Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
"Федерация" готовится к полёту, ТПП, изготовление, испытания...
 
[QUOTE]alex82 написал:
скажите а квадратный люк на Федерации -это будет первый квадратный люк в нашей космонавтике? если не считать полуквадратный-полукруглый люк для ЛК-700?[/QUOTE]
у ЛК-1 был квадратный люк
ОХ, УМОРА 6-я СЕРИЯ
 
Украина строит космолет
Цитата
В "Конструкторском бюро "Южное" им. Янгеля" рассказали о проведении работ по строительству орбитального космического самолета. Об этом сообщает РЕН ТВ.
Отмечается, что предприятие находится на территории Украины.
Уточняется, что космическое транспортное средство будет использоваться в целях доставки и возвращения с околоземных орбит грузов и космонавтов.
Кроме того, на этом разработки украинских ученых не окончены. В ходе круглого стола эксперты рассказали о том, что занимаются разработкой спутников дистанционного зондирования Земли, а также научного и технологического назначения, многоцелевого транспортного космического модуля.
Также в конструкторском бюро подчеркнули, что идет подготовка к созданию платформы геостационарного спутника связи. Ими хотят оснастить электрической ракетной двигательной установкой.
Ранее сообщалось, что на Украине заявили о создании электромагнитного оружия.
танкер-заправщик 21К
 
[url=http://russianspaceweb.com/21k.html]The 21K spacecraft: The super-tanker of the Moon Race[/url]
Роль Челомея в космонавтике
 
Вот оказывается почему ТКС больше не летал
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24 августа 1965 года установило конкретный срок первого полета такого корабля — 1967 год. Кораблю был присвоен индекс 11Ф73 и название “Звезда”.
[COLOR=#000000]Учитывая большой опыт работ (тема “Союз-Р”), работу над новым аппаратом поручили куйбышевскому филиалу ОКБ-1. 7 июля 1966 года приказом Министра общего машиностроения №296сс Филиал №3 был определен головным разработчиком по военно-исследовательскому кораблю. Его планировали разработать, используя королевский 11Ф615 7К-ОК. В КБ Дмитрия Ильича Козлова корабль получил конструкторское обозначение 7К-ВИ.[/COLOR]
[COLOR=#ee1d24]Сначала 7К-ВИ практически не отличался от своего прототипа 7К-ОК.[/COLOR] Он состоял из тех отсеков и в той же последовательности, что и “Союз”: нижнего — приборно-агрегатного, где стоял двигатель, баки с топливом, служебные системы; среднего — спускаемого аппарата для возвращения на Землю космонавтов; верхнего — орбитального отсека, в котором должна была располагаться аппаратура для военных исследований. Но в конце 1966 года Дмитрий Ильич Козлов отдал приказ полностью пересмотреть проект. Причин тому было несколько.
Вопросы о Лунных Кораблях 11Ф94
 
[url]https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2018/04/16.pdf[/url]
Вопросы о Лунных Кораблях 11Ф94
 
[url=https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2018/08/18.pdf]О ВЫБОРЕ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКОЙ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ[/url]
Роль Челомея в космонавтике
 
