Успешные запуски искусственных спутников Земли в 1957-1959 гг. заложили основу для полета человека в космос. В начале 1959 года этот вопрос обсуждался в Академии наук СССР, а задачи по подготовке полета человека в космос были определены Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и Совета Министров СССР № 569-264 от 22 мая 1959 года.

В конце 1959 года Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР принимается решение о создании в Военно-воздушных силах (ВВС) нашей страны специального Центра для подготовки человека к космическому полету. 11 января 1960 года Главнокомандующим ВВС была издана директива № 321141, в которой были определены организационно-штатная структура Центра подготовки космонавтов (ЦПК) и общая численность личного состава с учетом 20 слушателей-космонавтов.

7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС № 267 на должности слушателей-космонавтов ЦПК были зачислены первые 12 летчиков: И.Н.Аникеев, В.Ф.Быковский, Б.В.Волынов, Ю.А.Гагарин, В.В.Горбатко, В.М.Комаров, А.А.Леонов, Г.Г.Нелюбов, А.Г.Николаев, П.Р.Попович, Г.С.Титов и Г.С.Шонин. Этот день считается официальной датой создания отряда космонавтов.

15 марта 1960 года первая группа слушателей приступила к теоретическим занятиям, которые проходили в Москве на Центральном аэродроме имени М.В.Фрунзе. С 1 июля 1960 года ЦПК передислоцировали в Подмосковье, где продолжилась подготовка к первому пилотируемому космическому полету.

3 августа 1960 года Постановлением СМ СССР № 866-361 было утверждено первое «Положение о космонавтах СССР». Этим документом впервые в нашей стране на уровне правительственного решения были введены должности: «космонавт», «инструктор-космонавт» и «старший инструктор-космонавт», а также получила подтверждение уже существовавшая к тому времени должность «слушатель-космонавт». Кроме того, этим документом были впервые определены этапы подготовки космонавтов к космическим полетам и перечень организаций, на которые возлагалось их осуществление, вопросы материального обеспечения и социальной защиты космонавтов и членов их семей.

Первый полет человека в космос, выполненный Ю.А. Гагариным в 1961 году, вошел в историю как выдающееся научно-техническое, политическое и социальное событие, которое оказало мощное воздействие на индивидуальное и общественное сознание, на понимание человеком своего потенциала, места в мире, а также нового вектора развития человечества – практического исследования и использования космического пространства.

Начиная с 1966 года, кроме Центра подготовки космонавтов, группы и отряды космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей создавались при ЦКБ экспериментального машиностроения (в настоящее время – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва), ЦКБ машиностроения (ныне ВПК «НПО машиностроения»), Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова Министерства авиационной промышленности, Государственном Краснознаменном НИИ ВВС имени В.П.Чкалова, Институте медико-биологических проблем и Академии наук СССР.

С 1 января 2011 года в соответствии с приказом Роскосмоса «О создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства» на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» был сформирован единый отряд космонавтов.

За 55 лет существования отряда космонавтов было проведено 15 наборов космонавтов. После прохождения курса общекосмической подготовки в ЦПК квалификацию космонавта получили 281 человек, из них 119 выполнили космические полеты. 63 советских и российских космонавта осуществили 254 выхода в открытый космос.

В настоящее время отряд состоит из 39 космонавтов: 36 человек проходят подготовку к космическим полетам, трое – работают на борту Международной космической станции, передает пресс-служба Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.