Идея осуществить в 2018 году пилотируемый облет Марса на космическом корабле с экипажем из двух человек амбициозна, но вряд ли осуществима с использованием существующих технологий, считает президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталий Лопота.

«Без новых источников энергии в 2018 году полет к Марсу невозможен, это просто авантюризм», — сказал В.Лопота «Интерфаксу-АВН».

Так он прокомментировал предложенную первым в мире космическим туристом мультимиллионером американцем Денисом Тито идею осуществить в 2018 году пилотируемый облет Марса с использованием космического корабля с экипажем из двух человек.

«Один только корабль, возвращающийся к Земле со второй космической скоростью, будет иметь массу 20 тонн, меньше никак не получается», — пояснил президент РКК.

В.Лопота напомнил, что «для того, чтобы отправить пилотируемую экспедицию с экипажем из четырех человек на Марс, надо сделать экспедиционный корпус массой 480 тонн».

По его оценке, если экипаж марсианской экспедиции будет меньше четырех человек, возникнут проблемы психологического свойства. «Если полетят два человека — в условиях полной изоляции в космосе они через месяц — два окажутся на грани серьезного конфликта. Если посылать трех космонавтов, то через какое-то время двое начнут «дружить» против одного», — уверен В.Лопота.

Поэтому, считает он, «оптимальный состав экспедиции — четыре человека». «На каждого в день нужно в среднем по 10 кг воды и продуктов, не говоря уже о запасах топлива для полета на Марс и возвращения обратно», — добавил он.

По оценке В.Лопоты, «на имеющейся химической энергетике потребуется комплекс массой 2,5 тысячи тонн».

«Если рассчитывать на модернизированный Dragon (частный американский космический корабль компании SpaceX — ИФ), как написано в СМИ, то нельзя забывать, что он пока рассчитан на вход в атмосферу только с первой космической скоростью, на большее его не испытывали. К тому же его пока использовали только как грузовик, системы жизнеобеспечения там нет», — напомнил глава РКК.

«Конечно, нельзя исключать вариант, что за пять лет компания SpaceX доработает корабль под пилотируемый, но вряд ли такой корабль будет пригоден для такой рискованной экспедиции, как полет на Марс», — полагает он.

Еще одна проблема для марсианской экспедиции — радиация, сказал В.Лопота. «До сих пор ни в одной стране мира нет точных данных о воздействии космической радиации на человеческий организм», — напомнил он.

«Во время автоматических миссий на Марс мы защищали аппараты от радиации, аналогичные данные есть у космических агентств других стран, отправлявших автоматы к Красной планете. Но воздействие радиации на человека еще не изучено, соответственно, невозможно идти на такой огромный риск — посылать людей к Марсу», — считает глава РКК.

Другая важная проблема марсианских миссий — средства выведения. «К 2017 году американцы планируют сделать ракету-носитель грузоподъемностью 70 тонн, к 2030 году — до 130 тонн. Они эволюционно развиваются на уже имеющихся технологиях, а мы забросили самую совершенную, значительно опередившую время ракету-носитель «Энергия», чтобы начать все с нуля — делать ракету-носитель «Ангара», которая не отвечает потребностям дальних экспедиций», — посетовал В.Лопота.

В связи в проводимой в РКК работой по разработке перспективной пилотируемой системы, он признал, что «теперь мы делаем корабль непонятно под какую ракету-носитель».