Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва развивают проект использования свободного пространства переходного отсека отработавшей верхней ступени ракеты-носителя «Союз» для организации попутного запуска групп наноспутников стандарта CubeSat, сообщило 14 сентября РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза .

Сейчас запуск наноспутников на орбиту производится в качестве дополнительной нагрузки к обычным спутникам, либо в рамках групповых пусков с использованием конверсионных носителей – переделанных межконтинентальных баллистических ракет. В то же время при выводе на околоземные орбиты основной полезной нагрузки в переходном отсеке верхней ступени РН «Союз» остаются свободные объемы, в которых можно разместить наноспутники общей массой до 20-30 кг. Ресурс ракеты-носителя также вырабатывается не полностью, что дает принципиальную возможность дополнительно использовать оставшуюся энергию для обеспечения запуска наноспутников.

По информации вуза, одной из проблем в реализации проекта является то, что после отделения основной полезной нагрузки орбитальная ступень переходит в режим неконтролируемого вращения. Направление отделения наноспутников при этом является случайным. «Важно рассчитать и выбрать такую программу отделения кубсатов, которая обеспечит их безопасное движение относительно друг друга и ступени ракеты, а также не позволит наноспутникам «разлететься» слишком далеко друг от друга, что важно для формирования начальных условий движения при групповом полете», – сообщается в релизе.

Ученые Самарского университета в 2016 году планируют разработать общую методику нахождения параметров отделения каждого наноспутника, которые обеспечат их дальнейшее безопасное движение, а также программу отделения для группировки из двух наноспутников. В следующем году запланировано выполнение имитационного моделирования отделения группы наноспутников от переходного отсека орбитальной ступени ракеты «Союз».

На создание программы ученым Самарского национального исследовательского университета был выделен грант. Проект рассчитан на 2 года и предполагает финансирование в размере 450 тысяч рублей в год.