Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева (КузГТУ) получил лицензию Роскосмоса на разработку космической техники, которая позволит прогнозировать поведение конструкций космических объектов в условиях работы на орбите. Об этом ТАСС сообщил ректор университета Алексей Яковлев.

«Лицензия на право разработки космической техники выдана нам Роскосмосом и необходима для экспериментальной научно-исследовательской работы по многоуровневому динамическому моделированию конструкций российского сегмента МКС, по сути создания ее цифрового двойника. Мы будет разрабатывать программное обеспечение, научную аппаратуру и математическую модель для расчета жизненного цикла российского сегмента [МКС] в тех условиях механических, вибрационных, температурных и других нагрузок, в которых МКС функционирует. На российском сегменте МКС будет размещена аппаратура — датчики с компьютерной техникой, которые будут снимать и передавать вибрационные показания на Землю», — сказал Яковлев.

Он отметил, что подобные исследования являются уникальными и будут вестись по заданию Роскосмоса. В космическом эксперименте будет использоваться полностью российское программное обеспечение, в том числе с применением оригинальных подходов на основе многоуровневого динамического моделирования. В разработке программного обеспечения и математической модели, а также научной аппаратуры примут участие ученые и студенты научно-образовательных институтов КузГТУ. Также к этой работе привлекут специалистов из Сколтеха, Томского государственного университета и других научно-исследовательских организаций.

В рамках сотрудничества с Роскосмосом в августе 2022 года также планируется запуск на орбиту первого кузбасского наноспутника «Кузбасс-300», который создан сотрудниками и студентами КузГТУ при поддержке Фонда содействия инноваций. Он будет передавать аналитические данные с орбиты Земли в открытый на базе кузбасского политеха Центр управления полетами. Данные со спутника смогут также получать во всех странах мира в радиолюбительском диапазоне частот.