Протестирована возможность работы миссии ExoMars в специальном «аварийном» режиме, в который может перейти космический аппарат в случае сбоев программного или аппаратного обеспечения, при которых необходима перезагрузка бортового компьютера, сообщил 28 августа Роскосмос.

Эксперимент был проведен 13 августа, когда расстояние между Землей и Марсом было более 397 миллионов километров. В рамках интеграционных испытаний осуществлялся прием информации с космического аппарата TGO сразу тремя наземными станциями: антенными системами ЕКА (Нью-Норсия, Австралия), NASA (Канберра, Австралия) и Госкорпорации «Роскосмос» (Калязин, Россия). Уровень принимаемого сигнала был примерно в тысячу раз меньше, чем в случае приема информации от обычного мобильного телефона, находящегося на Луне.

«Калязин смог получить сигнал, продемонстрировав, что все три наземные сети могут обеспечивать работу проекта ExoMars в худшем случае, когда Марс находится на самом большом расстоянии, а сигналы являются самыми слабыми. Таким образом была протестирована возможность работы в специальном «аварийном» режиме, в который может перейти космический аппарат в случае сбоев программного или аппаратного обеспечения, при которых необходима перезагрузка бортового компьютера», – отметил Даниэль Фирре, специалист ЕКА, отвечающий за работу с наземными станциями других космических агентств.

Он подчеркнул, что эксперимент прошел успешно, прием информации осуществлялся на всех станциях, а это еще раз продемонстрировало возможности совместной командной работы и подтвердило, что средства Российского комплекса приема научной информации (РКПНИ) могут обеспечить решение целевых задач проекта ExoMars, в том числе и в наиболее сложных режимах реализации полета миссии.

«Если с нашим орбитальным аппаратом или в будущем с нашим спускаемым аппаратом на Марсе будет проблема, мы хотим иметь уверенность в том, что можем совместно работать даже в самых худших условиях, что этот эксперимент очень хорошо продемонстрировал», – отметил менеджер по эксплуатации космических аппаратов Питер Шмитц.

С 24 июня по 27 августа процесс торможения космического аппарата TGO проекта ExoMars об атмосферу Марса был приостановлен, так как в это время Красная планета и TGO на орбите вокруг нее находились на максимальном удалении от Земли. В этот интервал времени Марс проходил за Солнцем и находился столь близко к нему, что связь с ним была либо вообще невозможна, либо неустойчива.

Помимо эксперимента 13 августа, 21 августа состоялось обновление бортового программного обеспечения космического аппарата TGO, чему предшествовала большая подготовительная работа проектной команды по верификации и загрузке необходимых обновлений ПО.

Процесс перезагрузки (обновления) бортового программного обеспечения TGO контролировался станциями ЕКА Нью-Норсия (Австралия) и Маларгуэ (Аргентина). Учитывая особенности географического расположения станций ЕКА, между 12:00 и 13:00 по московскому времени прием информации с TGO осуществлялся исключительно российским комплексом (РКПНИ) в Калязине (Тверская область, Центр космической связи АО «ОКБ МЭИ»). В это время в рамках интеграционных испытаний, РКПНИ осуществил успешный прием информации, которая в режиме реального времени в полном объеме была передана в Центр полетных операций ESOC (Дармштадт, Германия).