Группа астрономов обнаружила рукава горячего газа в скоплении галактик в созвездии Волосы Вероники с помощью американской рентгеновской обсерватории «Чандра» (Chandra) и европейской XMM. Эти образования простираются по крайней мере на полмиллиона световых лет и проливают свет на то, как это скопление выросло за счет соединения отдельных галактик и их мелких групп и стало одной из крупнейших гравитационно связанных структур во Вселенной.
Новые данные, включающие шесть дней наблюдений на обсерватории «Чандра», появились 20 сентября 2013 года в журнале «Science». Первый автор статьи – Джереми Сандерс из Института внеземной физики Макса Планка в Гархинге (Германии). В работе принял активное участие Евгений Чуразов из ИКИ РАН, работающий в настоящее время в Гархинге.
Представленное изображение, на котором рентгеновские данные «Чандры» совмещены с оптическими данными наземных телескопов, показывает распределение горячего газа, на который приходится лишь одна шестая часть массы скопления. Исследователи считают, что рукава образовались, когда небольшие скопления галактик лишились своего газа в движении сквозь среду из-за встречного «ветра» – подобно тому, как ветер сносит шляпы с всадников.
Скопление в Волосах Вероники необычно, поскольку содержит целых две гигантские эллиптические галактики вблизи центра. Исследователи обнаружили некоторые признаки того, что эти две галактики – бывшие центры двух скоплений, которые в прошлом столкнулись и слились в одно. Теоретические модели предсказывали, что такие процессы оставляют после себя сильную турбулентность. Однако рукава имеют гладкую форму, свидетельствующую о довольно спокойном состоянии газа, несмотря на прошлые столкновения. Вероятно, причина такой ситуации – крупномасштабные магнитные поля. Оценка турбулентности оказалась сложной астрофизической задачей. Некоторые из выводов противоречивы, и требуют дополнительных наблюдений других скоплений галактик.