[QUOTE][JUSTIFY][B][IMG WIDTH=350 HEIGHT=245]http://www.npomash.ru/press/images/tribuna2013/razved1.jpg[/IMG]ТАЙНЫ ГЛОБАЛЬНОЙ РАЗВЕДКИ[/B][/JUSTIFY][JUSTIFY][B][I]Стратегическая напряженность между странами НАТО и Варшавского Договора в начале 60-х годов вызывала необходимость иметь глобальные средства разведки. Острота вопроса контроля национальными средствами СССР стратегически важных наземных объектов вероятного противника с целью выявления признаков подготовки и проведения операций по нанесению ракетно-ядерного удара была такова, что В.Н. Челомею, его ОКБ-52 и кооперации около полувека тому назад Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 сентября 1963 года было поручено создание в течение 5-7 лет системы телевизионной глобальной разведки (ТГР), предназначенной для оперативного наблюдения за ходом работ по указанным объектам.[/I][/B][/JUSTIFY][JUSTIFY]Стоит отметить, что создаваемые в то время фоторазведывательные системы типа «Зенит» имели недостаточную оперативность, да и сами часто требовали предварительного целеуказания.
В 1965 году организациями 5 министерств, при головной роли ОКБ-52, был разработан аванпроект системы и спутника ТГР, состоящий из нескольких десятков томов. Была организована кооперация исполнителей, на высоком уровне были проработаны сложнейшие технические решения.
Спутники массой 10 тонн должны были выводиться на рабочие орбиты высотой 350-385 км двухступенчатой ракетой-носителем УР-500. В июле 1965 года этой ракетой, созданной в ОКБ В.Н. Челомея, был выведен на орбиту самый тяжелый в мире искусственный спутник Земли «Протон-1» массой 12 тонн.
В системе предусматривалось 4 спутника-разведчика на орбите с углом наклонения к плоскости экватора 97 градусов.
В комплектацию спутников входили: телевизионная аппаратура и оптико-механическое устройство (ОМУ), аппаратура управления, ориентации и стабилизации, система терморегулирования, источники электропитания, двигательная установка, телеметрия.
Рассматривалось два варианта источников электропитания: солнечные батареи и изотопная энергоустановка.
НИИ-380 (ныне ОАО «НИИ Телевидения») по техническому заданию ОКБ-52 провел проектные изыскания телевизионной системы для обзорного и детального режимов наблюдения. Соответственно ГОИ им. С.И. Вавилова и ЦКБ КМЗ (ныне НТЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева») были проработаны два варианта ОМУ: линзовый объектив «Фотон-4» и зеркально-линзовый объектив «Комета-11». Все бортовые системы размещались в приборном отсеке диаметром 3 метра, длиной 6 метров.
Комплекс бортовой и наземной аппаратуры управления разрабатывало КБ-1 (А.А. Расплетин), приема и обработки информации – НИИ-648 (А.С. Мнацаканян).
Аванпроект системы ТГР 30 сентября 1965 года подписали генеральный конструктор В.Н. Челомей, его заместители А.И. Эйдис, С.Б. Пузрин, В.В. Сачков, А.В. Белоусов, начальник КБ-1 Г.А. Ефремов, начальник КБ-4 В.Е. Самойлов, ведущий конструктор Ю.Д. Макушкин.
Однако дальше аванпроекта дело не двинулось. Сейчас трудно сказать почему. Может быть, помешала перетряска оборонных отраслей, прошедшая в те годы, а может быть, слишком рано было для таких глобальных проектов.
После снятия Н.С. Хрущева со всех государственных постов и реорганизации Правительства, в 1965 году работы В.Н. Челомея было приказано прекратить и передать их другим организациям, где они были тихо похоронены.
О дальнейшей печальной судьбе системы ТГР пишет в своей книге ветеран КБ-1 (МКБ «Стрела», затем ЦНИИ «Комета») лауреат Ленинской и Государственных премий К.А. Власко-Власов (приводим с небольшими сокращениями):
«…Постановлением правительства (после закрытия работ ОКБ-52 – В.П.) не было определено головное министерство и головное предприятие.
МРП задало разработку этой системы МКБ «Стрела» (ОКБ-41, А.И. Савин), а MOM поручил эту работу КБ «Южное» (В.М. Ковтуненко). Из известных автору положений догадаться, почему Постановлением не предусмотрена головная роль, не представляется возможным. Так или иначе, но проработку этой темы начали проводить и в МРП, и в MOM.
Ключевыми вопросами в системе явилось создание бортовой телевизионной системы высокого разрешения, разработка широкополосной радиолинии передачи разведывательной информации и ее обработки на предмет распознавания объектов.
Очевидно было, что специалисты ОКБ-41 были мастерами значительно более подготовленными к решению этой задачи. Ракетчики лучше проектировали ракетные дела. К установленному сроку КБ «Южное» и МКБ «Стрела», каждое предприятие в отдельности, представили Заказчику свой вариант построения системы ТГР. Заметим одно, пожалуй, главное расхождение в проектах: у КБ «Южное» вес космического аппарата составлял 10 тонн, а у МКБ «Стрела» - 5 тонн. Для выведения на орбиту первого требовалась РН типа «Протон», а для второго можно было обойтись более дешевой - типа Р-7. Казалось бы, одного этого обстоятельства было достаточно, чтобы принять предложение МКБ «Стрела». Но нет! Разгорелась борьба за этот заказ между MOM и МРП.
