ГКНПЦ имени М.В.Хруничева объявил 13 сентября о расширении линейки ракет-носителей (РН) «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» за счет создания двух дополнительных модификаций – легкого и среднего класса. Разработка новых модификаций РН «Протон» – результат тесной работы Центра Хруничева и ILS с заказчиками для выработки взаимовыгодных решений по обеспечению запусков.

Новые ракеты-носители – это оптимизированные двухступенчатые версии РН «Протон-М», на которых будет выводиться исключительно коммерческая нагрузка в рамках контрактов, заключенных дочерней компанией International Launch Services (ILS). Ввод в эксплуатацию «легкого» и «среднего» «Протонов» позволит обеспечить экономически эффективное выведение на геопереходную орбиту космических аппаратов легкого и среднего класса в соответствии с требованиями заказчиков и усилить коммерческий потенциал РН «Протон» на рынке запусков геостационарных спутников.

Центр Хруничева нацелен на обеспечение первого запуска двухступенчатой «средней» версии ракеты-носителя «Протон» в 2018 году. Эта ракета-носитель будет иметь стандартную конфигурацию РН «Протон-М». На данном носителе будет использоваться головной обтекатель диаметром 4 метра.

В 2019 году планируется пуск «легкой» версии РН «Протон». Эта модификация будет иметь четыре двигателя на первой ступени вместо шести и головной обтекатель диаметром 4 метра. В составе обеих версий будет использоваться разгонный блок «Бриз-М».

Андрей Калиновский, генеральный директор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева: «Новый модельный ряд РН «Протон» дополнит ассортимент, предлагаемый другими поставщиками пусковых услуг, обеспечив дополнительные возможности доступа в космос для международных операторов и увеличив при этом целевой коммерческий рынок для РН «Протон». Эти модификации будут производиться с использованием коммерческого технического задания, предусматривающего дополнительный контроль над конструкцией и изготовлением модификаций РН «Протон». Так как новый модельный ряд – это коммерческая производная ракетного комплекса «Протон-М/Бриз-М», он сможет оптимизировать показатели эффективности по конструкции, производству и операционной деятельности. И мы преобразуем сэкономленные средства в предложения для наших заказчиков».

Александр Медведев, генеральный конструктор средств выведения космических аппаратов на орбиту с соответствующей наземной космической инфраструктурой: «Сегодня в России нет средств выведения, которые могли бы быть конкурентоспособными в развивающихся сегментах рынка за последние 4-5 лет. Предложение Центра Хруничева в случае реализации проекта охватит те сегменты рынка, где потенциально есть большие доходы и которые сегодня отечественным средствам не доступны. Конечно, при создании этого ряда РН нужно будет еще пройти непростой путь и преодолеть немало технических, организационных и экономических вопросов, которые мы рассмотрим в ноябре 2016 года на президиуме НТС Роскосмоса на основании заключений головных институтов».

***

Состав новой модифицированной пусковой системы «Протон» идентичен системе «Протон-М/Бриз-М» и включает в себя следующие компоненты:
• Двухступенчатая ракета-носитель «Протон»;
• Выделенные объекты для подготовки ракеты-носителя;
• Стартовый комплекс;
• Специализированная и выделенная транспортная система космодрома.

Грузоподъемность для каждой из модификаций РН «Протон» с 4-х метровым головным обтекателем:
• РН тяжелого класса «Протон-М» – 6300 кг при выведении на ГПО с дефицитом скорости ΔV=1500 м/с;
• РН среднего класса «Протон Средний» – 5000 кг при ΔV=1500 м/с;
• РН легкого класса «Протон Легкий» – 3600 кг при ΔV=1500 м/с.

Департамент коммуникаций ГК «Роскосмос»