Экипаж годовой экспедиции на МКС Михаил Корниенко и Скотт Келли проводят целую программу исследований по изучению здоровья глаз и влияния космических факторов на зрение. Об этом 15 июля сообщил ТАСС заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН Валерий Богомолов.

По его словам, россиянин и американец проводят два совместных эксперимента – «Перемещение жидких сред» и «Здоровье глаз». Первый эксперимент – это комплексное исследование гемодинамики и глазных функций тонкими методами (включая компьютерные и ультразвуковые исследования) как в покое, так и при воздействии отрицательного давления на нижнюю половину тела с помощью костюма «Чибис». «Исследование будет проводиться 3-4 раза за годовой полет, первая сессия уже проведена, она делается 2-3 дня на американском сегменте и 2-3 дня на российском», – информировал ученый.

Другой совместный эксперимент – «Здоровье глаз» – оценивает изменение зрительных функций и изменение центральной гемодинамики (деятельности сердца и крупных сосудов). «Все жидкие среды организма очень связаны между собой, нужно изучать и понимать эту связь», – отметил Богомолов. Он уточнил, что в последнее время у ряда астронавтов выявляются изменения зрения, у российских космонавтов таких изменений пока не фиксировалось.

По словам Валерия Богомолова, находящиеся сейчас на МКС россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли, проведя практически год на станции, пройдут специальный тест сразу после приземления.

«В послеполетном периоде, прямо у спускаемого аппарата, в палатке, проводится «Полевой тест», оценивающий дееспособность космонавтов по элементарным вещам – способность сесть, самостоятельно встать, подняться с положения лежа на животе, способность стоять и идти по прямой, – рассказал он. – Келли и Корниенко пройдут этот тест не только на месте посадки, но и на второй день. Таким образом, полностью исследуется двигательная сфера на специальной аппаратуре и у нас, и у американцев».

По словам ученого, пилотные варианты «Полевого теста» уже были проведены после пяти полетов. Не все космонавты и астронавты смогли справиться с заданиями.

«Этот тест делается для того, чтобы в полете отрабатывать определенные элементы по профилактике выявленных изменений», – пояснил замдиректора ИМБП. Во время космического полета экипаж должен заниматься спортом минимум два часа в день, ежедневно. Эта профилактика направлена на то, чтобы организм человека не адаптировался полностью к космическим факторам и космонавты были готовы к возвращению на Землю.

Богомолов отметил, что современная космическая медицина отходит от практики прошлых времен, когда считалось, что после полета космонавта надо беречь и не загружать. Сегодня в Центре подготовки космонавтов проходит программа «Созвездие», по которой космонавты уже на первый же день после полета проходят центрифугу по графику пуска, выполняют определенные операции в скафандре. «Это направлено, прежде всего, на изучение дееспособности в послеполетный период. Цель – получение данных по состоянию человека для планирования полетов на другие планеты», – сказал ученый.

Он также сообщил, что российские и американские ученые ведут обмен данными об экспериментах, проводимых в рамках годового полета российского космонавта Михаила Корниенко и американского астронавта Скотта Келли.

«Что касается обмена данными, то он ведется только на совместных и перекрестных экспериментах. Для этого подписано соответствующее соглашение. Есть и национальные программы исследований. Они ведутся индивидуально, но зачастую в параллельных направлениях», – рассказал ученый.

Одним из важных исследований он назвал оценку изменений в организме астронавта Скотта Келли и его брата-близнеца Марка Келли, оставшегося на Земле. «Для программы генетических исследований очень важным является выявление динамики изменений», – сказал Богомолов.

Хотя исследования близнецов проводятся по национальной американской программе, на уровне российско-американской рабочей группы основные данные по исследованию будут представлены российской стороне, рассчитывает Богомолов.

Келли и Корниенко отправились на МКС в конце марта 2015 года и должны вернуться на Землю в начале марта следующего года. Цель годовой экспедиции – понять реакцию человеческого организма на адаптационные процессы в невесомости. Полученные данные помогут специалистам снизить риски для здоровья космонавтов и астронавтов в дальних космических полетах.