя американского астронавта Эллисона Онизуки, погибшего 28 января 1986 г. при катастрофе шаттла "Челленджер".