Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
Книги по космонавтике, только новые
 
Цитата
Lesobaza написал:
"Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе 1949 - 2019"
Информация о размерах Кобальта или другим подобным аппаратам, или неизвестные широким массам изображения его имеются?
Изменено: Бальзам Космический - 04.01.2020 16:45:39
Укрощение огня (х/ф, 1972г.). Технические вопросы, Обсуждаем космическую и не только технику, которая присутствует в фильме
 
Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке космонавтов, а также в Кремле...
Укрощение огня (х/ф, 1972г.). Технические вопросы, Обсуждаем космическую и не только технику, которая присутствует в фильме
 
вроде "Молния" на фото[IMG WIDTH=1152 HEIGHT=864]https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRYOUuq1p2tqnLrmfRa5bDCA[/IMG]
Роль Челомея в космонавтике
 
[IMG WIDTH=945 HEIGHT=1680]https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRl42YxHkNE92MtViRPh8dNQ[/IMG][IMG WIDTH=945 HEIGHT=1680]https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRqdW5EuYmMyjnwdlgp4em-A[/IMG]
Роль Челомея в космонавтике
 
[QUOTE]Schwalbe написал:
[QUOTE][URL=/forum/user/42867/]Бальзам Космический[/URL] написал:
ОПС этапа аванпроекта, год не указан[/QUOTE]
Там что, купол?[/QUOTE]
не понятно что там, картинка маленькая, под цифрами нет никаких обозначений... вообще в книге несколько схем различных вариантов станций типа ОПС и все небольшого размера, еле читаются, что очень плохо(((
Роль Челомея в космонавтике
 
Из книги "Огранка Алмазов".
ОПС этапа аванпроекта, год не указан
Изменено: Бальзам Космический - 11.12.2019 00:53:06
Роль Челомея в космонавтике
 
[QUOTE]aaa1 написал:
[QUOTE][URL=/forum/user/42867/]Бальзам Космический[/URL] написал:
Станция "Алмаз-Н"[/QUOTE]
А это откуда? Из "Трибуны"?[/QUOTE]
Статья да, картинки из книги "The Proton Launcher. History and Developments"
[URL=https://psv4.userapi.com/c856424/u21372943/docs/d13/de36b7cf59fb/The_Proton_Launcher_History_and_Developments-Wiley-ISTE_2018.pdf?extra=2HECCg8fvRSmybfueVqlOOvcCak1X7gXmvQJToxSborg5njlp9QK9YBbGEOAejCjk5R35yMpGjLLO3cfhNGow8x9I6dAHJb53PEGdt889dmNdbGLgqu0x0gdzZyu_rpwkyYeIKFhgVm23l0j3gm8QdM&dl=1]The Proton Launcher. History and Developments[/URL]
Изменено: Бальзам Космический - 06.12.2019 21:30:50
Роль Челомея в космонавтике
 
Варианты станции "Алмаз-К"
Роль Челомея в космонавтике
 
Станция "Алмаз-Н"
Роль Челомея в космонавтике
 
[QUOTE]

ОРБИТАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ «АЛМАЗ-Н»

К 35-ЛЕТИЮ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

В год космонавтики невольно вспоминается печальная история проекта орбитальной научной автоматической станции «Алмаз-Н». Запуск этой станции стал бы крупнейшим событием в истории космонавтики, имел бы огромное, без преувеличения, всемирно-историческое и научное значение!

Выбор темы

Работы над проектом были начаты в конце 1974 года и завершились в начале 1976 года.

Крупные открытия тех лет в области астрофизики по своему значению не уступали открытиям в ядерной физике и представляли не только научно-познавательный интерес, но имели и существенное практическое приложение.

Центр тяжести фундаментальных исследований в то время смещался в область астрофизики. Успехи этого направления науки в значительной мере были обусловлены существенным расширением изучаемого диапазона электромагнитных излучений, идущих из глубин Вселенной. Узкий оптический диапазон, долгое время являвшийся единственным источником информации, был дополнен инфракрасным, субмиллиметровым, ультрафиолетовым, рентгеновским и гамма- диапазонами.

