Новый номер

№ 05 (388), 2015

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

21.05.2015 Минобороны: три стартовых комплекса для "Союза-2" будет на Плесецке к 2019 году

Три стартовых комплекса для запусков ракет-носителей "Союз-2" будут созданы на военном космодроме Плесецк к 2019 году, сообщил в четверг 21 мая представитель Минобороны РФ по Войскам воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин, передает ТАСС.

"После завершения реконструкции к 2019 году на космодроме будет три отдельных стартовых комплекса для проведения пусков ракет-носителей среднего и легкого классов "Союз-2" этапов модернизации 1А, 1Б, 1В", - сказал он.

Сейчас на космодроме имеется только одна пусковая установка №4, модернизированная для запуска "Союзов-2".

Работы по реконструкции установки №3 на той же 43-й площадке в отдельный стартовый комплекс планируется завершить к 2017 году, сообщил Золотухин. По его словам, на этой площадке сейчас завершается демонтаж наземного оборудования, которое использовалось для запусков ракет "Молния-М" и "Союз-У", эксплуатация которых уже прекращена. В ходе работ предстоит построить 72 сооружения и реконструировать еще 26.

"Кроме того, с целью гарантированного надежного и безопасного выполнения программы запуска космических аппаратов военного назначения к 2019 году на космодроме планируется завершить реконструкцию еще одной пусковой установки, использовавшейся ранее для проведения пусков ракет-носителей "Союз-У". Подготовительные работы по проведению реконструкции этой пусковой установки на космодроме Плесецк уже ведутся", - сказал полковник.

21.05.2015 НПО имени Лавочкина: работы по проекту второй экспедиции на Фобос начнутся до 2025 года

Опытно-конструкторские работы по проекту "Экспедиция-М" №2, в рамках которого планируется доставка грунта спутника Марса - Фобоса - на Землю, начнутся в рамках ФКП на 2016-2025 годы. Об этом сообщил гендиректор НПО имени С.А.Лавочкина Виктор Хартов в ходе экспертного совета по авиационно-космическому комплексу при комитете Госдумы по промышленности.

Ранее сообщалось, что Роскосмос намерен повторить экспедицию за грунтом марсианского спутника Фобоса в 2024 году. Об этом говорилось в проекте новой Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Согласно документу, запуск космического аппарата "Марс-Грунт" планируется на 2024 год, передает ТАСС.

21.05.2015 NASA: американский космический грузовик Dragon покинул МКС

Американский космический грузовик Dragon покинул МКС и начал возвращение на Землю. Прямая видеотрансляция велась на сайте NASA. В четверг 21 мая манипулятор Canadarm 2 "отпустил" аппарат, завершив его отстыковку от МКС, в 11:04 UTC (14:04 ДМВ).

Ожидается, что спустя четыре с половиной часа аппарат приводнится на парашюте в Тихом океане, затем его подберет специальное судно. Аппарат доставит на Землю около 1500 кг различных грузов с МКС, передает РИА Новости.

21.05.2015 Центр тестирования и интеграции космических систем открыт в Турции

Первый в Турции центр тестирования и интеграции космических систем открыт в пригороде Анкары. Он будет работать в составе корпорации авиационной и космической промышленности Турции (TUSAS).

"Этот центр является стратегической инфраструктурой. Турция отныне может заявить о себе как о стране, которая занимается космическими разработками. Мы можем сказать, что вошли в число игроков космической индустрии. Будет осуществляться оказание услуг и для других стран. Этот центр станет нашим первым шагом в космос", — заявил президент Турции Тайип Эрдоган на открытии центра.

Планируется, что в новом центре будут проведены монтаж и тестирование разработанного в Италии для Турции спутника Gokturk-1 и турецкого телекоммуникационного спутника Turksat-6A. Центр имеет прямую связь с военным аэродромом, передает РИА Новости.

21.05.2015 НПО Лавочкина хочет повысить эффективность "космических" разработок

НПО имени С.А.Лавочкина предлагает отдельные опытно-конструкторские работы (ОКР) по ракетно-космической тематике объединять в целевые программы — это, как считают на предприятии, повысит эффективность разработок. Кроме того, предлагается создать специальный исследовательский центр по "космической" автоматике, передает РИА Новости.

