Россия сможет вернуть себе утерянный статус первой космической державы, если первой осуществит полет человека вокруг Солнца — такое мнение высказал разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну Владимир Бугров в интервью «Российской газете».

По его подсчетам, в случае принятия «политического решения» первый в мире полет человека вокруг Солнца может состояться в ближайшие 8-10 лет. «Это сделает космодром Восточный новым ракетно-космическим регионом России. Это вернет России статус первой космической державы», — уверен специалист.

Комментируя планы Роскосмоса о создании отечественной орбитальной станции, он высказал убеждение, что это должен быть прототип межпланетного корабля. «Пилотируемые программы требуют больших затрат и должны приниматься политическими решениями, в пользу национальных интересов, — отметил Бугров. — В данном случае они очевидны: МКС в нынешнем виде для нас уже прошедший этап».

По его мнению, корабль, разработанный для полета к Марсу, решит любые задачи в околоземном пространстве и на Луне. «А вот корабль, созданный только для Луны, в межпланетном полете не будет использован и станет тупиковым, как «Аполлон», — указал собеседник издания.

«Сегодня реально планируются и выполняются только международные обязательства по МКС. Системный подход игнорируется. На лунной базе планируют отрабатывать технологии пребывания на Марсе, но не планируют проверять, может ли человек долететь до Марса. Ракета «Ангара», космодром Восточный, электрореактивные буксиры — это части какого-то будущего комплекса, проекта которого нет», — отметил Бугров.

Разработать такой проект, по его мнению, должен «ансамбль» конструкторских бюро во главе с РКК «Энергия», а за основу нужно взять проект легендарного отечественного конструктора Сергея Королева: тяжелый межпланетный корабль выводится 80-тонной ракетой на эллиптическую траекторию, с апогеем в точке либрации между Землей и Солнцем, фиксируется в этой точке и выполняет полет по гелиоцентрической орбите.

«Речь идет не о посадке на Марс, хотя она и будет конечной целью, — подчеркнул Бугров. — Необходимо проработать облик корабля для выполнения промежуточного этапа — полета в межпланетном пространстве. Стоимость такого полета к Марсу в десятки раз ниже стоимости создания той же лунной базы. Но его потом можно использовать и в лунной программе».

А.Ж.