Расширение диапазона исследований привело к целому ряду важнейших результатов, таких как открытие радиогалактик, квазаров, пульсаров, «чёрных дыр», инфракрасных звёзд, галактических молекулярных облаков и других космических объектов, о которых человечество ещё не имело объективного представления.

Следующий этап исследования фундаментальных закономерностей явлений, происходящих во Вселенной, потребовал всестороннего комплексного подхода – одновременного наблюдения в широком диапазоне электромагнитного излучения (от радио до гамма). Создание космических комплексов, оснащенных аппаратурой, способной регистрировать электромагнитные излучения в широком диапазоне длин волн – таков был главный путь развития астрофизики.

Важнейшей прикладной проблемой космических исследований являлось тогда изучение Земли, её природных ресурсов и окружающей среды в интересах решения научных и практических народнохозяйственных задач. Для решения указанных задач Приказом МОМ №170 от 15.06.1972 года ЦКБМ была поручена подготовка предложений по созданию на базе системы «Алмаз» орбитальной научной станции.

Выбор указанной системы был обусловлен современным уровнем заложенных в ней решений, высокими техническими характеристиками системы, которые были подтверждены в ходе проведенных летно-конструкторских испытаний. Создание орбитальной станции на базе системы «Алмаз» обеспечивало приоритетное положение СССР в исследованиях по внеатмосферной астрономии и привело бы к новым важнейшим открытиям.

Технические предложения ЦКБМ

Технические предложения ЦКБМ по созданию научной станции «Алмаз-Н» были подготовлены в самом конце 1974 года и в первые же дни января 1975 года были направлены в МОМ и ИКИ АН СССР.

В этих предложениях была использована программа научных исследований, разработанная несколько ранее АН СССР при участии ведущих астрофизиков страны, в том числе академиков В.А. Амбарцумяна, А.Б. Северного, Я.Б. Зельдовича, члена-корреспондента АН СССР И.С. Шкловского и других.

В технических предложениях были представлены:

- программа научных исследований;

- состав комплекса научной аппаратуры;

- основные характеристики станции;

- аэродинамические, баллистические и другие расчёты;

- расчёты стоимости изготовления станции и т.д.

Станция «Алмаз-Н» создавалась на базе серийной пилотируемой станции «Алмаз». Из комплектации станции при этом исключался комплекс спецаппаратуры, система жизнеобеспечения, медико-биологический комплекс и т.д.

Запуск станции на орбиту предполагалось осуществить с помощью ракеты-носителя «Протон».

Срок активного существования станции должен был составить 12 месяцев.

Непосредственными исполнителями технических предложений были Ю.С. Дегтерёв, Б.И. Савельев, Н.Ф. Козлов, Е.А. Зайцев, Н.Ф. Гордеев, Б.М. Васильев, З.Г. Голова, Н.И. Зеленова, В.В. Воронин и другие.

Технические предложения были утверждены Генеральным конструктором ЦКБМ Владимиром Николаевичем Челомеем и директором ИКИ АН СССР Роальдом Зиннуровичем Сагдеевым.

Научная аппаратура станции «Алмаз-Н»

Масса научной аппаратуры на борту станции была поистине впечатляющей – около 6000 кг, из которых 5000 кг приходилось на научную аппаратуру для астрофизических исследований и 1000 кг – на аппаратуру для исследования природных ресурсов Земли.

Для проведения исследований в области гамма-астрономии планировалось установить четыре гамма-телескопа для регистрации излучений разной энергии в диапазоне 0,1 – 5000 МэВ: «Гамма-1», «Наталия-1», «Диск», «Снег-2». Масса телескопа «Гамма-1» составляла при этом 1400 кг.

