Представители NASA и ряд специалистов из космической отрасли из России, Европы, Японии и Канады обсудили на закрытом заседании в Хьюстоне возможность постройки постоянной базы на орбите вокруг Луны к 2023 году, сообщило 4 ноября РИА Новости с ссылкой на появившуюся накануне на сайте Планетарного общества публикацию владельца портала russianspaceweb.com и популяризатора космоса Анатолия Зака.

«Текущая идея этого проекта подразумевает постройку модульной станции, по сути, уменьшенной копии МКС, которая будет вращаться… вокруг Луны. На нем будут использоваться более продвинутые технологии, чем те, которые были применены при постройке МКС, в том числе полностью автономные системы жизнеобеспечения и ионные двигатели», – пишет Анатолий Зак.

Как рассказывает Зак, недавно прошла закрытая встреча Международной рабочей группы по разработке космических кораблей ISCWG (International Spacecraft Working Group), в рамках которой представители пяти космических держав обсуждают международные планы освоения космоса и выбор направления движения человечества после вывода МКС из эксплуатации в середине 2020 годов.

Текущие планы этой группы подразумевают постройку лунной орбитальной станции (ЛОС), которая послужит отправной точкой для более далеких экспедиций в космос, в том числе для пилотируемых полетов к астероидам и на Марс. По замыслам NASA, данная станция будет своеобразным тестовым полигоном для технологий, которые будут использоваться для путешествия и колонизации Марса.

На наличие подобных планов агентство намекало и раньше, однако их детальная проработка откладывалась. Сейчас появились первые детали проекта – строительство станции может начаться в 2023 году и будет осуществляться при помощи сверхтяжелой ракеты-носителя SLS параллельно с основной программой полетов кораблей Orion. Ее модули будут запускаться как попутные грузы с использованием избыточной грузоподъемности носителя и собираться на окололунной орбите в единое целое.

Первым к Луне отправится 8,5-тонный энергетический, двигательный и связной модуль будущей «лунной МКС». По текущим планам NASA это произойдет в ходе миссии EM-3 (Exploration Mission 3). Ионные двигатели на ксеноне для этого блока изготовят NASA и ЕКА. Канада по традиции будет отвечать за создание манипулятора для достройки лунной станции и разгрузки прибывающих кораблей.

Две последующих миссии программы Orion, EM-4 и EM-5, доставят и подключат к центральному блоку станции ее жилые модули. Ранее предполагалось, что их построят Европа или Россия, однако Япония недавно предложила свой жилой модуль, который будет почти полностью автономным и независимым от поставок воды и кислорода с Земли.

Роскосмос согласен разработать шлюзовой модуль, который будет использоваться для выходов в открытый космос, а во время запуска будет нести большое количество припасов для станции. Он будет запущен или вместе с одним из «Орионов», или же будет отправлен к Луне при помощи новой российской ракеты-носителя «Ангара-5» и кислородно-водородного разгонного блока.

После этого станция может быть дооснащена 10-тонным европейско-японско-канадским посадочным аппаратом, который сможет доставить на поверхность Луны ровер и взлетную ступень, чтобы собрать пробы грунта и доставить их на станцию. Экипаж станции сможет управлять ровером и взлетной ступенью дистанционно. В самом лучшем случае этот робот будет построен и отправлен на «лунную МКС» только в 2026 году носителем одной из стран-участниц.

Россия может предложить транспортное обслуживание станции с помощью перспективного корабля «Федерация» наряду с американскими «Орионами». Грузовое снабжение объекта могут обеспечивать различные корабли и носители.

Во второй фазе проекта, в конце 2020-х, NASA предполагает запустить целевым пуском на SLS новый жилой и двигательный модуль, что позволит станции покинуть окололунную орбиту и отправиться в дальний космос.

Сейчас «космическая пятерка» очень близка к заключению формального соглашения по постройке ЛОС. Первая фаза ее проектирования может начаться уже в 2017 или 2018 году. Постройка станции первого этапа, по текущим планам «пятерки», будет осуществлена в 2023–2028 гг.