Председателем межведомственной комиссии был назначен начальник управления ГУКОС генерал-майор В.В. Фаворский. По его настоянию стали искать «недочеты» в эскизном проекте МКБ «Стрела» и нашли. В предложении МКБ «Стрела» использовалась в качестве бортового источника электропитания уже хорошо отработанная атомная электростанция, но наводимая ею радиация могла достаточно быстро вывести из строя оптику бортового обнаружителя. Так действительно могло быть.
[IMG WIDTH=250 HEIGHT=486]http://www.npomash.ru/press/images/tribuna2013/razved2.jpg[/IMG]КБ «Южное» отозвало свой проект, сделало целый ряд доработок и представило проект заново, где КА весил немного меньше 10 тонн, электропитание бортовой аппаратуры обеспечивалось от солнечных батарей.
Несмотря на существенно лучшие характеристики системы, предлагаемой МКБ «Стрела», комиссия приняла «удобное» решение - передать разработку системы в КБ «Южное», но с учетом технических решений МКБ «Стрела» (ОКБ-41). Вместе с тем, ОКБ-41 от участия в работах по системе ТГР исключалось.
Необъяснимое, невероятное, обидное для ОКБ-41 решение привело к тому, что через три года работы по этой теме за ненадобностью были прекращены. Телевизионной глобальной разведке не удалось быть реализованной».
Такие вот «тайны мадридского двора»! А ведь в сложившейся кооперации ОКБ-52/ЦКБМ проект вполне мог бы быть осуществлен!
Закрытие дальнейших работ по системе ТГР не позволило реализовать имевшуюся в те годы возможность создания спутников оперативной космической разведки, что задержало появление таких космических аппаратов в стране на 10-15 лет. Более того, система ТГР была задумана именно как система, которая должна была иметь развитый космический и наземный сегменты, способные оперативно управлять спутниками системы, принимать, обрабатывать и своевременно доставлять информацию потребителю. Надо признать, что ни в советское, ни, тем более, в настоящее время, подобной оперативной многоспутниковой разведывательной системы так и не было создано.
И все-таки эта огромная работа не зря была проделана, она позволила резко развить технику.
Рассчитанные в ходе работ по системе ТГР уникальные длиннофокусные зеркально-линзовые объективы «Комета-11» были использованы в дальнейшем в космической системе «Алмаз» при создании крупнейшего космического фотоаппарата «Агат-1», а материалы по телевизионной системе - при создании телевизионной системы «Лидер» с оптико-механической системой «Изумруд» для автоматической орбитальной станции «Алмаз-Т».
Два этих космических проекта: проект пилотируемой космической системы «Алмаз» и проект космической системы «Алмаз-Т», связывает многое. Прежде всего, предназначение – проведение стратегической космической разведки; второе – то, что проект системы «Алмаз-Т» стал логическим продолжением работ по системе «Алмаз» с существенно улучшенными характеристиками. Есть еще одно общее у этих проектов: оба они не были завершены в том объеме, в котором были задуманы разработчиками, и даже при их реализации в «урезанных» вариантах произошло много драматических событий.
Выводы из прошлого опыта на примерах проектов фирмы В.Н. Челомея говорят о необходимости в современных экономических условиях опираться на оправдавшие себя головные организации. К таким организациям относится Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», сохранившее свои лучшие деловые качества и через много лет после смерти В.Н. Челомея.[/JUSTIFY][JUSTIFY][B]На снимках:[/B] [I]1. Космический аппарат системы ТГР[/I]
[I]2. Схема работы системы ТГР[/I][/JUSTIFY][JUSTIFY][B]Подготовил[/B]
[B]Владимир ПОЛЯЧЕНКО,[/B]
[B]главный научный[/B]
[B]сотрудник НИЦ 00-40.[/B]
Использованы материалы сборника
«Рубежи обороны в космосе и на Земле»[/JUSTIFY][/QUOTE]было такое?
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
[QUOTE]ааа пишет:
У "Союза-ВИ", кстати, тоже был один парашют, а во втором контейнере был люк, через который в случае чего космонавты должны были выпрыгивать с индивидуальными парашютами.
И управляемого спуска не было, только баллистический, только хардкор.
[/QUOTE]вероятно этот люк был и посадочным
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
[QUOTE]ааа пишет:
У них чего, по одному парашюту было?!
[/QUOTE]у Л-1, судя по этому - да
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
[QUOTE]ааа пишет:
У них чего, по одному парашюту было?!
[/QUOTE]вот и меня это заинтересовало, особенно у ЛОКа, ложементы вдобавок, на картинке у него иначе расположены
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
[QUOTE]Leroy пишет:
Из книги "SPACECRAFT"?
[/QUOTE]да, попалась в сети
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
Интересные картинки
 