Для исследований в части рентгеновской астрономии на станции устанавливалась аппаратура для регистрации энергии квантов от 1 КэВ до нескольких сот КэВ: спектрометры РС-17, «Голубь-3», «Голубь-1» и телескоп РТ-6.

Комплекс аппаратуры для исследований в сантиметровом диапазоне (0,25 – 18 см) состоял из 6 радиометров.

На станции предполагалось установить прибор «Трек» для регистрации микрометеорных частиц, определения их масс, кинетической энергии и направления движения.

Бортовой комплекс (шифр «Природа») обеспечивал радиокартирование в СВЧ-диапазоне (10см) и получение изображений подстилающей поверхности Земли в 2-3 участках ИК-диапазона волн (3-12 мкм).

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

Одновременно с разработкой технических предложений МОМ принял участие в подготовке проекта Постановления ЦК КПСС и СМ СССР о создании научной станции на базе системы «Алмаз».

В проекте Постановления предусматривался выпуск эскизного проекта станции в 1976 г., пуск первого лётного изделия в 1979 г. и второго лётного изделия в 1980 г.

Непосредственная разработка проекта Постановления была поручена Ю.С. Дегтерёву, начальнику отдела КБ-1, и Б.И. Савельеву, также сотруднику КБ-1, автору настоящих строк.

Основу проекта Постановления составили технические предложения ЦКБМ в части станции в целом и предложения ИКИ АН СССР в части научной программы и научной аппаратуры.

Разработка проекта Постановления шла в быстром темпе в обстановке обычного для того времени энтузиазма. Все понимали важные задачи и старались не терять ни одной минуты времени.

В один прекрасный день, а точнее, вечер мы с Ю.С. Дегтерёвым приехали в ИКИ АН СССР для подписания проекта Постановления директором ИКИ Р.З. Сагдеевым. Машину отпустили. Она уехала в Реутов.

Нас провели в относительно небольшой зал. За длинным столом уже сидело несколько человек. Мы с Юрием Сергеевичем разместились в самой середине стола и сразу же достали материалы проекта Постановления. Скоро подошёл Р.З. Сагдеев. В то время он был самым молодым академиком АН СССР.

Обсуждение проекта Постановления в ИКИ АН СССР заняло не менее 2-3 часов. Детально прорабатывалась каждая фраза.

Свою подпись под проектом Р.З. Сагдеев поставил только в 8-9 часов вечера. После этого проект Постановления нужно было везти в Реутов. Оставить его в ИКИ означало потерю целых суток. А машины у нас не было. И тут к нам обратился Г.С. Нориманов, заместитель Р.З. Сагдеева: «Берите мою машину, а я домой и на метро доеду».

Это позволило уже с утра следующего дня продолжить работу по подписанию проекта Постановления.

Следующую подпись должен был поставить президент АН СССР М.В. Келдыш, что он и сделал во время приезда к нему Ю.С. Дегтерёва и Р.З. Сагдеева.

Проект Постановления был детальным и объемистым документом.

В его состав входило письмо в ЦК КПСС и СМ СССР, программа научных исследований, перечень головных организаций, план-график создания станции, перечень мероприятий по обеспечению создания станции «Алмаз-Н».

Последний документ имел важнейшее значение для нашего предприятия. На 5-ти страницах «Мероприятий…» предусматривалось:

- строительство в 1975-80 гг. жилых домов ежегодно в количестве 20000 кв.м в г. Реутове (всего 120000 кв.м);

- отвод ЦКБМ земельного участка площадью 20 га в г. Реутове;

- восстановление уже в 1975 г. выплат ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Был даже пункт об увеличении командировочных с 3 рублей до 3 рублей 30 копеек в день.

В первоначальном варианте «Мероприятий…» предусматривалось даже строительство метро в г. Реутове, двух подземных переходов под железной дорогой и т.д.

После М.В. Келдыша подписание проекта Постановления проходило достаточно успешно. Его подписал министр С.А. Афанасьев, Главнокомандующий РВСН В.Ф. Толубко и другие ответственные лица.

