Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает.
Не смотря на субботу, у нас вновь был ранний подъём. Только Илья спал до 12, так как лёг в 6 утра, после ночных наблюдений в обсерватории Маска. Небо было чистым, только Луна украла у нашего бортинженера-астронома часть ночи.
ВКД-6 был долгим, и впервые за экспедицию наш командир Николай отправился с нами на квадроцикле (ATV). Целью выхода была взятие геологических проб и фотосъёмка местности. Мы поехали ещё к одному высохшему руслу, где Пётр накопал целое ведро грунта, прикрыв его слоем глины (чтобы не испарялась влага). Для более глубоких проб (бурение отложений) он использовал ручной бур, а также специальный заслуженный (ещё с советских времён) компас, для определения угла и азимута падения пласта. А мы с Колей фотографировали ландшафты и работу Петра. Нам очень повезло, что у нас в команде столь профессиональный, заинтересованный и компанейский геолог.
В Юте и около MDRS очень красиво – меня завораживают нагромождения камней, красные холмы и горы. Иногда удивительно осознавать, что многие слоистые холмы очень мягкие. Они из глины – их легко можно копать лопатой. Вспомнилось детство – тогда у меня был игрушечный винчестер, а на его упаковке были горы, такие, как сейчас вокруг станции.
На ВКД мы всегда выходим не менее двух человек и не менее двух должны оставаться на базе. Это важное правило безопасности. Мы не стараемся отыгрывать какие-то “абстрактные опасности” — здесь и так сложно. Как сказал Коля: “На Марсе хорошо, но тяжело”. К сожалению, Марианна так и не получила визу – поэтому все обязанности по станции, другим работам распределилась по пятерым членам экипажа – не всегда равномерно. Это вызывает усталость и отставание от нашей программы.
Вместо Марианны роль врача (HSO) выполняет Коля. Но, к счастью, команда здорова — максимум были головные боли и Илья немного порезался. На станции есть большая аптечка на втором этаже. Также для ВКД предусмотрены мобильные аптечки — одну мы берём с собой на ATV.
Очень хорошо, что прилетел Саша Ильин – теперь мы печатаем рассказы с Mars Desert Research Station в четыре руки. Коля тоже журналист, но он в основном занят отчётами, координацией, переводом и правками наших отчётов, к сожалению, с английским у нас сложно.
Саша привёз из Москвы свежий апрельский номер журнала “Новости космонавтики”, где есть статья анонс о нашей команде, Mars Desert Research Station и Марсианском обществе. А более подробная информация будет в июньском номере.
Ещё в журнале подробная статья о инициативе Денниса Тито – Inspiration Mars. Это проект облёта Марса в 2018 году с использованием редкого удачного взаимного расположения Земли и Марса. Один раз разогнавшись около Земли, корабль с двумя астронавтами облетит Марс и вернётся домой с использованием гравитационного манёвра. Я желаю удачи Деннису Тито, всем разработчикам проекта, тем астронавтам, которые совершат этот исторический полёт, приближая космическое будущее человечества.
Конечно, очень важно, что вся информация о Inspiration Mars будет доступна через СМИ и интернет. Это очень важно. Сейчас многие космические агентства и организации поняли плюсы общения с обществом напрямую. И если в России пока ещё не принято использовать социальные сети (многие помнят в основном только блог Максима Сураева, благодаря видеороликам), то NASA давно стимулирует ведение блогов астронавтов и проектов. И максимального результата достиг канадский астронавт Крис Хэдфилд – сейчас он есть почти во всех социальных сетях.
Для нас – российской команды на MDRS тоже важно общаться с людьми в России и не только, поэтому мы стараемся писать каждый день нашей двухнедельной экспедиции, чтобы позволить почувствовать то, что встретило нас здесь “на Марсе”. Конечно, когда через года люди действительно полетят к Красной планете не нужно будет так часто писать, но мне бы очень хотелось, чтобы в экипаже был человек умеющий писать и рассказывать – чтобы человечество могло более явно чувствовать сопричастность к великим шагам будущего.
Сегодня планировался ещё один выход – для тестирования “Селенохода”, но мы столкнулись с техническими сложностями. Илья Чех несколько часов работал с шагоходом, но не смог исправить проектную ошибку. Работы будут продолжены.
Также Илья и Пётр ночью изготовили аппарат для выделения воды из грунта, о нём я расскажу завтра.
Меня в оранжерее сегодня порадовал салат Buttercrunch – дал первые ростки. Активно продолжает цвести Настурция – скоро будут фотографии.
День сегодня был очень жарким – ничто не мешало солнцу опалять землю вокруг. Вечер был тёплым, переходящим в ясную ночь. У нас было почти два часа на любование чёрным звёздным небом, таким каким его не могут увидеть жители мегаполисов. Я почти почувствовал Млечный путь – угадывая его свечение среди звёзд. Всё-таки мешали огни базы. Ветра не было, Илья и Саша возились в обсерватории, чтобы успеть сфотографировать заходящий Юпитер. На соседнем холме пел одинокий сверчок, как и вчера. Подумалось, что на Земле жизнь есть везде. И в пустыне и в холодной Антарктиде.. А может быть и где-то там, среди звёзд. Наверное, я пока не смогу написать лучше, чем это сделал Иван Антонович Ефремов в прошлом веке, поэтому повторю его слова:
“Наступила ночь. Мы улеглись у костра. В зените чёрного купола над нами сияла голубая Вега; с запада, как совиный глаз, горел золотой Арктур. Звёздная пыль Млечного Пути светилась раскалённым серебром.
Вот там, низко над горизонтом, светит красный Антарес, а правее едва обозначается тусклый Стрелец. Там лежит центр чудовищного звёздного колеса Галактики — центральное «солнце» нашей Вселенной. Мы никогда не увидим его — гигантская завеса чёрного вещества скрывает ось Галактики. В этих бесчисленных мирах, наверно, тоже существует жизнь, чужая, многообразная. И там обитают подобные нам существа, владеющие могуществом мысли, там, в недоступной дали…”.