Американский зонд LRO обнаружил залежи льда в освещенных кратерах в южной полярной области Луны, что значительно расширило запасы воды на спутнике нашей планеты. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Icarus.

«Мы всегда думали, что лед на Луне должен присутствовать во всех точках, где температура достаточно низкая для его формирования, но на самом деле это далеко не всегда так, и эта особенность Луны уже давно интригует нас. Теперь у нас есть достаточно данных для того, чтобы приступить к раскрытию загадки о том, как возникла эта вода. Это важно не только для колонизации Луны, но и для ответа на вопрос, откуда взялась вода на Земле», – рассказывает Мэттью Зиглер (Matthew Siegler) из Планетологического института в Тусоне (США).

Открытия LRO начались с обнаружения при помощи ударного зонда LCROSS следов воды в кратере Кабей. Затем LRO нашел своеобразные зоны вечной мерзлоты, куда не попадают лучи Солнца и где лед, в теории, должен существовать вечно, а в 2012 году неожиданно обнаружил лед и в освещенных частях кратеров. Ключевую роль в этом открытии сыграл российский нейтронный детектор LEND, подсказавший ученым NASA и их отечественным коллегам точки, где возможная доля воды и льда была максимальной.

Обнаружить новые запасы льда Зиглеру и его коллегам помогли два других прибора LRO – лазерный высотомер LOLA и инфракрасный термометр Diviner, способный замерять даже небольшие вариации температуры на поверхности Луны. С их помощью ученые составили две карты, показывающие, насколько теплыми являются разные регионы на поверхности Луны и как хорошо они отражают свет. Как объясняет Зиглер, комбинация этих параметров позволяет довольно точно находить запасы льда – замороженная вода, по словам ученого, обычно холоднее, чем сухой грунт, и при этом лучше отражает свет.

До того ученые NASA и их российские коллеги искали воду исключительно в темных и холодных кратерах на полюсах Луны, куда лучи Солнца не проникают вообще или попадают крайне редко, что предотвращает испарение льда в космос. Сопоставление данных с Diviner и LOLA показало ошибочность такого подхода – оказалось, что крупные запасы льда сосредоточены не только в холодных и темных, но и в ярких и относительно теплых кратерах в южной полярной области Луны.

Это открытие заставило ученых гадать, откуда взялась вода на Луне и как она сохранилась, не испарившись под лучами Солнца. На Луне льда примерно в четыре раза меньше, чем на Меркурии, первой планете Солнечной системы. Почему это так, ученые пока не знают, ног они надеются, что новые наблюдения LRO помогут найти ответ на этот вопрос.