После рассмотрения проекта Постановления в МОМе были назначены сроки выпуска эскизного проекта – IV кв. 1976 г., пуска станции научного назначения – 1979 г. и станции народно-хозяйственного назначения – 1981 г.

Сам проект Постановления в мае 1976 г. находился в МОМе вместе с протоколами согласования смежными министерствами, в состав которых входило 19 министерств.

Уже в самом начале 1976 г. в ЦКБМ был определён состав эскизного проекта, включавший 10 томов разработки ЦКБМ и 14 томов смежных организаций.

Увы, но на этом всё и закончилось! Такое впечатление, что динамичный процесс работ по проекту станции натолкнулся на некое препятствие, обойти или преодолеть которое не представлялось возможным.

Это было более чем неожиданное решение «верхов», поскольку оно было принято в период проведения активных работ по созданию ОПС «Алмаз». Летали станции «Салют-3» и «Салют-5». Полет последней, в течение 412 суток, закончился только в августе 1977 года. Решение о прекращении работ по проекту «Алмаз» было принято только в1978 году.

Проект станции «Алмаз-Н» был поддержан выдающимися советскими учеными, академиками с мировыми именами, подписан президентом АН СССР, министром общего машиностроения, лицами, занимавшими важные государственные посты. Проект согласовали 19 министерств!

Такой неожиданный и драматический поворот событий нанёс безусловный ущерб космонавтике, развитию астрофизической науки и науки СССР в целом.

Орбитальная научная станция системы «Алмаз» отвечала всем требованиям своего времени и была способна обеспечить лидирующее положение СССР по внеатмосферной астрономии, привести к новым важнейшим открытиям.

Остаётся только догадываться, кто остановил исторические разработки станции «Алмаз-Н». Понятно, что это было лицо, имевшее высокие государственные полномочия!

 [IMG WIDTH=400 HEIGHT=285]http://www.npomash.ru/press/images/tribuna2011/stancia.jpg[/IMG]

На снимке: Орбитальная обсерватория регистрирует электромагнитные излучения в широком диапазоне длин волн

[RIGHT]Материалы подготовил [/RIGHT]
[RIGHT]Борис Савельев, [/RIGHT]
[RIGHT]отделение 01. 21.05.2011[/RIGHT]

[/QUOTE]
"Федерация" готовится к полёту, ТПП, изготовление, испытания...
 
что за испытания
Семейство КА Зенит
 
[QUOTE]Salo написал:
Среди отличий Фотона-М от Фотона ДМП не значатся (стр.99):[/QUOTE]
Помимо Бионов, Фотонов и Янтарей, ДМП вполне вероятно были ещё на Ресурсах, на одном из Зенитов отрабатывался ДМП для Восхода. Вот интересно, а был ли подобный двигатель у Янтаря-1КФТ
Иранский космос
 
Иран хочет отправить астронавта в космос
Цитата
МОСКВА, 5 окт – РИА Новости. Министр информационных и коммуникационных технологий Ирана Джавад Азари Джахроми заявил, что Иран намерен отправить своего астронавта в космос, однако Тегерану потребуется помощь других стран, сообщает агентствоMehr.

"Мы должны отправить иранского космонавта в космос, это будет осуществлено в сотрудничестве с другими странами", - заявил Джахроми, выступая в субботу на церемонии по случаю Всемирной недели космоса.

"США в одночасье ввели санкции в отношении трех крупных космических ведомств, но санкциям не удастся остановить иранских ученых", - добавил он.

Министерство финансов США 3 сентября сообщило о введении санкций против космических ведомств Ирана. Под ограничительные меры попали исследовательский институт астронавтики, космическое агентство и иранский центр исследования космоса. Госсекретарь США Майк Помпео в своем заявлении пояснил, что введение санкций против иранского гражданского космического агентства обусловлено его активностью в части поддержки и развития баллистической ракетной программы.