КСИ (капсулы спуска информации)
 
не эти ли капсулы, испытывали на Ресурсах?
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
с Фотоном, почти всё понятно
УР-500МК: 11К98 и 11К99
 
[QUOTE][JUSTIFY]Одним из последних по времени проектом ракеты-носителя, разрабатываемых под руководством В.Н. Челомея, по всей видимости, был проект УР-530 — универсальной всеазимутальной сверхтяжёлой ракеты со стартовым весом порядка 1200 тонн для выведения на низкую околоземную орбиту тяжёлых спутников весом до 36 тонн. В качестве первой ступени на эту ракету вместо аналогов УР-100 должны были ставиться аналоги гораздо более мощной ракеты УР-100Н.[/JUSTIFY][JUSTIFY]По согласованному с военными замыслу этот носитель должен был решать задачи, аналогичные решаемым американской программой «Спейс-Шаттл». Также эту ракету Владимир Николаевич предполагал использовать в качестве ракеты-носителя для своих любимых ракетопланов.[/JUSTIFY][JUSTIFY]«Так получилась ракета с шифром УР-530. На неё у нас на Филях был разработан эскизный проект, который составил около 30-ти томов. Один том был посвящен экологии», — писал начальник отдела Филиала № 1 ЦКБМ Е.С. Кулага [64].[/JUSTIFY][JUSTIFY]При разработке этой ракеты конструкторы предусмотрели систему дожигания токсичных компонентов топлива, полностью исключавшую загрязнение окружающей среды вредными элементами, что для своего времени было новым прогрессивным шагом в ракетостроении.[/JUSTIFY][JUSTIFY]«Челомей высоко оценил эти работы, и они послужили частичному восстановлению наших отношений… Вместе с тем меня посылали докладывать об этой работе в ЦК КПСС, министерство и ряд НИИ, поскольку экологическая тематика ещё только формулировалась и везде её оценивали должным образом. Проект УР-530 “рассматривали” на всех уровнях очень долго и в конце концов “зарубили” и не дали его реализовать. К тому времени у меня восстановились на почве детоксикации нормальные деловые отношения с Челомеем и при одном из посещений его, после обмена мнениями о проекте УР-530, он начал меня успокаивать, чтобы я не расстраивался из-за того, что завалили проект УР-530. Как будто я был главный конструктор этого проекта. А я действительно переживал из-за этого, — вспоминает Е.С. Кулага. — …Если бы нам в своё время дали возможность осуществить проект УР-530, то не нужно было бы разрабатывать утопическую “Энергию”. И боевые ракеты СС-19 (УР-100Н. — [I]И. Б.), [/I]снятые с боевого дежурства, мы только сейчас начинаем модифицировать в ракету-носитель малого класса “Рокот” для запуска мелких спутников. Всё это делается с задержкой на четверть века. Насколько далеко смотрел Челомей!» [64].[/JUSTIFY][JUSTIFY]Проектными работами по созданию УР-530 руководил В.К. Карраск, проектированием двигательных установок занимался Д.А. Полухин с группой разработчиков, систему управления отрабатывал О.С. Малышев, систему заправки В.И. Зубарев…[/JUSTIFY][JUSTIFY]Ракета-носитель разрабатывалась как двухступенчатая, с несущими топливными баками, с тандемной схемой расположения ступеней.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Использование в конструировании блоков, подобных блокам ракет УР-500К и УР-100Н, позволило обеспечить высокую технологичность конструирования и достаточно высокое весовое совершенство ракеты.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Ускоритель первой ступени был выполнен по пакетной схеме и состоял из центрального блока, вокруг которого были симметрично расположены шесть боковых блоков. На каждом боковом блоке было установлено по четыре двигателя 15Д95, созданных под руководством С.А. Косберга. Ускоритель второй ступени был аналогичен второй ступени УР-500К, но отличался наличием приборного отсека и увеличенной ёмкостью баков. На нём были установлены три двигателя 8Д411Киодин-8Д412К.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Предполагалось, что УР-530 будет и исключительно «чистой» ракетой. Во-первых, при выведении корабля или станции на орбиты с различными наклонениями предусматривалась возможность разворота плоскости траектории по азимуту на участке полёта второй ступени, что значительно ограничивало вероятностное поле падения ускорителя первой ступени. Во-вторых, был разработан комплекс наземных мероприятий, исключающий загрязнение окружающей среды токсичными компонентами топлива. При этом считалось, что продукты сгорания компонентов топлива не содержат в своём составе токсичных составляющих. В-третьих, предусматривалась закольцовка баков трубопроводами увеличенного диаметра, что способствовало более полной выработке топлива в баках. Выброс токсичных составляющих газогенераторных газов наддува баков полностью исключался выбором настройки предохранительных клапанов. В-четвёртых, на этапе пассивного полёта в конструкции ступеней ракеты предусматривалось использование устройств для полного удаления из баков остатков топлива и окислителя [38].