"Необходимо объединение отдельных ОКРов в целевые программы по конкретным направлениям научных исследований в космосе", — сказал гендиректор НПО Лавочкина Виктор Хартов на круглом столе в Госдуме.

По словам Хартова, нужно создать специальный Центр компетенций по разработке автоматических космических комплексов для научно-исследовательских работ. Центр должен объединить научные и производственные ресурсы ведущих организаций ракетно-космической промышленности и Российской академии наук, добавил Хартов.

Кроме того, необходимо целевое финансирование программ технологического развития по тем или иным направлениям космических исследований, отметил он.

21.05.2015 Леонов: причины космических аварий в отсутствии кадров

Причины космических аварий в кадровой проблеме и в разрушении того, что было наработано годами, заявил советский космонавт, Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, комментируя недавние аварии в космической сфере, передает РИА Новости.

"В начале всем торговали, вместо конструкторов сделали менеджеров, а сейчас одумались в конце концов", — сказал Леонов журналистам.

Он подчеркнул, что годами были сложены отношения между предприятиями, "все знали кто что делает, сейчас это разрушено".

Космонавт отметил, что сейчас работает комиссия, которая должна ответить на вопрос (о причинах аварии).

"То, что произошло с "Протоном" — невключение третьей ступени… Это двигатели производства воронежского предприятия. Комиссия поехала, будет разбираться — почему не включились, почему не сработал программник. Что случилось? Комплектующие", — сказал Леонов.

По словам космонавта, "надежность любой техники, любого самолета (зависит) от самого маленького болтика". "Какой угодно будет гениальный самолет, но если один болтик отлетел — самолет погиб. Все до деталей должно быть проверено многократно", — сказал космонавт.

По его словам, необходимо "налаживать производство". "Специалистов не надо было разгонять, надо было держать специалистов", — подчеркнул А.А.Леонов. "Если раньше взять НПО "Энергия", у них и профтехучилище, сейчас это все ликвидировано. Поэтому — откуда возьмутся специалисты", — ответил он.

21.05.2015 Комитет ГД: федеральная программа по космосу даст до 1,6 трлн рублей

Совокупный экономический эффект от выполнения Федеральной космической программы на 2016-2025 годы составит почти 1,6 триллиона рублей, говорится в материалах Экспертного совета по авиационно-космическому комплексу при комитете Госдумы по промышленности, передает РИА Новости.

"Реализация мероприятий ФКП-2025 и использование созданных космических средств в интересах социально-экономической и научной сферы позволит получить за программный период экономический эффект в объеме 1579 миллиардов рублей", — говорится в материалах, текст которых имеется в распоряжении РИА Новости.

Из этой общей суммы на космическую связь, теле- и радиовещание, как ожидается, придется 945 миллиардов рублей, метеорологию — 122 миллиарда, исследования природных ресурсов — 99 миллиардов, геодезию — 51 миллиард, контроль ледовой обстановки — 87 миллиардов, космический лесопожарный мониторинг — 53 миллиарда, комплексы двойного назначения — 222 миллиарда.

Кроме того, предполагается, что предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) выплатят в бюджет 452 миллиарда рублей от реализации коммерческих проектов.

21.05.2015 Роскосмос попытается стимулировать приход бизнеса в отрасль

Одной из задач госкорпорации "Роскосмос" станет создание спроса со стороны бизнеса на государственное и частное партнерство с ракетно-космической отраслью России, для чего надо будет, в частности, создавать необходимую нормативную базу, заявил в четверг 21 мая статс-секретарь Роскосмоса Денис Лысков, передает РИА Новости.

"Перед Роскосмосом была поставлена задача более интенсивно искать варианты государственного и частного партнерства, чтобы закрыть провалы", — сказал Лысков на круглом столе в Госдуме.

По его словам, ситуация для России не совсем радужная — "космический" бизнес в России находится "в зачаточном состоянии". "У нас пока потребители космических услуг не до конца понимают то преимущество и отдачу, которое они могут получить от использования космических услуг", — пояснил он. Лысков отметил, что необходимо мотивировать бизнес на самостоятельную генерацию проектов, которые "послужат локомотивом" развития отрасли.

