Отказ Госкорпорации «Роскосмос» от большинства проектов, касающихся полетов на Луну, не скажется негативно на исследованиях российскими учеными спутника Земли. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС 29 декабря заместитель директора Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) Олег Кораблёв.

«Да, Роскосмос отказался от большинства пилотируемых проектов по Луне. Но важно, что в Федеральной космической программе (ФКП) на 2016-2025 годы сохранены автоматические программы по исследованию спутника Земли. Поэтому отказ от большинства пилотируемых программ не скажется негативно на проведении исследований Луны», – сказал О.И.Кораблёв.

По его словам, российские ученые планируют реализовать пять автоматических программ по исследованию спутника Земли в рамках реализации ФПК на 2016-2025 годы.

«Позиция нашего института всегда заключалась в том, что большинство космических исследований можно проводить в космосе с использованием автоматических устройств. В частности, мы планируем исследовать спутник Земли с помощью посадочного аппарата «Луна-25», затем мы планируем запустить орбитальный аппарат «Луна-26», более совершенный полярный аппарат «Луна-27″, с помощью которого будет произведен на Землю возврат лунного грунта, после чего мы запустим луноход. Как видите, все автоматические проекты будут реализованы», – подчеркнул Кораблев.

Он отметил, что в следующем году будет продолжена работа по подготовке к запуску на Луну первых трех аппаратов. «Запуск первой [новой] «Луны» запланирован на 2018 год», – сказал ученый.

По его словам, Луна «неплохо была исследована в рамках программы «Апполон», но с тех пор «уже прошло достаточно много времени». «Поэтому сейчас новый всплеск интереса у ученых из разных стран к спутнику Земли. Появился новый научный взгляд. На результаты исследований, которые были получены в 1970-х годах, хочется взглянуть с другой стороны. Поэтому Луна сейчас вновь притягательна для мировой науки», – рассказал Кораблев.

На данный момент российские ученые изучают технологии, которые помогут им использовать лед с Луны при создании водородного ракетного топлива. Об этом ранее ТАСС сообщил доктор физико-математических наук, заведующий отделом ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов. По его словам, российский прибор LEND на американском лунном спутнике LRO исследует полюса Луны, где сконцентрированы залежи льда. Исследования показали, что водорода в нем достаточно, чтобы, например, использовать его при изготовлении водородного ракетного топлива. Лед с Луны также может быть использован при создании новых систем жизнеобеспечения для научно-исследовательских баз, которые планируют построить на поверхности спутника Земли.

«С одной тонны лунного реголита (местный грунт) можно натопить ведро воды. Следовательно, этот лед можно использовать для создания кислорода и воды. Освоив эти технологии, мы сможем создать новые системы жизнеобеспечения для лунных научно-исследовательских баз. Таким образом, нам не придется завозить для них воду и кислород с Земли», – пояснил Митрофанов. По его словам, над освоением этих технологий сейчас работают российские ученые.

А.Ж.