02.03.2013

О заседании коллегии Федерального космического агентства

Как сообщает пресс-секретарь руководителя Роскосмоса, 1 марта под руководством В.А.Поповкина состоялось заседание коллегии Федерального космического агентства, на котором были рассмотрены итоги развития космической деятельности в 2012 году и задачи Федерального космического агентства и организаций ракетно-космической промышленности по обеспечению отечественной космической деятельности в 2013 году. В заседании приняли участие руководители предприятий ракетно-космической промышленности, представители Российской Академии Наук, Военно-промышленной комиссии, Совета Безопасности, Главного контрольного управления Президента России, Счетной палаты, министерств и ведомств. В своем выступлении В.А.Поповкин отметил, что в 2012 году достигнута главная цель - выполнение задач, предусмотренных федеральными целевыми программами, государственным заказчиком или государственным заказчиком-координатором которых является Федеральное космическое агентство. В прошедшем году основными приоритетами космической политики стали: - обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах удовлетворения потребностей обороны и безопасности страны, ее социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств; - создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки; - осуществление пилотируемых полетов, включая создание научно-технического задела для осуществления в рамках международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и телам Солнечной системы. Среди наиболее значимых результатов прошедшего года В.А.Поповкин выделил следующие. В 2012 году Россия обеспечила проведение 24 пусков ракет-носителей и, как и все последние годы, осталась лидером по числу пусков ракет-носителей (РН) (более 38% от всех пусков ракет-носителей, осуществленных в мире за 2012 год). Запущено 33 космических аппарата (КА), в том числе, с участием России были успешно осуществлены в интересах зарубежных стран 2 пуска с космодрома в Куру (выведено на орбиту 2 КА) и 3 пуска с «Морского старта» (выведены на орбиты 4 КА). Используется в штатном составе (в 24 КА) орбитальная группировка (ОГ) ГЛОНАСС, при этом ещё 4 КА находятся в орбитальном резерве и один проходит летные испытания. Обеспечена точность в 2,8 м и 100% доступность навигации. С целью удовлетворения государственных нужд успешно выведено на рабочие орбиты 18 КА. Общее количество КА, используемых по целевому назначению для государственных нужд в составе орбитальной группировки, составляет 60. Таким образом, российская ОГ КА научного и социально-экономического назначения по состоянию на начало 2013 года включала 75 КА, в том числе: 29 навигационных КА; 26 КА связи и вещания; 2 КА наблюдения Земли; 2 КА гидрометеорологического назначения; 2 КА научного назначения; 5 экспериментальных КА; 5 модулей МКС; 2 пилотируемых корабля; 2 грузовых корабля. Численность ОГ КА России составляет более 10% от численности КА мировой орбитальной группировки, которая по состоянию на 1 января 2013 г. включала 1140 КА. В 2012 году Федеральное космическое агентство реализовывало 9 федеральных целевых программ и две программы Союзного государства: - Федеральную космическую программу России на 2006 – 2015 годы; - ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы»; - подпрограмму «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2594-р утверждена государственная программа «Космическая деятельность России», которая объединила в себе вышеназванные ФЦП, а также подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности», «Обеспечение реализации государственной программы» и «Развитие ракетно-космической промышленности», включающей мероприятия ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года», государственным заказчиком которых является Роскосмос. Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Документ прошел все согласования и общественные слушания, например, в Сколково, и находится в Аппарате Правительства Российской Федерации, откуда он поступит в Администрацию Президента России для утверждения. Россией в полном объеме выполнены международные обязательства по транспортно-техническому обеспечению МКС. В соответствии с программой полета осуществлены запуски 4-х пилотируемых транспортных кораблей серии “Союз-ТМА-М” и 4-х транспортных грузовых кораблей серии “Прогресс М-М”. В 2012 году был осуществлен запуск КА «Канопус-В» для наблюдения районов Земли с чрезвычайными ситуациями, который в настоящее время успешно функционирует на орбите. Также были увеличены орбитальные группировки многофункциональной спутниковой системы персональной связи (2 КА), космической системы ретрансляции «Луч» (1КА) и космической системы связи (1КА). Был проведен следующий ряд мероприятий по повышению качества и надежности изделий РКТ: - проведение работ в строгом соответствии с разработанным и принятым Положением РК-11, которое было утверждено по поручению Президента РФ Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ; - создана служба представителей заказчика (ПЗ), подчиненная Роскосмосу, дополнительно к существующей системе контроля качества изделий РКТ; - проведение наземной экспериментальной отработки РКТ в полном объеме в обеспечение подтверждения предъявляемых к ней требований ТТЗ (ТЗ) в наземных условиях и во время летных испытаний; - созданы специальные стенды для проверки и оценки выполнения полетных заданий перед пуском; - открыты ОКР по созданию автоматизированной системы сбора и обмена информацией о техническом состоянии и надежности изделий РКТ. Отдельно В.