Кроме того, Роскосмосу как госкорпорации необходимо создать нормативную базу и формировать спрос на космические услуги у бизнес-сообщества, отметил он.

"Надо создать условия, при котором использование космических аппаратов даст преимущества по сравнению с пропагандой и необходимостью их заставлять, применять региональные власти. Нужно простимулировать создание этого рынка, сейчас он не очень развит в России", — подчеркнул статс-секретарь Роскосмоса.

21.05.2015 Меры поддержки космической техники подготовили в ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Российские промышленники подготовили меры поддержки использования отечественной космической техники операторами связи, сообщил в четверг 21 мая заместитель генерального директора ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва Юрий Вилков.

Он отметил, что сегодня то, что создают в России, делают в ряде случаев с использованием иностранного оборудования, но только там, где это действительно необходимо.

"Очень бы не хотелось, если бы наши операторы, в том числе с государственным участием, заказывали космические аппараты за рубежом — на наш взгляд, это странно и непонятно. У нас есть вполне конкретные предложения, реализация которых могла бы в цивилизованном формате обеспечить поддержку", — сказал Вилков.

Он подчеркнул, что такая поддержка есть фактически во всех странах, которые используют космическую технику, передает РИА Новости.

21.05.2015 Выставка о российской космонавтике откроется в Лондоне 18 сентября

Российская космическая выставка, проведение которой откладывалось из-за отсутствия гарантий с британской стороны, откроется в Лондоне 18 сентября и продлится до 13 марта следующего года, сообщили РИА Новости в пресс-службе британского Музея науки.

"Выставка покажет, как Россия начала космическую эру серией прорывов", — сказала представитель пресс-службы Джулия Маррей.

По словам директора Музея Иэна Блатфорда, экспонаты для этой выставки будут впервые вывезены из России.

Выставка "Космонавты" должна была состояться еще в прошлом году. Ранее сообщалось, что из Москвы планировалось доставить редчайшие экспонаты, связанные с советской космической программой и никогда ранее не вывозившиеся за пределы России. Экспозиция готовится в сотрудничестве с московским Мемориальным музеем космонавтики и Федеральным космическим агентством (Роскосмос).

Как заявил ранее РИА Новости спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, "эта выставка сыграет важную роль в создании того положительного образа нашей страны в британском обществе, которого она заслуживает".

Структуры оптических вспышек по данным российского КА "Вернов" 21.05.2015 Структуры оптических вспышек по данным российского КА "Вернов"

Российский научный спутник «Вернов» (МКА ФКИ ПН2) до потери связи с ним обнаружил несколько тысяч атмосферных вспышек света, которые могут быть связаны с высотными разрядами типа спрайтов, голубых струй, эльфов и других. Эти вспышки бьют из атмосферы Земли вверх, представляя опасность для высотных авиаперелётов.

Атмосферные вспышки регистрировались в ультрафиолетовом и оптическом (красном) диапазоне. Среди них выявлены одиночные вспышки и очень сложные структуры (см. изображение). Сложные структуры наблюдаются также после отдельных коротких вспышек.

Одним из источников таких вспышек является молниевый разряд, а что ещё может вызывать их появление, физики намерены выяснить в ходе дальнейшего детального анализа данных спутника «Вернов» и схожего по научным задачам микроспутника «Чибис-М».

А.В.

21.05.2015 Индия отказалась от участия в российском проекте по исследованию Луны

Индия потеряла интерес к участию в российском проекте по взятию проб грунта на южном полюсе Луны с помощью станции "Луна-27".

"Учитывая информацию Института космических исследований РАН о потере интереса индийских специалистов к участию в проекте "Луна-27", рекомендовать Роскосмосу согласовать с индийской стороной вопрос исключения индийского "минировера" из состава полезной нагрузки проекта "Луна-Ресурс-1" (новое название проекта - "Луна-27" - прим. ТАСС)", - говорится в решении Совета РАН по космосу.

Как пояснил ТАСС заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований Игорь Митрофанов, "Совет РАН по космосу обратился в Роскосмос с таким предложением. Сейчас Роскосмос этим занимается". Комментировать причины отказа индийской стороны от участия в проекте собеседник агентства не стал.