[/JUSTIFY][JUSTIFY]Мероприятия по детоксикации ракеты УР-530 полностью соответствовали международным соглашениям, что было большой заслугой руководителя разработки Генерального конструктора В.Н. Челомея.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Проект ракеты УР-530 не нашёл своего воплощения в металле, но был новым словом в ракетной технике, во многих аспектах не превзойдённым и сейчас, явился важным творческим этапом в деятельности прославленного авторского коллектива.[/JUSTIFY][JUSTIFY]В 1975–1976 годах под руководством В.Н. Челомея на основании приказа министра общего машиностроения СССР были разработаны аванпроекты ещё двух ракет: УР-500МК и УР-530М.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Ракета УР-530М была естественным развитием ракеты-носителя УР-530. Это была сверхтяжёлая трёхступенчатая ракета со стартовым весом в 1400 тонн, экологическая чистота которой достигалась дожигом невыработанных остатков топлива. Предполагалось, что ракета будет способна выводить на низкую околоземную орбиту (около 200 километров) с наклонением 51,6 градуса космические аппараты массой до 42 тонн.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Ракета УР-530М могла выводить на орбиту космические аппараты с весом вдвое большим, чем выводила УР-500К, со всеми далеко идущими возможностями, вроде полёта к Марсу.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Кроме того, эта ракета-носитель могла явиться примером давно задуманной В.Н. Челомеем унификации ракет: ведь в качестве первой ступени этой ракеты использовался блок из шести хорошо отработанных мощных ракет УР-100Н, что приводило к резкому снижению стоимости ракеты.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Двухступенчатая ракета УР-500МК (11К99) отличалась кислородно-керосиновыми двигателями, собранными в пакетную схему с блочной первой ступенью (6 блоков) вокруг второй ступени, с одновременным запуском двигательных установок первой и второй ступеней и переливом топлива.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Эта экологически чистая тяжёлая ракета-носитель со стартовым весом 1000 тонн должна была выводить на низкую околоземную (опорную) орбиту (около 200 километров) с наклонением 51,6 градуса космические аппараты массой до 30 тонн, а на синхронно-солнечную орбиту — до 25,5 тонны.[/JUSTIFY][JUSTIFY]«Применение пакетной схемы позволяло на основе ракеты тяжёлого класса создать ракету среднего класса, образованную из ускорителя II ступени (центрального блока) и трёх боковых блоков вместо шести» [75].[/JUSTIFY][JUSTIFY]Под руководством Владимира Николаевича были выполнены и другие проекты, говорить о которых ещё не пришло время.[/JUSTIFY][JUSTIFY]Можно сожалеть, что последние разработки, сделанные под его руководством, по субъективным причинам (прежде всего из-за резких возражений руководства НПО «Энергия») так и не стали «изделиями», а ведь всё, что выходило из стен его КБ, находило надёжное и долгоживущее воплощение. Часть вооружений, отслужив свои сроки, уступила место более современным, другая часть до сих пор является основой боевой мощи Российской армии.[/JUSTIFY][JUSTIFY]В то же время, «новое — это хорошо забытое старое», — гласит поговорка. Так и забытые в своё время разработки вспомнили относительно недавно, в вовсе не космические 1990-е годы. Конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса выиграл в 1994 году ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. КРК «Ангара», предложенный названным Центром, представляет собой семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъёмности от 1,5 тонны («Ангара 1.1») до 35 тонн («Ангара А7») на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома Плесецк). Правда, на текущий момент запуск ракеты-носителя «Ангара» переносился уже девять раз и запланирован на май 2014 года.[/JUSTIFY][/QUOTE]
Легкий космический самолет
 
[QUOTE]Дмитрий В. пишет:
А что-то более подробное по УР-500МК и УР-530 есть?
[/QUOTE]всё что есть, найденное в сети, по ракетам не искал, у Бодрихина читали?
ОХ, УМОРА 6-я СЕРИЯ
 
Россия отправит на орбиту двух космических туристов в 2021 г.
Цитата


Роскосмос подписал соглашение с американской компанией, предоставляющей услуги в сфере космического туризма, под названием Space Adventure, согласно которому агентство отправит двух пассажиров к Международной космической станции в 2021 г. И в отличие от всех предыдущих космических туристов в этот раз оба пассажира полетят вместе.

