Запуск биоспутника «Бион-М» №2 с «экипажем» из мышей и мух может быть отложен до 2023 года, сообщил 26 января ТАСС со ссылкой на выступление заместителя директора по научной работе Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимира Сычева на Академических чтениях по космонавтике.
«И сейчас, с теми проблемами, которые есть в нашей стране, проблемами, которые связаны с экономикой, (…) с тем, что идет урезание денег на Федеральную космическую программу, существует вероятность переноса сроков запуска «Биона» с 2021 на 2023 год, чему мы активно противимся, ведем соответствующие переговоры с руководством Роскосмоса, с головной организацией, которая делает аппарат», – сказал В.Н.Сычев.
Впрочем, Сычев добавил, что ученые ждут полета биоспутника, даже если сроки будут перенесены, поскольку исследование влияние невесомости на живые организмы в настоящее время является одним из ключевых направлений для развития пилотируемой космонавтики. Так, американские астронавты проводят эксперименты с грызунами на борту МКС.
«Они нацелены на те же примерно задачи, на которые нацелен «Бион», но в отличие от американской программы, «Бион» нам дает больше возможностей в связи с тем, что мы получаем доступ к биологическим объектам буквально через три часа после посадки и можем увидеть весь процесс изменений в организме и процесс адаптации после полета. А у американцев, в связи с логистикой, поскольку они сажают корабль в океане, доступ к биологическому материалу, наступает только через трое суток, когда очень многие изменения, которые были в космосе, уже нивелировались», – отметил Сычев.
Запуск в 2013 году КА «Бион-М» №1 показал ученым, что в невесомости у живых существ меняется экспрессия, или синтез мышечных белков в разных тканях организма. Сычев предполагает, что это ведет к уменьшению мышечной и костной тканей. «И главное – понять, что является триггером, который включает эти процессы, какая роль в этом отсутствие гравитации, какова роль радиационного фактора, является ли он дополнительным фактором, который усиливает эти воздействия», – добавил Сычев.
Одна из стоящих перед новым биоспутником задач – это попытаться увидеть различия между результатами первого и второго «Биона», что позволит ученым оценить воздействие радиации на живой организм. «Бион-М» №2 будет отличаться от предшественника орбитой, проходящей на высоте 800-1000 км в пределах радиационных поясов Земли. Уровень радиации на этой орбите в 10 раз выше по сравнению с первым «Бионом».
«Экипаж» биоспутника составят более 70 мышей против 45 в 2013 году, а вот от других грызунов – песчанок и гекконов – в этот раз решили отказаться. Количество мышей будет увеличено, поскольку, с одной стороны, 10-15% из них неизбежно погибнут, а с другой стороны, исследователи хотят иметь больше подопытных и часть манипуляций совершить над ними еще на Земле. Например, удалить вестибулярный аппарат. Вообще о пушистых «членах экипажа» в этот раз обещают позаботиться лучше, чем в прошлый.
Ранее Сычев сообщал, что планируется модифицировать аппаратуру, в которой содержатся мыши, и полностью переделать систему подачи еды и воды. На первом «Бионе» мышей кормили пастообразным кормом, 60-70% которого составляла вода, и это приводило к сильной обводненности организмов грызунов. Возможно, вместо него эксперты ИМБП предпочтут использовать гидрогель и давать мышам сухой корм.
Кроме того, планируется решить проблему с телеметрической информацией, чтобы транслировать видео с космического аппарата на Землю в режиме реального времени.
Помимо мышей в космос на новом «Бионе» отправятся мухи-дрозофилы, которые не летали на первом биоспутнике. Ученые ИМБП также намерены повторить на «Бионе-М» №2 эксперименты по микро- и экзобиологии (наука, изучающая происхождение, эволюцию и распространение жизни во Вселенной).
А.Ж.