В США утверждают, что технологии для запуска в космос ракет, разработанные в рамках гражданской космической иранской ядерной программы, практически идентичны и могут быть использованы с технологиями для баллистических ракет. В частности, речь идет о ступенях ракеты, системе запуска двигателей верхней ступени и системах управления полета многоступенчатой ракеты.
вопросы по истории-3, некоторые вопросы приоритетов
 
интересные картинки, в статье
[URL=http://www.thespacereview.com/article/3536/1]Self-defense in space: protecting Russian spacecraft from ASAT attacks[/URL]
[IMG WIDTH=600 HEIGHT=451]http://www.thespacereview.com/archive/3536b.jpg[/IMG]
[IMG WIDTH=600 HEIGHT=859]http://www.thespacereview.com/archive/3536d.jpg[/IMG]
Семейство КА Зенит
 
была ли у Зенитов "мягкая посадка" на постоянке или только во время такого испытания
Роль Челомея в космонавтике
 
взято из [URL=https://docplayer.ru/61963520-Aerokosmicheskie-tehnologii-2009.html]Аэрокосмические технологии, 2009[/URL] страницы 69-82
В.А. Поляченко "ПЕРВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ОКБ В.Н. ЧЕЛОМЕЯ"
Рассматриваются разработки ракетно-космических систем, выполненные в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. Показано,  что  заложенные  в  них  научно-технические идеи и принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время
Изменено: Бальзам Космический - 22.09.2019 22:01:41
Роль Челомея в космонавтике
 
К началу апреля 1960 года были подготовлены проекты, как ракет-носителей, так и космических аппаратов нескольких модификаций, с которыми Челомей решил выйти в Правительство, имея в виду выпуск Постановления об их разработке (рис. 2а, 2б). Это было семейство  ракет  А-300,  А-300-1,  А-300-2,  А-2000.  Отличались  они размерами, стартовым весом: от 300 до 1950 тонн, количеством ступеней, имели полезную нагрузку от 8 до 85 тонн. Жидкостные ракетные двигатели были конструкторов Госкомитета по авиатехнике Кузнецова Николая Дмитриевича, Туманского Сергея Константиновича на  керосине-кислороде,  Архипа  Михайловича  Люльки  на водороде-кислороде. Кроме  того,  было  семейство космических  аппаратов,  которые  должны  были  обеспечить  как  дальние  полеты  к планетам, так и ближние для решения околоземных насущных задач.
Наиболее подходящий КК для России
 
