Инструменты космического аппарата «Ломоносов» поймали сразу несколько космических лучей сверхвысоких энергий, которые выходят за пределы допустимого с точки зрения современной астрофизики. Об этом во вторник сообщил ТАСС директор НИИ ядерной физики имени Скобельцына (НИИЯФ МГУ) Михаил Панасюк.

«Ультрафиолетовый телескоп, установленный на борту «Ломоносова», дал интересные результаты. Нам удалось выделить сигнал, связанный с космическими лучами предельно высоких энергий. По нашим оценкам, их энергия превышает те пределы, которые предсказывает теория Грайзена-Зацепина-Кузьмина», — рассказал собеседник агентства.

Панасюк также сообщил, что в ближайший понедельник начнутся первые наблюдения с помощью ультрафиолетового телескопа, установленного в начале сентября на борту Международной космической станции (МКС). Как полагают специалисты, он поможет раскрыть природу молний и загадочных «световых взрывов» в атмосфере Земли.

«Мы сделали огромный шаг в исследовании взрывных процессов в верхних слоях атмосферы благодаря запуску «Ломоносова» (российского научного спутника для исследований верхней атмосферы, — прим. ТАСС). Мы обнаружили ряд вещей, которые не укладываются в стандартную теорию, описывающую формирование этих разрядов электричества», — рассказал Панасюк.
«Стандартные модели говорят о том, что электричество интенсифицируется во время грозовой активности. Мы не видим гроз или молний, а открыли мощнейшие вспышки света, своеобразные «световые взрывы». Поэтому мы считаем, что это новое явление, которое требует отдельного изучения», — отметил ученый.

Как отметил Панасюк, эту задачу будет решать новый ультрафиолетовый телескоп, «УФ-атмосфера» (mini-EUSO), созданный российскими учеными при участии японских и итальянских инженеров и физиков. Его недавно доставили на борт МКС и установили у одного из иллюминаторов, которые направлены в сторону Земли.

Этот прибор, по словам физика, будет решать те же самые задачи, что и его «собрат» на борту спутника «Ломоносов», однако при этом новая версия телескопа обладает более высокой чувствительностью. Ученые рассчитывают получить первые данные уже на следующей неделе, когда этот телескоп начнет наблюдения за атмосферой.

Исследователи надеются отправить на борт МКС еще один телескоп, КЛПВЭ (Космические лучи предельно высоких энергий), который продолжит дело «Ломоносова» и «УФ-атмосферы».