А.Поповкин остановился на работах по созданию космодрома «Восточный». В 2012 году на космодроме «Восточный» развернуты полномасштабные работы по созданию обеспечивающей инфраструктуры и технологических объектов, выполнен нулевой цикл по стартовому и техническому сегментам. Создана Дирекция по космодрому «Восточный», задачами которой являются приемка строительных работ и недопущение перерасходования финансовых средств. В целях выполнения Указа Президента РФ от 6 ноября 2007 года «О космодроме «Восточный» выпущен эскизный проект по КРК с РН «Союз-2», ведется строительство наземного комплекса и объектов космодрома, начато эскизное проектирование КРК с РН тяжелого класса «Амур». В целях расширения использования результатов космической деятельности в различных сферах экономики страны в минувшем году в ряде регионов Российской Федерации приняты долгосрочные региональные целевые программы «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития субъекта Российской Федерации». В области космической деятельности в интересах модернизации и технологического развития страны, в 2012 году реализовывались проекты создания: - систем слежения и мониторинга подвижных объектов; - интеллектуальных систем мониторинга и контроля состояния технически сложных объектов; -транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. В прошедшем году сдана в опытную эксплуатацию автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). Международное сотрудничество в 2012 году развивалось по целому ряду направлений: запуски космических аппаратов, создание средств выведения и космических аппаратов, фундаментальные космические исследования, пилотируемые программы (участие в программе МКС), использование системы ГЛOHACC по соглашениям с другими странами. Важным этапом повышения эффективности выполнения поставленных перед отраслью задач в 2012 году также явилось реформирование ракетно-космической промышленности (РКП). Для устранения проблемы переразмеренности производственно-технологической и экспериментально-испытательной базы РКП проводились мероприятия по реформированию отрасли. Одним из основных направлений реформирования РКП является создание интегрированных научно-производственных структур. Между тем, В.А.Поповкин отметил, что решение отраслевых проблем в значительной степени связано с разрешением кадровой ситуации. Несмотря на стабильность численного состава РКП в отрасли наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров. Федеральное космическое агентство продолжит работу по совершенствованию уровня профессиональной подготовки кадров для РКП. Только при условии решения кадровой проблемы можно говорить о реализуемости тех масштабных задач по укреплению и развитию космического потенциала, которые в настоящее время решаются космической отраслью страны. Заслушав и обсудив доклады и выступления, Коллегия приняла решение в качестве главной цели 2013 года установить безусловное выполнение государственной программы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» на основе совершенствования научно-производственной деятельности организаций РКП и повышения их готовности к созданию современных образцов ракетно-космической техники. К числу приоритетных направлений деятельности Федерального космического агентства в 2013 году отнесены следующие: выполнение Плана запусков КА на 2013 год в рамках Федеральной космической программы на 2006 – 2015 годы, ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы», программ международного сотрудничества и коммерческих проектов; обеспечение эффективного функционирования средств выведения и орбитальных группировок космических систем; безусловное выполнение заданий Государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы и государственного оборонного заказа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов по созданию ракетно-космической техники; повышение устойчивости функционирования космической системы ГЛОНАСС, наращивание ее функциональных возможностей и расширение сфер использования; повышение эффективности использования результатов космической деятельности в интересах различных конечных пользователей; реализация дополнительных мер по повышению надежности ракетно-космической техники, совершенствованию организации ее подготовки и контроля готовности к применению; реализация практических мероприятий, обеспечивающих расширение и закрепление участия России на мировом рынке космических товаров и услуг; повышение эффективности работы Агентства по организации разработки, производства и применения ракетно-космической техники. К.И.
Поделиться в соц. сетях
1006