На правительственном часе в мажилисе Казахстана выступил глава национального космического агентства Талгат Мусабаев.

Он сообщил, что Казкосмос прорабатывает вопрос полета казахстанского космонавта на МКС в 2017 году в составе с российским экипажем, передает BNews.kz.

“Мы работаем с российской стороной, с Роскосмосом. Кроме того, мы работаем с китайскими партнерами. Определяем возможность полета для казахстанских граждан на китайской технике. Мы прорабатываем вопрос с РФ по конкретному полету”, — сообщил председатель Национального космического агентства Талгат Мусабаев.

Мусабаев также сказал, что финансирование в 200-300 миллионов долларов в год сделает космическую отрасль Казахстана в течение десяти лет конкурентоспособной, передает Vласть.

“Если мы будем получать в год финансирование от 200 до 300 млн долларов, то отрасль встанет в ближайшие 10 лет в ряд таких государств, как Россия, США, Китай. По меркам государств, которые имеют собственную космическую отрасль, это очень небольшая сумма, но она достаточная”, — заверил депутатов Мусабаев.

На обновление же лабораторий, по словам Мусабаева, Казкосмосу необходимо всего три миллиарда тенге.

“Найдется у нас в бюджете 3 миллиарда? Мы уже слышим о необходимости обновления лабораторий почти семь лет”, — задала вопрос к министерству финансов вице-спикер Дарига Назарбаева.

“Дарига Нурсултановна, смотрите, ученые у нас очень высокого уровня. Но чтобы получать трансферт технологий и новые научные данные из других государств, нужно четкое взаимодействие ученых наших с иностранными. И для того, чтобы они взаимодействовали, иностранные ученые должны приезжать к нам и смотреть, что у нас лаборатории человеческие, а не допотопные с мотыгой, да? Сейчас у них нет интереса с нами работать, потому что у нас лабораторная база доисторическая”, — пояснил глава агентства.

По словам Мусабаева, лабораторную базу желательно обновлять хотя бы раз в десять лет. На что вице-спикер пообещала адресовать данный вопрос минфину.

Казахстану, возможно, придется взять на себя расходы на модернизацию ракеты-носителя “Зенит”, чтобы заменить ею “Протон”, заявил Талгат Мусабаев.

“Мы хотим заменить ее (Протон) на ракету-носитель “Зенит”. Конечно, “Протон” — это уникальное техническое сооружение, в мире практически таких хороших ракет нет. Но вы правы, эта ракета использует страшно токсичные компоненты топлива. Поэтому я и выступал, и сейчас выступаю за это”, — сказал глава агентства.

Он также добавил, что надо прекращать использование “Протонов” на территории Казахстана. Но сделать это сейчас по многим причинам невозможно.

Талгат Мусабаев отметил, что “Зенит” — ракета среднего класса, а “Протон” — тяжелая ракета, которую “Зенит” на данном этапе полностью не может заменить.

“Но путем глубокой модернизации ракеты-носителя “Зенит”, а мы уже имеем материалы к этому, мы можем довести грузоподъемность ракеты-носителя “Зенит” до уровня “Протона”, — пояснил глава Казкосмоса.

Однако, по его данным, это потребует больших вложений.

“Россия это не хочет делать, я вам прямо говорю. Поэтому все это ляжет, видимо, на нашу страну. Если будет принято политическое решение, мы готовы исполнить это политическое решение”, — добавил Мусабаев.

Он также сообщил, что стартовый комплекс “Зенит-М” перейдет в собственность Казахстана с января 2015 года.

“На сегодняшний день утвержден перечень объектов космического ракетного комплекса “Зенит-М”, планируемых к исключению из аренды Российской Федерации, и перечень нормативных технических и организационно-распорядительных документов Российской Федерации, необходимых для эксплуатации комплекса Байтерек казахстанской организацией. Вывод из состава аренды Российской Федерации и передача казахстанской стороне объектов стартового комплекса “Зенит-М” запланированы на январь 2015 года», — сообщил глава агентства

По его словам, в декабре 2014 года планируется завершить практическое обучение 49 сотрудников казахстанской организации по составу и особенностям эксплуатации систем и агрегатов комплекса “Зенит-М”, что необходимо для обеспечения их надлежащего приема и эксплуатации при выводе из аренды.

Зондирование Земли обойдется Казахстану в 2,5 миллиарда тенге ежегодно. Сумму, необходимую для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), озвучил глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев.

«На сегодняшний день со стороны государственных органов имеется большой интерес к использованию данных дистанционного зондирования Земли в решении отраслевых задач. Однако они предлагают нам это делать на безвозмездной основе. Казкосмос может обеспечить безвозмездную передачу снимков ДЗЗ для государственных органов и организаций при условии выделения бюджетных средств на эксплуатационные расходы национальному оператору. Космическая система ДЗЗ требует порядка 2,5 миллиарда тенге ежегодно», — сообщил глава агентства.

По его словам, это позволит не допускать дублирования бюджетных программ для решения одних и тех же задач разными министерствами и ведомствами. Администратором единой бюджетной программы на продукты и услуги КС ДЗЗ, по мнению Мусабаева, может быть Казкосмос.

В состав космической системы ДЗЗ входят два космических аппарата: высокого и среднего пространственного разрешений, а также наземный целевой комплекс и наземный комплекс управления космическими аппаратами ДЗЗ, который расположен в Астане. Как отметил Мусабаев, он будет одним из крупнейших космических объектов в Казахстане.