не нашёл другого места, поэтому тут[QUOTE]УДК 629.76 П.А. Ананьев, А.В. Благов ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Дано краткое описание и анализ проектного предложения многоразового возвращаемого космического аппарата для пилотируемых туристических полетов экипажа из шести человек. Рассматривается многоразовый возвращаемый космический аппарат (МВА), предназначенный для пилотируемых туристических полетов экипажа из шести человек (4 туриста и 2 пилота). Длительность полета в автономном режиме и в связке с орбитальной станцией не более двух суток. Разработка ведется на основе ряда аналогов, в числе которых транспортная космическая система (ТКС) «Алмаз», КА «Аполлон», «Союз». Аппарат выводится на орбиту фазирования высотой 200 км и наклонением 52? ракетоносителем «Днепр», затем по эллиптической траектории переходит на рабочую орбиту высотой 350 км. После этапа ближнего наведения аппарат стыкуется с модулем орбитальной станции (ОС). После окончания этапа совместного полета с ОС аппарат отделяется от станции и выдается тормозной импульс схода с орбиты (система дублирована). Далее отделяется орбитальный отсек и аппарат ориентируется для входа в атмосферу. После входа в атмосферу (на высоте 80 км от поверхности Земли) начинается этап управляемого полета. На высоте 12,5 км (аппарат движется со скоростью 250 м/с) отстреливается крышка парашютного отсека и с помощью катапульты выбрасывается вытяжной парашют, который в свою очередь выводит тормозной парашют (система дубли- рована). После окончания работы тормозного парашюта на высоте 7 км (аппарат движется со скорость 70 м/с) тормозной парашют вытягивает основную парашютную систему. Каскад из трех парашютов гасит скорость до 15 м/с у поверхности Земли. На высоте 2 м от Земли срабатывают двигатели мягкой посадки, бокового сноса, отстреливаются парашюты и переходной люк на лобовом щите. Переходной люк вытягивает воздушно-магнитную подушку. Воздушно-магнитная подушка разворачивается посредством наполняющего ее газа и гасит остаточную скорость (до 2 м/с), используя импульсное магнитное поле в момент контакта подушки с Землей. При срабатывании система аварийного спасения (САС), или в случае неполного раскрытия парашютной системы (возможно также нераскрытие одного из парашютов) сбрасывается агрегатный отсек (входящий в состав МВА). Данная операция возможна только на этапе парашютирования, поскольку агрегатный отсек образует с командным модулем единый теплоизоляционный контур. Основные задачи проектирования – обеспечение безопасности, минимальной стоимости и комфортабельности полета. Безопасность достигается обеспечением максимальной надёжности и простоты работы всех систем. Не ис- пользуются токсичные материалы. Выбираются зарекомендовавшие себя практикой инженерные решения. Для достижения минимальной стоимости полетов применяется повторное использование ряда систем и агрегатов. В частности, повторно используются теплозащитные покрытия. По предварительным расчетам ресурс их использования составляет 100 полетов. Многоразовость достигается также повторным использованием СЖО, двигателей схода с орбиты, СУ. Рентабельность туристических полетов достигается привлечением большого количества клиентов. Полеты будут происходить на вы- соте порядка 200-350 км от Земли и выше (в зависимости от текущего положения МКС), т.е. в открытом космосе. Именно в этом их привлекательность. Комфортабельность туристических полетов достигается за счет решения следующих вопросов. Обеспечение минимальных перегрузок. Хорошая осведомленность туристов о фазах полета. Хорошая подготовка туристов. Большие объемы жилых помещений. КА состоит из двух отсеков: возвращаемый аппарат (ВА) и ор- битальный отсек. Орбитальный отсек увеличивает жилой объем и служит как шлюзовая камера (рис.1). Аэродинамическая схема ВА – сегментально коническая. Балансировочный угол атаки 28 , что обеспечивает качество 0,44. Из соображений обеспечения многоразовости максимального количества узлов и агрегатов КА в состав ВА включен приборно-агрегатный от- сек. Конструктивно ВА также разбит на два отсека – командный и служебный. Отсеки образуют общий контур ВА. Предусмотрена система аварийного спасения САС, которая срабатывает при неполном раскрытии куполов или вообще при нераскрытии одного парашюта из каскада. Тяговооружённость ВА определяют 4 маршевых ЖРД с тягой по 200 кГ (общая тяга 800 кГ), 6 ЖРД ориентации и стабилизации для управления КА по курсу и тангажу и создания малого импульса на этапе ближнего наведения и стыковки с тягой по 30 кГ. Работают в связке по два (тяга связки 60 кГ). Два выдвигающихся ЖРД для создания противоположного по отношению к направлению действия маршевых двигателей импульса скорости с тягой по 60 кГ (общая тяга 120 кГ). 8 ЖРД ориентации и стабилизации для управления КА по крену с тягой по 60 кГ (тяга связки 120 кГ). Также могут создавать боковую составляющую скорости. Система дублирована. Работает на двухкомпонентном топливе с вытеснительной системой подачи. Шесть твердотопливных двигателей мягкой посадки гасят вертикальную составляющую скорости до 15 м/с. Шесть твердотопливных двигателей, гасят боковой снос до 6 м/с. Для обеспечения сохранности теплозащиты перед посадкой на Землю выбрасывается воздушно-магнитная подушка. Использование подушки позволяет погасить оставшуюся после срабатывания ДМП вертикальную скорость ВА и не допустить прямого контакта поверхности лобового щита с Землей.
[/QUOTE]
Изменено: Бальзам Космический - 13.09.2019 00:55:54
Космические музеи
 
Секретный космический самолет «приземлился» недалеко от Новороссийска в Архипо-Осиповке
Цитата
В Музее космонавтики в Архипо-Осиповке появился новый уникальный экспонат – единственный в мире натуральный макет космического самолета.