Источник в ракетно-космической отрасли рассказал ТАСС, что отказ от сотрудничества был взаимным. Индию, по его словам, не устраивали постоянные переносы российских лунных миссий и высокая аварийность.

Россия не была удовлетворена первоначальной договоренностью о запуске "Луны-27" на индийской ракете, большими затратами на доставку и тестирование космического аппарата в Индии, а также необходимостью включать в миссию "минировер", что делало проект более рискованным.

"В результате стороны предварительно договорились об обмене данными по национальным лунным программам и координации усилий по исследованию Луны и разошлись, как говорится, как в море корабли", - сказал источник.

21.05.2015 Созданный для Украины спутник "Либiдь" остается на хранении в России

Изготовленный в РФ для Украины спутник связи "Либiдь" оставлен на ответственном хранении на российском предприятии ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва, сообщил журналистам в четверг 21 мая заместитель гендиректора ИСС Юрий Вилков, передает РИА Новости.

"Спутник "Либiдь" создан и стоит на нашем предприятии на хранении", — сказал он.

21.05.2015 Космическая программа России из-за санкций подорожала на 30%

Совокупное удорожание Федеральной космической программы России из-за санкций и роста курса валют составило около 30%, сообщил в четверг 21 мая статс-секретарь Роскосмоса Денис Лысков, передает РИА Новости.

"В сложившихся экономических условиях Роскосмос оказался в тяжелой ситуации. Нам пришлось перестраивать полностью все космическую программу, исходя из этих данных", — сказал Лысков на круглом столе в Госдуме.

По его словам, ведомство оптимизировало бюджет, секвестр прошел практически по всем космическим программам.

Так как часть оборудования закупалась за рубежом, то санкции и удорожание курса доллара также внесли коррективы, отметил статс-секретарь.

"Совокупное удорожание всей космической программы составило в новой редакции порядка 30%", — резюмировал Лысков.

21.05.2015 Рогозин: правительство принимает срочные меры по оказанию финансовой помощи "Дальспецстрою"

Оперативные меры по оказанию финансовой помощи ФГУП "Дальспецстрой" были проработаны в среду 20 мая в ходе селекторного совещания по строительству космодрома Восточный в Амурской области под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина.

"Правительство принимает срочные меры по оказанию финансовой помощи ФГУП "Дальспецстрой" (ДСС), доведенному прежним руководством до фактического банкротства", - отметил Д.О.Рогозин, выступая на совещании.

Одним из шагов финансового оздоровления ДСС должно стать предоставление субсидий. Речь идет о выделении денег из средств, которые не будут использованы Роскосмосом в 2015 году в связи с решением о строительстве только одиннадцать объектов пускового минимума из заранее предусмотренных двадцати. Деньги должны быть компенсированы Федеральному космическому агентству в следующем году.

Обсуждалось и привлечение заемных средств. По мнению вице-премьера кредитные средства необходимы для завершения строительства объектов пускового минимума Восточного, своевременной закупки и установки оборудования и привлечения рабочей силы. Рогозин призвал "в кратчайшие сроки наполнить стройку деньгами". Он подчеркнул, что на уровне правительства России приняты все решения, которые необходимы для доведения объемов авансирования по ряду объектов до 95%, передает РИА Новости.

21.05.2015 В Днепропетровске открылась 5-я Международная конференция “Космические технологии: настоящее и будущее”

19 мая 2015 года в Днепропетровске открылась 5-я Международная конференция “Космические технологии: настоящее и будущее”.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Глава Государственного космического агентства (ГКА) Украины О.С.Уруский. С докладом о текущих и перспективных разработках выступил Генеральный конструктор – Генеральный директор КБ “Южное” А.В.Дегтярев.

Тематические доклады на пленарном заседании сделали: астроном К.И.Чурюмов (“Миссия “Розетта” на ядро кометы Чурюмова-Герасименко"), астронавт К.Николлье (“25 лет эксплуатации телескопа “Хаббл””), директор Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук (НАН) Украины Я.С.Яцкив, директор Института космических исследований НАН и ГКА Украины О.П.Федоров и другие почетные гости.

Конференция, проводимая под эгидой Международной академии астронавтики, собрала более 300 участников из 20 стран.