Глава Казскосмоса в ходе заседания сообщил депутатам о том, что космическая система дистанционного зондирования Земли создается для обеспечения независимости Казахстана в получении оперативной мониторинговой информации и данных системы ДЗЗ для различных отраслей экономики страны: сельское хозяйство, предотвращение чрезвычайных ситуаций, экология, картография, геодезия.

«Казкосмос ставит перед собой амбициозные задачи, и, реализуя их, мы намерены войти в число мировых лидеров по предоставлению космических продуктов и услуг», — заверил депутатов в ходе заседания Талгат Мусабаев.

Он сообщил, что наземный комплекс управления космическими аппаратами дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) откроют в июле 2014 года в Астане.

“В Астане завершается строительство Национального космического центра, где расположен наземный сегмент космической системы ДЗЗ, с помощью которого управляются спутники ДЗЗ и осуществляется прием и обработка информации с этих спутников. Сдача в эксплуатацию наземного комплекса управления космическими аппаратами ДЗЗ запланировано на июль этого года, то есть в следующем месяце”, — сообщил Талгат Мусабаев.

По его словам, в рамках контракты на создание космической системы ДЗЗ прошли полный курс во Франции и Великобритании 45 казахстанских инженеров, которые будут проектировать спутники, управлять ими, обеспечивать прием и обработку космических снимков.

Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов планируют открыть в Казахстане в 2015 году, сообщил Мусабаев.

“Совместно с нашим французским партнером компанией Airbusdefenceandspace создается еще один стратегический объект — сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов (СбИК) в Астане. СбИК будет одним из крупнейших объектов космической инфраструктуры в Казахстане. Проще говоря, это будет большой современный завод, в рамках которого казахстанскими специалистами будет проводиться проектирование, сборка и испытание спутников различного назначения. Срок ввода СбИК запланирован на 2015 год”, — сказал глава агентства.

Кроме того, по его словам, в состав комплекса войдет еще специальное конструкторское технологическое бюро космической техники с опытным производством.

“На сегодня завершены работы по устройству фундамента, наружных инженерных сетей и строительство подвала и ведутся работы по монтажу каркаса здания. Наличие этого стратегического объекта придаст огромный импульс развитию космической деятельности и позволит Казахстану выйти на международный рынок предоставления услуг по проектированию и производству космических аппаратов”, — заключил глава Казкосмоса.

Казкосмос готов безвозмездно предоставлять снимки системы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) госорганам и организациям, заявил Мусабаев.

Это, к тому же, по его словам, позволит не допускать дублирования бюджетных программ для решения одних и тех же задач разными министерствами и ведомствами.

“В целом космическая система ДЗЗ позволит увеличить экспортный потенциал страны на 6,5 млрд тенге в год. В дальнейшем наша главная задача будет состоять в эффективном использовании этой системы для решения задач в экономике нашей страны”, — добавил Талгат Мусабаев.

Он также заявил, что отрасль космической связи Казахстана приобрела автономность от внешних источников.

“Наша страна получила полноценную систему связи. Это группировка из двух спутников KazSat-2 и KazSat-3 на орбите и два взаимозаменяемых наземных комплексов управления: наземный комплекс “Акколь” и резервный комплекс управления “Коктерек” в Илийском районе Алматинской области. Это означает приобретение Казахстаном автономности и независимости от внешних источников в таком стратегически важном направлении, как космическая связь. Таким образом, мы создаем систему обеспечения информационной безопасности страны”, — заявил Талгат Мусабаев.

Британская компания SSTL поможет Казахстану в создании космической системы научно-технологического назначения, сообщил Талгат Мусабаев.

“С этого года нами начата реализация проекта создания космической системы научно-технологического назначения. Подписан контракт с ведущей британской космической компанией SSTL”, — сообщил Талгат Мусабаев.

По его словам, согласно условиям контракта работы по проектированию, изготовлению комплектующих, сборке и испытаниям космической системы научно-технологического назначения выполняются совместной командой специалистов казахстанско-французского совместного предприятия “Галам” и компании SSTL.

“Согласие компании SSTL на создание совместной команды по разработке космической системы научно-технологического назначения на паритетных условиях — является очень большим достижением Казахстана, так как только в ходе совместных проектно-конструкторских работ может быть осуществлен полноценный трансферт новейших космических технологий в Казахстан”, — пояснил Мусабаев, добавив, что реализация проекта позволит отечественным ученым получить ценный опыт.

АО “НК “Казахстан Гарыш Сапары” окупило расходы на приобретение акций “Космотрас”, сообщил Мусабаев.

“Решен вопрос об участии Казахстана в коммерческом использовании ракеты-носителя “Днепр”. В 2010 году национальная компания “Казахстан Гарыш Сапары” вошла в состав акционеров международной космической компании “Космотрас”, которая является оператором коммерческих пусков ракеты-носителя “Днепр”. Это бывшая баллистическая ракета РС-20, так называемая “Сатана”. И наша компания приобрела 10 процентов акций этой компании. По итогам двух лет национальная компания получила дивиденды, превышающие затраты на покупку акций. Запланировано приобретение еще 23,3 процента акций, для паритетного участия в этом проекте, наравне с Россией и Украиной. То есть, будет по 33,3 процента акций у России, Украины и Казахстана”, — сказал Т.Мусабаев.

Председатель Агентства отметил, что, в перспективе, для вывода полезных грузов на низкие орбиты, необходимость таких легких ракет-носителей будет возрастать.