При запусках космических аппаратов в 2019 г. были использованы ракеты-носители 27 типов и семейств. Конечно, данная классификация весьма условна и даёт лишь общее представление об используемых носителях.

В минувшем году арсенал средств выведения у космических держав пополнили: “морской вариант” китайской ракеты “Чачжэн-11”, китайские же частные ракеты-носители “Шуанцюйсянь-1” и “Цзелун-1”. Ещё одна китайская частная ракета “Чунцин” пока летать не научилась, её запуск в 2019 году был аварийным.

Лидерство по количеству использований в минувшем году вернул российский “Союз”. Легендарная “Семёрка” в различных вариантах (2.1а, 2.1б, 2.1в, ФГ, СТ-А и СТ-Б) в 2019 году запускалась 18 раз. Все старты были успешными. В том числе и три пилотируемых запуска. Местами старта, как и раньше, были четыре космодрома на трёх континентах: Байконур, Плесецк, Восточный и Куру в Европе, Азия и Южной Америке.

На втором месте по частоте использования оказался Falcon-9. С учётом двух пусков “тяжелого” варианта он стартовал 13 раз. На восемь стартов меньше, чем годом ранее. Но все пуски также были успешными.

Третье место за семейством китайских носителей “Чанчжэн-3” (В и С). Он стартовал 12 раз.

Остальные носители использовались гораздо реже. Разве что ракета-носитель Electron компании Rocket Lab в три раза увеличил свою активность. Но цифры два и шесть при относительном сравнении, конечно, различаются сильно. А вот при абсолютном сравнении – расхождение не так уж и велико. Но надо признать, что для частников это действительно большой успех. Пусть и локальный. Но успех.

Ещё стоит отметить рост интенсивности использования китайской ракеты “Куайчжоу-1А”. Она в 2019 году летала чаще, чем в прежние годы. А за счёт своей мобильности смогла установить мировой рекорд – 7 декабря за период менее чем шесть часов с одного и того же космодрома (Тайюань) ракета стартовала дважды. И оба раза успешно.

Других особо знаковых событий в области ракетостроения не произошло. Хотя надо отметить возвращение к лётной деятельности китайского тяжелого носителя “Чанчжэн-5”, а также первый полет “пилотируемой” версии ракеты-носителя Atlas-5.

Ну вот, пожалуй, и всё, что можно рассказать о ракетах. Не о проектах ракет, а о тех из них, которые летают, учатся летать или пытаются летать. А не так, как это происходит с нашей “Ангарой”. Её следующий пуск вновь перенесён на 2020 год.

А.Ж.