Представители Роскосмоса объявили во вторник, 19 февраля, что агентство подписало контракт с компанией Space Adventures, согласно которому обязуется отправить двух космических туристов на одном корабле «Союз» к Международной космической станции, где те проведут непродолжительное время в качестве гостей, после чего будут возвращены обратно на Землю. Третьим на борту трехместного «Союза», вероятно, полетит опытный космонавт, однако решение по этому вопросу еще не принято окончательно, сообщили представители Роскосмоса.

Эта миссия станет первым туристическим полетом к космической станции за последние 12 лет, после полета, совершенного основателем цирка Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Полет Лалиберте, стоимость которого, как сообщается, составила около 35 миллионов USD, был заказан фирмой Space Adventures.

Компания Space Adventures помогала организовать полеты в космос нескольким чрезвычайно богатым туристам на протяжении последних 18 лет. Стоимость каждого из этих полетов составляла десятки миллионов USD. Компания также организовывает полеты на самолетах с пребыванием в состоянии невесомости, организует космические туры и другие развлекательные мероприятия, связанные с космической сферой.

Роскосмос пока не раскрывал никаких подробностей о том, кто именно полетит на борту «Союза» в 2021 г. или сколько будет стоить место на борту корабля. Фирма Space Adventures пока также хранит молчание.
Легкий космический самолет
 