Около 180 докладов будут заслушаны на заседаниях пяти научных секций: “Современные и перспективные ракетно-космические комплексы, ракеты-носители, их компоненты и системы”, “Современные и будущие космические спутниковые системы”, “Перспективные ракетные двигатели и энергетические установки”, “Материалы и технологии”, “Космос для человечества”.

Конференция продолжит свою работу до 21 мая, сообщает “Спейс-Информ”.

21.05.2015 Памятные даты космонавтики. 21 мая 2015 г.

21 мая исполняется 70 лет (1945) со дня рождения германского астронавта Эрнста Вилли Мессершмида, совершившего в 1985 г. семисуточный космический полет на шаттле в качестве специалиста по полезному грузу германской лаборатории Spacelab-D1. В 1999-2005 гг. Э.В.Мессершмид возглавлял Европейский центр астронавтов в Кёльне.

21 мая исполняется 40 лет (1975) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-731” (“Зенит-2М”).

21 мая исполняется 5 лет (2010) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане люксембургского и немецкого телекоммуникационных спутников Astra-3B и ComsatBW-2.

20.05.2015 С мыса Канаверал стартовал Х-37В

20 мая 2015 года в 15:05 UTC (18:05 ДМВ) со стартового комплекса SLC-41 Станции ВВС США “Мыс Канаверал”, шт. Флорида, стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го космического крыла ВВС США выполнен пуск ракеты-носителя Atlas V с военным мини-шаттлом Х-37В на борту.

Согласно официальным заявлениям американских военных, в ходе полета будут тестироваться ионные двигатели. О других задачах миссии не сообщается.

Предполагается, что полет продлится не менее 800 суток.

Помимо самого мини-шаттла, на околоземную орбиту доставлены несколько наноспутников: солнечный парус LightSail-A американского Планетарного общества, технологические КА Aerocube-8A & 8B, принадлежащие компании Aerospace Corporation, КА OptiCube-1, 2 & 3, созданные в рамках проекта Cal Poly Picosatellite Project (PolySat), технологический КА GEARRS (Globalstar Experiment And Risk Reduction Satellite), технологические КА USS Langley (Unix-Space-Server Langley) и BRICSat-P (Ballistic Reinforced Communication Satellite), изготовленные в Военно-морской академии США и изготовленный там же экспериментальный телекоммуникационный КА PSat (ParkinsonSAT).

20.05.2015 Источник: намеченный на 5 июня пуск "Союза 2.1Б" пока не переносится

Намеченный на 5 июня запуск "Союза 2.1Б" со спутником в интересах Минобороны с космодрома Плесецка пока не переносится, сообщил РИА Новости источник в космической отрасли.

"Запуск, закончившийся утратой космического грузовика "Прогресс М-27М", выполнялся на носителе версии "Союзе 2.1А". Пуск, намечаемый на 5 июня, планируется провести на "Союзе 2.1Б" — это другая модификация ракеты. Однако окончательное решение будет принято после представления выводов аварийной комиссии по "Прогрессу" 22 мая", — отметил собеседник агентства.

По его словам, "все приведенные даты могут меняться в зависимости от реальных сроков подготовки космических аппаратов и носителей к пуску".

20.05.2015 Тяжелую "Ангару" впервые запустят с разгонным блоком ДМ в конце 2016 года

Очередной запуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5" состоится с космодрома Плесецк в конце 2016 года, впервые его проведут с разгонным блоком ДМ. Об этом сообщил сегодня ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Первый пуск "Ангары" с блоком серии ДМ запланирован на декабрь 2016 года", - сказал собеседник агентства.

По его словам, ранее пуск намечался на первую половину следующего года, затем его перенесли на конец третьего - начало четвертого квартала, а теперь появилась новая предварительная дата. Источник подчеркнул, что старт с применением нового разгонного блока является пожеланием военных.

Ранее сообщалось, что второй запуск "Ангары-А5" - первый состоялся в конце 2014 года - выведет на геостационарную орбиту военный аппарат. При этом руководитель производящего эти ракеты Центра имени М.В.Хруничева Андрей Калиновский не исключал, что во время пуска в космос может отправиться коммерческая нагрузка.

Собеседник агентства напомнил, что первый запуск тяжелой "Ангары" проводился с грузомакетом и разгонным блоком "Бриз-М".