Даже Китай не может устоять перед соблазном развернуть в своей стране индустрию космического туризма. Специалисты Поднебесной разрабатывают план по созданию гигантского космоплана. Согласно проекту, однажды борт сможет принимать до 20 пассажиров за раз – значительно больше людей, чем предлагают любые другие сегодняшние коммерческие проекты, сообщило 4 октября издание «Вести.ру».

Специалисты Китайской академии ракет-носителей CALT разработали простой проект космоплана, дизайн которого позволяет увеличить количество пассажиров. Об этом рассказал один из специалистов академии Лю Хайцюан (Liu Haiquang) на Международном астронавтическом конгрессе, прошедшем в Мексике. Руководитель команды проектантов Хань Пэнсинь (Han Pengxin) полагает, что спрос на путешествия в космос в скором времени может стать высоким, что оправдает строительство космопланов для большего числа пассажиров.

Китайские специалисты разрабатывают «крылатую» ракету, которая будет взлетать с использованием собственного двигателя. Именно это станет важным отличием от американского суборбитального корабля SpaceShipTwo – последний доставляется на пусковую высоту при помощи самолета-носителя, а потом уже запускается двигатель самого корабля. По словам Хань Пэнсиня, корабль будет взлетать вертикально, как ракета, и приземляться в автоматическом режиме на взлетно-посадочную полосу. В качестве компонентов топлива будут использоваться жидкие метан и кислород.

Исследовательская группа разработала два варианта проекта. Согласно первому плану, аппарат будет весить около десяти тонн, а размах его крыльев будет достигать шести метров. По словам руководителя проекта, такое устройство в теории сможет летать с пятью пассажирами на борту и подниматься на высоту 100 километров. Скорость космоплана в этом случае будет достигать 7344 км/ч (M=6), а ощущение невесомости будет продолжаться две минуты. Но есть и второй, более масштабный проект, согласно которому космоплан будет весить до 100 тонн, а размах крыльев будет составлять уже 12 метров. Этот аппарат сможет летать с 20 пассажирами на борту и подниматься на высоту в 130 километров при скорости 9792 км/ч (M=8), что подарит путешественникам четыре минуты невесомости. Учёные намерены создать аппарат многократного использования – каждый космоплан должен будет совершать до 50 рейсов. Местоположение космодрома, с которого будет осуществляться запуск, пока не определено.

«Тестовые полеты будут закончены в ближайшие два года, поскольку практически все наземные испытания завершены, и все подсистемы сработали отлично», – отмечает Хань Пэнсинь. По словам руководителя проекта, первые рейсы с полезной нагрузкой на борту могут быть начаты уже в 2020 году. Первые же рейсы с пассажирами на борту будут начаты, когда ученые посчитают их достаточно безопасными.

Хань Пэнсинь предполагает, что такая космическая поездка будет стоить от 200 до 250 тысяч долларов США.

Но некоторые специалисты все же скептически относятся к планам китайский ученых. Проект космоплана – «интересная инициатива», считает эксперт по космическим полетам Роджер Лауниус (Roger Launius) из Национального музея авиации и космонавтики при Смитсоновском институте. Но, по его словам, он обеспокоен отсутствием технических деталей проектов.

Самая необычная часть проекта, по мнению Лауниуса, это утверждение, что китайцы действительно смогут отправить космоплан с 20 пассажирами на высоту 100 километров, да еще и на ракете без «материнского» корабля, а также использовать устройство по назначению 50 раз. «Как это будет достигнуто толком не объясняется. И тот факт, что они думают испытать подобные полеты в ближайшие два года, звучит, конечно, замечательно», – иронизирует эксперт. Таким образом, на CALT лежит большая ответственность – они должны доказать, что их проект нечто большее, чем просто обещания. «Всегда легче рисовать планы и будущие возможности, чем фактически строить космический корабль», – заключает он.

А.Ж.