[JUSTIFY][B][IMG WIDTH=350 HEIGHT=265]http://www.npomash.ru/press/images/tribuna2014/first_cosmos.jpg[/IMG]ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ[/B]
[B]Космоплан с ядерно-плазменными двигателями – величайший ракетно-космический проект В.Н. Челомея[/B][/JUSTIFY][JUSTIFY][B][I]Проработки по космической тематике в ОКБ-52 начались после того, как В.Н. Челомей добился объединения коллектива предприятия с коллегами из многопрофильного ГС НИИ-642 в марте 1958 года. В это время в ОКБ-52 успешно продолжались летные испытания стратегической крылатой ракеты П-5 для вооружения отечественных подводных ракетоносцев. Ракеты на них размещались в герметичных цилиндрических контейнерах со сложенными крыльями, которые после старта раскрывались при выходе ракеты из контейнера.
Одновременно шла разработка проектов противокорабельных крылатых ракет (ПКР) для борьбы с все более возрастающей мощью военно-морских сил США.
Но В.Н. Челомей знал, что эти ракеты пока не могут в полной мере противостоять мощи наземных ракетных комплексов и плавучих военно-морских баз в виде многочисленных ударных авианосных соединений вероятного противника.
Нужна была более «длинная рука» глобального масштаба, оснащенная не только мощными средствами поражения, но и обеспеченная информацией о местонахождении потенциальных подвижных надводных и малоразмерных наземных целей. [/I][/B]
[B][I]Такой рукой могли быть только баллистические ракеты, а глобальное информационное сопровождение по целевой обстановке могли гарантированно обеспечивать только орбитальные космические средства.[/I][/B][/JUSTIFY][JUSTIFY]4 октября 1957 года человечество сделало первый шаг в космос. В.Н. Челомей не хотел отставать - возможности коллектива его КБ многократно возросли за счет сотрудников присоединенного ГС НИИ 642 и С.Н. Хрущева, пришедшего на фирму В.Н. Челомея после окончания Московского энергетического института.
В.Н. Челомей понимал, что очередной импульс развитию предприятия, его научно-производственного потенциала может дать только выход на новые направления разработок в части создания космических систем и ракет-носителей для них. В то время в СССР все это являлось монополией ОКБ-1 Госкомитета по оборонной технике во главе с главным конструктором С.П. Королевым. Но входить в космос «с пустыми руками» было нельзя.
Владимир Николаевич решил всемерно активизировать развитие работ по космической тематике максимально используя накопленный опыт по крылатым ракетам для подводных лодок. В то время все «конкуренты» из известных авиационных КБ видели вход в атмосферу с орбиты только на аппаратах крылатой схемы, наружная поверхность которых от воздействия высоких температур покрывалась специальными теплостойкими материалами, что было сложно реализовать для таких аэродинамических форм.
В.Н. Челомей предложил защищать крылатый возвращаемый космический летательный аппарат от воздействия тепла, размещая его внутри простейшего цилиндрического контейнера, складывая крылья и аэродинамические органы управления, т.е. позаимствовав техническое решение, проверенное на крылатых ракетах для подводных лодок.
К концу 1958 года в Реутове была начата работа над первой в ОКБ-52 космической темой «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями».
Результатом работы стала обширнейшая космическая программа, открывающаяся полетом, в том числе с участием человека, к планетам Солнечной системы, в первую очередь к Марсу, на специальной исследовательской космической станции с возвращением крылатых экспедиционных кораблей на советские аэродромы.
В программе рассматривалась система ракет-носителей грузоподъемностью от 7 до 85 тонн под разные задачи.
В проект входил раздел «Военное применение».
В этом разделе содержались материалы по созданию и размещению на околоземных орбитах космических систем различного назначения.
К ним относилась, например, система управляемых спутников-разведчиков, работающих в различных диапазонах электромагнитного спектра излучения для обеспечения целеуказанием боевых ударных космопланов на базе высокоточных маневренных самонаводящихся крылатых ракет.
В этом же разделе определялся облик управляемого маневрирующего космического аппарата наземного базирования - истребителя вражеских спутников-разведчиков.
Завершалась программа проектом системы дальнобойного высокоточного оружия на базе баллистических ракет-носителей с самонаводящейся головной частью, создаваемой на базе технологий аэробаллистических возвращаемых аппаратов-космопланов. В проектных материалах были показаны схемы боевого применения космопланов по морским и малоразмерным наземным целям. На одном из рисунков было четко видно, что уже тогда в качестве малоразмерных целей выступали МБР в шахтах!
Апофеозом проекта был завершающий плакат с картой СССР, на которой условной линией, отстоящей на 4000 километров от границ страны, была очерчена зона, куда ни один вражеский корабль не мог заходить без опасения быть потопленным с помощью этого нового вида оружия на базе ракеты, стартующей с территории СССР.
Масштабы проекта поражали воображение, а достигаемые цели, от решаемых научных проблем до предлагаемых боевых возможностей, впечатляли. Вырисовывалась законченная концепция развития советской космической науки и техники и обеспечения национальной безопасности на многие годы вперед.
Все предложения В.Н. Челомея, изложенные в проекте «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями», базировались на самых последних достижениях отечественной науки, техники и технологии того времени. Особенно эффектно выглядело использование им не только ЭЯРД, но и недавно созданного А.И. Морозовым в ИАЭ АН СССР плазменного ракетного двигателя.
К середине 1959 года проектные материалы в виде комплекта плакатов были готовы. В июле месяце этого же года они были доложены В.Н. Челомеем в его кабинете в Реутове Н.С. Хрущеву. Это произошло во время посещения им ОКБ-52 при награждении предприятия орденом Ленина по случаю сдачи на вооружение Флота крылатой ракеты П-5.