Связь между Архипо-Осиповкой и космической отраслью самая прямая - на протяжении многих лет здесь проходит послеполетная реабилитация советских и российских космонавтов.



- В 1975 году, параллельно с разработкой системы «Спейс-Шаттл» в США, в СССР работали над подобным проектом «Энергия-Буран». Оба аппарата были большими и тяжелыми. В это же время советский конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда Владимир Челомей предложил учиться летать в космос на легких небольших самолетах и спроектировал ЛКС.


Однако по ряду причин проект не был реализован на практике. Время доказало, что тот самый аппарат мог стать колоссальным прорывом, опережающим время.
Передняя часть корабля - это именно та историческая кабина, которая в 1980 году была представлена руководству нашей страны. Все остальное воссоздано по секретным чертежам.


Самолет длиной 18,75 метров предназначен для 16 пассажиров-посетителей. На борту можно познакомиться с историей аппарата, проиллюстрированной на стендах, и изучить его изнутри. Не покидая самолета, можно побывать в других странах и даже в космосе, потому что внутри ЛКС есть очки виртуальной реальности, - рассказывает подробности пресс-служба администрации Геленджика.
Космические музеи
 
Открытие Легкого космического самолета.

Полноразмерный макет легкого космического самолета, разработка которого была закрыта с началом создания «Бурана», установили в музее космонавтики в селе Архипо-Осиповка в районе Геленджика. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе предприятия-разработчика самолета – НПО Машиностроения.

«Историческую кабину, оставшуюся от первоначального макета 1970-80-х годов, мы передали в музей космонавтики, где специалисты по оставшимся чертежам восстановили единственный в мире макет легкого космического самолета разработки академика Владимира Челомея», — рассказали в пресс-службе предприятия.
Разработкой крылатых орбитальных многоразовых пилотируемых космических кораблей в ОКБ Челомея (сейчас НПО Машиностроения) занялись в 1960-е годы. В 1976 году, в СССР было принято решение о создании многоразовой транспортной космической системы.ОКБ предложило вариант легкого космического самолета. Уже 1980 году был изготовлен полноразмерный макет легкого космического самолета. Однако в 1982 году работы по созданию самолета были прекращены пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран».

«Легкий космический самолет разрабатывался с учетом возможности его применения как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. Были тщательно проработаны вопросы обеспечения безопасности экипажа на старте, на всех участках полета и после приземления при возникновении нештатных ситуаций. Легкий космический самолет должен был решать комплекс военных и научно-прикладных задач», — пояснили в НПО Машиностроения.

Установленный в музее макет космического корабля можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. Вместимость кабины рассчитана на 16 человек.
В музее пилотируемой космонавтики в Архипо-Осиповке представлены 22 макета ракет-носителей и автоматических станций «Луна-1», «Луна-3», луноход и искусственные спутники Земли, макет космического корабля «Союз-ТМА», спускаемый аппарат космического корабля «Союз-30», интерактивный физический аналог корабля «Восток», кино- и фотоаппаратура, используемая в космосе, полетные костюмы экипажей и различные типы скафандров космонавтов.

Особенностью легкого космического самолета стало использование теплозащитного покрытия, применявшегося на многоразовом возвращаемом аппарате комплекса «Алмаз». Данная теплозащита обеспечивала сто циклов возврата из космического пространства. Кроме этого, она была гораздо дешевле и надежнее плиточного покрытия «Бурана» и «Спейс Шаттла». Также от «Алмаза» должны были «перекочевать» системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, управления и тому подобное.

