Иллюминаторы Международной космической станции (МКС) планируют защищать от космического мусора и микрометеоритов разработанным в Томске специальным покрытием, сообщил ТАСС 28 сентября советник РКК «Энергия» Александр Чернявский. «Мы занимаемся тем, чтобы это покрытие внедрить для ремонта иллюминаторов. И есть идея ремонтировать иллюминаторы МКС непосредственно в космосе», – сказал он.

В настоящее время иллюминаторы с покрытием прошли испытания на Земле.

«Сейчас мы обсуждаем космический эксперимент с определением ресурсных характеристик стекол с нанесенным покрытием. Сначала нужно отработать предварительно на экспериментах, а потом внедрять», – уточнил он.

В первую очередь иллюминаторы с новейшим покрытием будут применены на перспективном космическом корабле, разрабатываемом РКК «Энергия» и призванном заменить корабли серии «Союз». Также рассматривается возможность использования новинку для космических кораблей действующих моделей, в том числе спускаемого аппарата и некоторых модулей.

Разработкой покрытия занимались ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и Института физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФМП), опытную линию по нанесению покрытия запустили в томском Академгородке. Стекла будут покрывать многослойным наноструктурным металлокерамическим материалом. Нанопокрытие было испытано в ходе экспериментов, когда имитировалась бомбардировка иллюминаторов микрометеоритами, оно успешно прошло испытания.

По данным разработчиков, технология позволяет повысить релаксационные свойства материала: покрытие поможет гасить энергию от удара космических частиц, тем самым предотвращая образование на поверхности стекла кратеров, ухудшающих оптические характеристики, и трещины. Это позволит увеличить срок эксплуатации иллюминаторов и сохранить их оптические свойства. Покрытие дает возможность защитить не только стекла, но и другие типы поверхностей, в том числе солнечных батарей, работающих в космосе.