Н.С. Хрущев проникся идеей В.Н. Челомея. Он предложил автору еще поработать над деталями проекта и обсудить его с руководителями привлекаемых к реализации государственных структур для дальнейшего рассмотрения и принятия решения.
В ноябре 1959 года В.Н. Челомеем проводятся консультации со специалистами ЦАГИ, НИИ-1 по схемам построения космических аппаратов-космопланов, двигательным установкам для них, схемам спуска с орбиты и торможения в атмосфере. Эти аппараты служили стержнем проекта, так как обеспечивали спуск в атмосфере внутри специального контейнера маневрирующей посадочной ступени и посадку ее на аэродром после завершения исследовательской миссии, а в варианте боевого применения - высокоточное наведение ее на цель на заключительном этапе атаки.
Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотрела проектные материалы ОКБ-52 по теме «Космоплан» и проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по этому вопросу.
Проект постановления представлялся не только Государственным комитетом Совета Министров СССР по авиационной технике (тт. Дементьев, Челомей), но и еще пятью профильными комитетами, Министерством обороны и Академией наук СССР.
Рассмотренные документы были одобрены.
23 июня 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании управляемых ракетопланов, космопланов, спутников-разведчиков и баллистических ракет с самонаведением.
В Постановлении единый проект «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями» был разделен на самостоятельные темы: «Р», «К», «УС» и «УБ».
Тема «Р» - ракетоплан для осуществления орбитальных полетов вокруг Земли с маневрированием на орбите и посадкой на заданном аэродроме. Этот космический аппарат должен был разрабатываться в беспилотном и пилотируемом вариантах под различные задачи.
Тема «К» - управляемый автоматический беспилотный космоплан для исследования космического пространства и полетов к Луне, Марсу, Венере с возращением на Землю и посадкой на заданном аэродроме.
Аппарат задавался к разработке в двух размерностях орбитального веса: 10-12 и 25 тонн, что стало основой для разработки будущей ракеты-носителя «Протон».
Тема «УС» - управляемый спутник-разведчик для осуществления морской разведки в Постановлении структурно входил в тему «К», но был выделен в отдельную тему, так как создавался применительно к системе реактивного вооружения П-6.
Тема «УБ» - баллистическая ракета с системой самонаведения на последней ступени для поражения кораблей и малоразмерных наземных целей. Для старта использовались существующие типы баллистических ракет в зависимости от требуемой дальности.
Постановление определило основными головными исполнителями работ по комплексу космического аппарата, космоплану, ракетоплану, управляемой баллистической ракете, управляемым спутникам, разведчикам и РН для них – ОКБ-52 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (ГКАТ) (генеральный конструктор т. Челомей).
Для обеспечения работ, предусмотренных Постановлением, в нем отдельным пунктом было разрешено ГКАТ строительство в ОКБ-52 (г. Реутово, Московской области) комплекса лабораторно-исследовательских, производственных и испытательных корпусов: лабораторного (автоматики, телемеханики, электрорадио), приборостроения, общей сборки объектов, лабораторно-конструкторского, двигателей, аэродинамической лаборатории, теплопрочностных испытаний и вспомогательных цехов.
Постановление обязало Мосгорисполком выделить для осуществления предусмотренного строительства земельный участок в г. Реутове Московской области, прилегающий к территории ОКБ-52 ГКАТ с северной и юго-западной стороны, площадью 30 гектаров.
Выход постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР активизировал работу ОКБ-52 с участием широкой привлеченной кооперации по созданию космических систем, ракет-носителей для них и ударных средств с обеспечивающими системами военного назначения.
Можно предположить, что широкое развертывание работ в ОКБ-52 по новой тематике не прошло незамеченным. Особенно это касалось той ее части, которая обеспечивала разработку средств для формирования удаленных рубежей перехвата ударных авианосных соединений - основы агрессивной мощи США.
Над военно-морской армадой, господствующей по всему мировому океану, благодаря предложению В.Н. Челомея, нависла реальная угроза сковывания ранее безграничных возможностей. Ответить симметрично они не могли по той причине, что СССР, как великая континентальная держава, не нуждался в таком количестве военных кораблей, тем более такого ранга.
Ответным ходом американцев, с целью срыва намеченной в СССР программы создания новых эффективных средств противодействия усилению экспансии США на море, стало объявление в 1962 году о немедленном массовом развертывании легких МБР шахтного базирования типа «Минитмен-1», разработка которых в США шла в с 1958 года. Было объявлено, что с 1962 по 1964 год будет поставлено на боевое дежурство 700 ракет с доведением в будущем их числа до 800.
СССР принял этот вызов, и к 1967 году догнал и перегнал Америку по количеству ракет. В этой гигантской по масштабам гонке ведущую роль взял на себя В.Н. Челомей, создав уникальную по своим параметрам ракету УР-100 шахтного базирования.
К сожалению, при этом некоторые направления темы «Космоплан» были закрыты в самом начале проектных работ с целью концентрации сил и средств страны на направлении главного удара – создании отечественных МБР, достойно противостоящих до настоящего времени «Минитменам» различных модификаций.
Однако идея создания «челомеевской линии» сдерживания амбиций ВМС США на расстоянии нескольких тысяч километров от границ России с помощью высокоточных средств наземного базирования, в том числе конвенциального типа, может быть востребована в обозримом будущем наряду с осуществлением полета россиян на Марс.
[B]По материалам мемориального кабинета-музея В.Н. Челомея подготовил Анатолий БЛАГОВ, главный специалист отдела 01-09[/B][/JUSTIFY]
Роль Челомея в космонавтике
 
а иллюминаторы в углублении сделаны специально, чтоб видеть ход посадки
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги