Американские ученые предлагают «отозвать из отставки» космический зонд ISEE-3, запущенный более 30 лет назад, и вернуть его к исследовательской работе, сказал РИА Новости исполнительный директор по космическим проектам компании Kinetx Роберт Фаркуар (Robert Farquhar) — ранее он занимался расчетами орбиты этого аппарата и многих других зондов НАСА.

«Мы работаем над тем, чтобы получить финансирование от НАСА и от некоторых частных фондов, но в НАСА, вы знаете, ни у кого нет денег из-за сокращения бюджета. Но мы пытаемся получить финансирование из частных источников», — сказал Фаркуар.

Зонд ISEE-3 был одним их трех зондов, предназначенных для исследования солнечно-земных связей, влияния солнечного ветра на магнитосферу и околоземное пространство. Два других работали на околоземной орбите, а ISEE-3 стал первым искусственным объектом, выведенным в точку Лагранжа L1 системы Солнце-Земля, на расстоянии 1,5 миллиона километров в сторону Солнца.

В 1982 году началась «вторая жизнь» аппарата — он получил новое имя International Cometary Explorer (ICE), был выведен на гелиоцентрическую орбиту и отправился на перехват кометы Джакобини-Циннера. В сентябре 1985 года зонд успешно прошел через хвост кометы, затем он участвовал в проекте по исследованию кометы Галлея, и, наконец, в мае 1997 года миссия была официально прекращена. Однако зонд не был полностью выключен — в сентябре 2008 года НАСА провело сеанс связи с аппаратом, по итогам которого было установлено, что большинство приборов на борту аппарата в нормальном состоянии, а в баках есть горючее.

В августе 2014 года ISEE вернется к Земле. Фаркуар и ряд других ученых предлагают использовать этот момент для того, чтобы вернуть «ветерана» в строй. Они отмечают, что при относительно небольших вложениях можно получить большую отдачу, сопоставимую с результатами запуска нового исследовательского аппарата, при этом о возможности участия в этой миссии заявили российские ученые из Института космических исследований.

Фаркуар отмечает, что есть возможность отправить ISEE еще к одной комете — комете Виртанена, которая приблизится к Земле в декабре 2018 года. В этот период китайские специалисты планируют отправить к ней собственный аппарат, и одновременное исследование газовой оболочки кометы — комы, в двух точках двумя зондами даст ученым очень ценные сведения. Кроме того, есть возможность отправить ISEE к третьей комете — SW3-C, в августе 2022 года.