К сожалению, среди наших ведомств и министерств заказчика на гражданский транспорт не нашлось, тогда Челомей В.Н. развернул программу, которую Велихов Е.П., всемирно известный академик, назвал «Звездные войны». Проект был весьма смелым и ошеломляющим. Были выпущены тех. предложения по ЛКС в 25 томах, а также техническое предложение по созданию космического флота из легких космических самолетов в 15 томов. Сам ЛКС предлагалось создать в течение четырех лет. Данные предложения поддержки у руководства Минобороны и отрасли не нашли. Несмотря на это, Челомей В.Н. в инициативном порядке разработал эскизный проект космического самолета. Основное внимание в проекте уделялось военному применению легкого космического самолета. В качестве основной задачи было обозначено выведение на околоземную орбиту лазерного оружия для предотвращения ядерного нападения. При этом на орбиту необходимо вывести было 360 орбитальных самолетов с лазерным оружием на борту. При этой «скорострельности» собирались довести до 90 запусков «Протонов» в год. Естественно, чтобы обеспечить дежурство легких космических самолетов на орбите в течение продолжительного времени, запускаться должны были беспилотные аппараты. В то же время, в случае снижения до безопасных пределов уровня военного противостояния, лазерное оружие возвращалось на Землю. Фактически данное предложения было «челомеевским» ответом на американскую СОИ (стратегическая оборонная инициатива).

В 1980 году на основании результатов эскизного проектирования изготовили полноразмерный макет легкого космического самолета.

Такое предложение, естественно, заинтересовало и военных, и руководителей СССР, которые были обеспокоены развертыванием СОИ. В сентябре 1983 года создали государственную комиссию по защите проекта легкого космического самолета. В состав комиссии вошли представители Минобороны, электронной промышленности, общего машиностроения, Александров А.П., Президент Академии наук СССР, и другие. Главным оппонентом на защите выступил Кисунько Г.В., генеральный конструктор систем ПРО, поскольку создание флота легких космических самолетов с лазерным оружием обесценивало наземные средства противоракетной обороны. По сути, Кисунько отстаивал собственные узковедомственные интересы. Тем не менее, он смог привлечь военных на свою сторону, и правительственная комиссия решила прекратить работы по ЛКС.

Дальнейшие работы были прекращены в пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», а силы КБ были направлены на работы по космическому комплексу станции и корабля «Алмаз». В интересах секретности изготовленный макет ЛКС был разобран, а техническая документация засекречена. До настоящего времени сохранилось несколько фотографий макета легкого космического самолета Челомея.

Возможно, если бы работы по легкому космическому кораблю не прикрыли, сейчас в России имелся бы мобильный и сравнительно дешевый многоразовый транспортный корабль, который бы не постигла судьба «Бурана» (стоит на приколе). Однако трудно представить, чтобы Глушко В.П. позволил использовать ЛКС Челомея для снабжения своих орбитальных станций.

Технические характеристики:
Разработчик – МКБ Машиностроения (КБ Челомея В.Н.), 1980 год;
Длина ЛКС – 18,75 м;
Высота – 6,7 м;
Размах крыла — 11,6 м;
Длина отсека полезной нагрузки – 6,5 м;
Диаметр отсека полезной нагрузки – 2,5 м;
Масса полезной нагрузки – 4,0 тонны;
Масса самолета с АДУ САС – 25,75 тонны;
Контрольная масса на орбите (при наклонении 51,65 градуса на высоте 220-259 км) – 19,95 тонны;
Масса на посадке – 18,5 тонны;
Запас топлива для маневрирования – 2,0 тонны;
Максимальная продолжительность полета в пилотируемом варианте – 1 месяц;
Максимальная продолжительность полета в беспилотном варианте – 1 год;
Боковой маневр при снижении в атмосфере +/- 2000 км;
Максимальная скорость при посадке – 300 км/ч;

Изменено: Бальзам Космический - 12.09.2019 15:04:07
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги