Европейское космическое агентство (ЕКА) и американское NASA (Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства) подписали соглашение о намерении отправить на Марс летательный аппарат, который затем вернется обратно с образцами грунта, передает ТАСС. Миссия, которая стартует в 2020 году, станет первой в своем роде, поскольку все предыдущие аппараты, достигавшие планеты, оставались на ней, сообщается на официальном сайте ЕКА.

Собранный на Марсе материал, как отмечают эксперты, поможет лучше изучить историю планеты и выяснить, существует ли на ней жизнь.

«Несомненно, возможность доставить образцы грунта с Красной планеты на Землю для изучения в лучших лабораторных условиях представляется астрономам невероятно заманчивой, — заявил руководитель программы полетов и космических исследований ЕКА Дэвид Паркер. — Воссоздание истории Марса и ответы на вопросы о прошлом планеты — это лишь два аспекта, в изучении которых миссия позволит серьезно продвинуться».

Экспедиция, по замыслу организаторов, пройдет в три этапа. Во-первых, состоится запуск двух марсоходов, которые соберут образцы почвы. Американский аппарат наполнит грунтом 30 емкостей размером с обычную авторучку. В 2021 году европейский марсоход «ЭкзоМарс», который запустят совместно с «Роскосмосом», должен пробурить скважины глубиной 2 метра и собрать образцы почвы «следующего слоя».

На втором этапе марсоход поместит капсулу с грунтом величиной с футбольный мяч в спускаемый аппарат, а с Земли на Марс на борту космического корабля доставят специальную миниатюрную ракету. Она с поверхности Марса выведет аппарат с образцами почвы на его орбиту. На заключительной стадии экспедиции эту капсулу должен забрать новый космический корабль с Земли и возвратиться с ней.

Даты начала реализации второго и третьего этапов миссии станут известны в 2019 году, после того, как исследователи проведут дополнительные расчеты и определится окончательный состав участников. Инициаторы проекта приглашают присоединится к нему коммерческие космические компании. «Для того, чтобы справиться с этой трудной задачей — добраться до Марса и вернуться обратно — необходимо сотрудничество государственных и коммерческих космических организаций, лучших из лучших», — констатирует помощник директора NASA по науке Томас Зурбучен.