«Ядерная атака» на астероиды остается наиболее эффективным вариантом предотвращения столкновения их с Землей, но на решение подобной задачи потребуется не менее 10 лет. Об этом сообщил сегодня директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок «Росатома», доктор технических наук Олег Шубин, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, посвященном защите Земли от космических угроз, передает ИТАР-ТАСС.

«Альтернативные ядерному взрыву экзотические способы отклонения астероидов, которые приходится встречать в литературе /установка ракетных двигателей — традиционных или ионных, вплоть до солнечных парусов/ крайне малоэффективны», — сказал он, пояснив, что импульс, аналогичный контактному мегатонному ядерному взрыву, создается ракетным химическим двигателем массой 20 тыс тонн или плазменным двигателем с массой вещества около 1 тыс тонн с ядерной энергетической установкой.

В свою очередь, в случае «бомбардировки» астероидов на дальних подступах — на расстоянии порядка радиуса орбиты нашей планеты, угрожающее Земле объекты размером до 300 м можно отвести от нее на расстояние радиуса планеты с помощью контактного ядерного взрыва мощностью 1 мегатонна. «В свою очередь, «заглубленный» ядерный взрыв в теле астероида /как в кинофильме «Армагеддон» — прим. ИТАР-ТАСС/ мощностью 1 мегатонна в зависимости от глубины взрыва может быть эквивалентен контактному взрыву в 10-50 мегатонн», — сказал ученый. Таким образом, пояснил Шубин, с помощью «заглубленного» мегатонного ядерного взрыва на таком же расстоянии до планеты можно отвести от Земли астероиды радиусом до 1 км.

«Перехват астероидов размером более 1 км потребует применения ядерных взрывных устройств мощностью, существенно превышающей 1 мегатонну, что составляет отдельную научно-техническую задачу», — сказал глава департамента «Росатома».

Однако, продолжил Шубин, обнаружение и определение траектории астероидов составляет отдельную проблему. Так, по некоторым оценкам, доля опасных астероидов и комет, которые не могут быть обнаружены заблаговременно — за несколько лет или десятилетий до столкновения их с Землей — может составлять около 50 проц. «В этой связи для предотвращения столкновения мы будем иметь крайне ограниченное время — порядка года, включая запуск перехватчика и время, необходимое для разведения осколков астероида в пространстве», — сказал ученый.

На данном этапе развития науки и техники для выполнения этой задачи необходим значительной больший срок. «Мы в течение 10 лет готовы свою часть проблемы решить — обеспечить соответствующее ядерное взрывное устройство, обеспечить его необходимую мощность, режим взаимодействия с астероидом, сохранность устройства в космосе, и механизм заглубления», — сказал Шубин. Однако остаются проблемы обнаружения опасного объекта и доставки ядерного заряда, подчеркнул он.