Новости Космонавтики - Концепция “ядерной атаки” на угрожающие Земле астероиды пока нет альтернатив, считает глава департамента Росатома

13.03.2013

"Ядерная атака" на астероиды остается наиболее эффективным вариантом предотвращения столкновения их с Землей, но на решение подобной задачи потребуется не менее 10 лет. Об этом сообщил сегодня директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок "Росатома", доктор технических наук Олег Шубин, выступая на "круглом столе" в Совете Федерации, посвященном защите Земли от космических угроз, передает ИТАР-ТАСС.

"Альтернативные ядерному взрыву экзотические способы отклонения астероидов, которые приходится встречать в литературе /установка ракетных двигателей - традиционных или ионных, вплоть до солнечных парусов/ крайне малоэффективны", - сказал он, пояснив, что импульс, аналогичный контактному мегатонному ядерному взрыву, создается ракетным химическим двигателем массой 20 тыс тонн или плазменным двигателем с массой вещества около 1 тыс тонн с ядерной энергетической установкой.

В свою очередь, в случае "бомбардировки" астероидов на дальних подступах - на расстоянии порядка радиуса орбиты нашей планеты, угрожающее Земле объекты размером до 300 м можно отвести от нее на расстояние радиуса планеты с помощью контактного ядерного взрыва мощностью 1 мегатонна. "В свою очередь, "заглубленный" ядерный взрыв в теле астероида /как в кинофильме "Армагеддон" - прим. ИТАР-ТАСС/ мощностью 1 мегатонна в зависимости от глубины взрыва может быть эквивалентен контактному взрыву в 10-50 мегатонн", - сказал ученый. Таким образом, пояснил Шубин, с помощью "заглубленного" мегатонного ядерного взрыва на таком же расстоянии до планеты можно отвести от Земли астероиды радиусом до 1 км.

"Перехват астероидов размером более 1 км потребует применения ядерных взрывных устройств мощностью, существенно превышающей 1 мегатонну, что составляет отдельную научно-техническую задачу", - сказал глава департамента "Росатома".

Однако, продолжил Шубин, обнаружение и определение траектории астероидов составляет отдельную проблему. Так, по некоторым оценкам, доля опасных астероидов и комет, которые не могут быть обнаружены заблаговременно - за несколько лет или десятилетий до столкновения их с Землей - может составлять около 50 проц. "В этой связи для предотвращения столкновения мы будем иметь крайне ограниченное время - порядка года, включая запуск перехватчика и время, необходимое для разведения осколков астероида в пространстве", - сказал ученый.

На данном этапе развития науки и техники для выполнения этой задачи необходим значительной больший срок. "Мы в течение 10 лет готовы свою часть проблемы решить - обеспечить соответствующее ядерное взрывное устройство, обеспечить его необходимую мощность, режим взаимодействия с астероидом, сохранность устройства в космосе, и механизм заглубления", - сказал Шубин. Однако остаются проблемы обнаружения опасного объекта и доставки ядерного заряда, подчеркнул он.