Российскую ракету-носитель повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» можно сделать многоразовой, полагает генеральный конструктор средств выведения, один из идеологов ракет семейства «Ангара» Александр Медведев. По его мнению, посадку можно осуществлять на выдвижные опоры, как у Falcon 9, передает РИА Новости.

«Конкретные предложения заключаются в спасении всей связки ускорителей первой и второй ступеней с помощью ракетно-динамического способа при использовании ракет-носителей «Ангара-А5В» и «Ангара-А3В», — говорится в статье Медведева, опубликованной в новом номере научного журнала ЦНИИмаш «Космонавтика и ракетостроение».

Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок — второй) без разделения друг от друга, как должно быть при пуске «одноразовой» «Ангары», продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом.

Затем третья ступень продолжает полет по своей программе, а связка из первой и второй ступеней выдает тормозной импульс, разворачивается в воздухе и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок включает двигатель на торможение и ракета «садится» на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX.

Создание многоразовый версии «Ангары», отмечает Медведев, потребует ее конструкторской переделки, дооснащения носителя посадочными опорами, системой управления при посадке, дополнительными системами теплозащиты. Это все увеличит массу ракеты на 12 процентов. Плюс само возвращение ракеты потребует около семи процентов от общих объемов топлива в носителе. После доработки многоразовая «Ангара-А5В» сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.

В статье Медведева говорится только об «Ангаре-А5В» и «Ангаре-А3В», третья ступень которых должна быть водородной, то есть иметь повышенную грузоподъемность. Это, полагает генконструктор, должно компенсировать снижение грузоподъемности ракеты из-за многоразовости.

«Сажать» ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. Если многоразовая «Ангара» будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн, отмечает Медведев.

«После приземления на посадочную площадку (либо стационарную, если место падения находится на суше, например в районе старта, либо плавучую, если место падения находится на водной поверхности), расположенную по направлению трассы, связка ускорителей проходит первичное послеполетное обслуживание, а затем транспортируется в район космодрома Восточный для ее подготовки к следующему пуску», — говорится в статье.

Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью «Ангары» на низкую орбиту (200 километров) может снизиться на 33-37 процентов по сравнению с одноразовым пуском, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22-27 процентов.

«Следует отметить, что такое значительное снижение удельной стоимости пуска ракеты-носителя в перспективе может дать заметный экономический эффект, при запусках как в национальных интересах, так и в интересах коммерческих заказчиков», — пишет Медведев.

А.Ж.